решение о предоставлении вне очереди жилого помещения, соответствующего санитарным нормам и правилам



№2-887/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Благодарный 25 октября 2011 года

Благодарненский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Зинец Р.А., при секретарях Сухомлиновой Ю.В., Ведехиной Н.А., Сафоновой О.В.,

с участием: истицы Бахолдиной А.А., старшего помощника прокурора Благодарненского района Ставропольского края Колесник А.А., представителя ответчика – отдела образования Администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского края, обладающего полномочиями органа опеки и попечительства Благодарненского района по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Тищенко О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело №2-887/2011 по иску прокурора Благодарненского района в защиту интересов лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – Бахолдиной А.А. к отделу образования Администрации Благодарненского муниципального района, Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края о предоставлении вне очереди жилого помещения, соответствующего санитарным нормам и правилам,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Благодарненского района обратился в суд с иском (впоследствии уточнённым) в защиту интересов лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – Бахолдиной А.А. к отделу образования Администрации Благодарненского муниципального района, Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края о предоставлении вне очереди жилого помещения, соответствующего санитарным нормам и правилам, указав следующее.

<данные изъяты> первым заместителем Генерального прокурора Российской Федерации ФИО14 прокурорам субъектов Российской Федерации направлено письмо «Об активизации прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа», в котором указано о непринятии органами государственной власти и муниципальных образований, предусмотренных законом мер по обеспечению названной категории граждан жильем во внеочередном порядке.

В связи с этим прокуратурой Благодарненского района по указанию прокуратуры Ставропольского края проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

Проверка показала, что требования ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ) органами государственной власти и муниципальных образований исполняются не в полной мере. Дети-сироты и лица из их числа своевременно не обеспечиваются жильем.

Установлено, что распоряжением главы Благодарненской районной государственной администрации СК от ДД.ММ.ГГГГ Бахолдина А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения определена в стационарное отделение для детей и подростков Государственного учреждения «Цент социального обслуживания населения Благодарненского района».

Постановлением главы <данные изъяты> сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ за Бахолдиной А.А. закреплено право на внеочередное предоставление жилья.

В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно абзацу 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот, и детей оставшихся без попечения родителей» дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся, без попечения родителей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006г. № 7 - кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети сироты и дети оставшиеся без попечения родителей, а также дети находящиеся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении Ставропольского края или учреждении социального обслуживания населения Ставропольского края, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончанию службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Ставропольскому краю, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным правительством Ставропольского края.

В соответствии с постановлением Губернатора Ставропольского края от 23 сентября 2010 г, № 517 «О внесении изменения в подпункт 9.2 Поло­жения о министерстве строительства и архитектуры Ставропольского края, утвержденного постановлением Губернатора Ставропольского края от 07 июля 2008 г. № 530» министерство является уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст.ст. 1 и 2 Закона Ставропольского края от 30.12.2004 № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на Благодарненский муниципальный район возложены отдельные государственные полномочия Ставропольского края по социальной поддержке указанной категории граждан, в том числе обеспечение жилыми помещениями (п.7 ст. 1 указанного закона).

Данное право также закреплено в п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - Кодекс).

Так, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст.57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе и учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, Бахолдиной А.А. в соответствии с требованиями действующего законодательства должно быть предоставлено жилое помещение не менее 18 квадратных метров общей площади. Вместе с тем, соответствующее жилое помещение до настоящего времени не предоставлено, что противоречит вышеперечисленным нормам закона.

В судебном заседании старший помощник прокурора Благодарненского района Ставропольского края Колесник А.А. поддержал заявленные требования, просил обязать отдел образования администрации Благодарненского муниципального района, Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края в течение года с момента вступления решения суда в законную силу предоставить Бахолдиной А.А. жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, предъявляемым к жилым помещениям, расположенное в границах Благодарненского муниципального района Ставропольского края, не менее 18 квадратных метров по средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления ей денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Истица Бахолдина А.А. в судебном заседании поддержала заявленные требования, просила суд их удовлетворить.

Представитель ответчика – отдела образования Администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского края, обладающего полномочиями органа опеки и попечительства Благодарненского района по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Тищенко О.И. пояснила, что не возражает против удовлетворения исковых требований, но только при наличии денежных средств, перечисляемых министерством строительства и архитектуры Ставропольского края для указанных целей за счёт средств федерального бюджета и бюджета Ставропольского края.

Представитель ответчика – Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Савченко С.И. о времени и месте слушания дела была своевременно и надлежащим образом уведомлена, в судебное заседание не явилась, письменно ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие, в связи с чем на основании ст.167 ГПК РФ, с учётом мнения сторон, суд считает возможным рассмотреть и разрешить дело в его отсутствие, представила возражения, в которых указано, что с указанными требованиями министерство не согласно по следующим основаниям.

В соответствии с подп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполни­тельных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномо­чиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам со­вместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: социальной поддержки и социального обслужи­вания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопро­сов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно п. 2 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих прин­ципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение орга­нов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Феде­рации - законами субъектов Российской Федерации. В соответствии с Законом Ставропольского края от 31 декабря 2004 г. № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских окру­гов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставрополь­ского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения ро­дителей» органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, ос­тавшихся без попечения родителей. Одним из указанных полномочий является обеспече­ние жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 4 указанного Закона, органы местного самоуправления при исполнении отдельных государственных полномочий обязаны обеспечить эффективное и рациональное использование материальных ресурсов и финансовых средств, выделенных из бюджета Ставропольского края на осуществление отдельных государственных полно­мочий. Выделяемые средства распределены между органами местного самоуправления пропорционально фактической потребности. В соответствии с п. 3 Порядка предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попече­ния родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утверждённого постановлением Правительства Ставропольского края от 16 апреля 2008 г. № 60-п «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» суб­сидия предоставляется органами местного самоуправления муниципальных обра­зований Ставропольского края однократно по месту постановки ребенка-сироты на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении за счет средств бюджета Ставро­польского края, предусмотренных на эти цели в текущем финансовом году. Органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Ставро­польского края в установленном порядке доведены уведомления о показателях бюджет­ной росписи и лимиты бюджетных обязательств в сроки, установленные порядком со­ставления и ведения сводной бюджетной росписи главных распорядителей средств бюд­жета Ставропольского края. Согласно Приложению 15 к Закону Ставропольского края "О бюджете Ставрополь­ского края на 2011 год", субвенции, выделяемые из краевого фонда компенсаций мест­ным бюджетам в 2011 году на реализацию Закона Ставропольского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Став­ропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей отделу образования администрации Благодарненского муниципального района Ставро­польского края на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей не имеющих закреплённого жилого помещения за счёт средств краевого бюджета в 2011 году выделено 2077340 рублей, что подтверждается платежны­ми поручениями № 536 от 08.04.2011 г., № 812 от 06.05.2011 г. Кроме того, 14 сентября 2011 года были перечислены средства федерального бюджета в сумме 1215250 рублей на реализацию переданных полномочий (заявка № К 450 от 14.09.2011). В объёме доведённых лимитов бюджетных обязательств органы местного само­управления заключают муниципальные контракты, иные договоры с физическими и (или) юридическими лицами или представляют субсидии детям-сиротам и детям, остав­шимся без попечения родителей, в соответствии с п. 7 «Порядка предоставления денеж­ных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и де­тям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утверждённого постановлением Правительства Ставропольского края от 16 апреля 2008 г. № 60-п «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям - сиротам и детям, остав­шимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей - сирот и детей, остав­шихся без попечения родителей» в безналичной форме на основании заключенного ими договора купли-продажи или договора долевого участия в строительстве жилья, зареги­стрированных в установленном порядке в Управлении Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю, путем ее перечисления продавцу или застройщику жилья органами местного самоуправления. Статьёй 12 Закона Ставропольского края от 31 декабря 2004 г. № 120-кз предусмот­рено, что органы местного самоуправления, их должностные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных настоящим Законом отдель­ных государственных полномочий в соответствии с законодательством Российской Фе­дерации и законодательством Ставропольского края и в той мере, в какой указанные полномочия были обеспечены соответствующими органами государственной власти Ставропольского края материальными и финансовыми средствами. Таким образом, в связи с передачей полномочий и финансирования органов местного самоуправления по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и де­тей, оставшихся без попечения родителей, министерство не может быть обязано предоставить Бахолдиной А.А. жилое помещение, так как в соответствии с законо­дательством данная обязанность возложена на органы местного самоуправления, в данном случае на администрацию Благодарненского муниципального района СК. На основании изложенного считает, что администрацией Благодарненского муни­ципального района СК не должным образом организована работа по расходованию средств с целью обеспечения жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения ро­дителей. Считает, министерство выступает ненадлежащим ответчиком по указанному граж­данскому делу. В связи с производственной необходимостью министерство строительства и архи­тектуры Ставропольского края не имеет возможности направить представителя для уча­стия в заседании по указанному гражданскому делу. Учитывая изложенное, и руководствуясь ст. 35, 41, 149 Гражданского процессуаль­ного кодекса РФ просит Благодарненский районный суд Ставропольского края в удовлетворении заявлен­ных требований прокурора района в интересах Бахолдиной А.А. к министерству строи­тельства и архитектуры СК о предоставлении жилого помещения, отвечающего установ­ленным санитарным и техническим правилам и нормам, расположенного в черте г. Бла­годарного СК, отказать в полном объеме, исключить министерство строительства и архитектуры СК из числа ответчиков.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В ходе судебного разбирательства установлено, что согласно копии свидетельства о рождении серии , Бахолдина А.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ, отцом указан ФИО1, матерью – ФИО 2.

