2-32/2011г. решение о возложении обяз-ти по проведен. аттестации рабочихмест по услов. труда



Дело № 2 – 32 / 2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. БлаговещенкаДД.ММ.ГГГГ

Благовещенский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего Жежера В.П.,

при секретаре Краснопёровой Л.А.,

с участием прокурора Благовещенской межрайонной прокуратуры Мелентьева А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Благовещенского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> о возложении обязанности по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда,

У С Т А Н О В И Л:

Благовещенский межрайонный прокурор Алтайского края обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ответчику - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> (далее МИФНС № по <адрес>), в котором просил обязать ответчика провести аттестацию 119 рабочих мест по условиям труда.

В обоснование исковых требований прокурор указал, что при проверке деятельности ответчика выявлены нарушения норм трудового законодательства. В нарушение требований ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации, Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.08.2007г. № 569, ответчиком не проведена работа по аттестации рабочих мест по условиям труда. В МИФНС № по <адрес> согласно штатному расписанию имеется 117 штатных единиц (ставок), которые осуществляют свою деятельность на 119 рабочих местах. Аттестации по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Сроки проведения аттестации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. Однако, аттестация рабочих мест ответчиком не проведена. По настоящему иску прокурор действует в интересах неопределенного круга лиц, который является неопределенным, поскольку в результате текучести кадров и по другим причинам на одном и том же рабочем месте в разное время могут работать разные лица, а аттестация рабочих мест не связана с деятельностью конкретного работника на том или ином рабочем месте.

В судебном заседании прокурор Мелентьев А.А. заявленные требования уточнил, просил обязать ответчика провести аттестацию 111 рабочих мест по условиям труда в срок до ДД.ММ.ГГГГ, указывая на то, что в МИФНС № по <адрес> на момент рассмотрения дела имеется 111 рабочих мест, но ни одно рабочее место не аттестовано. Срок до ДД.ММ.ГГГГ считает достаточным.

Представитель ответчика – ФИО2 в судебном заседании не согласилась с требованиями прокурора. Пояснила, что в инспекции по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имеется 111 рабочих мест подлежащих аттестации по условиям труда. Действительно аттестация рабочих мест не проведена и на момент рассмотрения дела все 111 рабочих мест не аттестованы. Однако, работа в данном направлении ведется. Заключен договор с ГУ «Алтайский краевой центр охраны труда» на проведение аттестации 57 рабочих мест по условиям труда в соответствии с выделенными на это денежными средствами. Срок проведения исполнителем работы по аттестации указанных рабочих мест составляет 6 месяцев. Специалистами проведена работа на рабочих местах, инспекция обратилась в Управление ФНС по Алтайскому краю о выделении дополнительного финансирования для этих целей. Таким образом, все, что зависело от работодателя, сделано. В первом полугодии 2011 года будет решен вопрос по выделению денежных средств для проведения аттестации оставшихся 54 рабочих мест, будет в дальнейшем заключен договор и до конца 2011 года аттестация всех рабочих мест будет проведена. Просила, в случае удовлетворения иска прокурора, предоставить максимально возможный срок для проведения аттестации рабочих мест.

Выслушав прокурора Мелентьева А.А., представителя ответчика ФИО2, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации аттестация рабочих мест по условиям труда – оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Согласно ст. 211 ТК РФ государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при организации производства и труда.

В соответствии со ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Согласно п.1 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее Порядка), утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 №569, порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда регулирует вопросы деятельности работодателей - юридических лиц и работодателей - физических лиц, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, оформления и использования результатов аттестации, а также определяет методы исследований при проведении оценки условий труда. Аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.

Согласно п.2 Порядка аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.

В соответствии с п. 4 Порядка результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с Порядком, используются в целях: контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты; оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законодательством случаях, контроля и управления профессиональным риском, которые предполагают проведение анализа и оценки состояния здоровья работника в причинно-следственной связи с условиями труда, информирование о риске субъектов трудового права, контроль динамики показателей риска, а также проведение мероприятий по снижению вероятности повреждения здоровья работников; предоставления работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, бесплатной сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами; подготовки статистической отчетности об условиях труда; последующего подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда; решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, о диагнозе профессионального заболевания; принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников организации и т.д.

В соответствии с п.5 Порядка, сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.

В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации труд и здоровье людей в Российской Федерации охраняются государством.

В судебном заседании установлено, что ответчик – МИФНС № по <адрес> является работодателем –юридическим лицом. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в МИФНС № по <адрес> имеется 111 рабочих мест, которые на момент рассмотрения дела не аттестованы по условиям труда.

Данные обстоятельства подтверждаются представленными доказательствами: приказом УФНС России по Алтайскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении структуры МИФНС № по <адрес>», Структурой МИФНС № по <адрес>, приказом МИФНС № по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении штатного расписания», штатным расписанием МИФНС № по <адрес>, выпиской из штатного расписания по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ

Также указанные обстоятельства подтверждаются объяснениями представителя ответчика и не оспариваются прокурором.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ доказательств, подтверждающих, что все рабочие места либо некоторые рабочие места, из имеющихся 111 рабочих мест, аттестованы по условиям труда, ответчиком не представлено.

Представленные ответчиком доказательства: договор № от ДД.ММ.ГГГГ с приложениями № к нему на проведение Государственным учреждением «Алтайский краевой центр охраны труда» аттестации в МИФНС № по <адрес> 57 рабочих мест по условиям труда, платежное поручение № от ДД.ММ.ГГГГ, запрос начальника МИФНС № по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в УФНС по <адрес> о выделении дополнительного финансирования в сумме 150000 рублей на проведение работ по аттестации рабочих мест, суд во внимание принять не может, поскольку они свидетельствуют лишь о том, что ответчиком предпринимались некоторые меры, направленные на проведение аттестации рабочих мест, однако, не подтверждают, что ответчиком исполнена возложенная на него законом обязанность по проведению аттестации по условиям труда всех имеющихся рабочих мест, то есть не подтверждают, что на момент разрешения дела все 111 рабочих мест в МИФНС № по <адрес> аттестованы по условиям труда.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что ответчиком не исполнена обязанность по проведению аттестации всех рабочих мест по условиям труда. Непроведение ответчиком аттестации рабочих мест по условиям труда, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на безопасные условия труда.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым иск прокурора удовлетворить, в целях защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц возложить на ответчика обязанность провести аттестацию рабочих мест по условиям труда.

Согласно ч.2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если определенные действия могут быть

совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого

решение суда должно быть исполнено.

С учетом конкретных обстоятельств дела, изложенных выше в решении, а именно того, что ответчиком уже заключен договор на проведение аттестации 57 рабочих мест, оплата услуг по данному договору произведена, а также принципа разумности и характера действий, которые следует совершить ответчику в целях устранения допущенных нарушений закона и прав неопределенного круга лиц, суд считает необходимым установить ответчику срок для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда – до ДД.ММ.ГГГГ.

Доводы представителя ответчика о недостаточности такого срока, об отсутствии в настоящее время необходимых финансовых средств, отсутствии договора на проведение аттестации 54 рабочих мест, суд находит несостоятельными ввиду их противоречия вышеуказанным требованиям закона. Отсутствие у ответчика необходимых финансовых средств не может являться основанием для отказа в иске.

Кроме того, установление срока проведения аттестации рабочих мест – до ДД.ММ.ГГГГ, не лишает в дальнейшем права ответчика при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение решение суда, обратиться в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.

Согласно пп. 19 п.1 ст. 333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины как государственный орган.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш ИЛ :

Исковые требования Благовещенского межрайонного прокурора удовлетворить

полностью.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № по

<адрес> провести аттестацию 111 рабочих мест по условиям труда в срок до

ДД.ММ.ГГГГ.

Решение в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме может

быть обжаловано в Алтайский краевой суд путем подачи кассационной жалобы через

Благовещенский районный суд.

СудьяВ.П. Жежера