№2-535/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Благодарный 12 июля 2012 года Благодарненский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Зинец Р.А., при секретаре судебного заседания Сафоновой О.В., с участием: истца Ленченко С.С., старшего помощника прокурора Благодарненского района Ставропольского края Колесник А.А., представителя ответчика – отдела образования Администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского края, осуществляющего полномочия органа опеки и попечительства Благодарненского района по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Тищенко О.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело №2-535/2012 по иску прокурора Благодарненского района в защиту интересов лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – Ленченко С.С. к отделу образования Администрации Благодарненского муниципального района о предоставлении вне очереди жилого помещения, соответствующего санитарным нормам и правилам, УСТАНОВИЛ: Прокурор Благодарненского района обратился в суд с иском в защиту интересов лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – ФИО1 к отделу образования Администрации Благодарненского муниципального района о предоставлении вне очереди жилого помещения, соответствующего санитарным нормам и правилам, указав следующее. Первым заместителем Генерального прокурора Российской Федерации Буксманом А.Э. прокурорам субъектов Российской Федерации направлено письмо «Об активизации прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа», в котором указано о непринятии органами государственной власти и муниципальных образований, предусмотренных законом мер по обеспечению названной категории граждан жильем во внеочередном порядке. В связи с этим прокуратурой Благодарненского района по указанию прокуратуры Ставропольского края ежемесячно проводится проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Установлено, что требования ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ) органами государственной власти и муниципальных образований исполняются не в полной мере. Дети-сироты и лица из их числа своевременно не обеспечиваются жильем. Так постановлением главы администрации Благодарненского муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № анкетные данные подопечного ФИО2 изменены на ФИО1. Постановлением главы Благодарненской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ № года над несовершеннолетним ФИО2 (ФИО15) Ленченко С.С. (ФИО1) учреждена опека в лице ФИО3. Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в <адрес>. В настоящее время ФИО1 не работает, не учится, не отбывает наказание в местах лишения свободы не проходит службу в рядах вооруженных сил РФ, однако до настоящего времени жилье ему не предоставлено. В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно абзацу 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот, и детей оставшихся без попечения родителей» дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся, без попечения родителей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006г. № 7 - кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети сироты и дети оставшиеся без попечения родителей, а также дети находящиеся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении Ставропольского края или учреждении социального обслуживания населения Ставропольского края, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончанию службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Ставропольскому краю, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным правительством Ставропольского края. В соответствии с постановлением Губернатора Ставропольского края от 23 сентября 2010 г, № 517 «О внесении изменения в подпункт 9.2 Положения о министерстве строительства и архитектуры Ставропольского края, утвержденного постановлением Губернатора Ставропольского края от 07 июля 2008 г. № 530» министерство является уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии со ст.ст. 1 и 2 Закона Ставропольского края от 30.12.2004 № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на Благодарненский муниципальный район возложены отдельные государственные полномочия Ставропольского края по социальной поддержке указанной категории граждан, в том числе обеспечение жилыми помещениями (п.7 ст. 1 указанного закона). Данное право также закреплено в п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - Кодекс). Так, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст.57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе и учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Таким образом, ФИО1 в соответствии с требованиями действующего законодательства должно быть предоставлено жилое помещение не менее 18 квадратных метров общей площади. Вместе с тем, соответствующее жилое помещение до настоящего времени не предоставлено, что противоречит вышеперечисленным нормам закона. В судебном заседании старший помощник прокурора Благодарненского района Ставропольского края Колесник А.А. поддержал заявленные требования, просил обязать отдел образования администрации Благодарненского муниципального района в годичный срок со дня вступления решения суда по данному гражданскому делу в законную силу предоставить ФИО1 жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, предъявляемым к жилым помещениям, исходя из общей площади жилья от 18 до 33 квадратных метров по средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края. Истец Ленченко С.С. в судебном заседании поддержал заявленные требования, просил суд их удовлетворить. Представитель ответчика – отдела образования Администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского края, осуществляющего полномочия органа опеки и попечительства Благодарненского района по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Тищенко О.И. представила отзыв на исковое заявление, в котором указано, что денежных средств, выделяемых министерством строительства и архитектуры Ставропольского края на приобретение жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достаточно, чтобы обеспечить жильём всех вышеуказанных лиц. Лица из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются жильём согласно списку состоящих на учёте в качестве нуждающихся в жилом помещении, в зависимости от даты постановки на учёт, наличия решения суда об обеспечении жильём в определённый срок. Ленченко С.С. в списке лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, значится под номером <данные изъяты>. В 2012 году министерством строительства и архитектуры Ставропольского края на приобретения жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Благодарненском районе выделено <данные изъяты> рублей из краевого и федерального бюджета. На ДД.ММ.ГГГГ отделом образования приобретено <данные изъяты> жилых помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Используя оставшиеся денежные средства, с учётом средней рыночной стоимости 1 квадратного метра жилья, установленной министерством строительства и архитектуры Ставропольского края на II квартал 2012 года, до конца 2012 года возможно приобрести ещё <данные изъяты> жилых помещений во исполнение ранее принятых решений суда. Учитывая вышеизложенное, при наличии достаточного количества денежных средств, выделяемых в 2013 году Министерством строительства и архитектуры Ставропольского края для приобретения жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отдел образования не возражает против обеспечения ФИО1 жилым помещением, соответствующим предъявляемым требованиям и нормам, расположенным на территории Ставропольского края, в годичный срок со дня вступления решения суда в законную силу. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского края в судебное заседание не явился, в связи с чем на основании ст.167 ГПК РФ, с учётом мнения сторон, суд считает возможным рассмотреть и разрешить дело в его отсутствие. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ Савченко С.И. о времени и месте слушания дела была своевременно и надлежащим образом уведомлена, просит рассмотреть дело в отсутствии их представителя, в связи с чем на основании ст.167 ГПК РФ, с учётом мнения сторон, суд считает возможным рассмотреть и разрешить дело в его отсутствие, представила в суд пояснения, в которых указано, что в соответствии с подп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно п. 2 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. В соответствии с Законом Ставропольского края от 31 декабря 2004 г. № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Одним из указанных полномочий является обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 4 указанного Закона, органы местного самоуправления при исполнении отдельных государственных полномочий обязаны обеспечить эффективное и рациональное использование материальных ресурсов и финансовых средств, выделенных из бюджета Ставропольского края на осуществление отдельных государственных полномочий. Выделяемые средства распределены между органами местного самоуправления пропорционально фактической потребности. В соответствии с п. 3 Порядка предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утверждённого постановлением Правительства Ставропольского края от 16 апреля 2008 г. № 60-п «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» субсидия предоставляется органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края однократно по месту постановки ребенка-сироты на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении за счет средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных на эти цели в текущем финансовом году. Органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Ставропольского края в установленном порядке доведены уведомления о показателях бюджетной росписи и лимиты бюджетных обязательств в сроки, установленные порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи главных распорядителей средств бюджета Ставропольского края. Согласно Приложению 14 к Закону Ставропольского края "О бюджете Ставропольского края на 2012 год", субвенции, выделяемые из краевого фонда компенсаций местным бюджетам в 2012 году на реализацию Закона Ставропольского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», отделу образования на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей не имеющих закреплённого жилого помещения за счёт средств краевого бюджета в 2012 году выделено <данные изъяты> рублей. В объёме доведённых лимитов бюджетных обязательств органы местного самоуправления заключают муниципальные контракты, иные договоры с физическими и (или) юридическими лицами или представляют субсидии детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в соответствии с п. 7 «Порядка предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утверждённого постановлением Правительства Ставропольского края от 16 апреля 2008 г. № 60-п «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в безналичной форме на основании заключенного ими договора купли- продажи или договора долевого участия в строительстве жилья, зарегистрированных в установленном порядке в Управлении Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю, путем ее перечисления продавцу или застройщику жилья органами местного самоуправления. Статьёй 12 Закона Ставропольского края от 31 декабря 2004 г. № 120-кз предусмотрено, что органы местного самоуправления, их должностные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных настоящим Законом отдельных государственных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края и в той мере, в какой указанные полномочия были обеспечены соответствующими органами государственной власти Ставропольского края материальными и финансовыми средствами. Учитывая изложенное, и руководствуясь ст. 35, 41, 149 Гражданского процессуального кодекса РФ просит удовлетворить заявленные требования прокурора Благодарненского района СК. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам. В ходе судебного разбирательства установлено следующее. Из копии постановления главы Благодарненской городской администрации № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что опекуном над несовершеннолетним ФИО4 назначен ФИО3. Из копии решения Благодарненского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что родители ФИО1 признаны безвестно отсутствующими. Как следует из постановления главы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО13 разрешено изменить фамилию «ФИО4» на «ФИО15», отчество «ФИО7» на отчество – «ФИО6». Согласно копии паспорта ФИО1 серии № №, выданного ДД.ММ.ГГГГ ОВД <адрес> он был зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>. Согласно справке ГУП СК «Крайтехинвентаризация» от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения по материалам ПТИ собственником недвижимости не значится. Из копии уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений выданного Благодарненским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав на недвижимое имущество у ФИО1 отсутствуют. Из копии заявления ФИО1 главе администрации <адрес> ФИО14 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что он просит принять его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по категории дети-сироты. Из копии акта обследования жилищных условий гражданина от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения нуждается в предоставлении жилого помещения. Согласно копии постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об утверждении протокола № от ДД.ММ.ГГГГ заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации <адрес> следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, оставшийся без попечения родителей, принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в списке детей-сирот №. Из копии паспорта ФИО1 серии № №, выданного ДД.ММ.ГГГГ отделением УФМС России по <адрес> в <адрес> он зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>. В соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Федеральным законом РФ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» В соответствии со ст. 1 названного Федерального закона к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Таким образом, Ленченко С.С. относится к лицу лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Соответственно, Ленченко С.С. нуждается в обеспечении жилым помещением, так как не имеет закрепленного за ним жилого помещения. В соответствии с положениями части 1 статьи 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. П. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно абзацу 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот, и детей оставшихся без попечения родителей» дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся, без попечения родителей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (абз. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот, и детей оставшихся без попечения родителей». В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006г. № 7 - кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети сироты и дети оставшиеся без попечения родителей, а также дети находящиеся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении Ставропольского края или учреждения социального обслуживания населения Ставропольского края, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончанию службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Ставропольскому краю, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным правительством Ставропольского края. В соответствии с подп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно п. 2 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. В соответствии с законом Ставропольского края от 30.12.2004 № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на орган местного самоуправления - Благодарненский муниципальный район возложены отдельные государственные полномочия Ставропольского края по социальной поддержке указанной категории граждан, в том числе обеспечение жилыми помещениями (п.7 ст. 1 указанного закона). В соответствии с п. 3 Порядка предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утверждённого постановлением Правительства Ставропольского края от 16 апреля 2008 г. № 60-п «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» субсидия предоставляется органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края однократно по месту постановки ребенка-сироты на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении за счет средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных на эти цели в текущем финансовом году. Органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Ставропольского края в установленном порядке доведены уведомления о показателях бюджетной росписи и лимиты бюджетных обязательств в сроки, установленные порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи главных распорядителей средств бюджета Ставропольского края. Согласно сообщению начальника отдела образования администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского края Панфёрова В.В. в 2012 году министерством строительства и архитектуры Ставропольского края на приобретения жилья указанным детям в Благодарненском районе выделено <данные изъяты> рублей. В объёме доведённых лимитов бюджетных обязательств органы местного самоуправления заключают муниципальные контракты, иные договоры с физическими и (или) юридическими лицами или представляют субсидии детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в соответствии с п. 7 «Порядка предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утверждённого постановлением Правительства Ставропольского края от 16 апреля 2008 г. № 60-п «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в безналичной форме на основании заключенного ими договора купли- продажи или договора долевого участия в строительстве жилья, зарегистрированных в установленном порядке в Управлении Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю, путем ее перечисления продавцу или застройщику жилья органами местного самоуправления. Статьёй 12 Закона Ставропольского края от 31 декабря 2004 г. № 120-кз предусмотрено, что органы местного самоуправления, их должностные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных настоящим Законом отдельных государственных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края и в той мере, в какой указанные полномочия были обеспечены соответствующими органами государственной власти Ставропольского края материальными и финансовыми средствами. В связи с чем суд приходит к выводу, что ответчиком нарушаются жилищные права и охраняемые законом интересы Ленченко С.С., что и явилось основанием для предъявления прокурором Благодарненского района Ставропольского края настоящего иска. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства на которые она ссылается как на основание своих требований или возражений. Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (ст. 67 ГПК РФ). Оценивая установленные в судебном заседании фактические обстоятельства дела в совокупности с представленными сторонами в условиях состязательности процесса, в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ, доказательствами, суд приходит к выводу, что Ленченко С.С. в соответствии с требованиями действующего законодательства должно быть предоставлено жилое помещение не менее 18 квадратных метров общей площади. В связи с изложенным требования прокурора Благодарненского района Ставропольского края, содержащиеся в исковом заявлении, поданном на основании ст. 45 ГПК РФ, суд считает основанными на законе и подлежащими удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление прокурора Благодарненского района Ставропольского края в защиту интересов лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – ФИО1 к отделу образования Администрации Благодарненского муниципального района о предоставлении вне очереди жилого помещения, соответствующего санитарным нормам и правилам, удовлетворить в полном объёме. Обязать отдел образования администрации Благодарненского муниципального района в годичный срок со дня вступления решения суда по данному гражданскому делу в законную силу предоставить ФИО1 жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, предъявляемым к жилым помещениям, исходя из общей площади жилья от 18 до 33 квадратных метров по средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд путём подачи апелляционной жалобы, представления через Благодарненский районный суд Ставропольского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья Р.А. Зинец