2-312/2012 очистить земельный участок от отходов



Дело №2-312/2012 г.

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 июня 2012 г. р.п. Благовещенка

Благовещенский районный суд Алтайского края в составе: председательствующего Захаровой Е.В. при секретаре Устименко Т.Г. с участием прокурора Липова Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Благовещенского межрайонного прокурора Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к МО «Благовещенский поссовет» о возложении обязанности очистить земельные участки от отходов,

УСТАНОВИЛ:

Благовещенский межрайонный прокурор обратился в Благовещенский районный суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МО «Благовещенский поссовет Благовещенского района Алтайского края» в лице администрации Благовещенского поссовета Благовещенского района Алтайского края о возложении обязанности очистить земельный участок от отходов в северной части р.п. Благовещенка <адрес> также Благовещенский межрайонный прокурор обратился с требованием о возложении обязанности очистить земельный участок от отходов в северной части р.п. Благовещенка <адрес> 21 июня 2012 года определением суда данные дела объединены в одно производство.

В обоснование заявленных требований истец указал, что Благовещенской межрайонной прокуратурой совместно с Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края, а также представителем администрации Благовещенского поссовета Киреевым P.P. ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения законодательства об экологическом и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения на территории муниципального образования «Благовещенский поссовет» в части выявления несанкционированных свалок на территории муниципального образования.

В ходе проверки выявлена несанкционированная свалка бытовых и промышленных отходов: в северной части <адрес> Благовещенская» выявлена несанкционированная свалка общим размером 5x5 метров в виде: золо-шлаковых отходов, бытовые отходы, навоз, а также в северной части р.п. Благовещенка в <адрес> выявлена несанкционированна свалка общим размером 20x40 метров в виде: золо-шлаковых отходов, упаковочного материла (стеклянная, пластмассовая тара, целлофановые пакеты, тетрапаки), бытовые отходы, строительные отходы (битый кирпич, битый шифер), навоз, ветви и корни сухих деревьев.

Указанная несанкционированная свалка образована в результате сброса твердых бытовых и строительных отходов на почву жителями прилегающих домов и хозяйствующими субъектами. Территория не убирается длительное время, в связи, с чем в результате гниения отходов возникает угроза возникновения инфекции и эпидемии, что может привести к непосредственной угрозе жизни и здоровья человека. Так как свалка несанкционированная, при сбросе отходов на почву не соблюдается технологический процесс, предусмотренный для утилизации отходов, в связи с чем, происходит загрязнение, захламление земли и подземных вод. Мероприятия по защите земель от загрязнения, захламления отходами производства и потребления и других негативных (вредных) воздействий не проводится, в результате чего происходит деградация земли.

Помощник Благовещенского межрайонного прокурора Липов Е.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил обязать администрацию муниципального образования «Благовещенский поссовет Благовещенскго района Алтайского края» ликвидировать несанкционированную свалку:

в северной части р.п. Благовещенка в <адрес> выявлена несанкционированная свалка общим размером 5x5 метров в виде: золо-шлаковых отходов, бытовые отходы, навоз, а также в северной части р.п. Благовещенка в <адрес> выявлена несанкционированна свалка общим размером 20x40 метров в виде: золо-шлаковых отходов, упаковочного материла (стеклянная, пластмассовая тара, целлофановые пакеты, тетрапаки), бытовые отходы, строительные отходы (битый кирпич, битый шифер), навоз, ветви и корни сухих деревьев. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ просил установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий в течении месяца.

Представитель ответчика администрации Благовещенского поссовета Киреев P.P. в судебном заседании исковые требования признал, указал, что нарушенные обязательные требования санитарно-эпидемиологического законодательства в части несанкционированных свалок на территории муниципального образования, будут устранены до ДД.ММ.ГГГГ

Выслушав сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Благовещенской межрайонной прокуратурой совместно с Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края, а также представителем администрации Благовещенского поссовета Киреева P.P. проведена проверка соблюдения законодательства экологическом и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения на территории муниципального образования «Благовещенский поссовет» в части выявления несанкционированных свалок на территории муниципального образования.

