Решение по иску прокурора к МКОУ СОШ о понуждении к совершению действий



№2-757/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Благодарный 30 октября 2012 года

Благодарненский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Зинец Р.А., при секретаре судебного заседания Сафоновой О.В., с участием: старшего помощника прокурора Благодарненского района Ставропольского края ФИО1, представителя ответчика - администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского края ФИО2, действующей на основании доверенности, представителя ответчика - отдела образования администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского края ФИО3, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-757/2012 по исковому заявлению прокурора Благодарненского района Ставропольского края к муниципальному казенному образовательному учреждению «СОШ » <адрес>, администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского края, отделу образования администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского края о понуждении к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Благодарненского района Ставропольского края в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, обратился в Благодарненский районный суд с исковым заявлением к муниципальному казенному образовательному учреждению «СОШ » <адрес>, администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского края, отделу образования администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского края, в обоснование которого указано следующее. Прокуратурой района проведена проверка охраны жизни и здоровья несовершеннолетних на территории образовательных учреждений Благодарненского района. В ходе проведения проверки установлено, что в МКОУ «СОШ » <адрес>, допускаются нарушения требований ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон № 52-ФЗ) ч. 1 ст. 51 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании", в части охраны жизни и здоровья обучающихся, а именно: согласно заключению специалиста территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю в Благодарненском районе в нарушение п.п. 3.3 СанПиН 2.4.2.2821-10 не предусмотрен дренаж для предупреждения заполнения дождевыми водами беговых дорожек, спортивных площадок (волейбольных, баскетбольных, для игры в ручной мяч); в нарушение п. 9.6, СанПиН 2.2.2./2.4.1340 – 03 в кабинете информатики стулья (кресла) не обеспечивают поддержание рациональной рабочей позы при работе на ПЭВМ: отсутствует подъёмно-поворотный механизм, не регулируются высота, угол наклона спинки и сидения.

Основанием для предъявления иска прокурором района в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах несовершеннолетних, обучающихся в МКОУ «СОШ » <адрес>, являлось то, что в связи с их возрастом, они не могут самостоятельно защитить свои права на благоприятные условия жизни и здоровья, а также неопределенный круг лиц, который может находиться на территории МКОУ «СОШ » <адрес>.

На основании изложенного, просил суд:

- признать незаконным бездействие администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского края, МКОУ «СОШ » <адрес>, отдела образования администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского края, выразившегося в непринятии мер по приведению в соответствие с санитарно-эпидемиологическим законодательством в образовательном учреждении;

- обязать МКОУ «СОШ » <адрес>, администрацию Благодарненского муниципального района Ставропольского края, отдел образования администрации Благодарненского муниципального района в годичный срок с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить беговые дорожки и спортивные площадки (волейбольные, баскетбольные, для игры в ручной мяч) в соответствии с п. 3.3 СанПиН 2.4.2.2821-10 - предусмотреть дренаж для предупреждения затопления их дождевыми водами; в соответствии с п. 9.6 СанПиН 2.2.2./2.4.1340 – 03 в кабинете информатики установить стулья (кресла), обеспечивающие поддержание рациональной рабочей позы при работе на ПЭВМ.

Старший помощник прокурора Благодарненского района Ставропольского края ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика - администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского края ФИО2, действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ представила письменные возражения, в которых указано, что Администрация Благодарненского муниципального района Ставропольского края, ознакомившись с исковым заявлением прокурора Благодарненского района о понуждении к совершению действий (в порядке ст. 45 ГПК РФ), считает требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, в части оборудования дренажа на спортивных площадках, по следующим основаниям. 1. Распоряжением Правительства Ставропольского края от 26 января 2005 года № 9-рп «О безвозмездной передаче имущества государственной собственности Ставропольского края в муниципальную собственность муниципальных образований Ставропольского края» из государственной собственности Ставропольского края в муниципальную собственность Благодарненского муниципального района были переданы государственные образовательные учреждения как имущественные комплексы, в том числе и государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа <адрес>. Переданное из государственной собственности Ставропольского края имущество было включено в реестр муниципальной собственности Благодарненского муниципального района распоряжением главы администрации Благодарненского муниципального района от 15 июня 2005 года № 291р и закреплено на праве оперативного управления за муниципальными общеобразовательными учреждениями Благодарненского муниципального района Ставропольского края на основании распоряжения главы администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского края от 06 ноября 2007 года № 480р. Перечень имущества, переданного муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа » на праве оперативного управления, не содержит объекта - спортивная площадка, о котором в своем исковом заявлении упоминает прокурор. За общеобразовательным учреждением средняя общеобразовательная школа постановлением главы <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ закреплен земельный участок из земель поселений площадью <данные изъяты> для использования в целях объекта образовательного назначения. Так называемая спортивная площадка в общеобразовательном учреждении - это дворовая территория, приспособленная для занятий физической культурой на воздухе в теплое время года. При этом для занятий указанным предметом школа имеет оборудованный спортивный зал. 2. СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» введен в действие с ДД.ММ.ГГГГ. Ранее действующий СанПин 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» не содержал требований по обустройству спортивных площадок дренажом. В новых санитарных правилах четко оговаривается, что ранее построенные здания общеобразовательных учреждений эксплуатируются в соответствии с проектом (пункт 4.1.). Пунктом 3.3. указанного СанПин предусмотрено, что «при устройстве беговых дорожек и спортивных площадок (волейбольных, баскетбольных, для игры в ручной мяч) необходимо предусмотреть дренаж для предупреждения затопления их дождевыми водами», т.е. данное положение распространяет свое действие на строящиеся спортивные площадки. Вместе с тем, существующая сегодня система отвода воды с территории школы, оборудованной для занятий физической культурой, на рельеф местности обеспечивает сток воды без ее затопления. Почвы района (супесчаные) позволяют ливневым водам уйти через естественный дренаж. Сводом правил по проектированию и строительству «Открытые плоскостные физкультурно-спортивные сооружения» СП 31-115-2006 установлено, что на водопроницаемых подстилающих грунтах строительство дренажных устройств не предусматривается. Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), требования которой безусловно распространяются и на прокурора, выступающего в качестве истца по гражданскому делу, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Однако, документов подтверждающих, что естественный дренаж не позволяет отвести воду со спортивных площадок общеобразовательных учреждений, истцом суду не представлено. Также не представлены суду и документы, подтверждающие факты отрицательного влияния на детей ливневых осадков во время занятий физической культурой на свежем воздухе. Существующая система организации в школах физкультурно-спортивной работы, в том числе проведение секционных спортивных занятий обеспечивает выполнение программ учебного предмета «физическая культура». В соответствии с ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Однако, в нарушение указанных требований прокурор не привел доказательств, в чем конкретно выражено и каким образом выявленные им нарушения норм СанПин 2.4.2.2821-10 влекут нарушения прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. На основании вышеизложенного, просила суд отказать прокурору Благодарненского района в удовлетворении исковых требований, касающихся устройства дренажа на беговых дорожках и спортивных площадках (волейбольных, баскетбольных, для игры с ручной мяч).

В судебном заседании ФИО2 в остальной части иска против удовлетворения требований прокурора Благодарненского района Ставропольского края не возражала.

Представитель ответчика - отдела образования администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского края ФИО3, действующая по доверенности в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований прокурора Благодарненского района в части обязания ответчиков предусмотреть дренаж от затопления дождевыми водами.

Представитель ответчика муниципального казенного образовательного учреждения «СОШ » <адрес>, будучи надлежащим образом уведомленной о дате, времени и месте слушания дела в судебное заседание не явился, представил в суд заявление с просьбой о рассмотрении данного гражданского дела в его отсутствие, в связи с чем на основании ст. 167 ГПК РФ, с учётом мнения сторон, суд считает возможным рассмотреть и разрешить дело в её отсутствие.

