2-374/2011 Решение о признании недействительным решения Совета народных депутатов



Дело № 2-374/2011

                                                          Р Е Ш Е Н И Е

                                          Именем Российской Федерации

Р.п. Благовещенка                                                                         ДД.ММ.ГГГГ

     Благовещенский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего Волоховой Н.В.

при секретаре Козырко Г.И.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Благовещенского межрайонного прокурора Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц о признании недействительным в части решения Благовещенского районного Совета народных депутатов Алтайского края,

                                                             У С Т А Н О В И Л:

     Благовещенский межрайонный прокурор Алтайского края обратился в суд с заявлением, в котором просит признать противоречащим действующему законодательству и не подлежащим применению с момента принятия решение Благовещенского районного Совета народных депутатов Алтайского края №333 от 17 сентября 2010 года «Об утверждении Порядка разработки и утверждения инвестиционных программ организаций коммунального комплекса» в части указания в пункте 1.1 Порядка слов электро-, теплоснабжения.

     В обоснование заявленных требований прокурор ссылается на то, что указанное решение принято Благовещенским районным Советом народных депутатов за пределами своих полномочий, поскольку согласно п.5 ч.2 ст.5 Федерального закона «О теплоснабжении» утверждение инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В силу п.7 ч.1 ст.6 этого же закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится лишь согласование инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. По мнению прокурора, вышеуказанным решением Благовещенский районный Совет народных депутатов Алтайского края незаконно расширил свои полномочия в области регулирования цен (тарифов) и принятия инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, обеспечивающих электро- и теплоснабжение, а поэтому в него необходимо внести соответствующие изменения. Протест прокурора на указанное решение Благовещенским районным Советом народных депутатов Алтайского края отклонен как необоснованный.

     В судебном заседании прокурор Пермяков А.А. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.

     Представитель Благовещенского районного Совета народных депутатов Алтайского края Пожарская А.А. в судебном заседании не согласилась с заявленными прокурором требованиями, пояснив, что на день принятия оспариваемого прокурором решения, Благовещенский районный Совет народных депутатов действовал в пределах своих полномочий, поскольку согласно ч.1 ст. 1, ст.5 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» вправе был утверждать инвестиционные программы организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры.

     Выслушав прокурора Пермякова А.А., представителя Благовещенского районного Совета народных депутатов Алтайского края Пожарскую А.А., исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

     В соответствии со ст.245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, в том числе по заявлению прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.

     В судебном заседании установлено, что решением Благовещенского районного Совета народных депутатов Алтайского края №333 от 17 сентября 2010 года «Об утверждении Порядка разработки и утверждения инвестиционных программ организаций коммунального комплекса» утвержден данный порядок.

     Указанное решение было опубликовано в Сборнике правовых актов №24 (официальное издание Администрации Благовещенского района и Благовещенского районного Совета народных депутатов).

     Утвержденный решением Благовещенского районного Совета народных депутатов Алтайского края Порядок предусматривает требования к формированию инвестиционной программы, порядок согласования и утверждения проекта такой программы, условия для досрочного пересмотра программы, ограничения на участие в реализации инвестиционных программ.

     Согласно п.1.1 указанного Порядка – настоящий порядок разработки и утверждения инвестиционных программ организаций коммунального комплекса разработан в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и других нормативных правовых актов, определяющих ценовую политику в сфере коммунального хозяйства и полномочия органов местного самоуправления в области регулирования цен (тарифов) на подключение организаций коммунального комплекса (далее – ОКК), обеспечивающих электро-, тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на услуги ОКК.

     Суд находит, что на день принятия такого решения Благовещенский районный Совет народных депутатов в соответствии с действующим на тот момент законодательством не имел полномочий на разработку и утверждение инвестиционной программы для организаций, обеспечивающих электро- и теплоснабжение.

     Так, суд не принимает во внимание доводы представителя районного Совета народных депутатов Пожарской А.А. о том, что оспариваемое прокурором решение Благовещенского районного Совета народных депутатов Алтайского края принято им в пределах своей компетенции.

     Действительно, в соответствии с п.п.3 ч.1 ст.5 Федерального закона №210-ФЗ от 30.12.2004г. «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (в редакции Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ, действующей на момент принятия оспариваемого прокурором решения) представительные органы муниципальных образований были наделены полномочиями по утверждению инвестиционных программы организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры. Однако этим законом, органы местного самоуправления не наделялись полномочиями по утверждению Порядка разработки и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере электро- и теплоснабжения.

     Кроме того, из положений ч.1 ст.1 вышеуказанного федерального закона (в той же редакции) следует, что он устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

     27 июля 2010 года был принять Федерального закона «О теплоснабжении», который вступил в силу (за исключением его некоторых положений) со дня его официального опубликования (ст.30 этого закона). Указанный Федеральный закон опубликован 30 июля 2010 года и, следовательно, вступил в силу с этой даты.

     Согласно п.4 ч.1 ст.4 этого закона утверждение правил согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, является полномочиями Правительства Российской Федерации.

     Отсутствие на день принятия оспариваемого прокурором решения утвержденного Правительством Российской Федерации такого порядка согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, не свидетельствует о наличии у Благовещенского районного Совета народных депутатов Алтайского края полномочий по утверждению порядка разработки и утверждения таких инвестиционных программ.

     Следовательно, на день принятия оспариваемого прокурором решения Благовещенский районный Совет народных депутатов Алтайского края не имел полномочий по утверждению Порядка разработки и утверждения инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере электро- и теплоснабжения.

     На основании п.4 ч.2 ст.15 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления не вправе в случаях, не предусмотренных федеральным законом, решать вопросы, не отнесенные к вопросам местного значения, участвовать в осуществлении иных государственных полномочиях (не переданных им в соответствии со статьей 19) как не вправе решать иные вопросы, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти либо, напротив, исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

     Таким образом, принятие Благовещенским районным Советом народных депутатов решения об утверждении Порядка разработки и утверждения инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере электро- и теплоснабжения, противоречит действующему законодательству.

     Согласно ч.2 ст.253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

     Руководствуясь ст.253 ГПК РФ, суд

                                                           Р Е Ш И Л:

     Заявление Благовещенского межрайонного прокурора Алтайского края удовлетворить.

     Признать противоречащим действующему законодательству и недействующим с момента его принятия решение Благовещенского районного Совета народных депутатов №333 от 17 сентября 2010 года «Об утверждении Порядка разработки и утверждения инвестиционных программ организаций коммунального комплекса» в части указания в пункте 1.1 Порядка слов: «электро-« и «тепло-«.

     Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Благовещенский районный суд Алтайского края в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий