Дело № 2-138/2011 г.
Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Благовещенка ДД.ММ.ГГГГ
Благовещенский районный суд алтайского края в составе:
Председательствующего Захаровой Е.В.
при секретаре Устименко Т.Г.
с участием прокурора Мелентьева А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Благовещенского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Благовещенского района Алтайского края, Образовательному учреждению «Благовещенская муниципальная средняя общеобразовательная школа № 1 » о понуждении к совершению действий по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.
У С Т А Н О В И Л :
Благовещенский межрайонный прокурор обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Благовещенского района Алтайского края, Образовательному учреждению «Благовещенская муниципальная средняя общеобразовательная школа № 1 » о понуждении к совершению действий по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.
В обоснование иска прокурор указал, что Благовещенской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности образовательного учреждения «Благовещенская муниципальная средняя общеобразовательная школа №1» Благовещенского района Алтайского края (далее- Ответчик).
В ходе проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ТО Роспотребнадзора вКулундинском, Благовещенском, Суетском и Табунском районах в деятельностиОтветчика была проведена плановая проверка, в результате которой выявленынарушения санитарно-эпидемиологического законодательства.
За допущенные нарушения ответственное должностное лицо привлечено кадминистративной ответственности, а по результатам контрольных мероприятийсоставлено предписание, сроки выполнения которого истекли в сентябрепрошлого года.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 N 52-ФЗиндивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии сосуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарногозаконодательства. Вместе с тем, настоящей проверкой установлено, что устранение некоторых нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, требующихзначительных материальных затрат, до настоящего времени не произведено.
В уточненном исковом заявлении прокурор указал, что имеют место такие нарушения СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утв.Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02» от 28.11.2002 N 44 (ред. от 26.12.2008) (далее - СанПин) как:
п.2.3.23. - на каждом этаже не предусмотрены помещения, оборудованныеподдонами и подводкой к ним холодной и горячей воды для обработки уборочногоинвентаря, приготовления дезинфекционных растворов;
п.2.7.5. - учебные помещения начальных классов не обеспеченыводоснабжением;
п.2.4.8. - стены в кабинетах не гладкие, не допускают уборку влажнымспособом (оклеены обоями);
В соответствии с положениями ст.ст.32, 51 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" образовательное учреждение самостоятельно в осуществленииобразовательного процесса, финансовой, хозяйственной и иной деятельности впределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовымположением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида иуставом образовательного учреждения. К компетенции образовательногоучреждения относится, в числе прочего, материально-техническое обеспечение иоснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии сгосударственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые впределах собственных финансовых средств. Образовательное учреждение несет вустановленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции, в томчисле за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работниковобразовательного учреждения во время образовательного процесса, за нарушениеправ и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательногоучреждения. Образовательное учреждение создает условия, гарантирующиеохрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Выявленные несоответствия требованиям санитарно-эпидемиологическогозаконодательства нарушают права и законные интересы неопределенного кругалиц - учебного персонала и несовершеннолетних учеников, ввиду чего наОтветчика надлежит возложить обязанность по устранению указанныхнарушений, при этом необходимо отметить, что предписание должностного лицаорганов Роспотребнадзора не имеет силы закона, оно не может быть исполненопринудительно, а за его невыполнение предусмотрена только административнаяответственность, тогда как вступившее в законную силу решение суда всоответствии с положениями ст. 13 Гражданского процессуального кодексаРоссийской Федерации (далее - ГПК РФ), является обязательным для всех безисключения органов государственной власти, органов местного самоуправления,общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежатнеукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации, анеисполнение судебного постановления влечет за собой ответственность,предусмотренную федеральным законом.
В этой связи только наличие судебного акта, которым на Ответчика будетвозложена обязанность по устранению выявленных нарушений законодательства,может привести к их оперативному устранению, в том числе в принудительномпорядке.
Кроме того, согласно п.п.75, 76, 77 Типового положения обобщеобразовательном учреждении, утвержденного ПостановлениемПравительства РФ от 19.03.2001 N 196 деятельность общеобразовательногоучреждения финансируется его учредителем в соответствии с договором междуними. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсовобщеобразовательного учреждения являются, в числе прочего, собственныесредства учредителя. Общеобразовательное учреждение отвечает по своимобязательствам в порядке, установленном законодательством РоссийскойФедерации.
Учитывая, что учредителем Ответчика является администрацияБлаговещенского района, а изложенные в адресованном образовательномуучреждению предписании Роспотребнадзора нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства Ответчиком не устранены добровольно,прокурор считает целесообразным привлечение администрации Благовещенскогорайона к субсидиарной ответственности.
Прокурор просил обязать Образовательное учреждение и администрацию Благовещенского района устранить выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно:
на каждом этаже предусмотреть помещения, оборудованные поддонами иподводкой к ним холодной и горячей воды для обработки уборочного инвентаря,приготовления дезинфекционных растворов;
учебные помещения начальных классов обеспечить водоснабжением;
стены в кабинетах сделать гладкими, допускающими уборку влажнымспособом. В соответствии со статьей 206 ГПК РФ установить ответчику срок длясовершения вышеуказанных действий.