Из копии свидетельства о смерти серии следует, что ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ.

Из копии распоряжения главы <данные изъяты> районной государственной администрации СК от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО 2 признана недееспособной на основании решения <данные изъяты> районного суда от ДД.ММ.ГГГГ.

Распоряжением главы <данные изъяты> районной государственной администрации СК от ДД.ММ.ГГГГ Бахолдина А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения определена в стационарное отделение для детей и подростков Государственного учреждения «Цент социального обслуживания населения <адрес>».

Постановлением главы Администрации <данные изъяты> сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Бахолдина А.А. принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, очередной номер в списке детей-сирот – по общему списку <данные изъяты>, за нею закреплено право на внеочередное предоставление жилой площади.

В соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Федеральным законом РФ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

В соответствии со ст. 1 названного Федерального закона к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Таким образом, Бахолдина А.А. относится к лицу лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Из копии паспорта серии , выданного отделением УФМС России по <адрес> в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ и свидетельства о регистрации по месту пребывания от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Бахолдина А.А. зарегистрирована по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, фактически проживает у знакомых по адресу: <адрес>.

Несмотря на то, что распоряжением главы <адрес> районной государственной администрации СК от ДД.ММ.ГГГГ предусматривалось закрепить за Бахолдиной А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилую площадь по адресу: <адрес>, однако на обращение отдела образования от ДД.ММ.ГГГГ о призания нежилым, разрушенным жилого здания, расположенного в <адрес> имеется справка <данные изъяты> том, что <адрес>, где проживали ФИО10, Бахолдина А.А. и ФИО11, снесён, согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ.

Также из постановления главы Администрации <данные изъяты> сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по сведениям <данные изъяты> филиала ГУП СК «<данные изъяты>» и <данные изъяты> отдела Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> Бахолдина А.А. в собственности жилья не имеет.

Соответственно, Бахолдина А.А. нуждается в обеспечении жилым помещением, так как не имеет закрепленного за ней жилого помещения.

В соответствии с положениями части 1 статьи 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

П. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно абзацу 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот, и детей оставшихся без попечения родителей» дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся, без попечения родителей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (абз. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот, и детей оставшихся без попечения родителей».

В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006г. № 7 - кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети сироты и дети оставшиеся без попечения родителей, а также дети находящиеся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении Ставропольского края или учреждения социального обслуживания населения Ставропольского края, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончанию службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Ставропольскому краю, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным правительством Ставропольского края.

