Решение о признании незаконным действия прокуратуры



ДЕЛО № 2-507/2010

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

р.п. Благовещенка 18 октября 2010 года

Благовещенский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего Волоховой Н.В.

при секретаре Козырко Г.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ОАО «МРСК Сибири» о признании незаконными действий прокуратуры Благовещенского района Алтайского края,

УСТАНОВИЛ:

Во исполнение указания прокуратуры Алтайского края №27-30-2010 от 26 июля 2010 года Благовещенской межрайонной прокуратурой Алтайского края проведена проверка соблюдения федерального законодательства в сфере антитеррористической деятельности объектов энергоснабжения.

10 августа 2010 года Благовещенской межрайонной прокуратурой Алтайского края в адрес и.о. заместителя генерального директора - директора филиала ОАО «МРСК Сибири»-«Алтайэнерго» Корнеева Е.А. вынесено представление № 02-08-2010 обустранении нарушений федерального законодательства в сфере антитеррористической защищенности объектов энергоснабжения, в котором указано, что принятые меры по обеспечению безопасности Благовещенских РЭС не в полном объеме соответствуют уровню антитеррористической защищенности ипредъявленным требованиям.

ОАО «МРСК Сибири» обратилось в суд с заявлением, в котором просит признать действия Благовещенской межрайонной прокуратуры Алтайского края по
вынесению представления № 02-08-2010 от 10.08.2010г. незаконными, ссылаясь на то, что этим представлением прокуратура незаконно возложила на них обязанность по устранению нарушений изложенных в представлении, которые, по мнению заявителя, не обоснованны и не соответствуют нормам действующего законодательства.

Дело рассмотрено в отсутствии прокурора Савостина Е.С., вынесшего представление.

Представитель заявителя Савинкова А.Ю. в судебном заседании настаивал на заявленных требованиях.

Прокурор Лапшин Р.В. в судебном заседании пояснил, что вынесенное прокуратурой представление является законным и обоснованным. В связи с тем, что нарушения закона, указанные в представлении, заявителем до настоящего времени не устранены, прокуратурой подготовлен иск.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежат безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Из изложенного следует, что представление прокурора должно содержать ссылки на нормативные акты, требования которых нарушены, из текста представления должно следовать, какие меры должны быть предприняты для устранения нарушений закона.

Оспариваемое представление прокурора не в полной мере соответствует указанным требованиям закона.

Указывая в представлении на необходимость оборудования объектов Благовещенских РЭС охранно-пожарной сигнализацией, кнопкой тревожной сигнализации, автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, представление не содержит в себе ссылки на нормативные акты, которые были нарушены заявителем и которые обязывали бы заявителя провести такие мероприятия.

Кроме того, указание в представлении о том, что все объекты Благовещенских РЭС должны быть оборудованы кнопкой тревожной сигнализации не основаны на законе.

Оборудование объектов кнопкой тревожной сигнализации предусмотрено Руководящим документом 78.36.003-2002 («Инженерно-техническая укрепленность. Технические средства охраны. Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных посягательств), утвержденного Министром внутренних дел 06 ноября 2002 года. Действие этого документа распространяется на объекты различных форм собственности, охраняемые или подлежащие передаче под охрану подразделениям вневедомственной охраны при органах внутренних дел (далее - подразделения вневедомственной охраны) на территории Российской Федерации.

Однако, объекты электроэнергетики не указаны в перечне объектов, подлежащих обязательной охране подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации, который утвержден Распоряжением Правительства РФ № 1629-р от 02.11.2009г.

Следовательно, государственная охрана объектов Благовещенских РЭС возможна и другими органами, в том числе ведомственной охраной на основании заключенных договоров (абзац 2 ст. 8 Федерального закона «О ведомственной охране»). В этом случае требование прокурора о необходимости оборудования объектов Благовещенских РЭС кнопкой тревожной сигнализации не основано на законе.

Не основано на законе и требование прокурора в представлении об оборудовании объектов Благовещенских РЭС автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией.

Действительно, согласно приказу МЧС РФ от 18.06.2003 года № 315 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией. (НПБ 110-03)» - объекты электроэнергетики подлежат защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией.

Объекты электроэнергетики перечислены в таблице № 2 и п. 4 таблицы № 4.

В соответствии с п. 1 НПБ 110-03 объекты, не относящиеся к государственному и муниципальному имуществу, перечисленные в пунктах 1, 2, 7 таблицы 1, пунктах 1 - 8 таблицы 2, пунктах 1 - 15, 16.1, 17.1, 19, 20 таблицы 3, пунктах 1 - 8 таблицы 4
приложения настоящих норм, допускается оборудовать автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС) без устройства автоматического пожаротушения (АУПТ). При этом на указанных объектах должна быть обеспечена безопасность находящихся в них людей и устранена угроза пожара и его опасных факторов для других лиц, что должно быть подтверждено соответствующими расчетами, а применяемое в АУПС оборудование должно отвечать современным требованиям.

