решение об оспаривании бездействия органа МСУ



2-169/2010

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 апреля 2010 года г. Благовещенск

Благовещенский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи: Палатовой Т.В.

при секретаре: Яхиной А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Благовещенского района, в интересах неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования Натальинский сельсовет об оспаривании бездействия органа местного самоуправления и понуждении к выполнению действий, связанных с инвентаризацией имущества,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Благовещенского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования Натальинский сельсовет, с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Натальинского сельсовета, выразившееся в не проведении инвентаризации строений, помещений и сооружений в течение пяти лет; и обязании администрации Натальинского сельсовета провести инвентаризацию строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам, в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Благовещенского района проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления требований законодательства, регламентирующего необходимость проведения инвентаризации имущества (строений, помещений, сооружений), принадлежащих физическим лицам на праве собственности. В результате проверки установлено, что на основании действующего законодательства, органы местного самоуправления с целью наиболее полной мобилизации в бюджеты муниципальных образований налога на доходы физических лиц должны производить инвентаризацию строений, помещений и сооружений в натуре не реже одного раза в пять лет. Как сообщает администрация Натальинского сельсовета, инвентаризация строений, помещений и сооружений на территории администрации в предыдущие пять лет не производилась. Договоры с организациями, правомочными проводить инвентаризацию, также не заключались. В результате бездействия администрация нарушает интересы муниципального образования в целом, поскольку проведение инвентаризации позволит увеличить доходную часть бюджета, а также права граждан - неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования Натальинский сельсовет, поскольку своими действиями администрация не в полном объеме выполняет полномочия по социально-значимым вопросам.

В судебном заседании помощник прокурора Благовещенского района Гричановский П.Е. заявленные требования поддерживал в полном объеме, просил суд их удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица - глава администрации Натальинского сельсовета Благовещенского района Хлоповских И.В в судебном заседании пояснил, что действительно в течение 5 лет работ по инвентаризации в с. Натальино не проводилось. В настоящий момент на все бесхозные строения, принадлежащие администрации Натальинского сельсовета, в количестве 8 единиц, оформляются документы. Документы оформляются с нуля, поскольку ранее этим вопросом никто не занимался. Изготавливаются схемы, технические паспорта. По окончанию оформления документов будет подан иск в суд о признании права собственности за администрацией Натальинского сельсовета. В с. Натальино постоянно проживают 320 человек. Вместе с теми, кто прописан и не проживает, около 500 человек. Для проведения инвентаризации нужны средства, деньги и время. За 1 месяц провести инвентаризацию не представляется возможным, однако возможно провести инвентаризацию до 01 сентября 2010 года. Собственного бюджета у администрации Натальинского сельсовета нет, она существует на дотациях Благовещенского района.

Выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно Закона Российской Федерации от 09 декабря 1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» и в соответствии с Распоряжением Правительства РФ № 469-р от 12 марта 1992 года, приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ № 87 от 04 апреля 1992 года, Постановлением Губернатора Амурской области № 192 от 29 марта 2007 года, органы местного самоуправления с целью наиболее полной мобилизации в бюджеты муниципальных образований налога на имущее физических лиц должны производить инвентаризацию строений, помещений и сооружений в натуре не реже одного раза в пять лет. Заказчиками работ по оценке объектов налогообложения выступают органы национально-государственных и административно-территориальных образований. Оплата услуг по оценке стоимости строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, производится за счет соответствующих местных бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований. Налоги на имущество физических лиц зачисляются в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения.

Как следует из справки администрации Натальинского сельсовета № 50 от 13 апреля 2010 года, а также пояснений, данных главой администрации в судебном заседании, инвентаризация строений, помещений и сооружений, расположенных на территории сельсовета, и принадлежащих гражданам на праве собственности, в целях налогообложения по налогу на имущество физических лиц, не проводилась.

В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация (прокурор) вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу ч.1 ст. 249 Гражданского процессуального кодекса РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Согласно ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Судом установлено, что на муниципальные образования, возложена обязанность по проведению инвентаризации имущества, принадлежащего физическим лицам на праве собственности, в целях увеличения доходной части бюджета соответствующего муниципального образования. Вопреки указанному положению, администрацией Натальинского сельсовета инвентаризация имущества не проводилась, а также не заключались договоры на проведение инвентаризации с правомочными организациями. Своим бездействием администрация Натальинского сельсовета нарушает права не только муниципального образования, но и права граждан - жителей Натальинского сельсовета, поскольку недопоступление средств в местный бюджет не позволяет в полном объеме выполнять полномочия по социально-значимым вопросам, отнесенным к вопросам местного значения. На основании этого, суд приходит к выводу о признании незаконным бездействия администрации Натальинского сельсовета по непроведению инвентаризации и возложении на нее обязанности по устранению допущенных нарушений.

Как следует из заявления прокурора, он просил суд установить администрации Натальинского сельсовета месячный срок для совершения соответствующих действий по проведению инвентаризации, вместе с тем, суд с учетом конкретных обстоятельств по делу и ходатайством главы администрации считает необходимым установить иной срок для исправления нарушений, а именно до 01 сентября 2010 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора Благовещенского района, в интересах неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования Натальинский сельсовет об оспаривании бездействия органа местного самоуправления и понуждении к выполнению действий, связанных с инвентаризацией имущества - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Натальинского сельсовета, выразившееся в не проведении инвентаризации строений, помещений и сооружений в течение пяти лет.

Обязать администрацию Натальинского сельсовета провести инвентаризацию строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, расположенных на территории сельсовета в срок до 01 сентября 2010 года.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский районный в десятидневный срок со дня его вынесения.

Председательствующий: