№ 2-53/2012 решение по иску Г. к ГУ УПФ в Благоварскогом районе о признании нешения в части отказа во включении в стаж работы период работы в должности секретаря комсомольской организации незаконным



№ 2 – 53/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 февраля 2012 года с. Языково

Благоварский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Шакирова К.Г.,

при секретаре Садыковой Л. З.,

рассмотрев в открытом судебном заседаний гражданское дело по иску Г. к Управлению Пенсионного фонда РФ в <адрес> РБ об отмене решения об отказе в назначении досрочной пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Г. обратилась в суд с иском Управлению Пенсионного фонда РФ в <адрес> РБ об отмене решения об отказе в назначении досрочной пенсии, обязать включить в трудовой стаж, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью периоды работы в должности секретаря комсомольской организации колхоза <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить пенсию с момента подачи заявления, т. е. с ДД.ММ.ГГГГ В обоснование иска указала, что с учетом спорных периодов общий стаж её педагогической работы составляет 25 лет, что дает ей право на досрочную пенсию в связи с педагогической деятельностью в силу подп. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона 2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» и ст. 80 ранее действовавшего Закона РФ 1990 года «О государственных пенсиях в РФ». Однако, на её обращение ДД.ММ.ГГГГ органом пенсионного обеспечения ей было отказано в назначении пенсии, поскольку не были зачтен в стаж её педагогической деятельности период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по тем основаниям, что соответствующими Списками не предусмотрены наименования таких должностей как секретарь комитета комсомольской организации. Пересчитанный таким образом педагогический стаж истицы составил всего 23 года 05 месяцев 20 дней, в связи с чем в назначении досрочной пенсии ей было отказано. Отказ в назначении досрочной пенсии истица считает незаконным, полагает, что период её работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ секретарем комитета комсомола колхоза <данные изъяты> подлежит включению в педагогический стаж на основании Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959 года «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».

В судебном заседании Г. и ее представитель ФИО4 исковые требования поддержали основываясь на вышеизложенные доводы, просили суд признать незаконным решение ГУ - Управления Пенсионного Фонда РФ в <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа во включении в стаж работы Г. период ее деятельности в должности секретаря комсомольской организации колхоза <данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности секретаря комсомольской организации колхоза <данные изъяты>» и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента подачи заявления, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ

Представитель ответчика ГУ – Управления пенсионного фонда РФ в <адрес> РБ ФИО5 исковые требования не признал, пояснил, что Г. согласно трудовой книжки в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности освобожденного секретаря комсомольской организации колхоза <данные изъяты>». Список и Правила от 29.10.2002г. № 781 не предусматривают включения соответствующей должности в специальный стаж. Истцом не учтен тот факт, что по состоянию на 31.12.2001г. Постановление № 1397 от 17.12.1959г. не применялось на территории РФ в соответствии с постановлением № 953 от 22.09.1993г. Следовательно применение Постановления № 1397 от 1959г. при определении права на досрочное назначение трудовых пенсий противоречит как действующему пенсионному законодательству, так и правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в постановлении № 2-П от 29.01.2004г. По результатам рассмотрения заявления Г. о досрочном назначении пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью органом Пенсионного фонда к зачету в специальный стаж в связи с педагогической деятельностью принято 23 года 5 месяцев 20 дней. Помимо этого в период действия Положения от 17.12.1959г. пункт 2 применяется только во взаимосвязи с п. 4 согласно которого время работы, указанной в п.п.1,2 и 3 засчитывалось в стаж работы по специальности только при условии, если 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением приходилось на работу в учреждениях, организация и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Следовательно, спорные периоды могли быть засчитаны в специальный стаж только при условии, что не менее 16 лет 8 месяцев истец отработал в должностях, предусмотренных Перечнем, утвержденным Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 г. № 1397 на дату его отмены, т.е. на 22.09.1993 г. Истицей на указанную дату необходимый стаж 16 лет 8 месяцев не выработан. Также постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 15.07.1964 г. № 620 установлено, что назначение и выплата пенсий за выслугу лет производится работникам просвещения и здравоохранения, оставившим работу. Истец на сегодняшний день продолжает работать. Просил в удовлетворении иска отказать.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 10 ст. 28 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых, пенсиях в РФ», а также ст. 80 ранее действовавшего Закона РФ № 340-1от 20.11.1990г. «О государственных пенсиях в РФ» лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Закона (т. е. для женщин-55 лет).

Судом установлено, что Г. в настоящее время работает учителем начальных классов <адрес>.

Согласно трудовой книжки в спорный период истица работала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ секретарем комсомольской организации колхоза <данные изъяты>

С учетом указанного периода в ДД.ММ.ГГГГ. педагогический стаж Г. превысил 25 лет.

ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> РБ с заявлением о досрочном назначении ей трудовой пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью.

Решением Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ Г. не был зачтен в стаж её педагогической деятельности период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ секретарем комсомольской организации колхоза <данные изъяты>».

