решение от 14.09.10 г. об отмене постановления ТИК о регистрации кандидата на должность главы с/с



№2-573/10

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Благодарный 14 сентября 2010 года

Судья Благодарненского районного суда Ставропольского края Смыкалов Д.А.,

при секретаре Кучеренко М.Г.,

с участием

старшего помощника прокурора района Рязанова И.В.,

представителя территориальной избирательной комиссии Благодарненского района Ставропольского края Рогулиной Н.А.,

кандидата в Совет депутатов Ставропольского сельсовета Благодарненского района СК Степкиной Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Василенко Ю.И. о признании незаконным постановления ТИК и отмене регистрации кандидата на должность главы Ставропольского сельсовета Благодарненского района СК Степкиной Л.И.,

У С Т А Н О В И Л:

Василенко Ю.И. обратился в суд с заявлением о признании незаконным постановления ТИК и отмене регистрации кандидата на должность Ставропольского сельсовета Благодарненского района СК Степкиной Л.И.

В судебное заседание Василенко Ю.И. и его представитель Шевченко В.Н. не явились, представили в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие.

Из заявления Василенко Ю.И. следует, что Дата обезличена года Постановлением территориальной избирательной комиссии Благодарненского района Номер обезличен Степкина Л. И. была зарегистрирована кандидатом на должность главы Ставропольского сельсовета Благодарненского района Ставропольского края по единому избирательному округу, выдвинутая в порядке самовыдвижения.

Территориальная избирательная комиссия Благодарненского района проверив соответствие порядка выдвижения Степкиной Людмилы Л. И. и необходимые для регистрации кандидата документы не установила нарушений требований ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ст. 15 Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае».

Считают данное решение территориальной избирательной комиссии Благодарненского района не основанным на законе и подлежащим отмене по следующим основаниям.

Степкиной Л.И. для регистрации представлены в избирательную комиссию подписные листы с подписями в количестве 32 штук. Во всех подписных листах, "представленных кандидатом Степкиной Л.И., отсутствуют наименование субъекта Российской Федерации и района в адресе места жительства избирателей и сборщиков подписей.

Согласно пункту 8 статьи 37 ФЗ «Об основных гарантиях...» форма подписного листа и порядок его заверения устанавливается законом. Необходимость указания в подписных листах названных сведений предусмотрена Приложением № 2 к Закону Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов...», которым установлена форма подписного листа.

Понятие адреса места жительства для целей избирательного права содержится в пункте 5 статьи 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которому адрес - наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры, по которому гражданин зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. При этом в пункте 3 статьи 1 Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов...» указано, что основные термины и понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Однако, в подписных листах, представленных кандидатом Степкипной Л.И. нарушен порядок оформления подписных листов, предусмотренных законом. В частности, отсутствуют полные данные об адресах места жительства избирателей и лиц, осуществляющих сбор подписей.

Согласно подпункту 3 пункта 10 статьи 15 Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов...» признаются недействительными подписи избирателей в подписном листе без указания каких-либо из требуемых в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях...» и Законом Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов...» сведений.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 10 статьи 15 Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов...» установлены условия признания недействительными подписей избирателей: « недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны не в полном объеме.

В соответствии с подпунктом 11 пункта 10 статьи 15 Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов...» признаются недействительными «все подписи в подписном листе, изготовленном и (или) оформленном с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом, установленных приложениями 1-5 к настоящему закону.

При таких обстоятельствах и с учетом сложившейся правоприменительной практики Верховного суда РФ, все подписи в подписных листах, представленных Степкиной Л.И. для регистрации в количестве 32 штук, являются недействительными и, следовательно, избирательная комиссия обязана была отказать в регистрации кандидату на должность главы Ставропольского сельсовета Благодарненского района Ставропольского края по единому избирательному округу но основаниям, предусмотренным подпунктом д) пункта 24 статьи 38 ФЗ «Об основных гарантиях...» «выявление 10 и более процентов недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено Федеральным законом».

Кроме этого, еще одним фактом нарушения законодательства является отсутствие при сдаче документов, необходимых для выдвижения, сведений о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату, которые предоставляются по форме согласно приложению к ФЗ «Об основных гарантиях. ..» вместе с заявлением о согласии баллотироваться (п.3 ст. 33 ФЗ «Об основных гарантиях...»).

Данный факт подтверждается имеющимися в деле Степкиной Л.И. документами, а именно подтверждением о приеме документов для выдвижения от Дата обезличенаг., выданного территориальной избирательной комиссией Ьлагодарненского района, а также действиями самой Степкиной.

Степкина Л.И. предоставила в избирательную комиссию сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе Дата обезличенаг., т.е. после сдачи документов для выдвижения, что является недопустимым, т.к. кандидат вправе заменить документ, представленный для уведомления, либо внести в него изменения. Правом предоставления дополнительных документов, не представленных при выдвижении, кандидат не наделен и комиссия не имела права учитывать этот документ при разрешении вопроса о регистрации Степкиной Л.И.

Таким образом, в представленных Степкиной Д.И. документах для выдвижения кандидатом на должность главы Ставропольского сельсовета Благодарненского района Ставропольского края по единому избирательном) округу отсутствует документ, предусмотренный пунктом 3 ст.ЗЗ ФЗ «Об основных гарантиях...»: сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату (супругу кандидата) на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах, по форме согласно 11риложению к ФЗ «Об основных гарантиях...»

Они просят признать незаконным Постановление территориальной избирательной комиссии Благодарненского района Номер обезличен от Дата обезличена года о регистрации Степкиной Л. И. кандидатом на должность главы Ставропольского сельсовета Благодарненского района Ставропольского края по единому избирательному округу, выдвинутого в порядке самовыдвижения и отменить регистрацию кандидата на должность главы Ставропольского сельсовета Благодарненского района Ставропольского края по единому избирательному округу Степкиной Л.И.

Представитель ТИК Рогулина Н.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления Василенко Ю.И., пояснив, что регистрация была проведена на законном основании. Имеющиеся сокращения в подписных листах комиссия посчитала допустимыми.

Зарегистрированный кандидат Степкина Л.И. в судебном заседании также возражала против удовлетворения заявления Василенко Ю.И.

Старший помощник прокурора района Рязанов И.В. пояснил, что допущенные нарушения являются основанием для отмены регистрации кандидата и просил заявление удовлетворить.

Выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявления Василенко Ю.И. по следующим основаниям.

Согласно Решению от Дата обезличена г. Номер обезличен Совет депутатов Ставропольского сельсовета решил назначить на Дата обезличена года выборы главы Ставропольского сельсовета Благодарненского района Ставропольского края.

Согласно заявлению Степкиной Л.И. в ТИК, она дает свое согласие баллотироваться кандидатом на должность главы Ставропольского сельского совета по единому избирательному округу, как кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения. В случае избрания главой Ставропольского сельского совета она обязуется прекратить деятельность, несовместимую со статусом главы Ставропольского сельского совета. В этом же заявлении в том числе, она сообщает о своем месте жительства: Ставропольский край, Благодарненский район, ... и сведения о своем месте работы - ....

Согласно копии паспорта Степкина Л.И. зарегистрирована по адресу: ..., ... ..., ....

Согласно копии трудовой книжки Степкиной Л.И. в настоящее время она работает ...

Согласно постановлению Номер обезличен от Дата обезличена г. ТИК Благодарненского района Ставропольского края Степкина Л.И. зарегистрирована кандидатом на должность главы Ставропольского сельсовета Благодарненского района.

Согласно ст.33 п.2 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.

Согласно п. 18 ст. 38 Закона избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации.

Судом установлено, что Степкиной Л.И. для регистрации представлены в избирательную комиссию подписные листы с подписями в количестве 32 штук. Во всех подписных листах, представленных кандидатом Степкиной Л.И., отсутствуют наименование субъекта Российской Федерации и района в адресе места жительства избирателей и сборщика подписей.

Согласно пункту 8 статьи 37 Федерального закона форма подписного листа и порядок его заверения устанавливается законом. Необходимость указания в подписных листах названных сведений предусмотрена Приложением № 2 к Закону Ставропольского края, которым установлена типовая форма подписного листа.

Понятие адреса места жительства для целей избирательного права содержится в пункте 5 статьи 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которому адрес - наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры, по которому гражданин зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. При этом в пункте 3 статьи 1 Закона Ставропольского края указано, что основные термины и понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Однако, в подписных листах, представленных кандидатом Степкипной Л.И., нарушен порядок оформления подписных листов, предусмотренных законом. В частности, отсутствуют полные данные об адресах места жительства избирателей и лиц, осуществляющих сбор подписей.

Согласно подпункту 3 пункта 10 статьи 15 Закона Ставропольского края признаются недействительными подписи избирателей в подписном листе без указания каких-либо из требуемых в соответствии с Федеральным законом и Законом Ставропольского края сведений.

Подпунктом 7 пункта 10 статьи 15 Закона Ставропольского края установлены условия признания недействительными подписей избирателей, в частности, недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны не в полном объеме.

В соответствии с подпунктом 11 пункта 10 статьи 15 Закона Ставропольского края признаются недействительными все подписи в подписном листе, изготовленном и (или) оформленном с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом, установленных приложениями 1-5 к настоящему закону.

В силу действующего избирательного законодательства не имеется норм, которые бы позволяли суду применять принцип соразмерности ответственности при разрешении вопроса об отсутствии необходимых сведений в адресе места жительства сборщика подписей, выяснять, не препятствуют ли однозначному восприятию указанные сведения, исключается ли иное толкование данных об адресе места жительства названных лиц.

При таких обстоятельствах, все подписи в подписных листах, представленных Степкиной Л.И. для регистрации в количестве 32 штук, являются недействительными и, следовательно, избирательная комиссия обязана была отказать в регистрации кандидату на должность главы Ставропольского сельсовета Благодарненского района Ставропольского края по единому избирательному округу но основаниям, предусмотренным подпунктом д пункта 24 статьи 38 Федерального закона.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 259-261 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Заявление Василенко Ю.И. удовлетворить.

Признать незаконным постановление территориальной избирательной комиссии Благодарненского района № Номер обезличен от Дата обезличена года о регистрации Степкиной Л. И. кандидатом на должность главы Ставропольского сельсовета Благодарненского района Ставропольского края по единому избирательному округу, выдвинутого в порядке самовыдвижения.

Отменить регистрацию кандидата на должность главы Ставропольского сельсовета Благодарненского района Ставропольского края Степкиной Л.И. по единому избирательному округу, выдвинутого в порядке самовыдвижения.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Благодарненский районный суд в течение 05 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Д.А.Смыкалов