Дело о жилье детям без попечения родителей



№2-531/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Благодарный 03 июля 2012 года

Благодарненский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Зинец Р.А., при секретаре судебного заседания Сафоновой О.В., с участием: истицы Калашниковой З.В., помощника прокурора Благодарненского района Ставропольского края Медведева В.Г., представителя ответчика – отдела образования Администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского края, осуществляющего полномочия органа опеки и попечительства Благодарненского района по доверенности от года Тищенко О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело №2-531/2012 по иску прокурора Благодарненского района в защиту интересов лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – Калашниковой З.В. к отделу образования Администрации Благодарненского муниципального района о предоставлении вне очереди жилого помещения, соответствующего санитарным нормам и правилам,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Благодарненского района обратился в суд с иском в защиту интересов лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – Калашниковой З.В. к отделу образования Администрации Благодарненского муниципального района о предоставлении вне очереди жилого помещения, соответствующего санитарным нормам и правилам, указав следующее.

Первым заместителем Генерального прокурора Российской Федерации Буксманом А.Э. прокурорам субъектов Российской Федерации направлено письмо «Об активизации прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа», в котором указано о непринятии органами государственной власти и муниципальных образований, предусмотренных законом мер по обеспечению названной категории граждан жильем во внеочередном порядке.

В связи с этим прокуратурой Благодарненского района по указанию прокуратуры Ставропольского края ежемесячно проводится проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

Установлено, что требования ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ) органами государственной власти и муниципальных образований исполняются не в полной мере. Дети-сироты и лица из их числа своевременно не обеспечиваются жильем.

Так, постановлением главы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за несовершеннолетней Щербининой (Калашниковой) З.В. закреплено право на внеочередное предоставление жилого помещения.

Постановлением главы муниципального огбразования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетняя Щербинина З.В. определена в государственное образовательное учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

ДД.ММ.ГГГГ между Шербининой З.В. и К.В.Ю.. заключен брак, после которого ей присвоена фамилия «Калашникова».

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Калашникова З.В. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в <адрес>.

В настоящее время Калашникова З.В. не работает, не учится, не отбывает наказание в местах лишения свободы не проходит службу в рядах вооруженных сил РФ, однако до настоящего времени жилье ей не предоставлено.

В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно абзацу 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот, и детей оставшихся без попечения родителей» дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся, без попечения родителей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006г. № 7 - кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети сироты и дети оставшиеся без попечения родителей, а также дети находящиеся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении Ставропольского края или учреждении социального обслуживания населения Ставропольского края, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончанию службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Ставропольскому краю, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным правительством Ставропольского края.

В соответствии с постановлением Губернатора Ставропольского края от 23 сентября 2010 г, № 517 «О внесении изменения в подпункт 9.2 Поло­жения о министерстве строительства и архитектуры Ставропольского края, утвержденного постановлением Губернатора Ставропольского края от 07 июля 2008 г. № 530» министерство является уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст.ст. 1 и 2 Закона Ставропольского края от 30.12.2004 № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на Благодарненский муниципальный район возложены отдельные государственные полномочия Ставропольского края по социальной поддержке указанной категории граждан, в том числе обеспечение жилыми помещениями (п.7 ст. 1 указанного закона).

Данное право также закреплено в п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - Кодекс).

Так, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе и учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, Калашниковой З.В. в соответствии с требованиями действующего законодательства должно быть предоставлено жилое помещение не менее 18 квадратных метров общей площади. Вместе с тем, соответствующее жилое помещение до настоящего времени не предоставлено, что противоречит вышеперечисленным нормам закона.

В судебном заседании помощник прокурора Благодарненского района Ставропольского края Медведев В.Г. поддержал заявленные требования, просил обязать отдел образования администрации Благодарненского муниципального района в годичный срок со дня вступления решения суда по данному гражданскому делу в законную силу предоставить Калашниковой З.В. жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, предъявляемым к жилым помещениям, исходя из общей площади жилья от 18 до 33 квадратных метров по средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края.

Истица Калашникова З.В.. в судебном заседании поддержала заявленные требования, просила суд их удовлетворить.

Представитель ответчика – отдела образования Администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского края, осуществляющего полномочия органа опеки и попечительства Благодарненского района по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Тищенко О.И. представила отзыв на исковое заявление, в котором указано, что денежных средств, выделяемых министерством строительства и архитектуры Ставропольского края на приобретение жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достаточно, чтобы обеспечить жильём всех вышеуказанных лиц. Лица из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются жильём согласно списку состоящих на учёте в качестве нуждающихся в жилом помещении, в зависимости от даты постановки на учёт, наличия решения суда об обеспечении жильём в определённый срок. Калашниковой З.В. в списке лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, значится под номером 38. В 2012 году министерством строительства и архитектуры Ставропольского края на приобретения жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Благодарненском районе выделено из краевого и федерального бюджета. На 20.06.2012г. отделом образования приобретено 5 жилых помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Используя оставшиеся денежные средства, с учётом средней рыночной стоимости 1 квадратного метра жилья, установленной министерством строительства и архитектуры Ставропольского края на II квартал 2012 года, до конца 2012 года возможно приобрести ещё 10 жилых помещений во исполнение ранее принятых решений суда. Учитывая вышеизложенное, при наличии достаточного количества денежных средств, выделяемых в 2013 году Министерством строительства и архитектуры Ставропольского края для приобретения жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отдел образования не возражает против обеспечения Калашниковой З.В. жилым помещением, соответствующим предъявляемым требованиям и нормам, расположенным на территории Ставропольского края, в годичный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского края в судебное заседание не явился, в связи с чем на основании ст.167 ГПК РФ, с учётом мнения сторон, суд считает возможным рассмотреть и разрешить дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ С.С.И. о времени и месте слушания дела была своевременно и надлежащим образом уведомлена, просит рассмотреть дело в отсутствии их представителя, в связи с чем на основании ст.167 ГПК РФ, с учётом мнения сторон, суд считает возможным рассмотреть и разрешить дело в его отсутствие, представила в суд пояснения, в которых указано, что в соответствии с подп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представитель­ных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными орга­нами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, детей, остав­шихся без попечения родителей.

Законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном феде­ральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного са­моуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов социальной поддержки и социального обслужи­вания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно п. 2 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на­деление органов местного самоуправления отдельными государственными полно­мочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и зако­нами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномо­чиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Феде­рации.

В соответствии с Законом Ставропольского края от 31 декабря 2004 г. № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных рай­онов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления на­делены отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Одним из указанных полномочий является обеспечение жилыми помещениями де­тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 4 указанного Закона, органы местного самоуправления при исполнении от­дельных государственных полномочий обязаны обеспечить эффективное и рацио­нальное использование материальных ресурсов и финансовых средств, выделен­ных из бюджета Ставропольского края на осуществление отдельных государст­венных полномочий. Выделяемые средства распределены между органами мест­ного самоуправления пропорционально фактической потребности.

В соответствии с п. 3 Порядка предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утверждённого постановлением Правительства Ставрополь­ского края от 16 апреля 2008 г. № 60-п «О предоставлении денежных средств (суб­сидий) на приобретение или строительство жилья детям - сиротам и детям, остав­шимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей - сирот и детей, ос­тавшихся без попечения родителей» субсидия предоставляется органами мест­ного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края однократно по месту постановки ребенка-сироты на учет в качестве нуждающего­ся в жилом помещении за счет средств бюджета Ставропольского края, преду­смотренных на эти цели в текущем финансовом году.

Органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Став­ропольского края в установленном порядке доведены уведомления о показателях бюджетной росписи и лимиты бюджетных обязательств в сроки, установленные порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи главных распоряди­телей средств бюджета Ставропольского края.

Согласно Приложению 14 к Закону Ставропольского края "О бюджете Став­ропольского края на 2012 год", субвенции, выделяемые из краевого фонда компен­саций местным бюджетам в 2012 году на реализацию Закона Ставропольского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полно­мочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, ос­тавшихся без попечения родителей», отделу образования на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, ос­тавшихся без попечения родителей не имеющих закреплённого жилого поме­щения за счёт средств краевого бюджета в 2012 году выделено рублей.

В объёме доведённых лимитов бюджетных обязательств органы местного са­моуправления заключают муниципальные контракты, иные договоры с физиче­скими и (или) юридическими лицами или представляют субсидии детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в соответствии с п. 7 «Порядка пре­доставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также ли­цам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утвер­ждённого постановлением Правительства Ставропольского края от 16 апреля 2008 г. № 60-п «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родите­лей, а также лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения ро­дителей» в безналичной форме на основании заключенного ими договора купли- продажи или договора долевого участия в строительстве жилья, зарегистрирован­ных в установленном порядке в Управлении Федеральной регистрационной служ­бы по Ставропольскому краю, путем ее перечисления продавцу или застройщику жилья органами местного самоуправления.

Статьёй 12 Закона Ставропольского края от 31 декабря 2004 г. № 120-кз пре­дусмотрено, что органы местного самоуправления, их должностные лица несут от­ветственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных на­стоящим Законом отдельных государственных полномочий в соответствии с зако­нодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края и в той мере, в какой указанные полномочия были обеспечены соответствующими органами государственной власти Ставропольского края материальными и финан­совыми средствами. Учитывая изложенное, и руководствуясь ст. 35, 41, 149 Гражданского процессуаль­ного кодекса РФ просит удовлетворить заявленные требования прокурора Благодарненского района СК.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В ходе судебного разбирательства установлено, что согласно копии свидетельства о рождении серии , Щербинина З.В. родилась ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отцом указан Щ.В.Я., матерью – Щ.А.Н..

Из копии справки администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в книге записи рождений произведена запись о рождении Щербинина З.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, указаны: отец – Щ.В.Я.., мать – Щ.А.Н..Н.

Из копии постановления главы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «» следует, что за несовершеннолетней Шербининой З.В. закреплено право на внеочередное предоставление жилого помещения.

Из копии постановления главы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что несовершеннолетняя Щербинина З.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, определена в муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом без попечения родителей, детский дом семейного типа в <адрес>.

Из копии заочного решения Благодарненского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Щ.А.Н., лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери Шербининой З.В.

Из копии свидетельства о заключении брака серии следует, что К.В.Ю. и Щербинина З.В., ДД.ММ.ГГГГ заключили брак, о чем составлена запись акта , после заключения брака присвоены фамилии: мужу – «Калашников», жене – «Калашникова».

Из копии постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Калашникова З.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения принята на основании п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в городе Благодарном. Очередной номер по общему списку , в книге учета регистрационный , дети-сироты .

Из копии паспорта серии , выданного отделением УФМС России по <адрес> в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ следует, что Калашникова З.В. зарегистрирована по адресу: <адрес>, <адрес>

В соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Федеральным законом РФ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

В соответствии со ст. 1 названного Федерального закона к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Таким образом, Калашникова З.В. относится к лицу лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Соответственно, Калашникова З.В. нуждается в обеспечении жилым помещением, так как не имеет закрепленного за ним жилого помещения.

В соответствии с положениями части 1 статьи 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

П. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно абзацу 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот, и детей оставшихся без попечения родителей» дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся, без попечения родителей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (абз. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот, и детей оставшихся без попечения родителей».

В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006г. № 7 - кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети сироты и дети оставшиеся без попечения родителей, а также дети находящиеся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении Ставропольского края или учреждения социального обслуживания населения Ставропольского края, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончанию службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Ставропольскому краю, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным правительством Ставропольского края.

В соответствии с подп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представитель­ных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными орга­нами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, детей, остав­шихся без попечения родителей.

Законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном феде­ральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного са­моуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов социальной поддержки и социального обслужи­вания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно п. 2 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на­деление органов местного самоуправления отдельными государственными полно­мочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и зако­нами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномо­чиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Феде­рации.

В соответствии с законом Ставропольского края от 30.12.2004 № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на орган местного самоуправления - Благодарненский муниципальный район возложены отдельные государственные полномочия Ставропольского края по социальной поддержке указанной категории граждан, в том числе обеспечение жилыми помещениями (п.7 ст. 1 указанного закона).

В соответствии с п. 3 Порядка предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утверждённого постановлением Правительства Ставрополь­ского края от 16 апреля 2008 г. № 60-п «О предоставлении денежных средств (суб­сидий) на приобретение или строительство жилья детям - сиротам и детям, остав­шимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей - сирот и детей, ос­тавшихся без попечения родителей» субсидия предоставляется органами мест­ного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края однократно по месту постановки ребенка-сироты на учет в качестве нуждающего­ся в жилом помещении за счет средств бюджета Ставропольского края, преду­смотренных на эти цели в текущем финансовом году.

Органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Став­ропольского края в установленном порядке доведены уведомления о показателях бюджетной росписи и лимиты бюджетных обязательств в сроки, установленные порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи главных распоряди­телей средств бюджета Ставропольского края.

Согласно сообщению начальника отдела образования администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского края П.В.В. в 2012 году министерством строительства и архитектуры Ставропольского края на приобретения жилья указанным детям в Благодарненском районе выделено рублей.

В объёме доведённых лимитов бюджетных обязательств органы местного са­моуправления заключают муниципальные контракты, иные договоры с физиче­скими и (или) юридическими лицами или представляют субсидии детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в соответствии с п. 7 «Порядка пре­доставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также ли­цам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утвер­ждённого постановлением Правительства Ставропольского края от 16 апреля 2008 г. № 60-п «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родите­лей, а также лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения ро­дителей» в безналичной форме на основании заключенного ими договора купли- продажи или договора долевого участия в строительстве жилья, зарегистрирован­ных в установленном порядке в Управлении Федеральной регистрационной служ­бы по Ставропольскому краю, путем ее перечисления продавцу или застройщику жилья органами местного самоуправления.

Статьёй 12 Закона Ставропольского края от 31 декабря 2004 г. № 120-кз пре­дусмотрено, что органы местного самоуправления, их должностные лица несут от­ветственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных на­стоящим Законом отдельных государственных полномочий в соответствии с зако­нодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края и в той мере, в какой указанные полномочия были обеспечены соответствующими органами государственной власти Ставропольского края материальными и финан­совыми средствами.

В связи с чем суд приходит к выводу, что ответчиком нарушаются жилищные права и охраняемые законом интересы Калашниковой З.В.., что и явилось основанием для предъявления прокурором Благодарненского района Ставропольского края настоящего иска.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства на которые она ссылается как на основание своих требований или возражений.

Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (ст. 67 ГПК РФ).

Оценивая установленные в судебном заседании фактические обстоятельства дела в совокупности с представленными сторонами в условиях состязательности процесса, в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ, доказательствами, суд приходит к выводу, что Калашниковой З.В. в соответствии с требованиями действующего законодательства должно быть предоставлено жилое помещение не менее 18 квадратных метров общей площади.

В связи с изложенным требования прокурора Благодарненского района Ставропольского края, содержащиеся в исковом заявлении, поданном на основании ст. 45 ГПК РФ, суд считает основанными на законе и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора Благодарненского района Ставропольского края в защиту интересов лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – Калашниковой З.В. к отделу образования Администрации Благодарненского муниципального района о предоставлении вне очереди жилого помещения, соответствующего санитарным нормам и правилам, удовлетворить в полном объёме.

Обязать отдел образования администрации Благодарненского муниципального района в годичный срок со дня вступления решения суда по данному гражданскому делу в законную силу предоставить Калашниковой З.В. жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, предъявляемым к жилым помещениям, исходя из общей площади жилья от 18 до 33 квадратных метров по средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд путём подачи апелляционной жалобы, представления через Благодарненский районный суд Ставропольского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Р.А. Зинец