Дело № 2-144/2012 года Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 12 апреля 2012 года город Благодарный Суд Благодарненского районного суда Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Каневского М.О., при секретаре судебного заседания Саверской Т. Н., с участием: представителя истца - старшего помощника прокурора Благодарненского района Ставропольского края Колесник А.А., представителя ответчика – администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского края – Чавгуна Е.Е., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, представителей третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – отдела образования администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского края – Сурмиловой А.Я., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, Булгаковой И.В., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Благодарненского районного суда Ставропольского края гражданское дело по исковому заявлению прокурора Благодарненского района Ставропольского края в порядке статьи 45 ГПК РФ, об обязании администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского края обеспечить на территории <адрес> Благодарненского района Ставропольского края возможность получения детьми, состоящими на очереди на получение места в дошкольном учреждении <адрес> Благодарненского района Ставропольского края, а также детей, которые обладают таковым правом, общедоступного бесплатного дошкольного образования, путем создания дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях <адрес> Благодарненского района Ставропольского края или капитального ремонта и строительства новых дошкольных общеобразовательных учреждений на территории <адрес> Благодарненского района Ставропольского края в годичный срок с момент вступления решения суда в законную силу, УСТАНОВИЛ: Прокурор Благодарненского района обратился в Благодарненский районный суд с исковым заявлением в порядке статьи 45 ГПК РФ, об обязании администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского края обеспечить на территории Благодарненского муниципального района возможность получения детьми, состоящими на очереди на получение места в дошкольных учреждениях района, а также детей, которые обладают таковым правом, общедоступного, бесплатного дошкольного образования, путем создания дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях района или капитального ремонта и строительства новых дошкольных общеобразовательных учреждений на территории Благодарненского муниципального района Ставропольского края, мотивировав свои требования тем, что прокуратурой Благодарненского района, в соответствии с заданием прокуратуры Ставропольского края проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере обеспечения прав и законных интересов детей на доступное дошкольное образование. Установлено, что на территории Благодарненского муниципального района функционирует двадцать три дошкольных общеобразовательных учреждения, из них: 22 - муниципальных, подведомственных администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского края и одно государственное. Администрация Благодарненского муниципального района является учредителем двадцати двух дошкольных общеобразовательных учреждений. Вместе с тем, фактическая наполняемость дошкольных общеобразовательных учреждений в районе является предельной по следующим учреждениям: - 100% и более - дошкольные общеобразовательные учреждения №, №, №, №, №, №, №, №, №. Общее количество детей дошкольного возраста, состоящих в очереди на получение места в дошкольные образовательные учреждения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, составляет: от 0 до 3-х лет - 29 воспитанников и от 3-х лет до 6,5 лет 21 ребенок. Всего 50 человек. Вместе с тем в настоящее время не во всех дошкольных образовательных учреждениях района фактическая наполняемость составляет 100%: <данные изъяты> Таким образом, очередность поступления детей в дошкольные общеобразовательные учреждения формируется годами, то есть количество мест в дошкольных общеобразовательных учреждениях не соответствует потребностям населения, проживающего на территории Благодарненского муниципального района. Указанное свидетельствует о растущей потребности в создании дополнительных групп для детей в ДОУ либо строительстве новых ДОУ. Очерёдность поступления имеется в <данные изъяты> Кроме того, на территории муниципального образования <адрес> расположен детский сад №, который находится на капитальном ремонте с ДД.ММ.ГГГГ года, и находится в муниципальной собственности, однако меры по его восстановлению не принимаются. Согласно постановлению администрации Благодарненского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «Об открытии дополнительных групп в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях», с ДД.ММ.ГГГГ должны быть открыты дополнительные группы кратковременного пребывания в МДОУ «Детский сад № <адрес>», МДОУ «Детский сад № <адрес>», МДОУ «Детский сад № <адрес>», МДОУ «Детский сад № <адрес>» Благодарненского муниципального района, что позволило бы уменьшить очередь поступления, однако до настоящего времени очередь продолжает существовать. Таким образом, осуществление ответчиками определенных мероприятий по обеспечению доступности дошкольного образования удовлетворяет потребность населения к ДД.ММ.ГГГГ лишь в части. В соответствии с Положением об отделе образования администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского края, утвержденного Решением Совета Благодарненского муниципального района Ставропольского края к компетенции отдела образования администрации Благодарненского муниципального района относиться обеспечение предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования и осуществление планирования сети дошкольных учреждений образования. Оборудование помещений в соответствии с установленными государственными стандартами, нормами и требованиями, финансирование мероприятий по созданию здоровых и безопасных условий труда и учебы, относится к компетенции образовательного учреждения на основании ст.ст. 32, 51 Закона «Об образовании и уставов ДОУ». При этом деятельность дошкольных общеобразовательных учреждений финансируется учредителем из бюджета района. Учредителем 22 дошкольных общеобразовательных учреждений района является администрация Благодарненског8о муниципального района Ставропольского края. Таким образом, дефицит в дошкольных общеобразовательных учреждениях существенно ущемляет законные права и интересы детей, гарантированные Конституцией Российской Федерации. Данное обстоятельство влечет невыполнение основных направлений государственной политики по охране материнства и детства, в части обеспечения полноценного воспитания, подготовки детей к полноценной жизни в обществе. Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданско - процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в том случае, если гражданин по состоянию здоровья, возраста, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является нарушение социальных прав, свобод и законных интересов в сфере (трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства. Определить перечень лиц, права которых нарушены в настоящее время не представляется возможным, поскольку круг детей, состоящих на очереди на поступление в дошкольные общеобразовательные учреждения района и их родителей нестабилен, постоянно изменяется и дополняется. Кроме того, количество нуждающихся в местах в дошкольных общеобразовательных учреждениях - величина не постоянная, т.к. определение ребенка в дошкольное общеобразовательное учреждение является правом родителей. Следовательно, на момент предъявления иска невозможно конкретизировать перечень граждан - родителей, которые могут воспользоваться предоставленным правом. На основании изложенного, просят суд: обязать администрацию Благодарненского муниципального района Ставропольского края обеспечить на территории Благодарненского муниципального района возможность получения детьми, состоящими на очереди на получение места в дошкольных учреждениях района, а также детей, которые обладают таковым правом, общедоступного бесплатного дошкольного образования, путем создания дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях района или капитального ремонта и строительства новых дошкольных общеобразовательных учреждений на территории Благодарненского муниципального района. В судебном заседании представитель истца - старший помощник прокурора Благодарненского района Ставропольского края Колесник А.А., заявленные исковые требования уточнил в следующей редакции: установлено, что детский сад №, расположенный в <адрес> находится на капитальном ремонте с ДД.ММ.ГГГГ года и не состоит на балансе отдела образования администрации Благодарненского муниципального района. Рассмотреть вопрос о постановке на баланс указанного детского сада в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела не представляется возможным. Очерёдность поступления имеется в МКДОУ «Детский сад № <адрес>» Благодарненского муниципального района в количестве 25 детей и будет устранена в ДД.ММ.ГГГГ года после завершения капитального строительства в приобретенном для этих целей здании. При таких обстоятельствах, просит суд: обязать администрацию Благодарненского муниципального района Ставропольского края обеспечить на территории <адрес> Благодарненского района Ставропольского края возможность получения детьми, состоящими на очереди на получение места в дошкольном учреждении <адрес> Благодарненского района Ставропольского края, а также детей, которые обладают таковым правом, общедоступного бесплатного дошкольного образования, путем создания дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях <адрес> Благодарненского района Ставропольского края или капитального ремонта и строительства новых дошкольных общеобразовательных учреждений на территории <адрес> Благодарненского района Ставропольского края в годичный срок с момент вступления решения суда в законную силу. Представитель ответчика – администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского края – Чавгун Е.Е. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований прокурора Благодарненского района в том числе и с учетом их уточнения представителем истца в судебном заседании по следующим основаниям: в целях реализации полномочий, предусмотренных п.11 части 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об образовании», в части организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования, администрацией Благодарненского муниципального района Ставропольского края на территории района организовано функционирование 22 муниципальных дошкольных образовательных учреждений, которые посещают 2453 ребенка. С учетом изменения санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима в дошкольных организациях количество мест в дошкольных образовательных учреждениях района увеличилось до 2791. Количество мест в детских садах города Благодарного - 1353, фактическая наполняемость 1378 детей, что составляет 101 процент. Вместе с тем, в настоящее время не во всех городских дошкольных учреждения фактическая наполняемость составляет 100 процентов, что позволяет избежать в них очередности. Наполняемость групп в дошкольных учреждениях, находящихся на территории сельских поселений Благодарненского района составляет 77,6 процента. Общая наполняемость групп по району в целом составляет 87,9 процента. Постановлением администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена муниципальная целевая программа «Развитие образования в Благодарненском муниципальном районе Ставропольского края на ДД.ММ.ГГГГ годы». В рамках реализации указанной целевой программы утвержден комплекс мероприятий по сохранению и развитию дошкольного образования детей. Для решения проблемы обеспечения прав граждан на получение общедоступного бесплатного дошкольного образования за последние три года открыты дополнительные группы в дошкольных образовательных учреждениях Благодарненского района: в ДД.ММ.ГГГГ году открыто 6 дополнительных групп в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях: <данные изъяты> Всего создано 35 мест. С начала текущего года создано 3 группы кратковременного пребывания: в муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №», в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №», в муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №». На сегодняшний день очередность в дошкольные образовательные учреждения сохраняется только в муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №» <адрес> и муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №» <адрес>. Дефицит мест в эти дошкольные учреждения составляет 50 мест. Для ликвидации очередности в детском саду № администрацией Благодарненского муниципального района приобретено рядом стоящее здание - Дома быта, капитальный ремонт которого планируется завершить летом ДД.ММ.ГГГГ года, что позволит ввести дополнительно 25 мест. ДД.ММ.ГГГГ на единой электронной торговой площадке проведен аукцион о выполнении подрядных работ по объекту «Капитальный ремонт производственного помещения под группу муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №». Для решения вопроса очередности в <адрес> изготовлена проектно - сметная документация на строительство детского сада на 150 мест стоимостью <данные изъяты>.рублей. Несмотря на неоднократные обращения администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского края в адрес Губернатора Ставропольского края и министерства образования Ставропольского края о выделении средств на строительство данного детского сада средств из краевого бюджета выделено не было. ДД.ММ.ГГГГ получено очередное письмо министерства образования Ставропольского края, согласно которому администрации Благодарненского муниципального района отказано во включении строительства здания детского сада в <адрес> в краевую целевую программу на ДД.ММ.ГГГГ год. Что касается здания детского сада №, расположенного на пересечении <адрес>, о котором в своем исковом заявлении упоминает прокуратура, поясняют следующее: указанное здание является собственностью муниципального образования город Благодарный и закрыто на капитальный ремонт с ДД.ММ.ГГГГ года. В постановлении главы администрации Благодарненского района от ДД.ММ.ГГГГ № указывается на передачу детского сада № с баланса администрации <адрес> на баланс отдела народного образования. Однако из-за того, что здание детского сада находилось на капитальном ремонте, на баланс отдела народного образования оно не было принято. В ДД.ММ.ГГГГ году произошла реорганизация отдела образования, посредством выделения структурных подразделений в самостоятельные юридические лица, в том числе и дошкольных образовательных учреждений. В то же время дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №» не создавалось. Данный факт подтверждается и выпиской из реестра объектов муниципальной собственности Благодарненского муниципального района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ №. Решение вопросов местного значения муниципального района осуществляется за счет средств бюджета Благодарненского муниципального района Ставропольского края. В стадии проекта бюджет Благодарненского муниципального района Ставропольского края ежегодно направляется в прокуратуру Благодарненского района Ставропольского края. Замечаний по проектам бюджета со стороны прокуратуры не поступало. Существующая проблема обеспечения местами детей в детских дошкольных учреждениях решается администрацией муниципального района за счет средств местного бюджета. С ДД.ММ.ГГГГ года бюджет муниципального района является дотационным. При минимальных расходах районного бюджета на ДД.ММ.ГГГГ год в <данные изъяты> рублей, собственными доходными источниками покрывается <данные изъяты> рублей или 43,5 процента. Остальные расходы покрываются дотацией из бюджета субъекта Российской Федерации. При расчете объема дотации району краем не учитывается потребность района в средствах на строительство новых и реконструкцию действующих дошкольных учреждений. Тем не менее, при формировании расходной части бюджета на ДД.ММ.ГГГГ год увеличены базовые показатели на открытие и содержание 70 дополнительных мест в дошкольных учреждениях «Детский сад №», «Детский сад №», «Детский сад №», «Детский сад №», вводимых с ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> рублей, в том числе на капитальный ремонт зданий детских садов выделено <данные изъяты> рублей. Согласно статистическим данным, представленным отделом ЗАГС Управления записи актов гражданского состояния Ставропольского края по Благодарненскому району, с ДД.ММ.ГГГГ года в районе наблюдается демографический спад - снижается количество родившихся детей, что приведет к снижению дефицита мест, а возможно и ликвидации очередности в дошкольные учреждения района. Таким образом, администрацией Благодарненского муниципального района Ставропольского края в рамках имеющихся полномочий и в пределах средств предусмотренных бюджетом Благодарненского муниципального района на эти цели, принимаются все необходимые меры по ликвидации очередности в детских дошкольных учреждениях Благодарненского района и обеспечению прав граждан на общедоступность и бесплатность дошкольного образования. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – отдела образования администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского края – Сурмилова А.Я., в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований прокурора Благодарненского района в том числе и с учетом их уточнения представителем истца в судебном заседании. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – отдела образования администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского края – Булгакова И.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований прокурора Благодарненского района в том числе и с учетом их уточнения представителем истца в судебном заседании. Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, находит исковые требования прокурора Благодарненского района Ставропольского края, подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Из информации о фактической наполняемости дошкольных образовательных учреждений на территории Благодарненского муниципального района, предоставленной начальником отдела образования администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского края прокурору Благодарненского района Ставропольского края, исходящий № от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что всего количество групп по дошкольным образовательным учреждениям составляет – <данные изъяты> Из информации об очередности поступления в дошкольные образовательные учреждения Благодарненского муниципального района, предоставленной начальником отдела образования администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского края прокурору Благодарненского района Ставропольского края, исходящий № от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что количестве детей, находящихся на очереди на получение места в дошкольное образовательное учреждение на ДД.ММ.ГГГГ в возрасте от 0 доЗ-х лет - 29, в возрасте от 3-х до 6,5 лет - 21, на ДД.ММ.ГГГГ - в возрасте от 0 до З-х лет - 29, в возрасте от 3-х до 6,5 лет - 21. Мерами, принятыми для устранения очередности поступления в дошкольные учреждения, являются: в связи с тем, что за последние годы значительно увеличился контингент воспитанников в детских садах района, списочный состав детей вырос с 2253 (ДД.ММ.ГГГГ год) до 2500 детей (ДД.ММ.ГГГГ год), с целью уменьшения очередности на получение мест в детских садах используется практика открытия дополнительных групп в течение учебного года, доукомплектации имеющихся групп. За последние пять лет открыты дополнительные группы в детских садах. В ДД.ММ.ГГГГ году на основании постановления главы администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского края № от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в МДОУ «Детский сад №» - открыта группа 10,5 часового пребывания, 15 мест, в МДОУ «Детский сад №» - открыта группа 10,5 часового, пребывания, 15 мест, в МДОУ «Детский сад №» - открыта группа 9 - часового пребывания, 20 мест, в МДОУ «Детский сад №» - открыта группа 9 - часового пребывания, 20 мест. В ДД.ММ.ГГГГ году, на основании Постановления администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского края № от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ в МДОУ «Детский сад №» - открыта группа 9 - часового пребывания, 20 мест, в МДОУ «Детский сад №» - открыта группа 9 - часового пребывания, 20 мест, в МДОУ «Детский сад №» - открыта группа 10,5 часового пребывания, 15 мест, в МДОУ «Детский сад №» - открыта группа 10,5 часового пребывания, 15 мест, в МДОУ «Детский сад №» - открыта группа 10,5 часового пребывания, 15 мест, в МДОУ «Детский сад №» - открыта группа кратковременного пребывания. В ДД.ММ.ГГГГ году на основании Постановления администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского края № от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в МДОУ «Детский сад №» - открыта группа 10,5 часового пребывания, 15 мест, в МДОУ «Детский сад №» - открыта группа 10,5 часового пребывания, 15 мест, в МДОУ «Детский сад №» - открыта группа 10,5 часового пребывания, 15 мест, в МДОУ «Детский сад №» - открыта группа 10,5 часового пребывания, 15 мест, в МДОУ «Детский сад №» - открыта группа 10,5 часового пребывания, 15 мест, в МДОУ «Детский сад №» - открыта -группа 12 часового пребывания, 15 мест. В 2010 года на основании Постановления администрации ФИО2 муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в МДОУ «Детский сад №» - открыта группа 10 - часового пребывания, 15 мест, в МДОУ «Детский сад №» открыта группа 12- часового пребывания, 20 мест, в МДОУ «Детский сад №» - открыта группа 12- часового пребывания, 15 мест, в МДОУ «Детский сад №» - открыта группа 12- часового пребывания, 15 мест. На основании Постановления администрации ФИО2 муниципального района Ставропольского края № от ДД.ММ.ГГГГ в МДОУ «Детский сад №» открыта группа 10-часового пребывания, 15 мест. В ДД.ММ.ГГГГ годах на основании Постановления администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского края № от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в МДОУ «Детский сад №» открыта группа 10- часового пребывания, 15 мест, в МДОУ «Детский сад №» - открыта группа 10- часового пребывания, 20 мест. В ДД.ММ.ГГГГ годах, на основании Постановления администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского края № от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в МКДОУ «Детский сад №» - открыта группа кратковременного пребывания, 10 мест, в МБДОУ «Детский сад №» - открыта группа кратковременного пребывания, 10 мест, в МКДОУ «Детский сад №» - открыта группа кратковременного пребывания, 10 мест, ДД.ММ.ГГГГ в МКДОУ «Детский сад №» - открыта группа 10 - часового пребывания, 25 мест. Указанные мероприятия позволили ликвидировать очередность в дошкольных образовательных учреждениях города. Очередность сохраняется только в сельской местности: <адрес>. Открытие дополнительной группы в детском саду <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ позволит ликвидировать очередь и обеспечить всем доступность дошкольного образования. Проектная мощность МКДОУ «Детский сад №» <адрес> - 42 места. Очередность составляет 30 детей. При содействии администрации Благодарненского муниципального района в ДД.ММ.ГГГГ году подготовлена проектно-сметная документация на строительство детского сада в <адрес>. Неоднократно направлялись обращения в министерство образования Ставропольского края о включении вопроса о строительстве детского сада в краевую целевую программу «Развитие образования в Ставропольском крае на ДД.ММ.ГГГГ годы». За последние пять лет новых зданий дошкольных учреждений, введенных в Благодарненском муниципальном районе Ставропольского края нет. В число детских садов, функционировавших в ДД.ММ.ГГГГ году и функционирующих в настоящее время входят: Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная коррекционная начальная школа-детский сад №» <адрес>; Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно- речевого развития детей «Детский сад №», <адрес>; Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно - речевого развития детей «Детский сад №» <адрес>; Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №» <адрес>; Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида «Детский сад №», <адрес>; Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида «Детский сад №» <адрес>; Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно- речевого развития детей «Детский сад №», <адрес>; Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №», <адрес> Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №», <адрес> Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №» <адрес>; Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № №», <адрес> Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №» <адрес> Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №» <адрес>; Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №» <адрес>; Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №» <адрес>; Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №» <адрес>; Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №», <адрес>; Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№» <адрес>; Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №», <адрес>; Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №» <адрес>; Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально - личностного развития детей «Детский сад №» <адрес>; Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно- речевого развития детей «Детский сад №» <адрес>; Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида с приоритетным познавательно-речевого развития детей «Детский сад №», <адрес>. В число детских садов, перепрофилированных с ДД.ММ.ГГГГ году и используемых в ДД.ММ.ГГГГ году не по прямому назначению, входят: Детский сад №, г<адрес> здание приспособленное, закрыто на капитальный ремонт, имущественная принадлежность - Благодарненская городская администрация, ДД.ММ.ГГГГ год, муниципальная собственность <адрес> гос. регистрации нет. Детский сад №, <адрес>, здание типовое ДД.ММ.ГГГГ год, отсутствие средств на функционирование учреждения СПК «<данные изъяты>», завершение конкурсного производства в ДД.ММ.ГГГГ года ООО «<данные изъяты>». Детский сад №, <адрес>, здание типовое, перепрофилирован в МОУ «Детский дом (смешанный) № им.Покровского» ДД.ММ.ГГГГ год, постановление председателя исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №, государственная собственность <адрес>, свидетельство Министерства имущественных отношений <адрес>, реестровый № №, ДД.ММ.ГГГГ год. Детский сад №, <адрес>, здание приспособленное, передано в МДОУ «ДС №» <адрес>, <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ г., Приказ СУ 842 ОАО «Севкавдорстрой» № от ДД.ММ.ГГГГ, муниципальная собственность <адрес> муниципального района, гос. регистрации нет. Детский сад №, <адрес>, здание приспособленное, здание закрыто, отсутствие детей дошкольного возраста на <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Колхоз им.<данные изъяты>. Детский сад №, <адрес>, здание приспособленное, здание передано в МОУ «СОШ №» - учебный корпус, постановление Главы администрации Благодарненского района № от ДД.ММ.ГГГГ, муниципальная собственность Благодарненского муниципального района, гос.регистрации нет. Детский сад №, <адрес> здание типовое, здание передано на баланс муниципального центра социального обслуживания населения с баланса районного отдела образования, распоряжение комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Благодарненского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № Государственная собственность <адрес>, социально - реабилитационный центр «<данные изъяты>». Детский сад № <адрес> здание приспособленное, реконструировано под жилье ОАО «<данные изъяты>», пост.председателя исполнительного комитета ОАО «<данные изъяты>» Благодарненского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №. С ДД.ММ.ГГГГ года на территории Благодарненского района функционировали так называемые ведомственные детские сады, которые являлись структурными подразделениями хозяйствующих субъектов, это детские сады СПК «<данные изъяты>» <адрес> (детский сад №), ТОО (АЗОТ) им.<данные изъяты> <адрес> (детский сад №), СУ <данные изъяты> <адрес> (детский сад №), ОАО «<данные изъяты>» <адрес> (детский сад №), здания которых в основном являлись (кроме СПК «<данные изъяты>») приспособленными. На текущий момент эти сады ликвидированы. Всего ликвидированных детских садов - 4. Сданных в аренду, переданных в безвозмездное пользование и оперативное управление, отчужденных в частную собственность ведомственных детских садов на территории Благодарненского района нет. Приватизированных детских садов на территории Благодарненского района не имеется. Бюджетное финансирование дошкольных образовательных учреждений за последние пять лет: <данные изъяты> Бюджетное финансирование дошкольных учреждений увеличивается из года в год, за пять лет возросло более чем в 2 раза. Финансирование осуществлялось в полном объеме, на оплату коммунальных услуг, налогов, содержание имущества. Наибольшая доля расходов приходится на оплату труда работников системы и составляет 55%. На территории <адрес> расположен детский сад № который находится на капитальном ремонте с ДД.ММ.ГГГГ года и принадлежит городской администрации. Отдел образования неоднократно направлял письма на имя главы городской администрации по вопросу восстановления детского сада, но меры по восстановлению детского сада городской администрацией приняты не были. Согласно сведений, предоставленных начальником отдела образования Благодарненского муниципального района Ставропольского края, фактическая наполняемость 22 дошкольных учреждений Благодарненского района на ДД.ММ.ГГГГ, составила: количество мест в учреждениях: <данные изъяты> В список мероприятий и прогнозируемых объемов финансирования муниципальной целевой программы «Развитие образования в Благодарненском муниципальном районе Ставропольского края на ДД.ММ.ГГГГ годы», утвержденных постановлением администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского края № от ДД.ММ.ГГГГ, включены следующие мероприятия: <данные изъяты> Согласно паспорта муниципальной целевой программы «Развитие образования в Благодарненском муниципальном районе Ставропольского края на ДД.ММ.ГГГГ годы», утвержденной постановлением администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского края № от ДД.ММ.ГГГГ, целями и задачами указанной программы являются: сохранение и развитие системы дошкольного образования детей; повышение эффективности управления в системе образования; материально-техническое оснащение образовательных учреждений; обеспечение государственных гарантий доступности и качественного образования; развитие воспитания в системе образования. В Благодарненском районе остро стоит вопрос дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях. В детских садах центральной и восточной части города Благодарный существует очередность. Восточная часть города Благодарный является новостройкой. Предполагается дальнейший ввод в эксплуатацию новых домов, так ведется строительство нового многоэтажного дома в центральной части города. Это вызовет приток молодых семей. По среднему варианту прогноза численность детей дошкольного возраста в восточной части города Благодарный в ДД.ММ.ГГГГ году увеличится и составит 300 человек, в ДД.ММ.ГГГГ году - 500 человек, что усугубит проблему. В <адрес> дошкольное образовательное учреждение расположено в приспособленном здании, построенном в ДД.ММ.ГГГГ году. В детском саду воспитывается 33 ребенка, общее количество детей от 0 до 7 лет в <адрес> составляет 100 человек. Необходимо строительство дошкольных образовательных учреждений на 200 мест в восточной части <адрес> и на 150 мест в <адрес> Решение этих ключевых проблем предполагается достигнуть путем реализации комплекса программных мероприятий, которые определены в данной Программе. Достижение цели и решение задач Программы обеспечиваются за счет реализации программных мероприятий. Сроки реализации Программы - ДД.ММ.ГГГГ годы. Реализация целей Программы обеспечивается посредством как текущего финансирования из районного бюджета, необходимого для устойчивого функционирования системы образования района, так и дополнительного целевого финансирования непосредственно мероприятий и проектов Программы, направленных на решение задач развития системы образования на основе достижений науки и практики. Объемы финансирования <данные изъяты> Управление Программой развития образования осуществляется отделом образования администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского края. Контроль за реализацией программы устанавливается в соответствии с действующим Порядком разработки и реализации муниципальных целевых программ, утвержденном постановлением администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского края и осуществляется отделом образования администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского края, отделом социального развития администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского края. Выполнение программы организуется исполнителями ее основных мероприятий. Согласно копии Выписки из реестра объектов муниципальной собственности Благодарненского муниципального района Ставропольского края, выданной ДД.ММ.ГГГГ Отделом имущественных и земельных отношений администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского края, исходящий №, в соответствии с решением совета Благодарненского муниципального района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении положения о ведении реестра объектов муниципальной собственности Благодарненского муниципального района Ставропольского края» в муниципальной собственности Благодарненского муниципального района Ставропольского края находятся 22 муниципальных дошкольных образовательных учреждения, а именно: <данные изъяты> Согласно архивной копии постановления главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ДД.ММ.ГГГГ архивным отделом администрации <адрес>, исходящий №, Согласно архивной копии постановления главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ДД.ММ.ГГГГ архивным отделом администрации <адрес> исходящий №, осуществлена реорганизация отдела образования <адрес> государственной администрации <адрес> посредством выделения подразделений в самостоятельные юридические лица. Согласно сведений, предоставленных заведующей отделом записи актов гражданского состояния управления записи актов гражданского состояния <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, исходящий №, в ДД.ММ.ГГГГ году количество зарегистрированных актов о рождении по <адрес> составило – <данные изъяты>, в ДД.ММ.ГГГГ году – <данные изъяты>, в ДД.ММ.ГГГГ году -<данные изъяты>, в ДД.ММ.ГГГГ году – <данные изъяты> в ДД.ММ.ГГГГ году – <данные изъяты>. Согласно сообщения главы администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского края губернатору Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ, исходящий №, в <адрес> находится муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №». Дошкольное учреждение расположено в приспособленном здании, построенном в ДД.ММ.ГГГГ году, которое не соответствует нормам СанПиНа. Количество мест в детском саду - 33. В МДОУ «ДС №» воспитываются 38 детей при очередности 45 человек. Общее количество детей от 0 до 7 лет по аулу составляет 100 человек. Отдаленность населенного пункта от районного центра - 60 км. В МДОУ «ДС №» разработаны современные методики для обучения детей русскому языку. В дошкольном образовательном учреждении ведется экспериментальная работа, направленная на формирование толерантных отношений у детей разных национальностей. Детский сад является одним из культурных и социально значимых центров в ауле. В ауле активно развиваются крестьянско-фермерские хозяйства, что дает возможность создать дополнительные места для трудоустройства молодежи. Согласно прогнозам количество детей дошкольного возраста в ДД.ММ.ГГГГ году составит 120 человек. В ДД.ММ.ГГГГ году подготовлена проектно-сметная документация по строительству детского сада на 150 мест в <адрес>. Сметная стоимость строительства <данные изъяты>рублей. В ДД.ММ.ГГГГ года в связи с обильными атмосферными осадками в учреждении возникла аварийная ситуация: образовалась деформация несущих конструкций здания. Дальнейшая эксплуатация учреждения угрожает жизни и безопасности детей и сотрудников. В связи с этим с ДД.ММ.ГГГГ на основании технического заключения приостановлено функционирование МДОУ «ДС №». На сегодняшний день <адрес> является единственным населенным пунктом в Благодарненском муниципальном районе, где нет дошкольного образовательного учреждения. Исходя из изложенного, просят выделить средства для строительства детского сада в <адрес>. В программе развития отрасли «Образования» средства по софинансированию строительства детского сада заложены. Согласно сообщения главы администрации ФИО2 муниципального района <адрес> губернатору <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, исходящий №, в <адрес> находится муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №». Дошкольное учреждение расположено в приспособленном здании, построенном в ДД.ММ.ГГГГ, реконструированном в ДД.ММ.ГГГГ году, которое не соответствует санитарным нормам СанПин и требованиям противопожарной безопасности. На территории учреждения отсутствуют спортивные площадки, помещения кухонного блока расположены в отдельно стоящем здании. Количество мест в детском саду - 33. В МДОУ «ДС №» работают две разновозрастные группы, в которых воспитываются 45 детей при очередности 50 человек. Общее количество детей от 0 до 7 лет по аулу составляет 120 человек. Отдаленность населенного пункта от районного центра - 60 км. В МДОУ «ДС №» разработаны современные методики для обучения детей русскому языку с раннего возраста. В дошкольном образовательном учреждении ведется экспериментальная работа, направленная на формирование толерантных отношений у детей разных национальностей. Детский сад является одним из культурных и социально значимых центров в ауле. В <адрес> активно развиваются крестьянско-фермерские хозяйства, что дает возможность создать дополнительные места для трудоустройства молодежи. Согласно прогнозам количество детей дошкольного возраста в ДД.ММ.ГГГГ году составит 150 человек. В ДД.ММ.ГГГГ году подготовлена проектно-сметная документация по строительству детского сада на 150 мест в <адрес>. Сметная стоимость строительства <данные изъяты> рублей. В ДД.ММ.ГГГГ года в связи с обильными атмосферными осадками в учреждении возникла аварийная ситуация: образовалась деформация несущих конструкций здания. Дальнейшая эксплуатация учреждения угрожала жизни и безопасности детей и сотрудников. В связи с этим с ДД.ММ.ГГГГ на основании технического заключения функционирование МДОУ «ДС №» было приостановлено. За счет средств муниципального бюджета проведены ремонтные работы на сумму <данные изъяты> рублей в результате чего аварийная ситуация устранена и с ДД.ММ.ГГГГ работа детского сада возобновлена. Однако дошкольное учреждение расположено на пересечении природных стоков ливневых вод, что представляет определенную опасность для дальнейшей эксплуатации здания в качестве детского учреждения. Исходя из изложенного, просят выделить средства для строительства детского сада в <адрес>. В программе развития отрасли «Образования» средства по софинансированию строительства детского сада заложены. Из копии сообщения Министра образования главе администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, исходящий №, следует, что Министерством образования Ставропольского края рассмотрено обращение к Губернатору Ставропольского края Гаевскому В.В. по вопросу выделения средств для строительства детского сада в <адрес> Благодарненского района, учитывая ограниченность средств ежегодно выделяемых из бюджета Ставропольского края на строительство объектов образования и большой объем незавершенного строительства, включение детского сада на 150 мест в <адрес> в краевую целевую программу «Развитие образования в Ставропольском крае на ДД.ММ.ГГГГ годы» в данное время не представляется возможным. Необходимость строительства детского сада взята на контроль министерством образования и будет рассмотрена при формировании краевой целевой программы на ДД.ММ.ГГГГ год. Согласно копии сообщения Министра образования главе администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ, исходящий №, учитывая ограниченность средств ежегодно выделяемых из бюджета Ставропольского края на строительство объектов образования и большой объем незавершенного строительства, выделение включение строительства детского сада на 150 мест в <адрес> муниципального района в краевую целевую программу «Развитие образования в Ставропольском крае на ДД.ММ.ГГГГ годы» на ДД.ММ.ГГГГ год не представляется возможным. Необходимость строительства детского сада на 150 мест в <адрес> находится на контроле министерства образования Ставропольского края. Согласно копии свидетельства о государственной регистрации права, выданного ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, производственное помещение, назначение: нежилое помещение, общей площадью 154,3 кв.м, этажность-1, расположенное по адресу: <адрес>, на основании муниципального контракта № от ДД.ММ.ГГГГ, является собственностью Благодарненского муниципального района Ставропольского края. Согласно копии свидетельства о государственной регистрации права, выданного ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, производственное помещение, назначение: нежилое помещение, общей площадью 154,3 кв.м, этажность-1, расположенное по адресу: <адрес> на праве оперативного управления принадлежит МКДОУ «Детский сад №». В соответствии ч.ч. 1, 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование (ч. 1). Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (ч. 2). В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении" дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Пунктом 7 вышеназванного Постановления определены виды дошкольных образовательных учреждений - детские сады. Судом установлено, что на территории <адрес> находится муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №». Указанное дошкольное учреждение расположено в приспособленном здании, построенном в ДД.ММ.ГГГГ, реконструированном в ДД.ММ.ГГГГ году, которое не соответствует санитарным нормам СанПин и требованиям противопожарной безопасности, на территории учреждения отсутствуют спортивные площадки, помещения кухонного блока расположены в отдельно стоящем здании. Количество мест в детском саду - 33. В МДОУ «ДС №» работают две разновозрастные группы, в которых воспитываются 45 детей при очередности 50 человек. Общее количество детей от 0 до 7 лет по <адрес> составляет 120 человек. Отдаленность населенного пункта от районного центра - 60 км. В МДОУ «ДС №» разработаны современные методики для обучения детей русскому языку с раннего возраста. В дошкольном образовательном учреждении ведется экспериментальная работа, направленная на формирование толерантных отношений у детей разных национальностей. Детский сад является одним из культурных и социально значимых центров в ауле. В <адрес> активно развиваются крестьянско-фермерские хозяйства, что дает возможность создать дополнительные места для трудоустройства молодежи. Согласно прогнозам количество детей дошкольного возраста в ДД.ММ.ГГГГ году составит 150 человек. В ДД.ММ.ГГГГ году подготовлена проектно-сметная документация по строительству детского сада на 150 мест в <адрес>. Сметная стоимость строительства <данные изъяты> рублей. В ДД.ММ.ГГГГ года в связи с обильными атмосферными осадками в учреждении возникла аварийная ситуация, а именно образовалась деформация несущих конструкций здания. Дальнейшая эксплуатация учреждения угрожала жизни и безопасности детей и сотрудников. В связи с указанными обстоятельствами, с ДД.ММ.ГГГГ на основании технического заключения функционирование МДОУ «ДС №» было приостановлено. За счет средств муниципального бюджета проведены ремонтные работы на сумму <данные изъяты> рублей в результате чего аварийная ситуация устранена и с ДД.ММ.ГГГГ работа детского сада возобновлена. Однако дошкольное учреждение расположено на пересечении природных стоков ливневых вод, что представляет определенную опасность для дальнейшей эксплуатации здания в качестве детского учреждения. Исходя из изложенного, просят выделить средства для строительства детского сада в <адрес>. В программе развития отрасли «Образования» средства по софинансированию строительства детского сада заложены. Установив вышеназванные обстоятельства, суд пришел к выводу о том, что в результате бездействия администрации Благодарненского муниципального района нарушаются права детей, проживающих на территории <адрес> на получение, бесплатного дошкольного образования в муниципальном учреждении, так как важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) на основе конституционного принципа юридического равенства. Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Поскольку вопрос об организации общедоступного, бесплатного дошкольного образования действующим законодательством отнесен к вопросам местного значения (п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЗ), суд, установив наличие очередности в муниципальном образовании в дошкольное образовательное учреждение, приходит к выводу о бездействии со стороны администрации Благодарненского муниципального района в части, соответствующей организации муниципальных дошкольных учреждений. Исходя из изложенного, суд находит, что собственных средств муниципального образования <адрес> не достаточно на организацию дошкольного учреждения, что не свидетельствует о правомерности бездействия муниципального органа, учитывая, что финансовая самостоятельность местного самоуправления предполагает наличие необходимых бюджетных прав у органов местного самоуправления. Конкретизируя положения Конституции Российской Федерации о самостоятельности местного самоуправления в пределах предоставленных его органам полномочий, в том числе финансовых, Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает выделение местных бюджетов в самостоятельный уровень единой бюджетной системы Российской Федерации (статьи 10, 15, 14, 28 и 29) и устанавливает принцип самостоятельности бюджетов, который применительно к местным бюджетам означает право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджета и эффективность использования бюджетных средств, право и обязанность самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, а также право определять формы и направления расходования бюджетных средств (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней). Тот факт, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за счет средств муниципального бюджета проведены ремонтные работы в МДОУ «ДС №», не свидетельствуют об исполнении обязанности по организации бесплатного дошкольного образования в соответствующем муниципальном или государственном учреждении (ч. 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации). Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию правовым социальным государством, которое гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 1, часть 1; статьи 7 и 18; статья 19, части 1 и 2; статья 21, часть 1). Важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) на основе конституционного принципа юридического равенства. Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО ДД.ММ.ГГГГ) и статья 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах доступность образования определяют как равные для всех права и возможности его получения, что предполагает не только экономическую доступность (в частности, установление бесплатного начального образования), но и физическую доступность, под которой названные акты понимают безопасную физическую досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении. Применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства это означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения. Положения статьи 43 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, гарантирующей право на дошкольное образование, находятся во взаимосвязи с положениями ее статьи 38, согласно которым материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1). Эти предписания, адресованные государству, предопределяют конституционную обязанность государства заботиться о воспитании детей. Реализация конституционного права на общедоступное и бесплатное дошкольное образование предполагает, по смыслу статей 7, 19 (части 1 и 2), 38 (часть 1), 43 (части 1 и 2), 71 (пункты "в", "е"), 72 (пункт "е" части 1), 76 (части 1 и 2) и 114 (пункт "в" части 1) Конституции Российской Федерации, нормативное закрепление соответствующих минимальных федеральных стандартов обеспечения этого права, которые субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны учитывать, осуществляя собственное нормативное регулирование. Федеральный законодатель, к компетенции которого Конституция Российской Федерации относит принятие федеральных законов в сфере регулирования и защиты прав и свобод человека и гражданина, общих вопросов воспитания и образования, защиты семьи, материнства, отцовства и детства и социальной защиты (статья 71, пункт "в"; статья 72, пункты "е", "ж" части 1), в Законе Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "Об образовании" (с последующими изменениями и дополнениями) определяет образование, право на которое является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации, как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов), при этом область образования провозглашается в Российской Федерации приоритетной, а государственная политика в области образования основывается, в частности, на принципах единства федерального культурного и образовательного пространства и общедоступности образования (преамбула, пункт 1 статьи 1, подпункты 2 и 3 статьи 2). Закрепляя в пункте 1 статьи 18, что родители являются первыми педагогами и обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте, Закон Российской Федерации "Об образовании" в пункте 3 той же статьи предусматривает, что для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. Такие учреждения, согласно утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении, реализуют общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности, обеспечивают воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет (пункт 3). Обеспечение доступности и бесплатности дошкольного образования обусловлено наличием у государства социальной функции, которая, в свою очередь, предопределяет социальную детерминацию финансовой деятельности. Основой правового регулирования общественных отношений, возникающих по поводу дошкольного образования, и в связи с этим - распределения и использования централизованных денежных фондов государства и муниципальных образований являются нормы Конституции Российской Федерации, из которых вытекает необходимость надлежащего финансового обеспечения соответствующих полномочий публичной власти: по смыслу статей 7, 71 (пункты "в", "з"), 75 (часть 3), 114 (пункт "а" части 1) и 132 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления должны при принятии нормативных правовых актов руководствоваться принципом наиболее полного финансирования публично-правовых обязательств, вытекающих из необходимости реализации общегосударственных гарантий прав и свобод, закрепленных непосредственно Конституцией Российской Федерации, в частности ее статьями 43 (часть 2) и 38 (часть 1). При этом и к законам субъектов Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, и к актам органов местного самоуправления о местных бюджетах в равной мере относится правовая позиция, изложенная Конституционным Судом Российской Федерации применительно к Федеральным законам о федеральном бюджете в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ № по делу о проверке конституционности отдельных положений Федеральных законов "О федеральном бюджете на ДД.ММ.ГГГГ год", "О федеральном бюджете на ДД.ММ.ГГГГ год", "О федеральном бюджете на ДД.ММ.ГГГГ год" и приложений к ним. Согласно этой правовой позиции федеральный закон о федеральном бюджете создает надлежащие финансовые условия для реализации норм, закрепленных в иных федеральных законах, изданных до его принятия и предусматривающих финансовые обязательства государства, т.е. предполагающих предоставление каких-либо средств и материальных гарантий и необходимость соответствующих расходов; как таковой он не порождает и не отменяет прав и обязательств и потому не может в качестве последующего закона изменять положения других федеральных законов, в том числе федеральных законов о налогах, а также материальных законов, затрагивающих расходы Российской Федерации, и тем более - лишать их юридической силы; Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств. Конституция Российской Федерации, закрепляя основы конституционного строя Российской Федерации, устанавливает, что местное самоуправление является необходимой формой осуществления народом своей власти, в Российской Федерации оно признается и гарантируется и в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 3, часть 2; статья 12). Местное самоуправление, согласно Конституции Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (статья 130, часть 1); его органы самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы (статья 132, часть 1). Вместе с тем конституционная природа Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от места жительства, предопределяет необходимость достижения баланса конституционно защищаемых ценностей - самостоятельности местного самоуправления как публичной власти, наиболее приближенной к населению и ориентированной в том числе на выполнение задач социального государства в пределах своих полномочий, и самостоятельности населения в решении вопросов местного значения, с одной стороны, и гарантированности равным образом всем гражданам социальных прав независимо от того, на территории какого муниципального образования они проживают, - с другой (статья 7, часть 1; статья 19, часть 2; статья 130, часть 1, Конституции Российской Федерации). Выполнение этой задачи обеспечивается как неукоснительным соблюдением финансовой самостоятельности муниципальных образований, так и выравниванием уровней их социально-экономического развития, в том числе путем справедливого перераспределения публичных финансов, включая бюджетные средства. Данные требования должны учитываться и при реализации органами местного самоуправления государственных гарантий общедоступности дошкольного образования, установленных федеральным законодателем в порядке регулирования и защиты прав и свобод человека и гражданина (статья 43, часть 3; статья 71, пункт "в", Конституции Российской Федерации), что предполагает наличие соответствующего финансово-правового регулирования, осуществляемого с учетом федеральных и региональных государственных минимальных социальных стандартов, а также самостоятельно устанавливаемых органами местного самоуправления муниципальных минимальных социальных стандартов и других нормативов расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения (пункт 3 части 6 статьи 19, часть 2 статьи 53 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №ФЗ, как следует из его преамбулы, направлен на решение задач обеспечения конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышения материального благосостояния граждан, обеспечения экономической безопасности государства и приведения системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствие с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой. Конкретизируя положения Конституции Российской Федерации о самостоятельности местного самоуправления в пределах предоставленных его органам полномочий, в том числе финансовых, Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает выделение местных бюджетов в самостоятельный уровень единой бюджетной системы Российской Федерации (статьи 10, 14, 28 и 29) и устанавливает принцип самостоятельности бюджетов, который применительно к местным бюджетам означает право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджета и эффективность использования бюджетных средств, право и обязанность самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, а также право определять формы и направления расходования бюджетных средств (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней) (статья 31). Финансовая самостоятельность местного самоуправления предполагает наличие необходимых бюджетных прав у органов местного самоуправления. Степень финансовой самостоятельности определяется компетенцией органов местного самоуправления, которая закрепляется Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством. Самостоятельность местного самоуправления в сфере бюджетной деятельности гарантируется закрепленным в статье 133 Конституции Российской Федерации и конкретизированным в федеральных законах правом на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ № по делу о проверке конституционности положений статей 155, 156 и 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существуют изолированно - они являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых механизмов, закрепленных в Бюджетном кодексе Российской Федерации (абзац третий пункта 1 и пункт 3 статьи 86, статьи 129 и 135). В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 15 и пунктом 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территориях муниципального района и городского округа, а также организация содержания детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях с учетом установленных федеральных гарантий относятся к вопросам местного значения. В условиях перехода к новой системе социальной защиты граждан возложение на субъекты Российской Федерации, которые в силу взаимосвязанных положений статей 1, 2, 7, 18, 71 (пункт "е") и 72 (пункты "е", "ж" части 1) Конституции Российской Федерации совместно с Российской Федерацией участвуют в реализации функций социального государства, обязанностей по обеспечению государственных гарантий права на общедоступное и бесплатное дошкольное образование, предполагает и участие и ответственность Российской Федерации за состояние дел в этой сфере. Поэтому в силу пункта 2.1 статьи 28 Закона Российской Федерации "Об образовании" обеспечение государственных гарантий прав граждан в области образования отнесено к ведению Российской Федерации. С учетом изложенного, суд находит исковые требования прокурора Благодарненского района Ставропольского края об обязании администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского края обеспечить на территории <адрес> возможность получения детьми, состоящими на очереди на получение места в дошкольном учреждении <адрес> а также детей, которые обладают таковым правом, общедоступного бесплатного дошкольного образования, путем создания дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях <адрес> или капитального ремонта и строительства новых дошкольных общеобразовательных учреждений на территории <адрес> в годичный срок с момент вступления решения суда в законную силу, законными, обоснованными, направленными на реализацию обязанностей социального государства по обеспечению государственных гарантий права граждан на общедоступное и бесплатное дошкольное образование на территории Благодарненского муниципального района Ставропольского края, а следовательно, подлежащими удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора Благодарненского района Ставропольского края об обязании администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского края обеспечить на территории <адрес> возможность получения детьми, состоящими на очереди на получение места в дошкольном учреждении <адрес> а также детей, которые обладают таковым правом, общедоступного бесплатного дошкольного образования, путем создания дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях <адрес> или капитального ремонта и строительства новых дошкольных общеобразовательных учреждений на территории <адрес> в годичный срок с момент вступления решения суда в законную силу. Обязать администрацию Благодарненского муниципального района Ставропольского края обеспечить на территории <адрес> возможность получения детьми, состоящими на очереди на получение места в дошкольном учреждении <адрес> а также детей, которые обладают таковым правом, общедоступного бесплатного дошкольного образования, путем создания дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях <адрес> или капитального ремонта и строительства новых дошкольных общеобразовательных учреждений на территории <адрес> в годичный срок с момент вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы, представления через Благодарненский районный суд Ставропольского края в течение месяца. Судья: М.О. Каневский На момент публикации решение суда в законную силу не вступило.