Решение о понуждении к совершению действий



Дело № 2-448/2010г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. БлаговещенкаДД.ММ.ГГГГ

Благовещенский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего Сокол Е.А.,

при секретаре Крячуновой К.А.,

с участием прокурора Мелентьева. А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Благовещенского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Дошкольному образовательному учреждению Благовещенский муниципальный детский сад «Светлячок» Благовещенского района Алтайского края о понуждении к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л:

Благовещенский межрайонный прокурор обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ с иском в интересах неопределенного круга лиц к Дошкольному образовательному учреждению Благовещенский муниципальный детский сад «Светлячок» Благовещенского района Алтайского края в котором просил обязать дошкольное образовательное учреждение получить санитарно-эпидемиологическое заключение на песок, используемый в песочницах учреждения, оборудовать песочницы соответствующими крышками, а также разработать специальную программу обучения пожарно-техническому минимуму, которую согласовать с территориальным органом государственного пожарного надзора. Также истец просил установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий.

В обоснование указанных требований прокурор ссылался на то, что Благовещенской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического, а также противопожарного законодательства в дошкольных образовательных учреждениях Благовещенского района Алтайского края.

В ходе проверки установлено, что Дошкольное образовательное учреждение Благовещенский муниципальный детский сад «Светлячок» Благовещенского района Алтайского края (далее - ДОУ) на своих игровых площадках имеет 15 песочниц, предназначенных для игры воспитанников.

Согласно ч.1 ст.28 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон) в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

В соответствии со ст.3 Закона, законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В силу п.2 Постановления Правительства РФ от 24.07.2000 № 554 «Об утверждении Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, являются государственные санитарно-эпидемиологические правила (санитарные правила, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, гигиенические нормативы).

В соответствии с п.2.1.16 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 26.03.2003 №24 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.1249-03» ежегодно, весной, на игровых площадках проводят полную смену песка, имеющего санитарно-эпидемиологическое заключение. Песочницы на ночь закрывают крышками. В теплое время года 1 раз в месяц песок исследуют на степень биологического загрязнения. При обнаружении возбудителей кишечных инфекций, гельминтозов и других примесей, опасных для здоровья детей, проводят смену песка.

При таких обстоятельствах песок, используемый ДОУ на игровых площадках, а также в песочницах, должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение. Кроме того, сами песочницы должны быть оборудованы крышками.

Вместе с тем проверкой установлено, что песок, используемый в песочницах ДОУ, не имеет санитарно-эпидемиологического заключения, а сами песочницы не имеют соответствующих крышек.

Таким образом, отсутствие крышек на песочницах и соответствующего заключения на песок нарушает действующее законодательство, создает угрозу для жизни и здоровья воспитанников ДОУ, т.к. способствует неконтролируемому доступу животных, птиц и возникновению кишечных инфекций, гельминтозов и других болезней, опасных для здоровья детей, а сам песок может содержать в себе возбудителей различных болезней и опасные примеси.

Кроме того, в соответствии с п.1 Приказа МЧС РФ от 12.12.2007 №645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» нормы пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» (далее -Нормы пожарной безопасности, НПБ) устанавливают требования пожарной безопасности к организации обучения мерам пожарной безопасности работников организаций, при этом под организацией в настоящих Нормах пожарной безопасности понимаются органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Пункт 4 HПБ устанавливает, что основными видами обучения работников организаций мерам пожарной безопасности являются противопожарный инструктаж и изучение минимума пожарно-технических знаний (далее -пожарно-технический минимум).

Согласно п.п. 35,39,40 НПБ обучение пожарно-техническому минимуму организуется как с отрывом, так и без отрыва от производства. По разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам пожарно-технического минимума непосредственно в организации обучаются, в том числе, педагогические работники дошкольных образовательных учреждений. Обучение по специальным программам пожарно-технического минимума непосредственно в организации проводится руководителем организации или лицом, назначенным приказом (распоряжением) руководителя организации, ответственным за пожарную безопасность, имеющим соответствующую подготовку.

В соответствии с п.п.51,52,53 НПБ специальные программы разрабатываются и утверждаются администрациями (собственниками) организаций. Согласование специальных программ иных организаций (т.е. организаций, которые не находятся в ведении федеральных органов исполнительной власти) осуществляется территориальными органами государственного пожарного надзора.

