2-146/2011 Решение о понуждении к совершению действий



Дело № 2-146/2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                                                              р.п. Благовещенка

Благовещенский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего Сокол Е.А.,

при секретаре Крячуновой К.А.,

с участием прокурора Мелентьева А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Благовещенского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОУ «Яготинская муниципальная средняя общеобразовательная школа» Благовещенского района Алтайского края, ОУ «Орлеанская муниципальная основная общеобразовательная школа» Благовещенского района Алтайского края, Администрации Благовещенского района Алтайского края о понуждении к совершению действий по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Благовещенского межрайонного прокурора обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ОУ «Яготинская муниципальная средняя общеобразовательная школа» Благовещенского района Алтайского края, ОУ «Орлеанская муниципальная основная общеобразовательная школа» Благовещенского района Алтайского края, Администрации Благовещенского района Алтайского края о понуждении к совершению действий по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части требования прокурора к ОУ « Орлеанская муниципальная основная общеобразовательная школа» было производством прекращено.

В обоснование указанных требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ ТО Роспотребнадзора в Кулундинском, Благовещенском, Суетском и Табунском районах была проведена плановая проверка, в результате которой были выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства. За допущенные нарушения ответственное должностное лицо было привлечено к административной ответственности, а по результатам контрольных мероприятий составлено было предписание, сроки выполнения которого истекли в ДД.ММ.ГГГГ В ходе проверки были установлены следующие нарушения СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02» от 28.11.2002 N 44 (ред. от26.12.2008) (далее - СанПин) как:

п. 2.6.2. СанПиН - классные доски не во всех кабинетах оборудованы подсветками;

п. 2.3.23. СанПиН - в школе отсутствует отдельный санитарный узел для персонала;

п. 2.4.1. СанПиН - в учебных помещениях применяются столы ученические, не отвечающие требованиям, а именно: шероховатая поверхность, не ровные края;

    п. 2.3.17. СанПиН - при спортивном зале не предусмотрены душевые, санитарные узлы;

    Также нарушен СанПиН 2.2.272.4.1340-03 «Гигиенические требования кперсональным электронно-вычислительным машинам и организации работы», аименно: п. 11.1. СанПиН - помещения для занятий не оборудованыодноместными столами, предназначенными для работы с ПЭВМ.

Выявленные несоответствия требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц – учебного персонала и несовершеннолетних учеников.

В уточненном исковом заявлении прокурором была уточнена мотивировка исковых требований и указано, что согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 N 189, с 01.09.2011 данный СанПин вступает в силу, в связи с чем СанПин 2.4.2.1178-02 утрачивает силу, но требования остались без изменения.

В судебном заседании прокурор Мелентьева А.А. поддержал уточненные исковые требования по доводам и основаниям, указанным в иске.

На требовании об оборудовании помещения для занятий с ПЭВМ одноместными столами прокурор не настаивал.

Представитель ответчика - Администрации Благовещенского района Алтайского края Юдина Т.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, в возражениях указав следующее.

Администрации Благовещенского района неясно, в каком именно объеме должна исполнить субсидиарные обязательства Администрация района по финансированию расходов ОУ «Яготинская МСОШ» на санитарно- эпидемиологические мероприятия.

Кроме того, возложение на лицо каких-либо обязанностей возможно лишь в случае наличия факта нарушения прав либо неисполнения обязательств. В исковом заявлении не приведены доказательства нарушения чьих-либо прав Администрацией района, также отсутствуют факты неисполнения обязательств.

Прокурором не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих, что у ОУ «Яготинская МСОШ» не имелось и не имеется в настоящее время достаточных собственных средств, необходимых для устранения имеющихся в настоящее время нарушений требований санитарного законодательства, т.е. требование прокурора о возложении при недостаточности собственных денежных средств у ОУ «Яготинская МСОШ» на Администрацию Благовещенского района в субсидиарном порядке расходов на устранение вышеуказанных нарушений требований санитарного законодательства, заявлено преждевременно.

Представитель ответчика – директор ОУ «Яготинская МСОШ» Петренко А.И. в судебном заседании с уточненными исковыми требованиями согласился, и указывал, что нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, на которые ссылается прокурор, имеются, но для их устранения требуются значительные финансовые затраты и время. Часть работ для устранения имеющихся недостатков уже проведена, а именно приобретены одноместные компьютерные столы. Кроме того, согласно заключению Отдела по строительству и архитектуре Администрации Благовещенского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ, оборудование душевых и санитарных узлов в спортзале невозможно, поскольку в первую очередь необходимо провести мероприятия по капитальному ремонту и усилению конструкций спортивного зала.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит, что иск прокурора подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок.

В свою очередь, согласно ч.4 ст. 27 ФЗ « О прокуратуре Российской Федерации», в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

Согласно п. 2.3.17 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02» от 28.11.2002 N 44 (ред. От 26.12.2008) (далее – СанПин), …при спортивных залах должны быть предусмотрены…душевые, площадью 9 кв.м. каждая; уборные для девочек и мальчиков, площадью 8 кв. каждая.

Вместе с тем, суд приходит к выводу о том, что требование прокурора - при спортивном зале предусмотреть душевые, уборные для девочек и мальчиков, удовлетворению не подлежит, поскольку суд исходит из того, что прокурором не предоставлено веских доказательств того, что права и интересы учащихся на охрану здоровья и на образование нарушены.

Согласно преамбуле Закона РФ «Об образовании», под образованием в настоящем законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином /обучающимся/ установленных государством образовательных уровней /образовательных цензов/.

Отсутствие душевых и уборных при спортивном зале не влияет на процесс воспитания и обучения детей, что подтверждают объяснения представителей ответчиков.

Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста ФИО5, работающий <данные изъяты>, пояснил, за период его работы каких- либо жалоб, нареканий по поводу отсутствия душевых и санитарных узлов в ОУ «Яготинская МСОШ» не поступало.

Согласно ст. 41 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Вместе с тем, отсутствие душевых и санитарных узлов не нарушает права учащихся на охрану здоровья и не нарушает права детей на образование, поскольку не влияет на процесс воспитания и обучения.

В подтверждение данного вывода может служить то обстоятельство, что согласно новому СанПиНу, на который делал ссылку прокурор, требование об установлении душевых и санитарных узлов при спортивном зале носит рекомендательный, а не обязательный характер /п.4.14/.

Довод прокурора Мелентьева А.А. о том, что прокурор обратился в суд с подобным иском с целью побудить школу устранить нарушения санитарно- эпидемиологических норм, для устранения которых требуются значительные материальные затраты не является основанием для удовлетворения исковых требований прокурора.

Требование к ответчикам о применении в учебных помещениях ученических столов, отвечающих предъявляемым требованиям (поверхность не шероховатая, ровные края) также не подлежит удовлетворению по вышеуказанным обстоятельствам, поскольку суд не усматривает нарушения прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

    Судом установлено, что: в нарушение требований п. п.2.4.1. СанПин - в учебных помещениях применяются столы ученические, не отвечающие требованиям, а именно: шероховатая поверхность, не ровные края.

    Вместе с тем, согласно объяснений директора школы, никаких претензий от родителей и учащихся по этому поводу не поступало, здоровью детей ничего не угрожает.

Суд соглашается с доводами представителя ответчика в этой части.

Опрошенный в качестве специалиста ФИО5 пояснил, что он принимал участие в проверке ОУ «Яготинская МСОШ» на предмет соблюдения санитарных норм. По его мнению, шероховатая поверхность, не ровные края ученических столов могут причинить вред ученикам, однако жалоб со стороны учеников и родителей не поступало.

Судом делается вывод о том, что имеющиеся нарушения не являются значительными, не влияют на здоровье и процесс получения образования детьми, т.е. какие- либо права или интересы детей не нарушены, а значит, в иске прокурора в данной части необходимо отказать.

Оставшиеся требования суд считает подлежащими удовлетворению, поскольку выявленные в ОУ «Яготинская МСОШ» нарушения СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02» от 28.11.2002 N 44 (ред. от26.12.2008) (далее - СанПин), такие, как:

                - п.2.6.2. - классные доски в учебных кабинетах не оборудованы софитами (подсветками);

- п. 2.3.23. - в школе отсутствует отдельный санитарный узел для персонала,

действительно создают угрозу здоровью учащихся и учебного персонала данной школы, что не оспаривал представитель школы.

С учетом того, что исполнение данных требований требует значительных материальных затрат и времени, а школе, кроме того, необходимо провести работы по капитальному ремонту спортивного зала, суд полагает возможным установить срок исполнения данного требования до ДД.ММ.ГГГГ, считая это срок достаточным и разумным.

Суд приходит к выводу о том, что требования прокурора к Администрации района не подлежат удовлетворению.

В соответствии с абзацем 4 ч. 2 ст. 120 ГК РФ частное или казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.

Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.

В соответствии ч 1 ст. 399 ГК РФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривается лицами, участвующими в деле, прокурор ранее с данными исковыми требованиями к школе не обращался, отказа в удовлетворении требований прокурора школа ранее не заявляла.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что требование к Администрации Благовещенского района Алтайского края как к учредителю вышеуказанного образовательного учреждения предъявлены преждевременно.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Иск Благовещенского межрайонного прокурора удовлетворить частично.

Обязать общеобразовательное учреждение ОУ «Яготинская муниципальная средняя общеобразовательная школа» Благовещенского района Алтайского края, в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить выявленные нарушения санитарно- эпидемиологического законодательства:

    - классные доски в учебных кабинетах оборудовать подсветками /софитами/;

- оборудовать в школе отдельный санитарный узел для персонала.

В остальной части иска отказать.

Взыскать с общеобразовательного учреждения ОУ «Яготинская муниципальная средняя общеобразовательная школа» Благовещенского района Алтайского края государственную пошлину в доход бюджета Благовещенского района Алтайского края в сумме 200 руб. 00 коп.

Решение в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Благовещенский районный суд.

              Судья:                                                        Е.А. Сокол.