Дело № 2-446/2010г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
р.п. Благовещенка ДД.ММ.ГГГГ
Благовещенский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего Сокол Е.А.,
при секретаре Крячуновой К.А.,
с участием прокурора Мелентьева. А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Благовещенского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Дошкольному образовательному учреждению Степнооозерский муниципальный детский сад «Золотая рыбка» Центра развития ребенка Благовещенского района Алтайского края о понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
Благовещенский межрайонный прокурор обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ с иском в интересах неопределенного круга лиц к Дошкольному образовательному учреждению Степнооозерский муниципальный детский сад «Золотая рыбка» Центра развития ребенка Благовещенского района Алтайского края (сокращенное наименование ДОУ «Центр развития ребенка 1 категории») в котором просил обязать дошкольное образовательное учреждение получить санитарно-эпидемиологическое заключение на песок, используемый в песочницах учреждения, оборудовать песочницы соответствующими крышками, а также разработать специальную программу обучения пожарно-техническому минимуму, которую согласовать с территориальным органом государственного пожарного надзора. Также истец просил установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий.
В обоснование указанных требований прокурор ссылался на то, что Благовещенской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического, а также противопожарного законодательства в дошкольных образовательных учреждениях Благовещенского района Алтайского края.
В ходе проверки установлено, что дошкольное образовательное учреждение Степнооозерский муниципальный детский сад «Золотая рыбка» Центра развития ребенка Благовещенского района Алтайского края (далее - ДОУ) на своих игровых площадках имеет восемь песочниц, предназначенных для игры воспитанников.
Согласно ч.1 ст.28 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон) в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
В соответствии со ст.3 Закона, законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В силу п.2 Постановления Правительства РФ от 24.07.2000 № 554 «Об утверждении Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, являются государственные санитарно-эпидемиологические правила (санитарные правила, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, гигиенические нормативы).
В соответствии с п.2.1.16 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 26.03.2003 №24 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.1249-03» ежегодно, весной, на игровых площадках проводят полную смену песка, имеющего санитарно-эпидемиологическое заключение. Песочницы на ночь закрывают крышками. В теплое время года 1 раз в месяц песок исследуют на степень биологического загрязнения. При обнаружении возбудителей кишечных инфекций, гельминтозов и других примесей, опасных для здоровья детей, проводят смену песка.
При таких обстоятельствах песок, используемый ДОУ на игровых площадках, а также в песочницах, должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение. Кроме того, сами песочницы должны быть оборудованы крышками.
Вместе с тем проверкой установлено, что песок, используемый в песочницах ДОУ, не имеет санитарно-эпидемиологического заключения, а сами песочницы не имеют соответствующих крышек.
Таким образом, отсутствие крышек на песочницах и соответствующего заключения на песок нарушает действующее законодательство, создает угрозу для жизни и здоровья воспитанников ДОУ, т.к. способствует неконтролируемому доступу животных, птиц и возникновению кишечных инфекций, гельминтозов и других болезней, опасных для здоровья детей, а сам песок может содержать в себе возбудителей различных болезней и опасные примеси.
Кроме того, в соответствии с п.1 Приказа МЧС РФ от 12.12.2007 №645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» нормы пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» (далее -Нормы пожарной безопасности, НПБ) устанавливают требования пожарной безопасности к организации обучения мерам пожарной безопасности работников организаций, при этом под организацией в настоящих Нормах пожарной безопасности понимаются органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Пункт 4 HПБ устанавливает, что основными видами обучения работников организаций мерам пожарной безопасности являются противопожарный инструктаж и изучение минимума пожарно-технических знаний (далее -пожарно-технический минимум).
Согласно п.п. 35,39,40 НПБ обучение пожарно-техническому минимуму организуется как с отрывом, так и без отрыва от производства. По разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам пожарно-технического минимума непосредственно в организации обучаются, в том числе, педагогические работники дошкольных образовательных учреждений. Обучение по специальным программам пожарно-технического минимума непосредственно в организации проводится руководителем организации или лицом, назначенным приказом (распоряжением) руководителя организации, ответственным за пожарную безопасность, имеющим соответствующую подготовку.
