№2-908/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Благодарный 07 ноября 2011 года Благодарненский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Зинец Р.А., при секретаре Сафоновой О.В., с участием: старшего помощника прокурора Благодарненского района Ставропольского края Колесник А.А., представителя ответчика – Администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского края по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Чавгуна Е.Е., представителя ответчика – отдела образования Администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского края по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Толстоуховой Л.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело №2-908/2011 по иску прокурора Благодарненского района в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц к Администрации Благодарненского муниципального района, отделу образования Администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского края об обязании в годичный срок со дня вступления решения суда по данному гражданскому делу в законную силу выполнить мероприятия по антитеррористической защищенности муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №» <адрес> Благодарненского муниципального района Ставропольского края, а именно: оборудовать кнопку экстренного вызова полиции, УСТАНОВИЛ: Прокурор Благодарненского района обратился в суд с иском (впоследствии уточнённым) в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц, указав следующее. Прокуратурой района совместно с приемной комиссией, утвержденной распоряжением главы администрации Благодарненского муниципального района от 29.06.2011 № 441р «О проверке готовности учреждений образования Благодарненского муниципального района к началу 2011-2012 учебного года», проведена проверка антитеррористической защищенности образовательных учреждений района. Установлено, что Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №» <адрес> Благодарненского муниципального района Ставропольского края, в настоящее время не оборудовано тревожной сигнализацией, а связи с чем не созданы условия для предупреждения и пресечения терроризма, которые напрямую влияют как на безопасность детей, обучающихся в образовательных учреждениях в настоящее время, так и на безопасность детей, которые будут обучаться в образовательных учреждениях в дальнейшем. Вышеуказанное свидетельствует о нарушении ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризма» и п.11 «Конвенции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом РФ 05.11.2009 года в соответствии с которыми основными задачами противодействию терроризму в Российской Федерации является: выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма; антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей; приоритеты защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, и требования п. 3 ст.5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» в соответствии с которым, Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействия терроризму в пределах своих полномочий. Согласно п.6.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а так же в минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма на территории муниципального района. В соответствии со ст. 32 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 года №3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. В соответствии со ст.9 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемлять права ребенка. Отсутствие тревожной сигнализации свидетельствует о террористической уязвимости данного объекта, и о ненадлежащей профилактике терроризма на территории района. Таким образом, бездействие администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского края и отдела образования администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского по установке в здании Муниципального общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы №» <адрес> Благодарненского муниципального района тревожной сигнализации влечет за собой нарушение требований законодательства о противодействии терроризму, об организации местного самоуправления, об образовании, об основных гарантиях прав ребенка в РФ, которые напрямую влияют как на безопасность персонала, так и на безопасность детей, находящихся в образовательном учреждении в настоящее время, так и на безопасность детей, которые будут находиться в образовательном учреждении далее и нахождение их в безопасных условиях, тем самым обосновывает предъявление прокурором иска в суд. В судебном заседании старший помощник прокурора Благодарненского района Ставропольского края Колесник А.А. дополнительно пояснил, что постановлением Правительства Ставропольского края от 20.07.2011 года №282-п, утверждена краевая целевая программа «Ставрополье-антитеррор на 2012-2014 годы», одним из мероприятий которого указано установление кнопки экстренного вызова полиции, также в зданиях школы, кроме непосредственной учёбы школьников, могут проходить иные мероприятия, например, во время проведения выборов, помещения школы могут использоваться как избирательный участок, или для проведения иных культурно-массовых мероприятий, в связи с чем для антитеррористической защищённости, защиты прав несовершеннолетних, педагогов, а также избирательных прав граждан необходимо выполнение указанных мероприятий, поддержал заявленные требования, просил обязать администрацию Благодарненского муниципального района и отдел образования администрации Благодарненского муниципального района в годичный срок со дня вступления решения суда по данному гражданскому делу в законную силу выполнить мероприятия по антитеррористической защищенности муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №» <адрес> Благодарненского муниципального района Ставропольского края, а именно: оборудовать кнопку экстренного вызова полиции. Представитель ответчика - Администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского края по доверенности Чавгун Е.Е. возражал против исковых требований прокуратуры Благодарненского района, представив в суд письменные возражения, в которых указано следующее. В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 32 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. Часть 1 этой же статьи гласит о том, что образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения. В статье 32 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266- 1 «Об образовании», на которую ссылается в своем исковом заявлении прокуратура Благодарненского района, так же идет речь об ответственности и обязательствах непосредственно образовательного учреждения. В соответствии со статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации МОУ СОШ №, являясь получателем бюджетных средств, самостоятельно составляет и исполняет бюджетную смету, т.