Дело № 2-142/2011 г.
Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Благовещенка ДД.ММ.ГГГГ
Благовещенский районный суд алтайского края в составе:
Председательствующего Захаровой Е.В.
при секретаре Устименко Т.Г.
с участием прокурора Мелентьева А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Благовещенского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Благовещенского района Алтайского края, Образовательному учреждению «Степноозерская муниципальная средняя общеобразовательная школа» о понуждении к совершению действий по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.
У С Т А Н О В И Л :
Благовещенский межрайонный прокурор обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Благовещенского района Алтайского края, Образовательному учреждению «Степноозерская муниципальная средняя общеобразовательная школа» о понуждении к совершению действий по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства., который в судебном заседании уточнил.
В обоснование уточненного иска прокурор указал, что Благовещенской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности образовательного учреждения «Степноозерская муниципальная средняя общеобразовательная школа» Благовещенского района Алтайского края (далее -Ответчик).
В ходе проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ТО Роспотребнадзора вКулундинском, Благовещенском, Суетском и Табунском районах была проведена плановая проверка, в результате которой выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства со стороны Образовательного учреждения.
За допущенные нарушения ответственное должностное лицо привлечено кадминистративной ответственности, а по результатам контрольных мероприятийсоставлено предписание, сроки выполнения которого истекли в сентябрепрошлого года.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 N 52-ФЗиндивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии сосуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарногозаконодательства.
Вместе с тем, настоящей проверкой установлено, что устранение некоторыхнарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, требующихзначительных материальных затрат, до настоящего времени не произведено.
Так, имеют место такие нарушения СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиеническиетребования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утв.Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ «О введении вдействие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН2.4.2.1178-02» от 28.11.2002 N 44 (ред. от:26.12.2008) (далее - СанПин) как:
п.2.3.22. СанПин- медицинский пункт данного образовательногоучреждения не имеет полного набора помещений, а именно: отсутствуетотдельный процедурный кабинет, не оборудован самостоятельный санитарныйузел;
п.2.3.23. СанПин - не предусмотрено помещение (место в санитарном узле),оборудованное поддоном и подводкой к нему холодной и горячей воды дляобработки уборочного инвентаря;
п.2.4.2., СанПин таблица 1 - в 10-ти из 25-ти учебных помещенийприменяются столы ученические, не отвечающие требованиям, а именно:шероховатая поверхность, не ровные края;
п.2.4.8. СанПин - стены практически во всех кабинетах не гладкие, недопускают уборку влажным способом (оклеены обоями);
п.2.6.2. СанПин - классные доски не оборудованы софитами в 12-тиучебных кабинетах из 25-ти.
В соответствии с положениями ст.ет.32, 51 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" образовательное учреждение самостоятельно в осуществленииобразовательного процесса, финансовой, хозяйственной и иной деятельности впределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовымположением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида иуставом образовательного учреждения. К компетенции образовательногоучреждения относится, в числе прочего, материально-техническое обеспечение иоснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии сгосударственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые впределах собственных финансовых средств. Образовательное учреждение несет вустановленном законодательством Российской Федерации порядкеответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции, в томчисле за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работниковобразовательного учреждения во время образовательного процесса, за нарушениеправ и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательногоучреждения. Образовательное учреждение создает условия, гарантирующиеохрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Выявленные несоответствия требованиям санитарно-эпидемиологическогозаконодательства нарушают права и законные интересы неопределенного кругалиц - учебного персонала и несовершеннолетних учеников, ввиду чего наОтветчика надлежит возложить обязанность по устранению указанныхнарушений, при этом необходимо отметить, что предписание должностного лицаорганов Роспотребнадзора не имеет силы закона, оно не может быть исполненопринудительно, а за его невыполнение предусмотрена только административнаяответственность, тогда как вступившее в законную силу решение суда всоответствии с положениями ст. 13 Гражданского процессуального кодексаРоссийской Федерации (далее - ГПК РФ), является обязательным для всех безисключения органов государственной власти, органов местного самоуправления,общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежатнеукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации, анеисполнение судебного постановления влечет за собой ответственность,предусмотренную федеральным законом.
В этой связи только наличие судебного акта, которым на Ответчика будетвозложена обязанность по устранению выявленных нарушений законодательства,может привести к их оперативному устранению, в том числе в принудительномпорядке.
Кроме того, согласно п.п.75, 76, 77 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного ПостановлениемПравительства РФ от 19.03.2001 N 196 деятельность общеобразовательногоучреждения финансируется его учредителем в соответствии с договором междуними. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсовобщеобразовательного учреждения являются, в числе прочего, собственныесредства учредителя. Общеобразовательное учреждение отвечает по своимобязательствам в порядке, установленном законодательством РоссийскойФедерации.
Учитывая, что учредителем Ответчика является администрацияБлаговещенского района, а изложенные в адресованном образовательномуучреждению предписании Роспотребнадзора нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства Ответчиком не устранены добровольно,в соответствии с ч.1 ст.399 прокурор находит целесообразным привлечение администрации Благовещенского района к субсидиарной ответственности. Прокурор просил обязать образовательное учреждение и администрацию Благовещенского района устранить выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно:
в медицинском кабинете оборудовать отдельный процедурный кабинет исамостоятельный санитарный узел;
предусмотреть помещение (место в санитарном узле), оборудованноеподдоном и подводкой к нему холодной и горячей воды для обработки уборочногоинвентаря; |
заменить ученические столы, не отвечающие предъявляемым требованиям(отсутствие шероховатой поверхности, ровные края);
всех обучающихся обеспечить рабочим местом в соответствии с их ростом;
стены в кабинетах сделать гладкими, допускающими уборку влажнымспособом;
классные доски оборудовать софитами.. В соответствии со статьей 206 ГПК РФ установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий.
В судебном заседании прокурор Мелентьев А.А. иск поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Образовательного учреждению «Степноозерская муниципальная средняя общеобразовательная школа» Воробьев Ю.А. иск признал в части, пояснил, что администрация школы принимает все меры к устранению нарушений правил санитарно-эпидемиологического законодательства, однако устранить все нарушения не предоставляется возможным из-за отсутствия средств. Кроме того, медицинский кабинет передан в аренду под зубопротезный кабинет. Имеющийся сейчас медицинский кабинет не содержит процедурного кабинета, в связи с чем переоборудование требует значительных затрат.
Представитель администрации Благовещенского района Рыжкова М.С. иск не признала, считает, что требование о привлечении администрации Благовещенского района как учредителя образовательного учреждения к субсидиарной ответственности заявлено преждевременно, считает, что необходимо учесть вступление в законную силу с 1 сентября 2011 г. новых СанПиН 2010 г., которые не содержит указанных требований к медицинскому кабинете.
Выслушав сторон, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что иск прокурора подлежит удовлетворению в части по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что в образовательном учреждении имеют место такие нарушения СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиеническиетребования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утв.Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ «О введении вдействие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН2.4.2.1178-02» от 28.11.2002 N 44 (ред. от:26.12.2008) (далее - СанПин) как:
п.2.3.22. СанПин- медицинский пункт данного образовательногоучреждения не имеет полного набора помещений, а именно: отсутствуетотдельный процедурный кабинет, не оборудован самостоятельный санитарныйузел;
п.2.3.23. СанПин - не предусмотрено помещение (место в санитарном узле),оборудованное поддоном и подводкой к нему холодной и горячей воды дляобработки уборочного инвентаря;
п.2.4.2., СанПин таблица 1 - в 10-ти из 25-ти учебных помещенийприменяются столы ученические, не отвечающие требованиям, а именно:шероховатая поверхность, не ровные края;
п.2.4.8. СанПин - стены практически во всех кабинетах не гладкие, недопускают уборку влажным способом (оклеены обоями);
п.2.6.2. СанПин - классные доски не оборудованы софитами в 12-тиучебных кабинетах из 25-ти.
Указанные требования в настоящее время являются законными и обоснованными.
Допрошенный в качестве свидетеля ФИО5, пояснил, что работает в должности <данные изъяты> пояснил, что проводит ежегодно проверку школ на соблюдение санитарно-эпидемиологического законодательства, все нарушения, указанные в заявлении прокурора выявлены, наличие обоев препятствует влажной уборке стен, т.к. необходимо использовать дезинфицирующие средства. Сельские школы могут обслуживаться на базе фельдшерско-акушерских пунктов.
Суд находит, что указанные нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства могут быть устранены в Степноозерской средней школе. Школа находится в рабочем поселке, коммуникации центральные, имеется центральное отопление, горячее и холодное водоснабжение. Кроме того, имеется специальный медицинский кабинет, в котором предусмотрен процедурный кабинет. Указанный кабинет предусмотрен проектом школы. То обстоятельство, что кабинет передан в аренду под зубопротезный кабинет, не может служить оснований для отказа в иске прокурора. Кабинет должен использоваться по назначению в интересах учащихся, педагогического персонала. Кроме того в р.п. Степное Озеро имеется городская больница и ссылка на возможное обслуживание в условиях ФАПа ( что предусмотрено для сельских школ) в данном случае не соответствует требованию закона.
Суд находит, что для устранения указанных нарушений требований Сан ПиН необходимо в соответствии с ч. 1 ст. 206 ГПК РФ установить срок до ДД.ММ.ГГГГ
Требование прокурора о привлечении к субсидиарной ответственности Администрации Благовещенского района Алтайского края удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
В соответствии с абзацем 4 ч. 2 ст. 120 ГК РФ частное или казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.
Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.
В соответствии с абз.4 п.2 ст.120 Гражданского кодекса РФ частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимся в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Из толкования приведенной нормы, а также положения п.1 ст.399 Гражданского кодекса РФ следует, что недостаточность финансовых средств, за счет которых бюджетное учреждение обязано как владелец здания, в котором оно осуществляет свою деятельность, обеспечить выполнение требований санитарно-эпидемиологического законодательства, является основанием для возложения на собственника имущества (учредителя) данной обязанности в порядке субсидиарной ответственности при условии, если соответствующие требования предъявлялись бюджетному учреждению, однако оно было лишено возможности выполнить их за счет собственных или ранее выделенных на эти цели бюджетных средств.
Суд находит, что доказательств того, что Образовательное учреждение «Степноозерская муниципальная средняя общеобразовательная школа» не располагает достаточными средствами для устранения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства прокурором не представлено. Ранее какие –либо требования к учредителю не предъявлялись.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что требование к Администрации Благовещенского района Алтайского края как к учредителю вышеуказанного образовательного учреждения предъявлены преждевременно, оснований для привлечения Администрации Благовещенского района к субсидиарной ответственности суд не усматривает.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Благовещенского межрайонного прокурора удовлетворить в части.
Обязать Образовательное учреждение «Степноозерская муниципальная средняя общеобразовательная школа» устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно :
в медицинском кабинете оборудовать отдельный процедурный кабинет и самостоятельный санитарный узел; предусмотреть помещение(место в санитарном узле), оборудованное поддоном и подводкой к нему холодной и горячей воды для обработки уборочного инвентаря; заменить ученические столы, не отвечающие предъявленным требованиям(отсутствие шероховатой поверхности, ровные края);всех обучающихся обеспечить рабочим местом в соответствии с их ростом;, стены в кабинетах сделать гладкими, допускающими уборку влажным способом;, оборудовать классные доски софитами в срок до ДД.ММ.ГГГГ
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Благовещенский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий Захарова Е.В.
Копия верна : судья Захарова Е.В.