Дело № 2-145/2011 г.
Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Благовещенка ДД.ММ.ГГГГ
Благовещенский районный суд алтайского края в составе:
Председательствующего Захаровой Е.В.
при секретаре Устименко Т.Г.
с участием прокурора Мелентьева А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Благовещенского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Благовещенского района Алтайского края, Образовательному учреждению «<данные изъяты> муниципальная средняя общеобразовательная школа » о понуждении к совершению действий по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.
У С Т А Н О В И Л :
Благовещенский межрайонный прокурор обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Благовещенского района Алтайского края, Образовательному учреждению «<данные изъяты> муниципальная средняя общеобразовательная школа » о понуждении к совершению действий по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства и в уточненных исковых требованиях просил обязать Образовательное учреждение и администрацию Благовещенского района устранить выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно:
в учебных помещениях использовать столы ученические, отвечающиепредъявляемым требованиям (поверхность не шероховатая, ровные края);
всех обучающихся обеспечить удобным рабочим местом за партой всоответствии с их ростом;
учебные помещения начальных классов обеспечить водоснабжением;
в санитарных узлах предусмотреть отдельную систему вытяжнойвентиляции;
при спортивном зале предусмотреть душевые, санитарные узлы;классные доски в кабинетах оборудовать софитами (подсветками;
В соответствии со статьей 206 ГПК РФ установить ответчику срок длясовершения вышеуказанных действий.
В обоснование иска прокурор указал, межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельностиобразовательного учреждения «<данные изъяты> муниципальная средняя общеобразовательная школа» Благовещенского района Алтайского края (далее -Ответчик). В ходе проверки установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ году ТО Роспотребнадзора вКулундинском, Благовещенском, Суетском и Табунском районах была проведена плановая проверка в образовательном учреждении, в результате которой выявленынарушения санитарно-эпидемиологического законодательства.
За допущенные нарушения ответственное должностное лицо привлечено кадминистративной ответственности, а по результатам контрольных мероприятийсоставлено предписание, сроки выполнения которого истекли в сентябрепрошлого года.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и. юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Вместе с тем прокурорской проверкой установлено, что устранение некоторыхнарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, требующихзначительных материальных затрат, до настоящего времени не произведено.
Так, имеют место такие нарушения СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиеническиетребования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утв.Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ «О введении вдействие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН2.4.2.1178-02» от 28.11.2002 N 44 (ред. от 26.12.2008) (далее - СанПин) как:
п.2.4.2. СанПиН - в учебных помещениях используются столыученические, не отвечающие требованиям, а именно: шероховатая поверхность, неровные края;
п.2.7.5. СанПиН - учебные помещения начальных классов не обеспеченыводоснабжением;
п.2.5.2. СанПиН - в санитарных узлах не предусмотрена отдельная системавытяжной вентиляции;
п.2.3.17. СанПиН - при спортивном зале не предусмотрены душевые,санитарные узлы;
п.2.6.2. СанПиН - классные доски в кабинетах не оборудованы софитами(подсветками), в связи с чем не обеспечены нормируемые уровни освещенности.
Вместе с тем, согласно Постановления Главного государственногосанитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обученияв общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 N 189, с 01.09.2011 данныйСанПин вступает в силу в связи с чем СанПин 2.4.2.1178-02 утрачивает силу.
При этом новый СанПин 2.4.2.2821-10 предъявляет часть требований, нарушениекоторых выявлено при проведении проверки в ОУ «Новокулундинская муниципальная средняя общеобразовательная школа», п.2.4.2. СанПиН, п.2.7.5. СанПин -;
п.2.5.2. СанПиН -, п.2.6.2. СанПиН.