е. самостоятельно планирует расходы учреждения в соответствии с требованиями действующего законодательства. Согласно постановлению администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского края от 06 июня 2011 года № 432 МОУ СОШ № приобретен статус бюджетного учреждения. В соответствии со статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения. Муниципальные образовательные учреждения не обращались ни в отдел образования администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского края (как к главному распорядителю бюджетных средств по отрасли образование), ни в администрацию Благодарненского муниципального района Ставропольского края о выделении дополнительных средств на установку и эксплуатацию тревожной сигнализации. Следует отметить, что общеобразовательным учреждениям района в аренду переданы земельные участки сельскохозяйственного назначения (в том числе и МОУ СОШ №), доходы от использования которых они также вправе направить на укрепление антитеррорестической защищенности образовательных учреждений. В соответствии с решением совета Благодарненского муниципального района Ставропольского края от 21 декабря 2010 года № 196 «О бюджете Благодарненского муниципального района Ставропольского края на 2011 год» главным распорядителем бюджетных средств в части образовательных учреждений является отдел образования Благодарненского района Ставропольского края. Согласно статье 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обладает, в том числе, следующими бюджетными полномочиями: ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; организует и осуществляет ведомственный финансовый контроль в сфере своей деятельности; отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств. Т.е. администрация Благодарненского муниципального района Ставропольского края, не являясь главным распорядителем бюджетных средств, не определяет финансовые расходы образовательного учреждения. На основании вышеизложенного администрация Благодарненского муниципального района Ставропольского края является ненадлежащим ответчиком по делу и в соответствии со статьей 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит замене. В исковом заявлении утверждается, что нарушение требований законодательства о противодействии терроризму выявлено в ходе проведения прокуратурой района проверки антитеррористической защищенности образовательных учреждений района. Однако к исковому заявлению не приложены акты данной проверки, не ясно кто и когда проводил данную проверку, не указаны правовые основания проведения данной проверки. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года №35-Ф3 «О противодействии терроризму» к принципам противодействия терроризму в Российской Федерации относятся системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально- экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, а также соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности. Профилактика терроризма состоит в предотвращении терроризма, в том числе в выявлении и последующем устранении причин и условий, способствующих совершению террористических актов. Однако Федеральный закон закона от 06 марта 2006 года № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» не конкретизирует, какие конкретно меры должны приниматься органами местного самоуправления. Истец в своем исковом заявлении не обосновал практическую эффективность установления тревожной сигнализации в общеобразовательном учреждении, соразмерность установления в общеобразовательном учреждении тревожной сигнализации степени возможной террористической опасности. Отсутствуют ссылки на нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие вопросы технической оснащенности образовательных учреждений на предмет защищенности от террористической угрозы. По сути, не ясно из чего исходил истец, считая установку тревожной сигнализации в муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №» мерой противодействия терроризму, соразмерной степени террористической опасности. Также отсутствует ясность, какие конкретно требования законодательства нарушены администрацией муниципального района вследствие отсутствия в МОУ СОШ № тревожной сигнализации. В исковом заявлении отсутствуют ссылки на правовой акт определяющий наличие тревожной сигнализации в образовательном учреждении обязательным элементом антитеррористической защищенности образовательного учреждения. В соответствии с пунктом 6.1 части 1 статьи «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к компетенции органов местного самоуправления муниципального района отнесено участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района. В соответствии с частью 1 статьи 7.15 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Т.е. законодательство наделяет органы местного самоуправления правом самостоятельно определить форму участия в профилактике терроризма и экстремизма, перечень конкретных мероприятий по данному направлению, финансирование которых будет осуществляться за счет средств бюджета муниципального образования путем издания соответствующих правовых актов. В судебном заседании Чавгун Е.Е. поддержал доводы, изложенные в возражениях, указал, что против самого требования «установить кнопку экстренного вызова полиции» не возражает, но считает администрацию Благодарненского муниципального района ненадлежащим ответчиком, а также считает, что орган местного самоуправления вправе сам определять, какие именно мероприятия по антитеррористической защищённости необходимо выполнять, просил суд отказать в удовлетворении исковых требований прокуратуре Благодарненского района. Представитель ответчика – отдела образования Администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского края по доверенности Толстоухова Л.М. возражала против исковых требований прокуратуры Благодарненского района по следующим основаниям, представив в суд письменные возражения, в которых указано следующее. В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 32 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. Часть 1 этой же статьи гласит о том, что образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения. В статье 32 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266- 1 «Об образовании», на которую ссылается в своем исковом заявлении прокуратура Благодарненского района, так же идет речь об ответственности и обязательствах непосредственно образовательного учреждения. В соответствии со статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации МОУ СОШ №, являясь получателем бюджетных средств, самостоятельно составляет и исполняет бюджетную смету, т.е. самостоятельно планирует расходы учреждения в соответствии с требованиями действующего законодательства. Согласно постановлению администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского края от 06 июня 2011 года № 432 МОУ СОШ № приобретен статус бюджетного учреждения. В соответствии со статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения. МОУ СОШ № не обращалось ни в отдел образования АБМР СК (как к главному распорядителю бюджетных средств по отрасли образование), ни в администрацию Благодарненского муниципального района Ставропольского края о выделении дополнительных средств на установку и эксплуатацию кнопки экстренного вызова полиции. Следует отметить, что общеобразовательным учреждениям района в аренду переданы земельные участки сельскохозяйственного назначения (в том числе и МОУ СОШ №), доходы от использования которых они также вправе направить на укрепление антитеррористической защищенности образовательных учреждений. В исковом заявлении утверждается, что нарушение требований законодательства о противодействии терроризму выявлено в ходе проведения прокуратурой района проверки антитеррористической защищенности образовательных учреждений района. Однако к исковому заявлению не приложены акты данной проверки, не ясно кто и когда проводил данную проверку, не указаны правовые основания проведения данной проверки. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» к принципам противодействия терроризму в Российской Федерации относятся системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально- экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, а также соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности. Профилактика терроризма состоит в предотвращении терроризма, в том числе в выявлении и последующем устранении причин и условий, способствующих совершению террористических актов. Однако Федеральный закон закона от 06 марта 2006 года № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» не конкретизирует какие конкретно меры должны приниматься органами местного самоуправления. Истец в своем исковом заявлении не обосновал практическую эффективность установления кнопки экстренного вызова полиции в общеобразовательном учреждении, соразмерность установления в общеобразовательном учреждении кнопки экстренного вызова полиции степени возможной террористической опасности. Отсутствуют ссылки на нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие вопросы технической оснащенности образовательных учреждений на предмет защищенности от террористической угрозы. По сути, не ясно из чего исходил истец, считая установку тревожной сигнализации в муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №» мерой противодействия терроризму, соразмерной степени террористической опасности. Также отсутствует ясность, какие конкретно требования законодательства нарушены отделом образования АБМР СК вследствие отсутствия в МОУ СОШ № кнопки экстренного вызова полиции. В исковом заявлении отсутствуют ссылки на правовой акт определяющий наличие кнопки экстренного вызова полиции в образовательном учреждении обязательным элементом антитеррористической защищенности образовательного учреждения. В соответствии с пунктом 6.1 части 1 статьи «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к компетенции органов местного самоуправления муниципального района отнесено участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района. В соответствии с частью 1 статьи 7 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Т.е. законодательство наделяет органы местного самоуправления правом самостоятельно определить форму участия в профилактике терроризма и экстремизма, перечень конкретных мероприятий по данному направлению, финансирование которых будет осуществляться за счет средств бюджета муниципального образования путем издания соответствующих правовых актов. В судебном заседании представитель отдела образования по доверенности Толстоухова Л.М. возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что, несмотря на то, что администрацией Благодарненского муниципального района принято решение в сёлах устанавливать тревожные кнопки, а в школах города – системы видеонаблюдения, однако документально подтвердить это не может, кроме того, нет сметы расходов на эти цели, в связи с чем просила суд отказать прокуратуре Благодарненского района в удовлетворении исковых требований. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – МОУ «Средняя общеобразовательная школа №» <адрес> – Лапина Г.А. в судебное заседание, надлежащим образом уведомленная о дате и времени его проведения, не явилась, в связи с чем на основании ст.167 ГПК РФ, с учётом мнения сторон, суд считает возможным рассмотреть и разрешить дело в её отсутствие. В судебном заседании с согласия сторон были оглашены показания специалиста ФИО6, допрошенного в предыдущем судебном заседании и давшего объяснения о том, что если говорить об установке тревожной кнопки внутри <адрес>, то это невозможно, так как отсутствуют технические возможности обслуживать район, а у <адрес> такая возможность есть. Действенный метод противодействия терроризма - установка экстренной кнопки вызова полиции с мобильным действием, то есть с оснащенным брелком дистанционного управления, радиус действия которого 100 метров, который может быть использован как в здании образовательного учреждения, так и за его пределами. Экстренный вызов поступает в отдел МВД России по <адрес> и автоматически направляется в отдел МВД России по <адрес>. Информация приходит на Дежурную часть отдела. Во вневедомственной охране всего один наряд, но реагирование может осуществляться как УУМ, так и близлежащими оперативными группами отдела МВД России по <адрес>. По факту быстроты реагирования может пояснить представитель МВД России по <адрес>. Заглушить сигнал нельзя, если только будет повреждена вышка. Сигнал передается радиосвязью. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам. Федеральным законом от 06.03.2006 года №35-Ф3 «О противодействии терроризму» определено, что правовую основу противодействия терроризму составляют, в частности, настоящий Федеральный закон, нормативные правовые акты Президента РФ. Под противодействием терроризму понимается соответствующая деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» приоритетом в борьбе с терроризмом является защита прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму. В соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. Компетенция и полномочия определяются нормами федерального законодательства, так как вопросы антитеррористической деятельности относятся к компетенции РФ. Федеральный законодатель, устанавливая на основании и в соответствии с Конституцией Российской Федерации компетенционные, организационно-правовые, финансово-экономические и иные основы противодействия терроризму и экстремизму, вправе - исходя из того, что как общегосударственная задача противодействие терроризму и экстремизму предполагает взаимодействие и сотрудничество федеральных органов государственной власти и органов государственной власти каждого из субъектов Российской Федерации в пределах их конституционных функций, и учитывая как специфику данного направления правоохранительной деятельности, так и особенности содержания и степени реальных угроз терроризма и проявлений экстремизма, а также, принимая во внимание общие принципы организации системы органов государственной власти в Российской Федерации, - определять содержание и объем соответствующих полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, включая высшие исполнительные органы. Правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации определяются Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности". В целях противодействия экстремистской деятельности органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности. В соответствии с пунктом 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района отнесено к вопросам местного значения. Таким образом, законодатель наделяет органы местного самоуправления полномочиями по осуществлению мер по профилактике терроризма на всей территории муниципального района. Согласно положениям указанных Законов органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму и участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своих полномочий. В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 г. N 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений. Положениями п. 3 ч. 3 ст. 32 вышеуказанного Закона РФ предусматривается ответственность образовательного учреждения за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. В результате проверки установлено, что администрацией Благодарненского муниципального района Ставропольского края – органом местного самоуправления, наделённым полномочиями в сфере противодействию экстремизма и терроризма, являющимся координатором в данной сфере на территории Благодарненского района и отделом образования администрации Благодарненского муниципального района, являющегося распорядителем денежных средств, не в полной мере выполнены мероприятия, направленные на профилактику терроризма на территории района, отсутствует с их стороны активная работа, направленная на сохранность муниципального имущества и защиту жизни и здоровья граждан, что подтверждается копией акта проверки готовности общеобразовательного учреждения МОУ СОШ № к 2011-2012 учебному году от 18.08.2011 года, где в замечаниях и предложениях комиссии указано о необходимости установления кнопки экстренного вызова полиции, которые в настоящий момент не выполнены. Ситуация в сфере противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации остается напряженной. Соответственно, остается реальная угроза возможного совершения террористических актов и на территории Ставропольского края, в том числе, и на территории Благодарненского района. В соответствии со статьями 20 и 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. В соответствии со ст. 132 Конституции РФорганы местного самоуправления осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. В соответствии со ст.9 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка. В качестве способа защиты нарушенных прав ст. 11 Гражданского кодекса РФ предусмотрена судебная защита. Статьей 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав предусмотрено присуждение к исполнению обязанности в натуре. О важности и необходимости проведения мероприятий по установке кнопки вызова полиции свидетельствует также постановление Правительства Ставропольского края от 20.07.2011 года №282-п, которым утверждена краевая целевая программа «Ставрополье-антитеррор на 2012-2014 годы», целью которой, является реализация государственной политики Российской Федерации в области профилактики терроризма на территории Ставропольского края (далее - край), в том числе путем установки кнопок экстренного вызова. Источниками финансирования являются бюджет Ставропольского края и бюджеты муниципальных районов и городских округов Ставропольского края. Руководящим документом РД 78.36.003-2002 "Инженерно-техническая укрепленность. Технические средства охраны. Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных посягательств", утвержденным Министром внутренних дел Российской Федерации 6 ноября 2002 года установлено, что для оперативной передачи сообщений на ПЦО и/или в дежурную часть органов внутренних дел о противоправных действиях в отношении персонала или посетителей (например, угрозах) объект должен оборудоваться устройствами тревожной сигнализации (ТС): механическими кнопками, радиокнопками, радиобрелоками, педалями, оптико-электронными извещателями и другими устройствами. Система тревожной сигнализации организуется «без права отключения». В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства на которые она ссылается как на основание своих требований или возражений. Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (ст. 67 ГПК РФ). Оценивая установленные в судебном заседании фактические обстоятельства дела в совокупности с представленными сторонами в условиях состязательности процесса, в соответствии с требованиями ст. 45 ГПК РФ, суд считает основанными на законе и подлежащими удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковое заявление прокурора Благодарненского района Ставропольского края в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц, удовлетворить. Обязать администрацию Благодарненского муниципального района и отдел образования администрации Благодарненского муниципального района в годичный срок со дня вступления решения суда по данному гражданскому делу в законную силу выполнить мероприятия по антитеррористической защищенности муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №» <адрес> Благодарненского муниципального района Ставропольского края, а именно: оборудовать кнопку экстренного вызова полиции. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Благодарненский районный суд Ставропольского края в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья Р.А. Зинец