Представитель территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю в Благодарненском районе по доверенности ФИО4, допрошенная в судебном заседании в качестве специалиста пояснила следующее. Старые санитарные правила утратили силу, новые СанПиН 2.4.2.2821-10 действуют с ДД.ММ.ГГГГ, пункт 3.3 которых не содержит правил устройства беговых дорожек в зависимости от вида почвы. Они распространяются на все действующие объекты. В п. 1.3 СанПиН 2.4.2.2821-10 указано, что санитарные правила распространяются на проектируемые, действующие, строящиеся и реконструируемые общеобразовательные учреждения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности. Свод правил по проектированию и строительству «Открытые плоскостные физкультурно-спортивные сооружения» СП 31-115-2006, никаким образом не отменяет санитарные правила, как и сам факт отсутствия в кадастровом паспорте спортивной площадки, как объекта недвижимости, не означает, что в физкультурно-спортивной зоне не должны соблюдаться указанные правила. Неисполнение действующих санитарных правил влечёт наложение административных наказаний.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно акту совместной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что в МКОУ «СОШ » <адрес>, допускаются нарушения требований ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон № 52-ФЗ) ч.1 ст. 51 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании", в части охраны жизни и здоровья обучающихся, а именно: согласно заключению специалиста территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю в Благодарненском районе в нарушение п.3.3 СанПиН 2.4.2.2821-10, не предусмотрен дренаж для предупреждения заполнения дождевыми водами беговых дорожек, спортивных площадок (волейбольных, баскетбольных, для игры в ручной мяч); в нарушение п. 9.6 СанПиН 2.2.2./2.4.1340 – 03 в кабинете информатики стулья (кресла) не обеспечивают поддержание рациональной рабочей позы при работе на ПЭВМ: отсутствует подъёмно-поворотный механизм, не регулируются высота, угол наклона спинки и сидения

В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии с требованиями ст. 3 Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989), государства - участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленными компетентными органами, в частности в охране жизни и здоровья, безопасности.

Согласно требованиям п.п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании", к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

На основании п.п. 1 ч. 2 ст. 32 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании", к компетенции образовательного учреждения относятся материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами. При этом деятельность МКОУ финансируется учредителем из бюджета района в соответствии с договором между учредителем и МКОУ.

В соответствии с требованиями ч. 1, 3 ст. 51 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании", установлено, что образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.

На основании требований ст. 24 Закона № 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п. 3.3 СанПиН 2.4.2.2821-10 при устройстве беговых дорожек и спортивных площадок (волейбольных, баскетбольных, для игры в ручной мяч) необходимо предусмотреть дренаж для предупреждения затопления их дождевыми водами.

В соответствии с 9.6 СанПиН 2.2.2./2.4.1340 – 03 конструкция рабочего стула (кресла) должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы при работе на ПЭВМ, позволять изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления. Тип рабочего стула (кресла) следует выбирать с учетом роста пользователя, характера и продолжительности работы с ПЭВМ. Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным, регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья, при этом регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию.

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 28 Закона № 52-ФЗ в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, выполняться требования санитарного законодательства.

Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений согласно ч. 7 ст. 51 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании", несут должностные лица образовательных учреждений.

Однако, как установлено в судебном заседании, в нарушении указанных требований законодательства, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на территории МКОУ «СОШ » <адрес>: не предусмотрен дренаж для предупреждения заполнения дождевыми водами беговых дорожек, спортивных площадок (волейбольных, баскетбольных, для игры в ручной мяч); в кабинете информатики стулья (кресла) не обеспечивают поддержание рациональной рабочей позы при работе на ПЭВМ: отсутствует подъёмно-поворотный механизм, не регулируются высота, угол наклона спинки и сидения.

