2-373/2011 Решение о признании недействительным решения Совета народных депутатов



Дело № 2-373/2011

                                                          Р Е Ш Е Н И Е

                                          Именем Российской Федерации

Р.п. Благовещенка                                                                         ДД.ММ.ГГГГ

     Благовещенский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего Волоховой Н.В.

при секретаре Козырко Г.И.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Благовещенского межрайонного прокурора Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц о признании недействительным решения Благовещенского районного Совета народных депутатов Алтайского края,

                                                             У С Т А Н О В И Л:

     Благовещенский межрайонный прокурор Алтайского края обратился в суд с заявлением, в котором просит признать противоречащим действующему законодательству и не подлежащим применению с момента принятия решение Благовещенского районного Совета народных депутатов Алтайского края №334 от 17 сентября 2010 года «Об утверждении инвестиционной программы ООО «Тепло» на 2010-2013 гг.»

      В обоснование заявленных требований прокурор ссылается на то, что указанные решение принято Благовещенским районным Советом народных депутатов за пределами своих полномочий, поскольку согласно п.5 ч.2 ст.5 Федерального закона «О теплоснабжении» утверждение инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В силу п.7 ч.1 ст.6 этого же закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится лишь согласование инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. По мнению прокурора, принятие данного нормативно-правового акта повлекло нарушение прав граждан, так как положения данной программы незаконно включают в оплату услуг теплоснабжения инвестиционную надбавку.

     В судебном заседании прокурор Пермяков А.А. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.

     Представитель Благовещенского районного Совета народных депутатов Алтайского края Пожарская А.А. в судебном заседании не согласилась с заявленными прокурором требованиями, пояснив, что на день принятия оспариваемого прокурором решения, Благовещенский районный Совета народных депутатов действовал в пределах своих полномочий, поскольку согласно ч.1 ст. 1, ст.5 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» вправе был утверждать инвестиционные программы организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры и устанавливать надбавки к ценам (тарифам) для потребителей, в том числе, и для организаций, обеспечивающих теплоснабжение.

     Выслушав прокурора Пермякова А.А., представителя Благовещенского районного Совета народных депутатов Алтайского края Пожарскую А.А., исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

     В соответствии со ст.245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, в том числе по заявлению прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.

     В судебном заседании установлено, что решением Благовещенского районного Совета народных депутатов Алтайского края №334 от 17 сентября 2010 года «Об утверждении инвестиционной программы ООО «Тепло» на 2010-2013 гг.» утверждена данная программа.

     Указанное решение было опубликовано в Сборнике правовых актов №24 (официальное издание Администрации Благовещенского района и Благовещенского районного Совета народных депутатов) и в газете «Родная сторона» 20 ноября 2010 года №139.

     Суд находит, что на день принятия такого решения Благовещенский районный Совет народных депутатов в соответствии с действующим на тот момент законодательством не имел полномочий на утверждение такой инвестиционной программы.

     Так, согласно п.5 ч.2 ст.5 Федерального закона от 27.07.2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» утверждение инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по согласованию с органами местного самоуправления поселений, городских округов.

     Согласно п.7 ч.1 ст.6 этого же закона органы местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях согласовывают инвестиционные программы организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

     Как следует из ч.6 ст.7 указанного выше закона органы местного самоуправления поселений, городских округов могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями на утверждение инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения.

     На день принятия оспариваемого решения Благовещенский районный Совет народных депутатов Алтайского края такого закона Алтайского края не имелось.

     Суд не принимает во внимание доводы представителя районного Совета народных депутатов Пожарской А.А. о том, что на день принятия оспариваемого решения районный Совет народных депутатов в соответствии с законом имел полномочия по утверждению инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения.

     Действительно, в соответствии с п.п.3 ч.1 ст.5 Федерального закона №210-ФЗ от 30.12.2004г. «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (в редакции Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ, действующей на момент принятия оспариваемого прокурором решения) представительные органы муниципальных образований наделены полномочиями по утверждению инвестиционных программы организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры.