На объектах, перечисленных выше, взамен АУПТ также могут предусматриваться автономные установки пожаротушения для защиты отдельных пожароопасных участков.

Объекты Благовещенских РЭС не относятся к объектам энергоснабжения указанных в таблицах № 2 и № 4 НПБ 110-03. Соответственно не требуется оборудование данных объектов автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией.

Указание прокурором в представлении о необходимости государственной охраны объектов Благовещенских РЭС и требование об устранении нарушений по этому вопросу является законным и обоснованным.

Закон РФ «О безопасности» определяет, что безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Согласно ст. 8 указанного Закона систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.

Одним из таких законодательных актов, регламентирующих отношения в сфере безопасности, на основании Конституции РФ (п.п. «е», «ж» ст. 114), постановления Верховного Совета РФ № 2488-1 от 11.03.1992г. является постановление Правительства РФ № 587 от 14.08.1992г., которым утвержден Перечень объектов, подлежащих государственной охране.

Согласно п. 21 этого Перечня государственной охране подлежат объекты
электроэнергетики - гидроэлектростанции, государственные районные
электростанции, тепловые электростанции, гидроаккумулирующие
электростанции, электрические подстанции, геотермальные станции, объекты
передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в
электроэнергетике и сбыта электрической энергии, к числу которых в силу
требований данной нормы законодательства относится Благовещенских РЭС, в состав которых входят пять
сетевых участков: ПС-110/10 кВ № 3 «Благовещенская», транзитная; ПС-110/35/10 кВ № 33 «Гляденьская», тупиковая; ПС-110/10 кВ № 13 «Леньковская», транзитная; ПС-110/10 кВ № 20 «Новокулундинская», тупиковая; ПС-110/10 кВ «Верх-
Суетская», транзитная (согласно п. 2 Методических рекомендаций по определению предварительных параметров выдачи мощности строящихся (реконструируемых) генерирующих объектов в условиях нормальных режимов функционирования энергосистемы, учитываемых при определении платы за технологическое присоединение таких генерирующих объектов к объектам электросетевого хозяйства», утвержденных Приказом Минпромэнерго РФ № 216 от 30.04.2008г. под обозначением «ПС» понимается электрическая подстанция).

Включение указанных объектов в Перечень согласуется и со ст. З
Федерального закона от 26.03.2003г. № 35-Ф3 «Об электроэнергетике»,
предусматривающей, что электроэнергетика является основой функционирования экономики и жизнеобеспечения. Значимость
электроэнергетики и обуславливает необходимость установления
государственной охраны ее объектов.

Таким образом, в силу вышеизложенного объекты Благовещенских РЭС подлежат государственной охране.

В связи с чем суд не принимает во внимание доводы заявителя о том, что законом не предусмотрена государственная охрана электрических подстанций.

Действительно, объекты электроэнергетики, в том числе и электрические подстанции, не указаны в Федеральном законе «О государственной охране» как объекты, подлежащих государственной охране (ст.ст. 1, 6).

Однако, в данном Федеральном законе отсутствует указание на то, что приведенный перечень охраняемых объектов, подлежащих государственной охране, является исчерпывающим, что позволяет сделать вывод о возможности закрепления иных объектов, подлежащих государственной охране, в порядке, установленном другими федеральными законами.

При таких обстоятельствах, утверждения заявителя о незаконности требований прокурора в части нарушения заявителем закона в части государственной охраны объектов Благовещенских РЭС и требование об устранении этих нарушений, не противоречит действующему законодательству.

В связи с вышеизложенным заявление ОАО «МРСК Сибири» подлежит частичному удовлетворению.

Суд не принимает решения о приостановлении действия оспариваемого заявителем представления прокурора, поскольку заявитель обратился в суд с таким заявлением по истечению установленного в представлении срока устранения нарушений закона.

Руководствуясь ст.ст. 254-258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление ОАО «МРСК Сибири» удовлетворить частично.

Признать незаконным представление Благовещенской межрайонной прокуратуры Алтайского края № 02-08-2010 от 10 августа 2010 года, вынесенного в адрес И.о. заместителя генерального директора - директора филиала ОАО «МРСК Сибири»-«Алтайэнерго» в части возложения обязанности по оборудованию объектов Благовещенских РЭС охранно-пожарной сигнализацией (автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией) и кнопками тревожной сигнализации.

В остальной части заявление оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Благовещенский районный суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий