2-136/2011 Решение о понуждении к совершению действий



Дело №2-136/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

    р.п. Благовещенка                                                                                                        ДД.ММ.ГГГГ Благовещенский районный суд Алтайского края в составе:

    председательствующего: Сокол Е.А.,

    при секретаре: Крячуновой К.А.,

    с участием прокурора: Мелентьева А.А.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Благовещенского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, РФ к Администрации Благовещенского района Алтайского края, ОУ «Николаевская муниципальная средняя общеобразовательная школа» Благовещенского района Алтайского края о понуждении к совершению действий по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства,

УСТАНОВИЛ:

       Благовещенский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Благовещенского района Алтайского края, ОУ «Николаевская муниципальная средняя общеобразовательная школа » Благовещенского района Алтайского края о понуждении к совершению действий по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.

В обоснование указанных требований истец указал, что в ДД.ММ.ГГГГ ТО Роспотребнадзора в Кулундинском, Благовещенском, Суетском и Табунском районах в деятельности школы была проведена плановая проверка, в результате которой были выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства. За допущенные нарушения ответственное должностное лицо было привлечено к административной ответственности, а по результатам контрольных мероприятий составлено было предписание, сроки выполнения которого истекли в ДД.ММ.ГГГГ

В ходе проверки были установлены следующие нарушения СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02» от 28.11.2002 N 44 (ред. от26.12.2008) (далее - СанПин) как:

п.2.5.1. - отопительные приборы не ограждены съемными деревянными решетками;

п.2.3.17. СанПин - при спортивном зале не предусмотрены душевые, уборные для девочек, мальчиков;

    п.2.7.5. СанПин - учебные помещения начальных классов не обеспечены водоснабжением, а именно: отсутствуют раковины в кабинетах начальных классов;

В соответствии с положениями ст.ст.32, 51 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" образовательное учреждение самостоятельно в осуществленииобразовательного процесса, финансовой, хозяйственной и иной деятельности впределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовымположением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида иуставом образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относится, в числе прочего, материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств. Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции, в том числе за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса, за нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения. Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Выявленные несоответствия требованиям санитарно-эпидемиологическогозаконодательства нарушают права и законные интересы неопределенного круталиц - учебного персонала и несовершеннолетних учеников, ввиду чего на ответчика надлежит возложить обязанность по устранению указанных нарушений, предписание должностного лица органов Роспотребнадзора не имеет силы закона, оно не может быть исполнено принудительно, а за его невыполнение предусмотрена только административная ответственность, тогда как вступившее в законную силу решение суда в соответствии с положениями ст.13 Гражданского процессуального кодексаРоссийской Федерации (далее - ГПК РФ), является обязательным для всех безисключения органов государственной власти, органов местного самоуправления,общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежатнеукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации, а неисполнение судебного постановления влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Поскольку учредителем ответчика является Администрация Благовещенского района, а нарушения санитарно- эпидемиологического законодательства добровольно школой не устранены, то целесообразно привлечение к субсидиарной ответственности Администрации Благовещенского района. представителем неопределенного круга физических лиц, поскольку действует в силу закона в их интересах.

В судебном заседании прокурор уточнил исковые требования, указав, что обращается с данным иском и в интересах РФ, поскольку ответчик нарушил требования федерального законодательства. По мнению прокурора, имеющиеся в школе недостатки нарушают право неопределенного круга лиц на образование и охрану здоровья, в итоге прокурор просил.

    Обязать ответчика и администрацию Благовещенского района устранить выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно:

- отопительные приборы оградить съемными деревянными решетками;

- оборудовать душевые, санитарные узлы при спортивном зале;

- учебные помещения начальных классов обеспечить водоснабжением, а именно: установить раковины в кабинетах начальных классов.

Представитель ответчика - Администрации Благовещенского района Алтайского края Юдина Т.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, в возражениях указав следующее.

Администрации Благовещенского района неясно, в каком именно объеме должна исполнить субсидиарные обязательства Администрация района по финансированию расходов ОУ «Николаевская МСОШ» на санитарно-эпидемиологические мероприятия.

Кроме того, возложение на лицо каких-либо обязанностей возможно лишь в случае наличия факта нарушения прав либо неисполнения обязательств. В исковом заявлении не приведены доказательства нарушения чьих-либо прав Администрацией района, также отсутствуют факты неисполнения обязательств.

Прокурором не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих, что у школы не имелось и не имеется в настоящее время достаточных собственных средств, необходимых для устранения имеющихся в настоящее время нарушений требований санитарного законодательства., т.е. требование прокурора о возложении при недостаточности собственных денежных средств у ОУ «Николаевская МСОШ» на Администрацию Благовещенского района в субсидиарном порядке расходов на устранение вышеуказанных нарушений требований санитарного законодательства, заявлено преждевременно.

Представитель ответчика – директор ОУ «Николаевская муниципальная средняя общеобразовательная школа» Токарь О.В. в судебном заседании с исковыми требованиями согласился, но указывал, что нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, на которые ссылается прокурор, имеются, но для их устранения требуются значительные финансовые затраты. Кроме того, согласно п.4.14 СанПин 2.4.2.2821-10, вступающих в действие с 1 сентября 2011 года, требование норм по оборудованию при спортивных залах раздельных для мальчиков и девочек туалетов и душевых носит рекомендательный характер. Также согласно заключения Отдела по строительству и архитектуре Администрации Благовещенского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ, на которое ссылался представитель Токарь О.В. кабинеты начальных классов располагаются на втором этаже. В данных помещениях отсутствуют разводящие сети водопровода и канализации.

Выполнение требований «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» приведет в процессе производства работ к устройству отверстий в перекрытиях и стенах, что может отрицательно сказаться на несущей способности строительных конструкций.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит, что иск прокурора подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок.

В свою очередь, согласно ч.4 ст. 27 ФЗ « О прокуратуре Российской Федерации», в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

Согласно п. 2.3.17 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02» от 28.11.2002 N 44 (ред. От 26.12.2008) (далее – СанПин ),. .при спортивных залах должны быть предусмотрены…душевые, площадью 9 кв.м. каждая,; уборные для девочек и мальчиков, площадью 8 кв. каждая…

Вместе с тем, суд приходит к выводу о том, что требование прокурора - при спортивном зале предусмотреть душевые, уборные для девочек и мальчиков, удовлетворению не подлежит, поскольку суд исходит из того, что прокурором не предоставлено веских доказательств того, что права и интересы учащихся на охрану здоровья и на образование нарушены.

Согласно преамбуле Закона РФ «Об образовании», под образованием в настоящем законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином /обучающимся/ установленных государством образовательных уровней /образовательных цензов/.

Отсутствие душевых и уборных при спортивном зале не влияет на процесс воспитания и обучения детей, что подтверждают объяснения представителей ответчиков.

Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста ФИО6, работающий <данные изъяты>, пояснил, что он принимал участие в проверке Николаевской школы, по новому СанПину душевые и туалеты при спортивных залах обязательны, если они были заложены по проекту школы.

Согласно ст. 41 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Вместе с тем, отсутствие душевых и санитарных узлов не нарушает права учащихся на охрану здоровья и не нарушает права детей на образование, поскольку не влияет на процесс воспитания и обучения.

В подтверждение данного вывода может служить то обстоятельство, что согласно новому СанПиНу, на который делал ссылку прокурор, требование об установлении душевых и санитарных узлов при спортивном зале носит рекомендательный, а не обязательный характер/ п.4.14 /.

Довод прокурора Мелентьева А.А. о том, что прокурор обратился в суд с подобным иском с целью побудить школу устранить нарушения санитарно- эпидемиологических норм, для устранения которых требуются значительные материальные затраты    не является основанием для удовлетворения исковых требований прокурора.

Согласно п.2.7.5. СанПин 2.4.2.1178- 02, учебные помещения начальных классов, кабинеты физики, химии, черчения, рисования, мастерские трудового обучения должны быть обеспечены холодным и горячим водоснабжением.

Вместе с тем, суд полагает, что требование к ответчикам: учебные помещения начальных классов обеспечить водоснабжением, а именно: установить раковины в кабинетах начальных классов также не подлежит удовлетворению по вышеуказанным обстоятельствам, поскольку суд не усматривает нарушения прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Судом установлено, что рядом с кабинетами начальных классов примерно в 5 метрах установлены фонтанчики для воды и раковины, где дети начальных классов могут свободно мыть руки. Представитель школы Токарь О.В. пояснял в суде, что никаких претензий от родителей и учащихся по этому поводу не поступало, здоровью детей ничего не угрожает.

Учитывая, что дети могут мыть руки, используя раковины, находящиеся в коридоре, неподалеку от класса, что в итоге не нарушает их право на здоровье и образование.

Вместе с тем, требование прокурора оградить отопительные приборы съемными деревянными решетками подлежит удовлетворению.

Согласно п. 2.5.1. СанПиН 2.4.2.1178-02, отопительные приборы ограждаются съемными деревянными решетками. Суд соглашается с доводами прокурора о том, что нарушение данного требования школой нарушает право детей и на охрану здоровья, т.к из-за отсутствия данного ограждения дети могут получить травму, либо ожог.

С учетом того, что исполнение данного требования требует значительных материальных затрат и времени, суд полагает возможным установить срок исполнения данного требования до ДД.ММ.ГГГГ, считая это срок достаточным и разумным.

Суд приходит к выводу о том, что требования прокурора к Администрации района не подлежат удовлетворению.

В соответствии с абзацем 4 ч. 2 ст. 120 ГК РФ частное или казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.

Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.

В соответствии ч 1 ст. 399 ГК РФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривается лицами, участвующими в деле, прокурор ранее с данными исковыми требованиями к школе не обращался, отказа в удовлетворении требований прокурора школа ранее не заявляла.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что требование к Администрации Благовещенского района Алтайского края как к учредителю вышеуказанного образовательного учреждения предъявлены преждевременно.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Иск Благовещенского межрайонного прокурора удовлетворить частично.

Обязать общеобразовательное учреждение «Николаевская муниципальная средняя общеобразовательная школа» Благовещенского района Алтайского края в срок до ДД.ММ.ГГГГ оградить отопительные приборы съемными деревянными решетками.

В остальной части иска отказать.

Взыскать с общеобразовательного учреждения «Николаевская муниципальная средняя общеобразовательная школа» Благовещенского района Алтайского края государственную пошлину в доход бюджета Благовещенского района Алтайского края в сумме 200 руб. 00 коп.

Решение в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Благовещенский районный суд.

                 Судья:                                                        Е.А. Сокол

     Копия верна:                                         Е.А. Сокол.

Подлинник решения находится в материалах дела № 2-136/2011 года Благовещенского районного суда Алтайского края.

Решение (не) вступило в законную силу «___»___________ 2011 года.

Секретарь Благовещенского районного суда Алтайского края ________(И.К. Ковальчук).