В соответствии c постановлением Губернатора Ставропольского края от 07 июля 2008 г. № 530 (в ред. постановлений Губернатора Ставропольского края от 20.05.2009 N 273, от 09.02.2010 N 50, от 28.05.2010 N 236, от 16.08.2010 N 408, от 23.09.2010 N 517, от 05.05.2011 N 290) министерство строительства и архитектуры Ставропольского края является уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с законом Ставропольского края от 30.12.2004 № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на орган местного самоуправления - Благодарненский муниципальный район возложены отдельные государственные полномочия Ставропольского края по социальной поддержке указанной категории граждан, в том числе обеспечение жилыми помещениями (п.7 ст. 1 указанного закона).

В соответствии с Постановлением главы администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского края от 12.02.2009 года №54 «Об уполномоченных органах администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского края» в целях реализации органами местного самоуправления Благодарненского муниципального района Ставропольского края отдельных государственных полномочий установлено, что отдел образования администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского края является уполномоченным органом по реализации Законов Ставропольского края от 31.12.2004 года №120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», от 28.02.2008 года №10-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству».

Судом исследованы доводы Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края (содержащиеся в письменных возражениях) о том, что:

- они не являются надлежащими ответчиками по делу, так как отделу образования администрации Благодарненского муниципального района Ставро­польского края на обеспечение жилыми помещениями за счёт средств краевого бюджета в <данные изъяты> году выделено <данные изъяты> рублей (платежные поручения от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ были перечислены средства федерального бюджета в сумме <данные изъяты> рублей на реализацию переданных полномочий (заявка № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ);

- в связи с передачей полномочий и финансирования органов местного самоуправления на указанные цели министерство не может быть обязано предоставить Бахолдиной А.А. жилое помещение, так как данная обязанность возложена на Администрацию Благодарненского муниципального района Ставропольского края.

В ходе судебного заседания установлено, что ответчик - Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края является главным распорядителем денежных средств, а отдел образования администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского края - получателем денежных средств, для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Поэтому факты перечисления Министерством строительства и архитектуры Ставропольского края в <данные изъяты> году денежных средств (субвенций бюджету муниципального района на обеспечение жильём детей-сирот), где получателем средств указан отдел образования администрации Благодарненского муниципального района на указанные цели не свидетельствует о том, что Министерство является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу с учётом уточнённых в части срока требований прокурора Благодарненского района Ставропольского края.

Кроме того, орган местного самоуправления - Благодарненский муниципальный район в лице уполномоченного органом по реализации вышеуказанных положений - отдела образования администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского края не может в полном объёме выполнять государственные полномочия Ставропольского края по социальной поддержке указанной категории граждан, в том числе обеспечение жилыми помещениями без уполномоченного органа субъекта РФ - Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края, осуществляющего перечисление соответствующих средств федерального бюджета и бюджета Ставропольского края.

В связи с чем суд приходит к выводу, что ответчиками нарушаются жилищные права и охраняемые законом интересы Бахолдиной А.А., что и явилось основанием для предъявления прокурором Благодарненского района Ставропольского края настоящего иска.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства на которые она ссылается как на основание своих требований или возражений.

Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (ст. 67 ГПК РФ).

Оценивая установленные в судебном заседании фактические обстоятельства дела в совокупности с представленными сторонами в условиях состязательности процесса, в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ, доказательствами, суд приходит к выводу, что Бахолдиной А.А. в соответствии с требованиями действующего законодательства должно быть предоставлено жилое помещение не менее 18 квадратных метров общей площади.

В связи с изложенным требования прокурора Благодарненского района Ставропольского края, содержащиеся в исковом заявлении, поданном на основании ст. 45 ГПК РФ, суд считает основанными на законе и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора Благодарненского района Ставропольского края в защиту интересов лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – Бахолдиной А.А. к отделу образования Администрации Благодарненского муниципального района, Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края о предоставлении вне очереди жилого помещения, соответствующего санитарным нормам и правилам, удовлетворить в полном объёме.

Обязать отдел образования администрации Благодарненского муниципального района, Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края в течение года с момента вступления решения суда в законную силу предоставить Бахолдиной А.А. жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, предъявляемым к жилым помещениям, расположенное в границах Благодарненского муниципального района Ставропольского края, не менее 18 квадратных метров по средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления ей денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Благодарненский районный суд Ставропольского края в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Р.А. Зинец