№2-715/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Благодарный 17 сентября 2012 года Благодарненский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Зинец Р.А., при секретаре судебного заседания Сафоновой О.В., с участием: старшего помощника прокурора Благодарненского района Ставропольского края Колесник А.А., представителя ответчика – Администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского края по доверенности Шурховецкой Л.С., представителя ответчика – отдела образования Администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского края по доверенности Мориной М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело №2-715/2012 по иску прокурора Благодарненского района в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц к Администрации Благодарненского муниципального района, отделу образования Администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского края c требованиями: обязать администрацию Благодарненского муниципального района и отдел образования администрации Благодарненского муниципального района в годичный срок со дня вступления решения суда по данному гражданскому делу в законную силу выполнить мероприятия по антитеррористической защищенности в здании Муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Благодарненская детско-юношеская спортивная школа», а именно оборудовать кнопку экстренного вызова полиции, УСТАНОВИЛ: Прокурор Благодарненского района обратился в суд с иском (впоследствии уточнённым) в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц, указав следующее. Прокуратурой района совместно с приемной комиссией, утвержденной распоряжением главы администрации Благодарненского муниципального района от 17.07.2012г. № 398-р «о проверке готовности учреждений образования Благодарненского муниципального района к началу 2012-2013 учебного года», проведена проверка охраны жизни и здоровья несовершеннолетних в дошкольных образовательных учреждениях, а также антитеррористическая защищенность дошкольных образовательных учреждений Благодарненского муниципального района. Установлено, что Муниципальном казенном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Благодарненская детско-юношеская спортивная школа», в настоящее время не оборудовано тревожной сигнализацией, в связи с чем не созданы условия для предупреждения и пресечения терроризма, которые напрямую влияют как на безопасность детей, обучающихся в дошкольном образовательном учреждении в настоящее время, так и на безопасность детей, которые будут обучаться в дошкольном образовательном учреждении в дальнейшем. Вышеуказанное свидетельствует о нарушении ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризма» и п. 11 «Конвенции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом РФ 05.11.2009 года в соответствии с которыми основными задачами противодействию терроризму в Российской Федерации является: выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма; антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей; приоритеты защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, а также требования п.З ст.5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» в соответствии с которым, Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействия терроризму в пределах своих полномочий. В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Согласно ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. На основании п.6.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а так же в минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма на территории муниципального района. В соответствии с п. 3 части ст.32 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 года №3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24.0.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемлять права ребенка. В соответствии с постановлением Правительства Ставропольского края от 20.06.2011 № 282-п, утверждена краевая целевая программа «Ставрополье - антитеррор на 2012-2014 годы», одним из мероприятий которого указано установление кнопки экстренного вызова полиции, также в зданиях дошкольных образовательных учреждениях, в которых кроме непосредственной учебы воспитанников, могут проходить мероприятия, например, во время проведения выборов, помещения могут использоваться как избирательный участок, или для проведения иных культурно - массовых мероприятий, в связи с чем для антитеррористической защищенности, защиты прав несовершеннолетних, педагогов а также избирательных прав граждан необходимо выполнение указанных мероприятий. Отсутствие тревожной сигнализации свидетельствует о террористической уязвимости данного объекта, и о ненадлежащей профилактике терроризма на территории района. Таким образом, бездействие администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского края и отдела образования администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского по установке в здании Муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Благодарненская детско-юношеская спортивная школа» тревожной сигнализации влечет за собой нарушение требований Конституции Российской Федерации, законодательства о противодействии терроризму, об организации местного самоуправления, об образовании, об основных гарантиях прав ребенка в РФ, постановления Правительства Ставропольского края от 20.076.2011 № 282-п, которые напрямую влияют как на безопасность персонала, так и на безопасность детей, находящихся в образовательном учреждении в настоящее время, так и на безопасность детей, которые будут находиться в образовательном учреждении далее и нахождение их в безопасных условиях, тем самым обосновывает предъявление прокурором иска в суд. В судебном заседании старший помощник прокурора Благодарненского района Ставропольского края Колесник А.А. исковые требования поддержал, просил суд обязать администрацию Благодарненского муниципального района и отдел образования администрации Благодарненского муниципального района в годичный срок со дня вступления решения суда по данному гражданскому делу в законную силу выполнить мероприятия по антитеррористической защищенности в здании Муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Благодарненская детско-юношеская спортивная школа», а именно оборудовать кнопку экстренного вызова полиции. Представитель ответчика - Администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского края по доверенности Шурховецкая Л.С. представила в суд письменные возражения, в которых указано следующее. На основании пункта 6.1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района. В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 32 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. Учредителем и собственником имущества муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Благодарненская детско-юношеская спортивная школа», согласно Уставу, является Благодарненский муниципальный район, функции и полномочия учредителя выполняет администрация Благодарненского муниципального района Ставропольского края. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств бюджета Благодарненского муниципального района на основании бюджетной сметы. Решением совета Благодарненского муниципального района Ставропольского края от 13 декабря 2011 года № 245 «О бюджете Благодарненского муниципального района Ставропольского края на 2012 год» установлено, что главным распорядителем бюджетных средств в части образовательных учреждений является отдел образования администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского края. Согласно данному решению совета, средства на выполнение мероприятий по антитеррористической защищенности муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Благодарненская детско-юношеская спортивная школа» (оборудование кнопкой экстренного вызова полиции) в 2012 году не предусмотрены. Указанные средства планируется предусмотреть при формировании бюджета Благодарненского муниципального района Ставропольского края на 2013 год. В судебном заседании не возражала против исковых требований прокуратуры Благодарненского района, Представитель ответчика – отдела образования Администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского края по доверенности Морина М.