В соответствии с положениями Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - ФЗ) настоящий Федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане).

При этом в соответствии с положениями указанного ФЗ нормативные документы по пожарной безопасности есть национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности V Статья 2 ФЗ устанавливает, что законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Таким образом, в ДОУ должна быть разработана специальная программа обучения пожарно-техническому минимуму, согласованная с территориальным органом государственного пожарного надзора.

Вместе с тем проверкой установлено, что в ДОУ указанная выше программа отсутствует, что нарушает вышеприведенные положения противопожарного законодательства, создает угрозу жизни и здоровью воспитанников, персонала и иных лиц, находящихся в ДОУ и на территориях последнего.

Истец указал, что поскольку учредителем ДОУ является администрация Благовещенского района Алтайского края, а также то, что рассмотрение судом настоящего искового заявления может повлиять на права или обязанности учредителя, целесообразным представляется привлечение администрации района в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

На основании и во взаимосвязи с ч.1 ст.45 ГПК РФ и п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в исках предъявленных в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем неопределенного круга физических лиц, поскольку действует в их интересах в рамках полномочий, предоставленных ему законом, для предупреждения причинения вреда неопределенному кругу лиц.

В судебном заседании прокурор Мелентьев А.А. исковые требования уменьшил, не настаивал на требованиях о получении ответчиком санитарно-эпидемиологического заключения на песок и о разработке программы обучения пожарно-техническому минимуму, согласованной с территориальным органом государственного пожарного надзора, поскольку данные требования ответчиком исполнены добровольно. Требования в части оборудования песочниц ДОУ соответствующими крышками поддержал и просил суд установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст. 206 ГПК РФ.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика Андреяновой С.В., надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика – администрации Благовещенского района Алтайского края, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства. В отзыве представитель третьего лица Рыжкова М.С. указала, что требования прокурора являются законными. Администрацией района принимаются меры, направленные на устранение нарушений требований санитарно-эпидемиологической и пожарной безопасности в ДОУ района. Просила установить срок для оборудования песочниц крышками – март 2011 года.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что действительно песочницы ДОУ не оборудованы крышками, что создает угрозу для жизни и здоровья воспитанников ДОУ, т.к. способствует неконтролируемому доступу животных, птиц и возникновению кишечных инфекций гельминтозов и других болезней, опасных для здоровья детей.

Согласно п. 3.13. постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010г. №91 «Об утверждении Сан.Пин 2.4.1.2660-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», ежегодно весной, на игровых площадках проводится полная смена песка. Вновь завозимый песок должен соответствовать гигиеническим, микробиологическим, санитарно-химическим, радиологическим показателям. Песочницы в отсутствии детей необходимо закрывать во избежание загрязнения песка (крышками или полимерными пленками, тентами или другими защитными приспособлениями). При обнаружении возбудителей паразитарных болезней, кишечных инфекций и других примесей, опасных для здоровья детей (химических, механических, радиологических) проводят смену песка.

Согласно экспертному заключению № от ДД.ММ.ГГГГ., выданному Филиалом ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае» в Кулундинском, Благовещенском, Суетском и Табунском районах, пробы песка из песочниц на игровых площадках ДОУ соответствуют требованиям санитарных норм и правил.

Также в судебном заседании установлено, что ДОУ разработана учебная программа обучения пожарно-техническому минимуму для воспитанников ДОУ, и согласована с территориальным органом государственного пожарного надзора.

Как следует из материалов дела, исковые требования прокурора основаны на действующем законодательстве Российской Федерации, являются законными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Иск Благовещенского межрайонного прокурора удовлетворить.

Обязать Дошкольное образовательное учреждение Благовещенский муниципальный детский сад «Светлячок» Благовещенского района Алтайского края в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать 15 /пятнадцать/ песочниц крышками или полимерными пленками, тентами или другими защитными приспособлениями, во избежание загрязнения песка.

Взыскать с Дошкольного образовательного учреждения Благовещенский муниципальный детский сад «Светлячок» Благовещенского района Алтайского края государственную пошлину в доход бюджета Благовещенского района Алтайского края в сумме 200 руб.

Решение в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Благовещенский районный суд.

Судья:Е.А. Сокол