Дело № 2-571/2010 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 октября 2010 года город Благодарный
Суд Благодарненского районного суда Ставропольского края в составе председательствующего судьи Каневского М.О.,
при секретаре Саверской Т.Н.,
с участием:
старшего помощника прокурора Благодарненского района Ставропольского края Рязанова И.В.,
истицы Глазачевой Л.А., действующей в своих интересах и в качестве представителя соистца Найденова И.А.,
представителя истцов Глазачевой Л.А. и Найденова И.А. - адвоката АК № № Благодарненского района Ставропольского края - Баранова О.Е.,
истицы Дмитриевой Г.И., действующей в своих интересах и в качестве представителя соистцов Дмитриева И.В., Дмитриева А.В., Дмитриева В.И.,
представителя ответчика - администрации муниципального образования города Благодарный, Благодарненского района Ставропольского края Логачевой С.Н., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по искам Глазачевой Л.А., действующей в своих интересах и в качестве представителя соистца Найденова И.А., Дмитриевой Г.И., действующей в своих интересах и в качестве представителя соистцов Дмитриева В.И., Дмитриева А.В. и Дмитриева И.В. к администрации муниципального образования город Благодарный Ставропольского края об обязании администрации муниципального образования город Благодарный Ставропольского края принять решение об изъятии земельного участка, на котором расположен жилой дом № по <адрес>, для муниципальных нужд, о принятии решения об изъятии жилых помещений - квартиры №, принадлежащей на праве долевой собственности Дмитриевой Г.И., Дмитриеву В.И., Дмитриеву А.В. и Дмитриеву И.В., квартиры №, принадлежащей на праве долевой собственности Глазачевой Л.А., Найденову И.А., об обязании заключить с Дмитриевой Г.И., Дмитриевым В.И., Дмитриевым А.В. и Дмитриевым И.В. соглашение о выкупной цене жилого помещения - квартиры №, дома № по <адрес>, об обязании заключить с Глазачевой Л.А., Найденовым И.А., соглашение о выкупной цене жилого помещения - квартиры №, дома № по <адрес>, взыскании с администрации муниципального образования города Благодарный Благодарненского района Ставропольского края в пользу Глазачевой Л.А. возмещение расходов по оплате договора найма жилого помещения в размере <данные изъяты> рублей, возврата государственной пошлины в пользу Дмитриевой Г.И. в размере <данные изъяты> рублей, в пользу Глазачевой Л.А. в размере <данные изъяты> рублей,
У С Т А Н О В И Л:
Глазачева Л.А., действующая в своих интересах и в качестве представителя соистца Найденова И.А., Дмитриева Г.И., действующая в своих интересах и в качестве представителя соистцов Дмитриева В.И., Дмитриева А.В., Дмитриева И.В. обратились в Благодарненский районный суд Ставропольского края с исками к администрации муниципального образования город Благодарный Ставропольского края об обязании администрации муниципального образования город Благодарный, Благодарненского района, Ставропольского края принятия решения об изъятии земельного участка, на котором расположен жилой дом № по <адрес> для муниципальных нужд, о принятии решения об изъятии жилых помещений - квартиры №, принадлежащей на праве долевой собственности Дмитриевой Г.И., Дмитриеву В.И., Дмитриеву А.В. и Дмитриеву И.В., квартиры № принадлежащей на праве долевой собственности Глазачевой Л.А., Найденову И.А., об обязании заключения с Дмитриевой Г.И., Дмитриевым В.И., Дмитриевым А.В. и Дмитриевым И.В. соглашения о выкупной цене жилого помещения - квартиры №, дома № по <адрес> об обязании заключения с Глазачевой Л.А., Найденовым И.А., соглашения о выкупной цене жилого помещения - квартиры №, дома № по <адрес>, взыскании с администрации муниципального образования города Благодарный Благодарненского района Ставропольского края в пользу Глазачевой Л.А. возмещение расходов по оплате договора найма жилого помещения в размере <данные изъяты> рублей, возврате государственной пошлины в пользу Дмитриевой Г.И. в размере <данные изъяты> рублей, в пользу Глазачевой Л.А. в размере <данные изъяты> рублей.
В обосновании исковых требований истцы в заявлениях указали, что им на праве долевой собственности в доме № по <адрес> принадлежат жилые помещения - Дмитриевым квартира №, Глазачевой и Найденову - квартира №. Постановлением главы города Благодарный ФИО15 № от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по <адрес>, № <адрес> признан аварийным и непригодным для жилья. В связи с тем, что проживать в вышеуказанном доме опасно для жизни, Глазачева Л.А. и Найденов И.А. выселились из своей квартиры и сняли жилье по договору найма с частным лицом. ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> по решению суда обратилась к собственникам данного многоквартирного дома с требованием о сносе дома в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Решением от ДД.ММ.ГГГГ Благодарненский районный суд обязал администрацию муниципального образования <адрес> обратиться к жильцам аварийного дома о сносе дома в сокращенные сроки до ДД.ММ.ГГГГ. Данное решение суда администрация не исполнила - с требованием о сносе дома к жильцам не обратилась. Они отказываются сносить данный аварийный дом, так как не имеют для этого средств и, кроме того, между жильцами дома не достигнута договоренность о его сносе. ДД.ММ.ГГГГ Глазачева Л.А. и Найденов И.А. обратились к администрации <адрес> с заявлением о принятии решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом для муниципальных нужд, изъятии жилого помещения в данном доме - принадлежащей им квартиры №, о заключении соглашения о выкупной цене квартиры №. Ответ на данное заявление администрацией дан не был. Более двух лет жизнь и здоровье жильцов дома находятся под угрозой из-за бездействия администрации <адрес>. Глазачева Л.А. вынуждена проживать в другом жилом помещении и оплачивать расходы по найму жилья по договору, заключенному ДД.ММ.ГГГГ, в сумме <данные изъяты> рублей.
ДД.ММ.ГГГГ на основании ч. 4 ст. 151 ГПК РФ, гражданское дело по иску Глазачевой Л.А. и Найденова И.А. и гражданское дело по иску Дмитриевых объединены в одно производство.
В судебном заседании истица Глазачева Л.А., действующая в своих интересах и интересах соответчика Найденова И.А. заявленные исковые требования о предоставлении благоустроенного жилого помещения дополнила следующими требованиями: - просит суд взыскать с администрации муниципального образования город Благодарный сумму расходов по договору найма жилого помещения - <данные изъяты> рублей за <данные изъяты> месяцев с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, уплаченную госпошлину в размере <данные изъяты> рублей.
В судебном заседании истцы и их представитель, заявленные исковые требования поддержали в полном объеме и просили суд их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковых заявлениях с учетом их дополнения истицей Глазачевой Л.А. в судебном заседании.
Привлеченные судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истцов - собственники квартир спорного дома - Крупочкин С.В., Костина Т.Ф., Запорожченко В.В., Сушков Н.П., Стасенко И.П. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте слушания дела были надлежащим образом уведомлены.
Представитель ответчика - администрации муниципального образования город Благодарный Благодарненского района Ставропольского края Логачева С.Н. в судебном заседании просила суд в удовлетворении исковых требований отказать по следующим основаниям: случаи, когда допускается изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, отнесены законом к исключительным, то есть по общему правилу такого изъятия следует избегать. В ст. 49 ЗК РФ приведены только два возможных основания изъятия земель для государственных и общественных нужд: выполнение международных обязательств Российской Федерации и необходимость размещения объектов государственного или муниципального значения (при отсутствии других вариантов размещения этих объектов). Иные случаи изъятия земель для государственных или муниципальных нужд могут быть установлены федеральными законами. Законами субъектов РФ могут быть дополнительно предусмотрены только случаи изъятия таких земельных участков, которые находятся в собственности самих объектов РФ либо в муниципальной собственности, т.е. участков, предоставленных в пользование либо аренду гражданам, юридическим лицам. Следовательно, случаи изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд у собственников и пожизненных наследуемых владельцев могут быть установлены только федеральным законодательством. В соответствии с п. 3 ст. 83 ЗК РФ, участки из земель поселений могут быть изъяты (выкуплены) для государственных или муниципальных нужд под застройку, только если она соответствует генеральным планам городов и иных поселений, правилам землепользования и застройки. Принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда. Процедура выкупа, порядок определения выкупной цены регламентированы статьями 279 - 282 ГК РФ. В соответствии со статьей 279 ГК РФ, земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством. Собственник земельного участка должен быть не позднее, чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты. Собственниками земельного участка жильцы дома, в том числе, и истцы по делу, не являются, не является собственником земельного участка и администрация <адрес>. Случаи, когда допускается изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, отнесены законом к исключительным, то есть по общему правилу такого изъятия следует избегать. В статье 49 ЗК РФ, приведены только два возможных основания изъятия земель для государственных и общественных нужд: выполнение международных обязательств Российской Федерации и необходимость размещения объектов государственного или муниципального значения (при отсутствии других вариантов размещения этих объектов). Иные случаи изъятия земель для государственных или муниципальных нужд могут быть установлены федеральными законами. Законами субъектов РФ могут быть дополнительно предусмотрены только случаи изъятия таких земельных участков, которые находятся в собственности самих субъектов РФ либо в муниципальной собственности, т.е. участков, предоставленных в пользование либо аренду гражданам, юридическим лицам. Следовательно, случаи изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд у собственников и пожизненных наследуемых владельцев могут быть установлены только федеральным законодательством. В соответствии с пунктом 3, статьи 83 ЗК РФ, участки из земель поселений могут быть изъяты (выкуплены) для государственных или муниципальных нужд под застройку, только если она соответствует генеральным планам городов и иных поселений, правилам землепользования и застройки. Принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда. Процедура выкупа, порядок определения выкупной цены регламентированы статьями 279 -282 ГК РФ. Согласно статьи 279 ГК РФ, земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством. Собственник земельного участка должен быть не позднее, чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты. В соответствии со статьёй 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилого фонда, согласно пункту 7 части 1 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащем сносу или реконструкции (далее - Положение). В многоквартирном доме № по <адрес> из 8 квартир лишь одна является муниципальной собственностью. В соответствии с пунктом 8, части 1 Положения, орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодным (непригодным) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными непригодными) для проживания граждан. Основанием для принятия комиссией решения о признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является заявление собственника помещения или заявление гражданина (нанимателя) либо заключение органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора (пункт 42 части 4 Положения). Кроме того, для признания многоквартирного дома аварийным в комиссию должно представляться заключение специализированной организации, проводящей обследование этого дома. В соответствии с частью 4, статьи 7 Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Порядок и основания признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции установлен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно абзаца 7, пункта 44, Главы IV, названного Положения процедура оценки соответствия помещения установленным требованиям включает составление акта обследования помещения и составление комиссией на основании рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом, признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование. Согласно части 1, статьи 48 Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Суд, выслушав объяснения сторон, их представителей, заключение прокурора об удовлетворении исковых требований, всесторонне исследовав доказательства по делу, считает необходимым иски Глазачевой Л.А., Найденова И.А.. Дмитриевой Г.И., Дмитриева В.И., Дмитриева А.В. и Дмитриева И.В. удовлетворить по следующим снованиям.
Конституцией Российской Федерации установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства, каждый имеет право на жизнь, право на жилище (статьи 2, 20, 40 Конституции).
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).
Основные принципы, формы и порядок реализации права граждан на жилище определены в Жилищном кодексе Российской Федерации, введенном в действие с ДД.ММ.ГГГГ.
Так, пунктом 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Глазачева Л.А. и Найденов И.А. являются собственниками квартиры №, Дмитриева Г.И., Дмитриев В.И., Дмитриев А.В. и Дмитриев И.В. - квартиры №, восьмиквартирного жилого дома № по <адрес> что подтверждается свидетельствами о праве собственности № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением главы <адрес> районной государственной администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок общей площадью, согласно приложениям №, закреплен за Российским АО энергетики и электрофикации Дочерним акционерным обществом закрытого типа «Ставропольэнерго» Светлоградские электрические сети в бессрочное (постоянное) пользование.
Согласно Приложения № к Постановлению главы <адрес> районной государственной администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, по данным обмеров, выполненных геодезистами Комитета по земельным ресурсам и землеустройству <адрес>, фактическая площадь земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, №, закрепленного за <адрес> электрическими сетями, составляет <данные изъяты> кв.м..
Распоряжением Министерства имущественных отношений Россиской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ, Дочернее открытое акционерное общество «Ставропольэнерго» РАО «ЕЭС России» передало в муниципальную собственность <адрес> на баланс МУП «БГ ЖЭП», восьмиквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, №, балансовой стоимостью <данные изъяты> тысяч рублей, находящийся на балансе общества по договору безвозмездного пользования.
Постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, утвержден акт от ДД.ММ.ГГГГ № обследования многоквартирного дома, расположенного <адрес> №, согласно Приложения № Утверждено заключения от ДД.ММ.ГГГГ № о признании многоквартирного дома, расположенного в <адрес>, №, аварийным и подлежащим сносу, согласно Приложения №
Актом № от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии, созданной распоряжением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, № обследования технического состояния многоквартирного жилого дома, расположенного по <адрес>, №, по результатам проведенного обследования - многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, №, признан аварийным и подлежащим сносу.
Заключением № от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии, созданной распоряжением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, №, по результатам проведенного обследования многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, №, признан аварийным и подлежащим сносу.
Согласно сообщения директора <адрес> филиала ГУП СК «Крайтехинвентаризация» исходящий № от ДД.ММ.ГГГГ, <адрес> филиал ГУП СК «Крайтехинвентаризация» не может предоставить заключение о рыночной стоимости квартир № и №, расположенных по адресу: <адрес>, №, так как аварийные здания, рыночной оценке не подлежат.
Согласно сообщений исходящие №, от ДД.ММ.ГГГГ, глава <адрес> ФИО15, просит Дмитриева В.И. и Дмитриеву Г.И., проживающих по адресу: <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ, на основании Постановления администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, произвести снос или реконструкцию жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №), утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее Положение).
Признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в Положении требованиям (пункты 7, 42 Положения).
В соответствии с пунктом 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции. На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (абзац второй пункта 49 Положения).
Как установлено в судебном заседании, заключением Межведомственной комиссии, созданной на основании распоряжения главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, принято решение считать много квартирный жилой <адрес>, в <адрес> и подлежащим сносу.
Таким образом, судом установлено, что восьмиквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, №, в установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №) порядке, признан аварийным и подлежащим сносу.
Обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определена, как чрезвычайная ситуация.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения (абзац 2 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЗ).
Как следует из заключения ОАО «Ставрополькоммунпроект» о техническом состоянии конструкций здания жилого дома по <адрес>, № в <адрес> на основании обследования, проведенного в ноябре 2006 года, дальнейшая безопасная эксплуатация здания жилого дома возможна при условии выполнения комплекса мероприятий по выполнению значительного капитального ремонта, в том числе укрепления стен металлическими поясами, тяжами (по отдельному проекту), а также усиления отдельных простенков, заделки трещин и ремонт участка стен с выветренным материалом, усиления и реконструкции существующих фундаментов с целью увеличения их несущей способности и устойчивости и уравниванием подошв всех существующих фундаментов на одной отметке (по отдельному проекту), восстановления участка бетонной отмостки вдоль восточного фасада здания, ремонт отмостки с западной стороны здания, раскорчевки (либо пересадки) близко растущих у здания деревьев. Комплекс приведенных в заключении ОАО «Ставрополькоммунпроект» мероприятий по капитальному ремонту жилого дома по <адрес>, № в <адрес> не проведен до настоящего времени, ввиду отсутствия в бюджете города средств на эти цели.
Следовательно, утверждения истцов и их представителей о том, что спорный жилой дом является аварийным и непригодным для проживания являются обоснованными, подтвержденными исследованными в судебном заседании доказательствами: заключением ОАО «Ставрополькоммунпроект», актом № от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии, созданной распоряжением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № обследования технического состояния многоквартирного жилого дома, расположенного по <адрес>, №; заключением № от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии, созданной распоряжением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № обследования технического состояния многоквартирного жилого дома, расположенного по <адрес>, №, которые свидетельствуют о наличии риска обрушения жилого дома в целом либо его отдельных конструкций, то есть возникновения чрезвычайной ситуации, которая может повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Кроме того, вступившим в законную силу решением Благодарненского районного суда Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что жилой дом по <адрес>, № в <адрес> постановлением главы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № признан аварийным, непригодным для проживания и подлежащим сносу.
Указанным решением суда на администрацию муниципального образования <адрес> возложена обязанность в установленном законом порядке обратиться к собственникам спорного многоквартирного аварийного дома с требованием о сносе дома в разумный срок.
В силу положений пункта 2, статьи 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Во исполнение решения Благодарненского районного суда Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ, главой <адрес> ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ собственникам жилых помещений спорного многоквартирного жилого дома направлено требование о сносе указанного дома в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Установленный ответчиком срок сноса дома до ДД.ММ.ГГГГ судом по заявлению Глазачевой Л.А. и Найденова И.А. признан неразумным, нарушающим жилищные права заявителей.
Вступившим в законную силу решением Благодарненского районного суда Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию муниципального образования <адрес> возложена обязанность в установленном законом порядке обратиться к собственникам многоквартирного аварийного дома по адресу: <адрес>, №, с требованием о сносе дома в разумный срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы представителя ответчика об отказе в удовлетворении исковых требований по тому основанию, что за истцами и другими собственниками жилых помещений <адрес> в <адрес>, а также муниципальным образованием <адрес> не зарегистрировано право собственности на земельный участок под спорным домом, и орган местного самоуправления не располагает сведениями о собственнике этого участка являются не состоятельными, поскольку у ответчика отсутствуют какие-либо препятствия к установлению данного собственника в процессе подготовки и принятия решения об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен аварийный многоквартирный жилой дом.
Рассматривая исковые требования Глазачевой Л.А. о взыскании с администрации муниципального образования <адрес> расходов по оплате договора найма жилого помещения, суд учитывает следующее.
В соответствии с пунктом 7, статьи 32 ЖК РФ, все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), включаются в выкупную цену жилого помещения.
Как установлено в судебном заседании, восьмиквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, № в <адрес>, в котором расположена <адрес>, являющаяся единственным жилым помещением, находящимся в собственности Глазачевой Л.А., ДД.ММ.ГГГГ ответчиком признан аварийным, непригодным для проживания граждан и подлежащим сносу.
Органом местного самоуправления - администрацией муниципального образования <адрес> на протяжении более двух с половиной лет с момента признания жилого дома, в котором расположена квартира Глазачевой Л.А., аварийным, не пригодным для проживания и подлежащим сносу установленных пунктом 10 статьи 32 ЖК РФ действий не предпринималось, что послужило причиной неоднократного обращения Глазачевой Л.А. за судебной защитой своих нарушенных жилищных прав.
ДД.ММ.ГГГГ Глазачевой Л.А. заключен договор найма жилого
помещения - трехкомнатной квартиры № по <адрес>, № в <адрес>, принадлежащей ФИО16 сроком на <данные изъяты> месяцев с оплатой за пользование жилым помещением в размере <данные изъяты> рублей ежемесячно без учета оплаты коммунальных услуг.
Оплата по данному договору Глазачевой Л.А. произведена ФИО16 в полном размере в сумме <данные изъяты> рублей, что подтверждается распиской от ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ Глазачевой Л.А. заключен договор найма жилого помещения - трехкомнатной квартиры № по <адрес>, № в <адрес> принадлежащей ФИО16 сроком на <данные изъяты> месяцев с оплатой за пользование жилым помещением в размере <данные изъяты> рублей ежемесячно без учета оплаты коммунальных услуг.
Факт обращения Глазачевой Л.А. к ответчику с требованием о возмещении г исходов по найму жилого помещения по договору от ДД.ММ.ГГГГ ежемесячно в размере <данные изъяты> рублей подтверждается копией заявления.