В судебном заседании прокурор Мелентьев уменьшил исковые требования в виду добровольного удовлетворения исковых требований до вынесения решения суда и просил
обязать учебное учреждение обеспечить учебные помещения начальных классов водоснабжением в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Представитель Образовательного учреждения «Благовещенская муниципальная средняя общеобразовательная школа № 1 » Требтау Л.В.иск признала и пояснила, что для обеспечения учебных помещений начальных классов водоснабжением необходимы значительные материальные затраты, а также длительное время. полагадла. Что срок до ДД.ММ.ГГГГ может быть недостаточным.
Представитель администрации Благовещенского района Рыжкова М.С. иск не признала, считает, что требование о привлечении администрации Благовещенского района как учредителя образовательного учреждения к субсидиарной ответственности заявлено преждевременно
Выслушав сторон, свидетеля ФИО6, <данные изъяты>, подтвердившего факт несоблюдения требований Сан ПиН, изучив материалы дела, суд приходит к выводу. что требование прокурора о возложении обязанности на образовательное учреждение обеспечить учебные помещения начальных классов водоснабжением подлежат удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что в образовательном учреждении имеют место такие нарушения СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиеническиетребования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утв.Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ «О введении вдействие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН2.4.2.1178-02» от 28.11.2002 N 44 (ред. от:26.12.2008) (далее - СанПин) как:
п.2.7.5. учебные помещения начальных классов должны быть обеспечены водоснабжением.
П. 4.27 Сан ПиН 2.4.2. 2821-10, вступающие в законную силу с 1 сентября 2011 г. также содержит это требование к помещениям начальных классов.
Суд находит, что указанное нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства может быть устранено в Степноозерской средней школе. Школа находится в рабочем поселке, коммуникации центральные, имеется центральное холодное водоснабжение. Школа канализирована.Доводы ответчика на отсутствие достаточных материальных средств не могут судом быть приняты во внимание.
Суд находит, что для устранения указанных нарушений требований Сан ПиН необходимо в соответствии с ч. 1 ст. 206 ГПК РФ установить срок до ДД.ММ.ГГГГ
Установление более длительного срока нецелесообразно, поскольку после начала учебного года установка раковин в кабинетах, подвод водоснабжения и отвод использованной воды, может привести к срыву учебного процесса.
Требование прокурора о привлечении к субсидиарной ответственности Администрации Благовещенского района Алтайского края удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
В соответствии с абзацем 4 ч. 2 ст. 120 ГК РФ частное или казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.
Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.
В соответствии с абз.4 п.2 ст.120 Гражданского кодекса РФ частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимся в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Из толкования приведенной нормы, а также положения п.1 ст.399 Гражданского кодекса РФ следует, что недостаточность финансовых средств, за счет которых бюджетное учреждение обязано как владелец здания, в котором оно осуществляет свою деятельность, обеспечить выполнение требований санитарно-эпидемиологического законодательства, является основанием для возложения на собственника имущества (учредителя) данной обязанности в порядке субсидиарной ответственности при условии, если соответствующие требования предъявлялись бюджетному учреждению, однако оно было лишено возможности выполнить их за счет собственных или ранее выделенных на эти цели бюджетных средств.
Суд находит, что доказательств того, что Образовательное учреждение «Благовещенская муниципальная средняя общеобразовательная школа» не располагает достаточными средствами для обеспечения начальных классов водоснабжением прокурором не представлено. Ранее какие –либо требования к учредителю не предъявлялись.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что требование к Администрации Благовещенского района Алтайского края как к учредителю вышеуказанного образовательного учреждения предъявлены преждевременно, оснований для привлечения Администрации Благовещенского района к субсидиарной ответственности суд не усматривает.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ суд взыскивает с Образовательного учреждения «Благовещенская муниципальная средняя общеобразовательная школа № 1 »госпошлину в доход муниципального бюджете Благовещенского района Алтайского края.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Благовещенского межрайонного прокурора удовлетворить в части.
Обязать Образовательное учреждение «Благовещенская муниципальная средняя общеобразовательная школа № 1 » устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно :
Обязать учебные помещения начальных классов обеспечить водоснабжением в срок до ДД.ММ.ГГГГ
В остальной части иска отказать.
Взыскать с Образовательного учреждения «Благовещенская муниципальная средняя общеобразовательная школа № 1 »Благовещенского района Алтайского края госпошлину в сумме 200 рублей в доход муниципального бюджета Благовещенского района Алтайского края.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Благовещенский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий Захарова Е.В.
Копия верна: судья: Захарова Е.В.
Подлинник документа находится в гражданском деле №2-138/2011 года Благовещенского районного суда Алтайского края. Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. Секретарь суда: И.К.Ковальчук