№ 2-902/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Благодарный 07 ноября 2011 года Благодарненский районный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Смыкалова Д. А., при секретаре Кучеренко М. Г., с участием старшего помощника прокурора Благодарненского района Ставропольского края Колесник А.А., представителя ответчика – отдела образования администрации Благодарненского муниципального района Тищенко О.И., действующего на основании доверенности от 01.02.2011 года рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Благодарненского района в защиту интересов Калашниковой Л. Ю. к отделу образования администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского края, Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края о предоставлении вне очереди жилого помещения, соответствующего санитарным нормам и правилам, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Благодарненского района Ставропольского края обратился в Благодарненский районный суд в защиту интересов Калашниковой Л. Ю. с исковым заявлением к Отделу образования администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского края, Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края о предоставлении вне очереди жилого помещения, соответствующего санитарным нормам и правилам. Свои требования мотивирует тем, что 02.09.2010 первым заместителем Генерального прокурора Российской Федерации Буксманом А.Э. прокурорам субъектов Российской Федерации направлено письмо «Об активизации прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа», в котором указано о непринятии органами государственной власти и муниципальных образований предусмотренных законом мер по обеспечению названной категории граждан жильем во внеочередном порядке. В связи с этим прокуратурой Благодарненского района по указанию прокуратуры Ставропольского края проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Проверка показала, что требования ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ) органами государственной власти и муниципальных образований исполняются не в полной мере. Дети-сироты и лица из их числа жильем своевременно не обеспечиваются. Установлено, что постановлением главы муниципального образования г. Благодарного от 31.01.2011 года №29 Калашникова Л. Ю., 21.02.1990 года рождения принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. В настоящее время Калашниковой Л. Ю. жилое помещение по договору социального найма не предоставлено, субсидии на приобретение или улучшение жилищных условий не выделены. В силу п. «ж» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно абзацу 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот, и детей оставшихся без попечения родителей» дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006г. № 7 - кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении Ставропольского края или учреждении социального обслуживания населения Ставропольского края, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончанию службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья от 18 до 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Ставропольскому краю, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным правительством Ставропольского края. В соответствии с постановлением Губернатора Ставропольского края от 23 сентября 2010 г, № 517 «О внесении изменения в подпункт 9.2 Положения о министерстве строительства и архитектуры Ставропольского края, утвержденного постановлением Губернатора Ставропольского края от 07 июля 2008 г. № 530», министерство является уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данное право также закреплено в п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. Так, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст.57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе и учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии со ст.ст. 1 и 2 Закона Ставропольского края от 30.12.2004 № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на администрацию Благодарненского муниципального района возложены отдельные государственные полномочия Ставропольского края по социальной поддержке указанной категории граждан, в том числе обеспечение жилыми помещениями (п.7 ст. 1 указанного закона). Таким образом, Калашниковой Л. Ю. в соответствии с требованиями действующего законодательства должно быть предоставлено жилое помещение не менее 18 квадратных метров общей площади. Вместе с тем, соответствующее жилое помещение до настоящего времени не предоставлено, что противоречит вышеперечисленным нормам закона. Просит суд обязать отдел образования администрации Благодарненского муниципального района, Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края в годичный срок с момента вступления в законную силу решения по суда по настоящему гражданскому делу предоставить Калашниковой Л. Ю. жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, предъявляемым к жилым помещениям, расположенное в черте города Благодарный Ставропольского края, исходя из общей площади жилья от 18 до 33 квадратных метров по средней рыночной стоимостью 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления ей денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края в соответствии с требованиями действующего законодательства. В судебном заседании старший помощник прокурора Благодарненского района Ставропольского края Колесник А.А. исковые требования поддержал в полном объеме, просил суд их удовлетворить. Истица Калашникова Л. Ю. в судебное заседание не явилась, представив заявление, из которого следует, что исковые требования прокурора Благодарненского района поддерживает, просит суд их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске, а также желает, чтобы ей предоставили денежные средства (субсидию) на приобретение или строительство жилья. Представитель ответчика – отдела образования администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского края Тищенко О.И. в судебном заседании не возражала удовлетворить исковые требования прокурора Благодарненского района. Представитель ответчика – министерства строительства и архитектуры Ставропольского края в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела был своевременно уведомлен, письменно ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Суду представил возражения на иск, указывая на то, что пунктом 6 ст. 26.3.Федерального закона № 184-ФЗ от 06.10.1999г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в п. 2 настоящей статьи, с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов. В соответствии с Законом Ставропольского края от 31 декабря 2004 г. № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Одним из указанных полномочий является обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 4 указанного Закона, органы местного самоуправления при исполнении отдельных государственных полномочий обязаны обеспечить эффективное и рациональное использование материальных ресурсов и финансовых средств, выделенных из бюджета Ставропольского края на осуществление отдельных государственных полномочий. Выделяемые средства распределены между органами местного самоуправления пропорционально фактической потребности. Законом Ставропольского края от 16 марта 2006 года № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закреплённого жилого помещения и состоящие на учёте на получение жилого помещения имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края. В соответствии с п. 3 Порядка предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утверждённого постановлением Правительства Ставропольского края от 16 апреля 2008 г. № 60-п «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» субсидия предоставляется органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края однократно по месту постановки ребенка-сироты на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении за счет средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных на эти цели в текущем финансовом году. Органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Ставропольского края в установленном порядке доведены уведомления о показателях бюджетной росписи и лимиты бюджетных обязательств в сроки, установленные порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи главных распорядителей средств бюджета Ставропольского края. Согласно Приложению 15 к Закону Ставропольского края "О бюджете Ставропольского края па 2011 год", субвенции, выделяемые из краевого фонда компенсаций местным бюджетам в 2011 году па реализацию Закона Ставропольского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Благодарненскому муниципальному району Ставропольского края на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закреплённого жилого помещения, за счёт средств краевого бюджета в 2011 году выделено № рубля, что подтверждается платежными поручениями № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ были перечислены средства федерального бюджета в сумме № рублей на реализацию переданных полномочий (заявка №К450 от ДД.ММ.ГГГГ). Следовательно, министерство передало финансовые средства, необходимые для осуществления переданных администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского края государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. То есть, министерство надлежащим образом исполнило полномочия, возложенные на него законодательством. В объёме доведенных лимитов бюджетных обязательств органы местного самоуправления заключают муниципальные контракты, иные договоры с физическими и (или) юридическими лицами или представляют субсидии детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в соответствии с п. 7 «Порядка предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утверждённого постановлением Правительства Ставропольского края от 16 апреля 2008 г. № 60-п «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в безналичной форме на основании заключенного ими договора купли-продажи или договора долевого участия в строительстве жилья, зарегистрированных в установленном порядке в Управлении Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю, путем ее перечисления продавцу или застройщику жилья органами местного самоуправления. Статьёй 12 Закона Ставропольского края от 31 декабря 2004 г. № 120-кз предусмотрено, что органы местного самоуправления, их должностные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных настоящим Законом отдельных государственных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края и в той мере, в какой указанные полномочия были обеспечены соответствующими органами государственной власти Ставропольского края материальными и финансовыми средствами. Таким образом, в связи с передачей полномочий и финансирования органов местного самоуправления по обеспечению жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, министерство не может быть обязано предоставить Калашниковой Л. Ю. жилое помещение, так как в соответствии с законодательством данная обязанность возложена на органы местного самоуправления, в данном случае на администрацию Благодарненского муниципального района СК. Считает, что министерство выступает ненадлежащим ответчиком по указанному гражданскому делу. Просит суд в удовлетворении исковых требований прокурора Благодарненского района отказать в полном объеме. Суд, выслушав помощника прокурора Благодарненского района Ставропольского края Колесник А.А., представителя ответчика отдела образования администрации Благодарненского муниципального района Тищенко О.И., всесторонне исследовав материалы дела, находит исковые требования прокурора Благодарненского района подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Из свидетельства о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Калашникова Л. Ю. родилась ДД.ММ.ГГГГ, отец – ФИО2, мать – ФИО3. Из решения Благодарненского районного суда Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес> лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних детей ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Калашниковой Л. Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Из свидетельства о смерти 1-ДН № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением администрации г. Благодарного № от ДД.ММ.ГГГГ Калашникова Л. Ю. ДД.ММ.ГГГГ года рождения принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по сведениям Благодарненского филиала ГУП СК «Крайтехинвентаризация» и Благодарненна ского филиала УФСР СК своего жилья не имеет, зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес> в доме опекуна ФИО3. На квартирный учет принята на основании п.1 ч.1 ст.51 ЖК РФ, ст.8 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ. Очередной номер по общему списку 357, в списке детей сирот номер 30, в книге учета регистрационный №. Согласно копиям платежных поручений № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, УФК по Ставропольскому краю (МФ СК, минстроем Ставропольского края) перечислены на счет УФК по Ставропольскому краю (Отдел образования администрации Благодарненского муниципального района) денежные средства в размере № руб., № руб. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства на которые она ссылается как на основание своих требований или возражений. В соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Федеральным законом РФ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» В соответствии со ст. 1 названного Федерального закона к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. С учётом перечисленных норм действующего законодательства суд приходит к выводу, что Калашникова Л. Ю. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждается в обеспечении жилым помещением, так как не имеет закрепленного за ним жилого помещения. В соответствии с ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Следовательно, ФИО должно быть предоставлено вне очереди жилое помещение по договору социального найма в Благодарненском районе. Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального Закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Законом Ставропольского края от 31декабря2004года N120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - отдельные государственные полномочия), состоящими обеспечении жилыми помещениями в соответствии со статьей 7 Закона Ставропольского края от 16 марта 2006 г. N 7-кз "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, детских домах семейного типа, воинских частях в качестве воспитанников, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории муниципального района или городского округа Ставропольского края, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете на получение жилого помещения (далее - дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, нуждающиеся в приобретении жилья). Согласно ст. 7 Закона Ставропольского края от 16 марта 2006 г. N 7-кз "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении Ставропольского края или учреждении социального обслуживания населения Ставропольского края, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края. Согласно Порядку предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденному Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 года № 60-п, право на получение субсидии имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в семье патронатного воспитателя или приемной семье, в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения или признанные в установленном порядке нуждающимися в предоставлении жилья, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении Ставропольского края или учреждении социального обслуживания населения Ставропольского края, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее - дети-сироты). Субсидия предоставляется органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края однократно по месту постановки ребенка-сироты на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении за счет средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных на эти цели в текущем финансовом году. Расчет размера субсидии производится органами местного самоуправления исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края. Как усматривается из постановления Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 года № 60-п "О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», министерство строительства и архитектуры Ставропольского края является уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с Постановлением главы администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского края от 12.02.2009 года №54 «Об уполномоченных органах администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского края», в целях реализации органами местного самоуправления Благодарненского муниципального района Ставропольского края отдельных государственных полномочий, оптимизации работы администрации и её структурных подразделений постановлено: установить, что отдел образования администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского края является уполномоченным органом по реализации Законов Ставропольского края от 31.12.2004 года №120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», от 28.02.2008 года №10-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству» Таким образом, ответчик Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края является главным распорядителем, а отдел образования администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского края получателем денежных средств. В судебном заседании установлено, что Калашникова Л. Ю. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, признан нуждающимся в жилом помещении ввиду отсутствия закрепленного за ней жилого помещения, следовательно, имеет право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по его выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления ей денежных средств (субсидии) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края. Калашникова Л. Ю. желает реализовать свое право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления ей денежных средств (субсидии) на приобретение или строительство жилья. Данная субсидия предоставляется органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края однократно по месту постановки ребенка-сироты на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении за счет средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных на эти цели в текущем финансовом году. Суд считает, что Министерством строительства и архитектуры Ставропольского края и отделом образования администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского края нарушены права и охраняемые законом интересы Калашниковой Л. Ю., поскольку не обеспечили её жилым помещением в установленные законодательством сроки. В связи с чем суд полагает необходимым обязать отдел образования администрации Благодарненского муниципального района, Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края обеспечить Калашникову Л. Ю. жилым помещением путем предоставления ей денежных средств (субсидии) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, в соответствии с требованиями действующего законодательства, в течение года с момента вступления в законную силу решения суда. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Исковые требования иску прокурора Благодарненского района в защиту интересов Калашниковой Л. Ю. к отделу образования администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского края, Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края о предоставлении вне очереди жилого помещения, соответствующего санитарным нормам и правилам, удовлетворить. Обязать Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края, отдел образования администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского края обеспечить Калашникову Л. Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилым помещением путём предоставления ей денежных средств (субсидии) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, в соответствии с требованиями действующего законодательства, в течение года с момента вступления в законную силу данного решения суда. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ставропольский краевой суд через Благодарненский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья: Д. А. Смыкалов