Судом рассмотрены возражения ответчика - администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского края:

- о том, что перечень имущества, переданного муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа » на праве оперативного управления, не содержит объекта - спортивная площадка, о котором упоминает прокурор, так называемая спортивная площадка в общеобразовательном учреждении - это дворовая территория, приспособленная для занятий физической культурой на воздухе в теплое время года. Суд считает данный довод необоснованным, так как в п. 3.3 СанПиН 2.4.2.2821-10 указано, что «физкультурно-спортивную зону рекомендуется размещать со стороны спортивного зала…При устройстве беговых дорожек и спортивных площадок (волейбольных, баскетбольных, для игры в ручной мяч) необходимо предусмотреть дренаж для предупреждения затопления их дождевыми водами… Спортивно-игровые площадки должны иметь твердое покрытие, футбольное поле - травяной покров…Синтетические и полимерные покрытия должны быть морозоустойчивы, оборудованы водостоками и должны быть изготовленными из материалов, безвредных для здоровья детей. Занятия на сырых площадках, имеющих неровности и выбоины, не проводят. То есть, суд считает, что в санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах речь идёт не только об объекте – спортивной площадке как таковой (в том числе значащейся в объекте недвижимости), а о физкультурно-спортивной зоне в целом;

- о том, что СанПин 2.4.2.2821-10 введен в действие с 1 сентября 2011 года, положение распространяет свое действие на строящиеся спортивные площадки, ранее действующий СанПин 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» не содержал требований по обустройству спортивных площадок дренажом. В новых санитарных правилах четко оговаривается, что ранее построенные здания общеобразовательных учреждений эксплуатируются в соответствии с проектом (пункт 4.1.). Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 29.06.2011) "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" ввело в действие указанные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы с ДД.ММ.ГГГГ. В п. 4.1 изложены требования к зданиям, например, к спортивным залам, а в пункте 3.3 - к открытой физкультурно-спортивной зоне. Более того, в п. 1.4 СанПиН 2.4.2.2821-10 чётко указано, что настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией общеобразовательных учреждений, воспитанием и обучением обучающихся. То есть, в любом случае указанные положения не предопределяют бездействие ответчиков в части приведения физкультурно-спортивной зоны в соответствие с действующими нормами;

- о том, что существующая сегодня система отвода воды с территории школы, обеспечивает сток воды без ее затопления, так как супесчаные почвы района позволяют ливневым водам уйти через естественный дренаж - эти доводы опровергаются объяснениями в судебном заседании специалиста Роспотребнадзора ФИО4 В связи с изложенным суд считает доводы представителя ответчика необоснованными.

С учетом изложенного, оборудование помещений, зданий и сооружений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, финансирование мероприятий по созданию здоровых и безопасных условий труда и учебы относится к компетенции образовательного учреждения на основании ст. ст. 32, 51 Закона РФ «Об образовании» и Уставов МКОУ. При этом деятельность МКОУ финансируется учредителем из бюджета района в соответствии с договором между учредителем и МКОУ.

Согласно ст. 12 Гражданского кодекса защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

С учётом установленных в судебном заседании обстоятельств, суд считает требования прокурора Благодарненского района Ставропольского края ФИО5 обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Благодарненского района Ставропольского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному казенному образовательному учреждению «СОШ » <адрес>, администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского края, отделу образования администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского края удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского края, МКОУ «СОШ » <адрес>, отдела образования администрации Благодарненского муниципального района Ставропольского края, выразившегося в непринятии мер по приведению в соответствие с санитарно-эпидемиологическим законодательством в образовательном учреждении.

Обязать МКОУ «СОШ » <адрес>, администрацию Благодарненского муниципального района Ставропольского края, отдел образования администрации Благодарненского муниципального района в годичный срок с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить беговые дорожки и спортивные площадки (волейбольные, баскетбольные, для игры в ручной мяч) в соответствии с п. 3.3 СанПиН 2.4.2.2821-10 - предусмотреть дренаж для предупреждения затопления их дождевыми водами; в соответствии с п. 9.6 СанПиН 2.2.2./2.4.1340 – 03 в кабинете информатики установить стулья (кресла), обеспечивающие поддержание рациональной рабочей позы при работе на ПЭВМ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд путём подачи апелляционной жалобы, представления через Благодарненский районный суд Ставропольского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Р.А. Зинец