В соответствии с п.п.51,52,53 НПБ специальные программы разрабатываются и утверждаются администрациями (собственниками) организаций. Согласование специальных программ иных организаций (т.е. организаций, которые не находятся в ведении федеральных органов исполнительной власти) осуществляется территориальными органами государственного пожарного надзора.
В соответствии с положениями Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - ФЗ) настоящий Федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане).
При этом в соответствии с положениями указанного ФЗ нормативные документы по пожарной безопасности есть национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности V Статья 2 ФЗ устанавливает, что законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Таким образом, в ДОУ должна быть разработана специальная программа обучения пожарно-техническому минимуму, согласованная с территориальным органом государственного пожарного надзора.
Вместе с тем проверкой установлено, что в ДОУ указанная выше программа отсутствует, что нарушает вышеприведенные положения противопожарного законодательства, создает угрозу жизни и здоровью воспитанников, персонала и иных лиц, находящихся в ДОУ и на территориях последнего.
Истец указал, что поскольку учредителем ДОУ является администрация Благовещенского района Алтайского края, а также то, что рассмотрение судом настоящего искового заявления может повлиять на права или обязанности учредителя, целесообразным представляется привлечение администрации района в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
На основании и во взаимосвязи с ч.1 ст.45 ГПК РФ и п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в исках предъявленных в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем неопределенного круга физических лиц, поскольку действует в их интересах в рамках полномочий, предоставленных ему законом, для предупреждения причинения вреда неопределенному кругу лиц.
В судебном заседании прокурор Мелентьев А.А. исковые требования уменьшил, отказался от требований о получении ответчиком санитарно-эпидемиологического заключения на песок и о разработке программы обучения пожарно-техническому минимуму, согласованной с территориальным органом государственного пожарного надзора, поскольку данные требования ответчиком исполнены добровольно. Требования в части оборудования песочниц ДОУ соответствующими крышками поддержал и просил суд установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст. 206 ГПК РФ.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Рыжкова М.С. пояснила, что требования прокурора являются законными. Администрацией района принимаются меры, направленные на устранение нарушений требований санитарно-эпидемиологической и пожарной безопасности в ДОУ района. Срок, указанный прокурором приемлемый.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика Березовой Е.И., надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что действительно песочницы ДОУ не оборудованы крышками, что создает угрозу для жизни и здоровья воспитанников ДОУ, т.к. способствует неконтролируемому доступу животных, птиц и возникновению кишечных инфекций гельминтозов и других болезней, опасных для здоровья детей.
Согласно п. 3.13. постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010г. №91 «Об утверждении Сан.Пин 2.4.1.2660-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», ежегодно весной, на игровых площадках проводится полная смена песка. Вновь завозимый песок должен соответствовать гигиеническим, микробиологическим, санитарно-химическим, радиологическим показателям. Песочницы в отсутствии детей необходимо закрывать во избежание загрязнения песка (крышками или полимерными пленками, тентами или другими защитными приспособлениями). При обнаружении возбудителей паразитарных болезней, кишечных инфекций и других примесей, опасных для здоровья детей (химических, механических, радиологических) проводят смену песка.
Согласно экспертному заключению № от ДД.ММ.ГГГГ, выданному Филиалом ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае» в Кулундинском, Благовещенском, Суетском и Табунском районах, пробы песка из песочницы на игровой площадке ДОУ соответствуют требованиям санитарных норм и правил.
Также в судебном заседании установлено, что ДОУ разработана учебная программа обучения пожарно-техническому минимуму для воспитанников ДОУ, и согласована с территориальным органом государственного пожарного надзора.
Как следует из материалов дела, исковые требования прокурора основаны на действующем законодательстве Российской Федерации, являются законными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Иск Благовещенского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать Дошкольное образовательное учреждение Степнооозерский муниципальный детский сад «Золотая рыбка» Центра развития ребенка Благовещенского района Алтайского края в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать 8 /восемь/ песочниц крышками или полимерными пленками, тентами или другими защитными приспособлениями, во избежание загрязнения песка.
Взыскать с Дошкольного образовательного учреждения Степнооозерский муниципальный детский сад «Золотая рыбка» Центра развития ребенка Благовещенского района Алтайского края государственную пошлину в доход бюджета Благовещенского района Алтайского края в сумме 200 руб.
Решение в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Благовещенский районный суд.
Судья: Е.А. Сокол