В соответствии с положениями ст.ст.32, 51 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" образовательное учреждение самостоятельно в осуществленииобразовательного процесса, финансовой, хозяйственной и иной деятельности впределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовымположением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида иуставом образовательного учреждения. К компетенции образовательногоучреждения относится, в числе прочего, материально-техническое обеспечение иоснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии сгосударственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые впределах собственных финансовых средств. Образовательное учреждение несет вустановленном законодательством ; Российской Федерации порядкеответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции, в томчисле за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работниковобразовательного учреждения во время образовательного процесса, за нарушениеправ и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательногоучреждения. Образовательное учреждение создает условия, гарантирующиеохрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Выявленные несоответствия требованиям санитарно-эпидемиологическогозаконодательства нарушают права и законные интересы неопределенного кругалиц - учебного персонала и несовершеннолетних учеников, ввиду чего прокурор просил возложить на ответчиков обязанность по устранению указанных им нарушений санитарно эпидемиологического законодательства. При этом ссылаясь на ч. 1 ст. 339 ГК РФ прокурор просил привлечь к субсидиарной ответственности администрациюБлаговещенского района, как учредителя Образовательного учреждения в виду отсутствия у того достаточных средств для устранения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.
В судебном заседании прокурор Мелентьев А.А. уточнил исковые требования в виду добровольного устранения части нарушений, а именно в санитарных узлах установлена отдельная система вытяжной вентиляции, все обучающиеся обеспечены удобным рабочим местом в связи с их ростом, заменены столы, имеющие шероховатости поверхности и неровные края. На удовлетворении остальных требований настаивал по доводам изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации Благовещенского района Алтайского края Рыжкова М.С. возражала против удовлетворения иска прокурора в части возложения на администрацию субсидиарной ответственности в обоснование указала, что прокурором не представлено доказательств, подтверждающих, что образовательное учреждение не имеет достаточных средств, необходимых для устранения имеющихся в настоящее время нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства, требование о субсидиарной ответственности собственника имущества по обязательствам учреждения заявлено преждевременно. Кроме того в «Санитарно-эпидемиологических требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 N 189, которые вступают в силу с 01.09.2011 в связи с чем СанПин 2.4.2.1178-02 утрачивает силу, некоторые требования носят рекомендательный характер.
Представитель ответчика, <данные изъяты> образовательного учреждения Сушков А.И.иск признал в части и пояснил, что в школе постоянно ведется работа по улучшению условий обучения учащихся, администрация района выделяет значительные суммы, ежемесячные затраты на отопление, подвоз учащихся и иные услуги составляют 129 800 рублей.
В кабинетах школы классные доски оборудуются софитами, в дальнейшем эта работа будет продолжена. Школа сельская, 1961 г. постройки, в школе 12 кабинетов, 138 учеников. В здании нет центрального водоснабжения, канализация местная. Начальные классы находятся на втором этаже, в четырех классах обучается 40 учеников, для которых имеется два туалета и 2 раковины. Установка раковин в каждом кабинете технически невозможна, поскольку под кабинетами находится актовый зал и вестибюль. Для оборудования раздельными для девочек и мальчиков душевыми и туалетами спортивного зала нет помещений, которые бы отвечали требованием САН ПИН 9 кв. м.на помещение душевой, кроме того, необходимо устанавливать дополнительные скважины для воды, насосные станции для подачи воды, водонагревательные котлы, канализационную яму.
Кроме того, ответчиком представлены акты от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которыми комиссией подтвержден факт замены ученических столов, имеющих шероховатую поверхность и неровные края, на ученические столы отвечающие требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, а так же факт установления отдельной системы вытяжной вентиляции в санитарных узлах школы.
Выслушав сторон, свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с заключением заведующего отделом по строительству и архитектуре администрации Благовещенского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ № о возможности выполнения мероприятий по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства здание вышеуказанного образовательного учреждения построено по проекту ТП 2-10 м-6 «общеобразовательная политехническая школа» в 1961 году. Помещения начальных классов располагаются на втором этаже. Выполнение мероприятий в соответствии с требованиями п. 2.3.24 и п. 2.7.5. Сан ПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» в части обеспечения холодным и горячим водоснабжением помещений начальных классов не представляется возможным, в связи с расположением на 1 этаже под помещениями начальных классов актового зала и вестибюля на входе.
Суд учитывает данный аргумент, а так же то, что в вестибюле для начальных классов имеется два туалета с раковинами.
Поскольку число детей, обучающихся в начальных классах всего 40 человек на 4 кабинета, и на это количество имеется два туалета с раковинами, суд находит, что это обеспечивает гигиенические потребности обучающихся и в связи со сложившимися условиями и техническими характеристиками здания в удовлетворении иска прокурора об обеспечении учебных помещений начальных классов водоснабжением необходимо отказать.
Суд так же учитывает доводы представителей ответчиков о невозможности оборудования спортивного зала отдельными душевыми кабинами и туалетами. Так помещение школы находится в сельской местности в <адрес>, где отсутствует централизованный водопровод, горячее водоснабжение и канализация. Здание 1961 г. г постройки. Школа малокомплектная, во всей средней школе 138 учеников.
Кроме того, суд учитывает довод заключения заведующего отделом по строительству и архитектуре администрации Благовещенского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ № о возможности выполнения мероприятий по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства о том, что выполнение требований п. 2.3.17 Сан ПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» приведет в процессе производства работ к устройству отверстий в фундаментах и стенах, что может отрицательно сказаться на несущей способности строительных конструкций.
Прокурором, иных доказательств, опровергающих данное заключение, не представлено.
Кроме того в соответствии с п. 4.14. Сан ПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» вступающих в действие с 01.09.2011, при спортивных залах в существующих образовательных учреждениях устройство раздельных для мальчиков и девочек душевых и туалетов носит рекомендательный характер. Со дня вступления в действие указанного Сан ПиН ныне действующий Сан ПиН утрачивает силу.
Таким образом, законодатель в новом Сан ПиН 2.4.2.2821-10 учел, что в существующих школах не всегда имеется возможность по устройству раздельных для мальчиков и девочек душевых кабин и санузлов при спортивных залах.
При этом суд так же учитывает, климатические особенности местности, потребности детей, расписание занятий, при котором максимальный перерыв между уроками составляет 15 минут, что не обеспечивает в полной мере возможности пользоваться душевыми кабинами.
На основании вышеизложенного суд находит, что в удовлетворении требования прокурора об оборудовании спортивного зала школы отдельными душевыми кабинами и санузлами для мальчиков и девочек необходимо отказать.
Требование прокурора об оборудовании классных досок в кабинетах софитами(подсветками), подлежит удовлетворению в соответствии п.2.6.2. СанПиН, поскольку в настоящее время не обеспечены нормируемые уровни освещенности.
Суд находит, что для устранения указанного нарушения требований Сан ПиН необходимо в соответствии с ч. 1 ст. 206 ГПК РФ установить срок до ДД.ММ.ГГГГ
Требование прокурора о привлечении к субсидиарной ответственности Администрации Благовещенского района Алтайского края удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
В соответствии с абзацем 4 ч. 2 ст. 120 ГК РФ частное или казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.
Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.
В соответствии с абз.4 п.2 ст.120 Гражданского кодекса РФ частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимся в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Из толкования приведенной нормы, а также положения п.1 ст.399 Гражданского кодекса РФ следует, что недостаточность финансовых средств, за счет которых бюджетное учреждение обязано как владелец здания, в котором оно осуществляет свою деятельность, обеспечить выполнение требований санитарно-эпидемиологического законодательства, является основанием для возложения на собственника имущества (учредителя) данной обязанности в порядке субсидиарной ответственности при условии, если соответствующие требования предъявлялись бюджетному учреждению, однако оно было лишено возможности выполнить их за счет собственных или ранее выделенных на эти цели бюджетных средств.
Суд находит, что доказательств того, что <данные изъяты> средняя школа не располагает достаточными средствами для установления софитов на классные доски в кабинетах не представлено.Ранее какие –либо требования к учредителю не предъявлялись.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что требование к Администрации Благовещенского района Алтайского края как к учредителю вышеуказанного образовательного учреждения предъявлены преждевременно оснований для привлечения Администрации Благовещенского района к субсидиарной ответственности суд не усматривает.
Суд взыскивает с Образовательного учреждения госпошлину в доход муниципального бюджета в соответствии со ст.98 ГПК РФ
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Благовещенского межрайонного прокурора удовлетворить в части.
Обязать Образовательное учреждение «<данные изъяты> муниципальная средняя общеобразовательная школа № » устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно :
классные доски в кабинетах оборудовать софитами (подсветками) в срок до ДД.ММ.ГГГГ
В остальной части иска отказать.
Взыскать с Образовательного учреждения «<данные изъяты> муниципальная средняя общеобразовательная школа» Благовещенского района Алтайского края