При таких обстоятельствах, иск Глазачевой Л.А. о взыскании с администрации муниципального образования <адрес> расходов по оплате договоров найма жилого помещения - трехкомнатной квартиры № по <адрес>, № в <адрес>, принадлежащей ФИО16 от ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> рублей и от ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> рублей, суд также находит подлежащим удовлетворению.
Глазачевой Л.А. подано исковое заявление, в котором содержатся требования имущественного характера, как не подлежащие оценке (о принятии решения об изъятии земельного участка, изъятии жилого помещения в аварийном жилом доме, заключения соглашения о выкупной цене жилого помещения), так и подлежащие оценке (о взыскании расходов по оплате найма жилого помещения).
Дмитриевой Г.И., Дмитриевым В.И., Дмитриевым А.В. и Дмитриевым И.В. подано исковое заявление имущественного характера, не подлежащее оценке.
При подаче искового заявления Глазачевой Л.А. уплачена государственная пошлина в размере <данные изъяты> руб., Дмитриевой Г.И. в размере <данные изъяты> рублей.
В соответствии со статьей 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, в том числе государственную пошлину.
Принимая решение о возмещении истцам Глазачевой Л.А. и Дмитриевой Г.И. судебных расходов в виде уплаченной государственной пошлины, суд принимает во внимание положения подпунктов 1 и 3 пункта 1 статьи 333.19, подпункта 1 пункта 1 статьи 333.20 НК РФ и считает необходимым присудить Глазачевой Л.А. и Дмитриевой Г.И. возмещение с администрации муниципального образования город Благодарный расходов по уплате государственной пошлины в размерах соответственно <данные изъяты> рублей и <данные изъяты> рублей.
Излишне уплаченная Глазачевой Л.А. и Дмитриевой Г.И. государственная пошлина подлежит возврату в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 199, 206 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Глазачевой Л.А., Найденова И.А., Дмитриевой Г.И., Дмитриева В.И., Дмитриева А.В. и Дмитриева И.В. к администрации муниципального образования город Благодарный Ставропольского края - удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования город Благодарный Ставропольского края принять решение об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный жилой <адрес>, для муниципальных нужд.
Обязать администрацию муниципального образования город Благодарный Ставропольского края принять решение об изъятии жилых помещений - квартиры №, принадлежащей на праве долевой собственности Дмитриевой Г.И., Дмитриеву В.И., Дмитриеву А.В. и Дмитриеву И.В., и квартиры № принадлежащей на праве долевой собственности Глазачевой Л.А., Найденову И.А..
Обязать администрацию муниципального образования <адрес> края заключить с Дмитриевой Г.И., Дмитриевым В.И., Дмитриевым А.В. и Дмитриевым И.В. соглашение о выкупной цене жилого помещения - квартиры № расположенной в <адрес>.
Обязать администрацию муниципального образования город Благодарный Ставропольского края заключить с Глазачевой Л.А., Найденовым И.А. соглашение о выкупной цене жилого помещения - квартиры №, расположенной в <адрес>.
Взыскать с администрации муниципального образования город Благодарный Ставропольского края в пользу Глазачевой Л.А. возмещение расходов по оплате договора найма жилого помещения - трехкомнатной <адрес>, № в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> рублей.
Взыскать с администрации муниципального образования город Благодарный Ставропольского края в пользу Глазачевой Л.А. возмещение расходов по оплате договора найма жилого помещения - трехкомнатной <адрес>, № в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> рублей.
Взыскать с администрации муниципального образования город Благодарный Ставропольского края в пользу Глазачевой Л.А. возврат государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.
Взыскать с администрации муниципального образования город Благодарный Ставропольского края в пользу Дмитриевой Г.И. возврат государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей,
Решение суда в части принятия решения об изъятии земельного участка, изъятии жилых помещений в аварийном жилом доме, заключения соглашения о выкупной цене жилых помещений подлежит исполнению в месячный срок со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Благодарненский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 22 октября 2010 года.
Судья: М.О. Каневский
На момент публикации решение суда в законную силу не вступило.