В ходе проверки выявлена несанкционированная свалка бытовых и промышленных отходов: в северной части р.п. Благовещенка в <адрес> выявлена несанкционированная свалка общим размером 5x5 метров в виде: золо-шлаковых отходов, бытовые отходы, навоз, а также в северной части р.п. Благовещенка в <адрес> выявлена несанкционированна свалка общим размером 20x40 метров в виде: золо-шлаковых отходов, упаковочного материла (стеклянная, пластмассовая тара, целлофановые пакеты, тетрапаки), бытовые отходы, строительные отходы (битый кирпич, битый шифер), навоз, ветви и корни сухих деревьев.    

Указанные несанкционированные свалки образованы в результате сброса твердых бытовых и строительных отходов на почву жителями прилегающих домов и хозяйствующими субъектами. Территория не убирается длительное время, в связи, с чем в результате гниения отходов возникает угроза возникновения инфекции и эпидемии, что может привести к непосредственной угрозе жизни и здоровья человека. Так как свалки несанкционированны при сбросе отходов на почву не соблюдается технологический процесс, предусмотренный для утилизации отходов, в связи с чем, происходит загрязнение, захламление земли и подземных вод. Мероприятия по защите земель от

загрязнения, захламления отходами производства и потребления и других негативных (вредных) воздействий не проводится, в результате чего происходит деградация земли.

Статьей 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды. Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

Согласно ст.22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи обязаны проводить мероприятия по: сохранению почв и их плодородия; защите земель от захламления отходами производства и потребления, ликвидации последствий загрязнения, рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.

В нарушение перечисленных положений законодательства администрация Благовещенского поссовета на землях, находящихся в границах муниципального образования, допустила захламление земельных участков отходами.

Согласно ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» на органы местного самоуправления возложена обязанность по регулярной очистке территорий муниципальных образований от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

Аналогичные полномочия закреплены в ст.8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».

Согласно информации ТОУ Роспотребнадзора по Алтайскому краю в Кулундинском, Благовещенском, Суетском, Табунском районах, наличие неконтролируемых свалок на территории населенного пункта может привести к следующим негативным последствиям: химическому, микробиологическому, паразитологическому, токсикологическому загрязнению земель, грунтовых вод, воздуха, массовому выплоду мух и других насекомых и как следствие послужить причиной возникновения массовых случаев инфекционных и неинфекционных заболеваний среди населения.

Кроме того, в соответствии с п.21 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (утверждены приказом МЧС РФ от 18.06.2003 №313), которые обязательные для применения и исполнения, в том числе органами местного самоуправления, и применяются в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды территории населенных пунктов и организаций, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п.

В этой связи, наличие несанкционированных свалок в виде сухих ветвей деревьев, сухой травы и т.п. способствует неконтролируемому распространению огня, что может вызвать гибель людей и повреждение имущества.

Таким образом, бездействие органов местного самоуправления нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст.4 Конституции Российской Федерации, Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ст. 15).

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В соответствии со ст.76 ФЗ «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.

Согласно ст.78 указанного закона на основании решения суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Требования прокурора направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и на защиту прав жителей муниципального образования на благоприятную окружающую среду.

Таким образом, прокурором приведены обоснованные требования по нарушению обязательных требований экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства.

С учетом изложенного, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

На основании ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет меры, предусмотренные федеральным законом в отношении руководителя организации. Суд находит необходимым обязать ответчика выполнить действия по ликвидированию несанкционированных свалок, указанные в решении в срок до 25 июля 2012 г., находит указанный срок разумным.

В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Администрацию муниципального образования «Благовещенский поссовет Благовещенского района Алтайского края в срок до ДД.ММ.ГГГГ ликвидировать несанкционированные свалки мусора:

в северной части р.п. Благовещенка в <адрес>,

в северной части р.п. Благовещенка в <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий    Захарова Е.В.