А. не возражала против заявленных исковых требований. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – МКОУ ДОД «Благодарненская детско-юношеская спортивная школа» в судебное заседание, надлежащим образом уведомленная о дате и времени его проведения, не явилась, в связи с чем на основании ст.167 ГПК РФ, с учётом мнения сторон, суд считает возможным рассмотреть и разрешить дело в её отсутствие. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам. Федеральным законом от 06.03.2006 года №35-Ф3 «О противодействии терроризму» определено, что правовую основу противодействия терроризму составляют, в частности, настоящий Федеральный закон, нормативные правовые акты Президента РФ. Под противодействием терроризму понимается соответствующая деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» приоритетом в борьбе с терроризмом является защита прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму. В соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. Компетенция и полномочия определяются нормами федерального законодательства, так как вопросы антитеррористической деятельности относятся к компетенции РФ. Федеральный законодатель, устанавливая на основании и в соответствии с Конституцией Российской Федерации компетенционные, организационно-правовые, финансово-экономические и иные основы противодействия терроризму и экстремизму, вправе - исходя из того, что как общегосударственная задача противодействие терроризму и экстремизму предполагает взаимодействие и сотрудничество федеральных органов государственной власти и органов государственной власти каждого из субъектов Российской Федерации в пределах их конституционных функций, и учитывая как специфику данного направления правоохранительной деятельности, так и особенности содержания и степени реальных угроз терроризма и проявлений экстремизма, а также, принимая во внимание общие принципы организации системы органов государственной власти в Российской Федерации, - определять содержание и объем соответствующих полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, включая высшие исполнительные органы. Правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации определяются Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности". В целях противодействия экстремистской деятельности органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности. В соответствии с пунктом 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района отнесено к вопросам местного значения. Таким образом, законодатель наделяет органы местного самоуправления полномочиями по осуществлению мер по профилактике терроризма на всей территории муниципального района. Согласно положениям указанных Законов органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму и участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своих полномочий. В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 г. N 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений. Положениями п. 3 ч. 3 ст. 32 вышеуказанного Закона РФ предусматривается ответственность образовательного учреждения за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. В результате проверки установлено, что администрацией Благодарненского муниципального района Ставропольского края – органом местного самоуправления, наделённым полномочиями в сфере противодействию экстремизма и терроризма, являющимся координатором в данной сфере на территории Благодарненского района и отделом образования администрации Благодарненского муниципального района, являющегося распорядителем денежных средств, не в полной мере выполнены мероприятия, направленные на профилактику терроризма на территории района, отсутствует с их стороны активная работа, направленная на сохранность муниципального имущества и защиту жизни и здоровья граждан, что подтверждается копией информации ОВО отдела МВД России по Благодарненскому району от ДД.ММ.ГГГГ № об отсутствии кнопки экстренного вызова полиции в МКОУ ДОД «Благодарненская детско-юношеская спортивная школа». Ситуация в сфере противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации остается напряженной. Соответственно, остается реальная угроза возможного совершения террористических актов и на территории Ставропольского края, в том числе, и на территории Благодарненского района. В соответствии со статьями 20 и 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. В соответствии со ст. 132 Конституции РФорганы местного самоуправления осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. В соответствии со ст.9 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка. В качестве способа защиты нарушенных прав ст. 11 Гражданского кодекса РФ предусмотрена судебная защита. Статьей 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав предусмотрено присуждение к исполнению обязанности в натуре. О важности и необходимости проведения мероприятий по установке кнопки вызова полиции свидетельствует также постановление Правительства Ставропольского края от 20.07.2011 года №282-п, которым утверждена краевая целевая программа «Ставрополье-антитеррор на 2012-2014 годы», целью которой, является реализация государственной политики Российской Федерации в области профилактики терроризма на территории Ставропольского края (далее - край), в том числе путем установки кнопок экстренного вызова. Источниками финансирования являются бюджет Ставропольского края и бюджеты муниципальных районов и городских округов Ставропольского края. Руководящим документом РД 78.36.003-2002 "Инженерно-техническая укрепленность. Технические средства охраны. Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных посягательств", утвержденным Министром внутренних дел Российской Федерации 6 ноября 2002 года установлено, что для оперативной передачи сообщений на ПЦО и/или в дежурную часть органов внутренних дел о противоправных действиях в отношении персонала или посетителей (например, угрозах) объект должен оборудоваться устройствами тревожной сигнализации (ТС): механическими кнопками, радиокнопками, радиобрелоками, педалями, оптико-электронными извещателями и другими устройствами. Система тревожной сигнализации организуется «без права отключения». В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства на которые она ссылается как на основание своих требований или возражений. Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (ст. 67 ГПК РФ). Оценивая установленные в судебном заседании фактические обстоятельства дела в совокупности с представленными сторонами в условиях состязательности процесса, в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ, доказательствами, суд приходит к выводу, что требования прокурора Благодарненского района Ставропольского края, содержащиеся в исковом заявлении, поданном на основании ст. 45 ГПК РФ, суд считает основанными на законе и подлежащими удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковое заявление прокурора Благодарненского района Ставропольского края в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц, удовлетворить. Обязать администрацию Благодарненского муниципального района и отдел образования администрации Благодарненского муниципального района в годичный срок со дня вступления решения суда по данному гражданскому делу в законную силу выполнить мероприятия по антитеррористической защищенности в здании Муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Благодарненская детско-юношеская спортивная школа», а именно оборудовать кнопку экстренного вызова полиции. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд путём подачи апелляционной жалобы, представления через Благодарненский районный суд Ставропольского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья Р.А. Зинец