Согласно разъяснения, содержащееся в п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в соответствии с которыми по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 01 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

В постановлении от 29.01.2004г. № 2-п Конституционного суда РФ говорится о том, что в целях реализации пенсионных прав педагогических и медицинских работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные правовые акты, регулирующие порядок исчисления стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».

В п. «а» ч. 1 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959г. «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», действующего в спорный период времени (до октября 1993 г.) указано, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах.

Доводы представителя ответчика о невозможности применения в рассматриваемом деле Постановления Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959 года «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», поскольку в силу Постановления Правительства РФ № 953 от 2.09.1993 года указанное Постановление Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959 года не подлежит применению на территории РФ с 01.10.1993 года, суд находит несостоятельными. Положения ч. 2 ст. 6, ч. 1 ст. 17, ст.ст. 18 и 19, ч. 1 ст. 39, а также ст. 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право и в дальнейшем будет уважаться органами власти и безусловно будет реализовано. Конституционный суд РФ в Постановлении № 11-П от 03.06.2004 г. «По делу о проверке конституционности положений подп. 10, 11 и 12 п. 1 ст. 28, п.п. 1 и 2 ст. 31 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» специально указал, что до установления надлежащего правового регулирования при обращении лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, за назначением трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста и решении вопроса о наличии у них стажа, дающего право на досрочное назначение такой пенсии, периоды их работы в названных учреждениях, которые включались в соответствующий стаж ранее действовавшим законодательством, должны засчитываться в соответствующий стаж профессиональной деятельности, определенный в подп. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Период работы Г. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ секретарем комсомольской организации колхоза <данные изъяты> подлежит зачету в специальный педагогический стаж по следующим основаниям.

Согласно п. 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» (Постановление Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г.) работа в должностях, указанных в п. 2 раздела «Наименование должностей» списка, в учреждениях, указанных в п. 2 раздела «Наименование учреждений» списка, за периоды начиная с 1 января 2001 года, засчитывается в стаж работы при наличии следующего условия: на 1 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев.

Пунктом 4 Положения № 1397 от 17.12.1959 г. было также введено условие для включения в педагогический стаж выборной комсомольской работы, а именно: время работы, указанной в п. 1 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Как следует из материалов дела, на момент подачи Г. заявления о досрочном назначении ей пенсии ДД.ММ.ГГГГ данное условие, а именно наличие 16 лет 08 мес. «чистого» педагогического стажа (25 лет * 2/3) было соблюдено. В то же время ссылки представителя Пенсионного фонда на несоблюдение условия п. 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет № 1397 от 17.12.1959 г., поскольку на 01 января 2001 года (п. 12 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 781 (от 29.10.2002 г.) у истицы не было выработано 16 лет 08 мес. «чистого» педагогического стажа суд находит несостоятельными. По мнению суда, наличие 2/3 стажа должно определяться на момент подачи заявления о досрочном назначении пенсии 08.112011 г., а не на 01 января 2001 года - момент введения нового нормативного регулирования зачета в льготный стаж педагогических должностей.

Вышеуказанное согласуется с правовой позицией Верховного Суда РФ по аналогичному вопросу, выраженной в Обзоре законодательства и судебной практики за II квартал 2007 года («Вопросы применения законодательства и сфере

пенсионных и социальных правоотношений») о том, что периоды работы, предусмотренные в пунктах 1, 2 и 3 Положения № 1397 от 17.12.1959 г., подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, при соблюдении механизма его зачета (т. е. условия п. 4 данного Положения).

Таким образом, оснований для ограничения права Г. на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с выработкой установленного стажа педагогической деятельности (25 лет) судом не установлено.

Суд находит несостоятельным довод ответчика о том, что в соответствии с Постановлением № 1397 от 17.12.1959г. пенсии за выслугу лет назначаются учителям и другим работникам просвещения, в случае оставления ими работы, поскольку данное постановление такого ограничения не содержит.

Данное ограничение было установлено Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 15.07.1964 г. № 620. Это Постановление правового значения для рассматриваемого спора не имеет.

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. не содержит такого условия, при котором назначается досрочная трудовая пенсия по старости в связи с педагогической деятельностью, как оставление работы лицом, имеющим право на данную пенсию.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доказательств наличия оснований для ограничения права Г. на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с выработкой стажа педагогической деятельности 25 лет ответчиком суду не представлено.

При таких обстоятельствах, иск Г. суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Решение ГУ-Управления Пенсионного Фонда РФ в <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа во включении в стаж работы Г. период работы в должности секретаря комсомольской организации колхоза <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ признать незаконным.

Обязать ГУ-Управление Пенсионного Фонда РФ в <адрес> РБ включить Г. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью период ее работы в должности секретаря комсомольской организации колхоза <данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить Г. досрочную трудовую пенсию по старости с момента подачи заявления, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РБ в течение одного месяца через Благоварский районный суд РБ.

Судья К.Г. Шакиров

Решение в законную силу не вступило.