Дело №2-292 /2011 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
р.п. Благовещенка ДД.ММ.ГГГГ Благовещенский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего: Сокол Е.А.,
при секретаре: Крячуновой К.А.,
с участием прокурора: Пермякова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Благовещенского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Образовательному учреждению « Тельманская муниципальная основная общеобразовательная школа» Благовещенского района Алтайского края, Администрации Благовещенского района о возложении обязанности по устранению нарушений правил пожарной безопасности,
у с т а н о в и л:
Благовещенский межрайонный прокурор обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ с иском в интересах неопределенного круга лиц к Образовательному учреждению « Тельманская муниципальная основная общеобразовательная школа» Благовещенского района Алтайского края, администрации Благовещенского района Алтайского края, в котором с учетом последующего уточнения исковых требований просил обязать ответчиков устранить выявленные нарушения противопожарного законодательства.
В обоснование указанных требований прокурор указал, что Благовещенской межрайонной прокуратурой совместно с ТО ГПН №12 МЧС РФ проведена проверка соблюдения обязательных требований законодательства в области пожарной безопасности в деятельности ОУ « Тельманская муниципальная основная общеобразовательная школа», в ходе которой выявлены нарушения:
- п. 3 ППБ 01-03, п. 12 НПБ 110-03, Приказ № 54 от 16.02.2009 ГУ МЧС России по Алтайскому краю, здание школы не оборудовано устройством передачи сигнала о срабатывании пожарной автоматики на пульт связи пожарного подразделения;
- п. 36 ППБ 01-03 не проводится проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций чердачных помещений здания школы;
Также прокурор в обоснование заявленных требований сослался на ст. 37 ФЗ «О пожарной безопасности», п.1 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), ст. 41 Конституции РФ, ст. ст.32, 51 Закона РФ «Об образовании», п.п. 75-77 Типового положения об общеобразовательном учреждении, ч.1 ст. 399 ГК РФ, ст. 2 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», и указал, что нарушения Правил пожарной безопасности, которые были установлены в деятельности ОУ « Тельманская муниципальная основная общеобразовательная школа» нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, посещающих помещения общеобразовательного учреждения, учебного персонала, создают угрозу их жизни и здоровью. Обращаясь в суд с заявлением в защиту гарантированных Конституцией РФ прав, свобод и законных интересов граждан, прокурор действует в рамках полномочий, предоставленных ему законом, в интересах неопределенного круга лиц.
Также прокурор указал, что поскольку нарушения требований противопожарного законодательства не устранены общеобразовательным учреждением добровольно, а учредителем общеобразовательного учреждения является администрация Благовещенского района, то целесообразным представляется привлечение последней к субсидиарной ответственности.
В судебном заседании прокурор Пермяков А.А. просил в срок до двух месяцев со дня вступления решения в законную силу возложить на ответчиков обязанность по устранению вышеуказанных нарушений требований правил пожарной безопасности.
Представитель ответчика – директор ОУ «Тельманская муниципальная основная общеобразовательная школа» Гофман Т.И. в судебном заседании с уточненными исковыми требованиями согласилась.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика – администрации Благовещенского района Алтайского края, извещенного о дне и времени рассмотрения дела надлежащим образом, который в отзыве на исковое заявление просил отказать в удовлетворении исковых требований прокурора полностью в связи с их преждевременностью и неправомерностью.
Выслушав прокурора Пермякова А.А., представителя ОУ «Тельманская муниципальная основная общеобразовательная школа», исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Согласно п.12 Перечня зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией (НПБ 110-03), утвержденного Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 315, перечень зданий и помещений, которые целесообразно оборудовать пожарной автоматикой с передачей сигнала о пожаре по радиотелекоммуникационной системе на центральный узел связи "01" Государственной противопожарной службы определяется соответствующим территориальным подразделением ГПС МЧС России, исходя из их технических возможностей.
В соответствии с п. 36 Правил Пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС Российской Федерации от 18.06.2003 №313, обработанные (пропитанные) в соответствии с требованиями нормативных документов деревянные конструкции и ткани по истечении сроков действия обработки (пропитки) и в случае потери огнезащитных свойств составов должны обрабатываться (пропитываться) повторно.
Состояние огнезащитной обработки (пропитки) должно проверяться не реже двух раз в год.
В соответствии с п. 98 Правил Пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС Российской Федерации от 18.06.2003 №313, установки пожарной автоматики должны находиться в исправном состоянии и постоянной готовности, соответствовать проектной документации.
Перевод установок с автоматического пуска на ручной запрещается, за исключением случаев, оговоренных в нормах и правилах.
В судебном заседании установлено, что здание ОУ«Тельманская муниципальная основная общеобразовательная школа» не оборудовано устройством передачи сигнала о срабатывании пожарной автоматики на пульт связи пожарного подразделения.
Также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ деревянные конструкции чердачного помещения начальной школы ОУ «Тельманская муниципальная основная общеобразовательная школа были обработаны (пропитаны) огнезащитным составом « Фоскон- Кострома- Плюс» со сроком выполнения огнезащитных функций до ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ОУ «Тельманская муниципальная основная общеобразовательная школа» нарушены требования пожарной безопасности.
Согласно ч.2 ст. 12 Закона РФ от 10.07.1992г. №3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение является юридическим лицом.
Из положений п.2.1.Устава ОУ «Тельманская муниципальная основная общеобразовательная школа» также следует, что данное муниципальное общеобразовательное учреждение является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, самостоятельный баланс, счета, печать установленного образца, штамп, бланки со своим наименованием.
В силу п.1 ч.2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных средств.
В пределах имеющихся в его распоряжении финансовых средств школа осуществляет материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями ( п. 6.10. Устава). Кроме того, образовательное учреждение несет в установленном законом порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
Согласно п.2.2 Устава, учредителем школы является администрация Благовещенского района Алтайского края.
Согласно п. 1 Правил пожарной безопасности в РФ ( ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003г. №313, данные Правила обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, гражданами Российской Федерации в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» предприятия, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и форм собственности обязаны соблюдать правила пожарной безопасности.
Согласно п. 10 Правил пожарной безопасности в РФ ( ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003г. №313, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в судебном заседании установлен факт нарушения ответчиком – ОУ «Тельманская муниципальная основная общеобразовательная школа» вышеуказанных требований Правил пожарной безопасности, наличие которых, как обоснованно указано в иске прокурором, создает угрозу жизни и здоровью, нарушает права неопределенного круга лица (обучающихся, работников общеобразовательного учреждения), в связи с чем исковые требования прокурора в части возложения на ОУ «Тельманская муниципальная основная общеобразовательная школа» обязанности устранить выявленные нарушения противопожарного законодательства являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
С учетом положений ч.2 ст. 206 ГПК РФ, принципа разумности, принимая во внимание характер допущенных нарушений требований пожарной безопасности, суд устанавливает ответчику – ОУ «Тельманская муниципальная основная общеобразовательная школа» срок, в течение которого решение суда, обязывающее ответчика устранить нарушения требований пожарной безопасности, должно быть исполнено в срок до двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, считая данный срок разумным с учетом вышеуказанных обстоятельств дела.
Что касается исковых требований прокурора в части возложения на администрацию Благовещенского района обязанности по устранению вышеуказанных нарушений требований пожарной безопасности в субсидиарном порядке, то суд, разрешая их, приходит к выводу, что они удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии с абз.4 п.2 ст. 120 ГК РФ частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Согласно п.1 ст. 399 ГК РФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.
Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
Таким образом, при применении ст. 399 ГК РФ.
Из толкования приведенных норм закона в их взаимосвязи следует, что недостаточность финансовых средств, за счет которых бюджетное учреждение обязано как владелец здания, в котором оно осуществляет свою деятельность, обеспечить выполнение требований пожарной безопасности, является основанием для возложения на собственника имущества (учредителя) данной обязанности в порядке субсидиарной ответственности при условии, если соответствующие требования предъявлялись бюджетному учреждению, однако оно было лишено возможности выполнить их за счет собственных или ранее выделенных на эти цели бюджетных средств.
Прокурором также не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих, что у школы не имелось и не имеется в настоящее время достаточных собственных средств, необходимых для устранения имеющихся нарушений требований пожарной безопасности.
Суд находит, что требование прокурора о возложении дополнительно обязанности по устранению вышеуказанных нарушений требований пожарной безопасности в субсидиарном порядке на администрацию Благовещенского района, заявлено преждевременно.
Таким образом, приведенные прокурором в обоснование требования о возложении на администрацию Благовещенского района субсидиарной ответственности мотивы и обстоятельства, не свидетельствуют о наличии предусмотренных вышеуказанными нормами закона оснований для этого на момент разрешения иска судом.
С учетом вышеизложенного, исковые требования прокурора подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Благовещенского межрайонного прокурора удовлетворить частично.
Обязать Образовательное учреждение « Тельманская муниципальная основная общеобразовательная школа» Благовещенского района Алтайского края, в срок до двух месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить выявленные нарушения противопожарного законодательства, а именно:
-оборудовать здание образовательного учреждения «Тельманская муниципальная основная общеобразовательная школа» Благовещенского района Алтайскогокрая устройством передачи сигнала о срабатывании пожарной автоматики напульт связи пожарного подразделения;
-провести проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки)деревянных конструкций чердачных помещений здания школы;
В остальной части иска отказать.
Взыскать с Образовательного учреждения « Тельманская муниципальная основная общеобразовательная школа» Благовещенского района Алтайского государственную пошлину в доход бюджета Благовещенского района в сумме 200 руб. 00 коп.
Решение в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Благовещенский районный суд Алтайского края.
Председательствующий : Е.А.Сокол
Копия верна: судья: Е.А.Сокол
Подлинник документа находится в материалах гражданского дела №2-2919/2011 года Благовещенского районного суда Алтайского края. Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. Секретарь суда: И.К.Ковальчук