     Однако, 27 июля 2010 года был принять Федерального закона «О теплоснабжении», который вступил в силу (за исключением его некоторых положений) со дня его официального опубликования (ст.30 этого закона). Указанный Федеральный закон опубликован 30 июля 2010 года и, следовательно, вступил в силу с этой даты.

     Согласно п.5 ч.2 ст.5 Федерального закона «О теплоснабжении» утверждение инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

     Следовательно, на день принятия оспариваемого прокурором решения Благовещенский районный Совет народных депутатов имел полномочия по утверждению инвестиционных программы организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры, за исключением утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения.

     Отсутствие на день принятия оспариваемого прокурором решения утвержденного Правительством Российской Федерации порядка согласования с органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, не свидетельствует о наличии у Благовещенского районного Совета народных депутатов Алтайского края полномочий по утверждению таких инвестиционных программ.

     Суд также не принимает во внимание доводы представителя районного Совета народных депутатов Пожарской А.А. о том, что на день утверждения инвестиционной программы ООО «Тепло» Благовещенский районный Совет народных депутатов имел полномочия по установлению надбавки к тарифу на услуги теплоснабжения ООО «Тепло» на период 2010-2013 года и эти надбавки сохраняют свое действие до окончания периода, на который они были установлены.

     Действительно, в соответствии с п.п.7 ч.2 ст.5 Федерального закона №210-ФЗ от 30.12.2004г. «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (в редакции Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ, действующей на момент принятия оспариваемого прокурором решения) органы муниципальных образований были наделены полномочиями по установлению тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифам на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифам организаций коммунального комплекса на подключение.

     На день принятия оспариваемого прокурором решения, т.е. на 17 сентября 2010 года, предельные индексы для Благовещенского района Алтайского края установлены не были.

     Решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов Администрации Алтайского края №45 от 27 октября 2010 года, т.е. после принятия оспариваемого прокурором решения, были установлены предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2011 год.

     Предельные индексы на 2012 и 21013 годы предельные индексы Управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов Администрации Алтайского края не устанавливались.

     Кроме того, Федеральным законом от 27.07.2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» (статья 6) установлены полномочия органов местного самоуправления поселений, городских округов в сфере теплоснабжения и полномочий органов местного самоуправления по установлению надбавок к тарифам в сфере теплоснабжения не имеется.

     Федеральный закон «О теплоснабжении», как уже указывалось ранее, вступил в законную силу 30 июля 2010 года.

     Таким образом, на день принятия оспариваемого прокурором решения, то есть на 17 сентября 2010 года, Благовещенский районный Совет народных депутатов Алтайского края не имел полномочий по установлению надбавок к тарифу на услуги теплоснабжения ООО «Тепло».

     На основании п.4 ч.2 ст.15 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления не вправе в случаях, не предусмотренных федеральным законом, решать вопросы, не отнесенные к вопросам местного значения, участвовать в осуществлении иных государственных полномочиях (не переданных им в соответствии со статьей 19) как не вправе решать иные вопросы, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти либо, напротив, исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

     Таким образом, на день принятия оспариваемого прокурором решения, т.е. на 17 сентября 2010 года, Благовещенский районный Совет народных депутатов Алтайского края не вправе был утверждать инвестиционную программу ООО «Тепло» на 2010-2013 гг., а принятие Благовещенским районным Советом народных депутатов решения об утверждении такой инвестиционной программы противоречит действующему законодательству.

     Согласно ч.2 ст.253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

     Руководствуясь ст. 253 ГПК РФ, суд

                                                                Р Е Ш И Л:

      Заявление Благовещенского межрайонного прокурора Алтайского края удовлетворить.

Признать недействующим со дня его принятия решение Благовещенского районного Совета народных депутатов Алтайского края № 334 от 17 сентября 2010 года «Об утверждении инвестиционной программы ООО «Тепло» на 2010-2013 годы».

      Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Благовещенский районный суд Алтайского края в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий