Решение о признании решения Управления Федеральной миграционной службы незаконным



        Дело № 2-8536/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

***                    г.Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи                  С.В. Беляевой,

при секретаре                                              Ж.В. Бондаренко,

с участием представителя заявителя     М.Р. Мкртчян,

представителя государственного органа, чьи действия обжалуются Л.В. Леоновой,

заинтересованного лица - нотариуса      В.Я. Пшенникова,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Чжан Байшунь о признании решения Управления Федеральной миграционной службы по Амурской области от *** *** незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

Гражданин КНР Чжан Байшунь в лице представителя по доверенности Мкртчяна М.Р. обратился в суд с настоящим заявлением, в обоснование указав, что *** он обратился к нотариусу Благовещенского нотариального округа Амурской области Пшенникову В.Я. с просьбой осуществить в порядке, предусмотренном Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от *** ***, передачу в Управление ФМС по Амурской области его заявления на получение разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации. Указанный документ необходим для получения в дальнейшем вида на жительство на территории Российской Федерации - для проживания на территории Амурской области в городе Благовещенске со своей семьей супругой Чжан Анастасией (гражданкой Российской Федерации) и двумя детьми (граждане Российской Федерации). Прибегнуть к помощи нотариуса заявитель был вынужден после того, как неоднократно лично в сопровождении супруги, а также несколько раз совместно с юристом пытался лично подать в УФМС по Амурской области (Благовещенск, ***) соответствующее заявление. Однако, все попытки заявителя подать заявление на получение в УФМС по Амурской области разрешения на временное проживание пресекались еще на стадии подачи. Установленный в УФМС по Амурской области автомат, выдающий квитанции, на основании которых можно попасть на прием, ежедневно выдает шесть квитанций, после чего реализовать свое право на обращение в миграционную службу для решения указанных выше вопросов иностранный гражданин или лицо без гражданства не имеет возможности, поскольку без квитанции ему отказывают в приеме. В установленном законом порядке у нотариуса были оформлены необходимые заявления, сделаны нотариальные копии необходимых приложений, после чего в присутствии нотариуса Чжан Байшунь лично подписал необходимые документы, а нотариусом совершены предусмотренные законом действия по направлению заявления непосредственно в УФМС по Амурской области. *** нотариус сообщил Чжан Байшуню о том, что им получен ответ из УФМС по Амурской области от *** (исх. ***), из которого следует, что материал по оформлению разрешения на временное проживание гражданина КНР Чжан Байшуня, *** года рождения, возвращается нотариусу без исполнения. В обоснование принятия миграционной службой данного решения указано на то, что в соответствии с п.37 Административного регламента, утвержденного Приказом ФМС России от *** ***, заявление на временное проживание подается лично иностранным гражданином, достигшим 18-летнего возраста, законно находящимся на территории Российской Федерации, в территориальный орган ФМС по предполагаемому месту временного проживания. В соответствии с п.3 ст.62 Конституции РФ, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. В соответствии со ст.254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. УФМС поАмурской области искусственно ограничивает его (заявителя) право легализоваться на территории РФ в установленном законом порядке, путем личного обращения в УФМС по Амурской области за разрешением на временное проживание, устанавливая ограниченный прием людей (6 человек), отказывая в личном обращении в УФМС по Амурской области через нотариуса. Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от *** *** (с изменениями и дополнениями), ст.15 установлены следующие права нотариуса: совершать предусмотренные настоящими Основами нотариальные действия в интересах физических и юридических лиц, обратившихся к нему, за исключением случаев, когда место совершения нотариального действия определено законодательством Российской Федерации или международными договорами; составлять проекты сделок, заявлений и других документов, изготовлять копии документов и выписки из них, а также давать разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий; и др. В соответствии со ст.16 Основ, нотариус обязан оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять им права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий, с тем, чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред. Нотариус выполняет свои обязанности в соответствии с настоящими Основами, законодательством субъектов Российской Федерации и присягой. Нотариус обязан отказать в совершении нотариального действия в случае его несоответствия законодательству Российской Федерации или международным договорам. Согласно ст.35 Основ, нотариусы, занимающиеся частной практикой, совершают следующие нотариальные действия: удостоверяют сделки; выдают свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов; налагают и снимают запрещения отчуждения имущества; свидетельствуют верность копий документов и выписок из них; свидетельствуют подлинность подписи на документах; свидетельствуют верность перевода документов с одного языка на другой; удостоверяют факт нахождения гражданина в живых; удостоверяют факт нахождения гражданина в определенном месте; удостоверяют тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии; удостоверяют время предъявления документов; передают заявления физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам; принимают в депозит денежные суммы и ценные бумаги; и другое. В соответствии со ст.42 Основ, при совершении нотариального действия нотариус устанавливает личность обратившегося за совершением нотариального действия гражданина, его представителя или представителя юридического лица. Установление личности должно производиться на основании паспорта или других документов, исключающих любые сомнения относительно личности гражданина, обратившегося за совершением нотариального действия. В соответствии со ст.48 Основ, нотариус отказывает в совершении нотариального действия, если: совершение такого действия противоречит закону. Статьей 86 Основ установлено, что нотариус передает заявления граждан, юридических лиц другим гражданам, юридическим лицам лично под расписку или пересылает по почте с обратным уведомлением. Заявления могут передаваться также с использованием телефакса, компьютерных сетей и иных технических средств. Расходы, связанные с использованием технических средств для передачи заявлений, оплачивает лицо, по просьбе которого совершается нотариальное действие. По просьбе лица, подавшего заявление, ему выдается свидетельство о передаче заявления. УФМС по Амурской области является юридическим лицом, при этом законодателем не установлены ограничения в вышеуказанных нормах права, которые исключали бы возможность гражданина подавать подобного рода заявления через нотариуса. Действия нотариуса, к которому обратился заявитель, были совершены в строгом соответствии законодательством. Таким образом, обращение в Управление Федеральной миграционной службы по Амурской области через нотариуса, как следует из Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от *** *** (с изменениями и дополнениями) представляет собой одну из форм личного обращения гражданина, в данном случае прямо предусмотренную законом. Просит признать решение Управления Федеральной миграционной службы по Амурской области от *** *** о возвращении без рассмотрения по существу заявления гражданина КНР Чжан Байшуня, *** года рождения, поданного через нотариуса Благовещенского нотариального округа Амурской области Пшенникова В.Я., незаконным, обязать Управление Федеральной миграционной службы по Амурской области от *** *** рассмотреть заявление гражданина КНР Чжан Байшуня, *** года рождения, поданное через нотариуса Благовещенского нотариального округа Амурской области Пшенникова В.Я., по существу.

Представитель государственного органа, чьи действия обжалуются, УФМС по Амурской области с заявленными требованиями не согласилась, в обоснование возражений указав, что согласно ч.1 ст.254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены их права и свободы. В системе ФМС России государственная услуга по выдаче иностранным гражданам разрешения предоставляется территориальными органами ФМС России и их структурными подразделениями (отделам, отделениями, группами). Функции приема, рассмотрения заявлений о выдаче разрешения, оформления и выдачи разрешения, а также рассмотрение заявлений об изменении места проживания осуществляют органы ФМС России и их структурные подразделения. Указанные полномочия закрепляются в Положении о территориальном органе ФМС России и Положении о структурном подразделении (п.4 Административного регламента от *** ***). Правовое положение иностранных граждан Российской Федерации, а также регулирование отношений между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов с другой стороны, возникающих в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности, регламентировано Федеральным законом от *** *** «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». В соответствии с п.4 ст.6 ФЗ-115, территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по заявлению поданному в указанный орган временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином, либо по заявлению, поданному иностранным гражданином в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве проживания этого гражданина, в шестимесячный срок выдает гражданину разрешение на временное проживание либо отказывает ему в выдаче такого разрешения (в редакции Федерального закона от *** ***). В территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции заявление может быть подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе, сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг (абзац введен Федеральным законом от *** ***). Порядок выдачи разрешения на временное проживание и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ст.8 ФЗ-115 в редакции Федерального закона от *** ***). Порядок выдачи разрешения на временное проживание, форма заявления о выдаче разрешения на временное проживание и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением, а также порядок подачи заявления в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции. Для получения разрешения на временное проживание иностранный гражданин подает в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции: заявление о выдаче разрешения на временное проживание; документ, удостоверяющий личность данного     иностранного гражданина и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве; миграционную карту с отметкой органа пограничного контроля о въезде данного иностранного гражданина в Российскую Федерацию или с отметкой территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о выдаче данному иностранному гражданину указанной миграционной карты; квитанцию об уплате государственной пошлины за выдачу данному иностранному гражданину разрешения на временное проживание; документы, подтверждающие отсутствие у него заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утвержденным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; сертификат об отсутствии у него заболеваний, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ- инфекции); свидетельство о постановке данного иностранного гражданина на учет в налоговом органе - в течение одного года со дня въезда в Российскую Федерацию. Заявление о выдаче разрешения на временное проживание может быть подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе, сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. В этом случае документы, указанные в п. п. 2-4 п.2 настоящей статьи, иностранный гражданин представляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции при получении разрешения на временное проживание. В соответствии с п.37 Приказа ФМС России от *** *** «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации», заявление на получение разрешение на временное проживание подается лично иностранным гражданином, достигшим 18- летнего возраста, законно находящимся на территории Российской Федерации, в территориальный орган ФМС России по предполагаемому месту временного проживания. В случае нахождения иностранного гражданина в государстве своего постоянного проживания заявление подается в дипломатического представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве постоянного проживания. Статьей 38 Административного регламента предусмотрен перечень документов, который подается одновременно с подачей заявления. Согласно п.45 Административного регламента, при подаче заявления заявитель обеспечивает надлежащее заполнение установленных форм заявлений и подготовку необходимого пакета документов с приложением копий. Если необходимые документы отсутствуют или представленные документы не соответствуют предъявленным требованиям, заявление к рассмотрению не принимается, а заявителю предлагается устранить выявленные недостатки. В соответствии со ст.15 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» от *** ***, нотариус имеет право: совершать предусмотренные настоящими Основами нотариальные действия в интересах физических и юридических лиц, обратившихся к нему, за исключением случаев, когда место совершения нотариального действия определено законодательством Российской Федерации или международными договорами; составлять проекты сделок, заявлений и других документов, изготовлять копии документов и выписки из них, а также давать разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий; истребовать от физических и юридических лиц сведения и документы, необходимые для совершения нотариальных действий; представлять в порядке, установленном Федеральным законом от *** *** «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»,, заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и иные необходимые для проведения такой государственной регистрации документы в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в случае нотариального удостоверения им соответствующей сделки или совершения им иного соответствующего нотариального действия, а также получать свидетельства о государственной регистрации прав и (или) иные документы для передачи их лицам, в интересах которых осуществлялась такая государственная регистрация. Согласно ст.16 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» от *** ***, нотариус выполняет свои обязанности в соответствии с настоящими Основами, законодательством субъектов Российской Федерации и присягой. Нотариус обязан отказать в совершении нотариального действия в случае его несоответствия законодательству Российской Федерации или международным договорам. На основании вышеизложенного порядок подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание, регламентирован Федеральным законом от *** *** «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и Приказом ФМС России от *** *** «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации». Направление нотариусом в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции заявления о выдаче разрешения на временное проживание с нотариально удостоверенною подписью заявителя, указанным законодательством не предусмотрено. Также данные действия не входят в полномочия нотариуса в соответствии со ст.15 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» от *** ***. Решение УФМС России по Амурской области *** от *** о возвращении без рассмотрения по существу заявления Чжан Байшуня о выдаче разрешения на временное проживание, в котором подпись Чжан Байшуня нотариально удостоверена временно исполняющим обязанности нотариуса Благовещенского нотариального округа Амурской области Пшенникова В.Я., вынесено в соответствии с требованиями действующего законодательства, является законным и обоснованным. Кроме этого, представленное заявление и пакет документов не соответствует требованиям законодательства.

Заинтересованное лицо - нотариус Благовещенского нотариального округа Амурской области Пшенников В.Я. в судебном заседании поддержал заявленные требования, пояснив, что оснований для отказа гражданину в совершении нотариального действия у него не имелось.

Заявитель Чжан Байшунь в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени слушания дела уведомлен надлежащим образом, о причинах не явки суду не сообщил, обеспечил явку в судебное заседание представителя по доверенности. Руководствуясь ст.257 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося заявителя.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что *** в УФМС России по Амурской области поступило заявление гражданина *** Чжан Байшунь, *** года рождения, о выдаче разрешения на временное проживание и пакет документов к нему.

Указанное заявление гражданина *** Чжан Байшунь удостоверено временно исполняющим обязанности нотариуса Благовещенского нотариального округа Амурской области Пшенниковым В.Я.. Нотариус засвидетельствовал подлинность подписи Чжан Байшунь, установил личность лица, подписавшего документ.

Письмом от *** за *** заместителем начальника УФМС России по Амурской области материал по оформлению разрешения на временное проживание гражданина *** Чжан Байшунь *** года рождения, без исполнения направлен в адрес временно исполняющего обязанности нотариуса Благовещенского нотариального округа Амурской области Пшенникова В.Я.

Основанием возращения документов без исполнения послужило следующее.

Заместитель начальника УФМС России по Амурской области указал, что согласно п.37 Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, утверждённого Приказом ФМС России от *** ***, заявление подаётся лично иностранным гражданином, достигшим 18-летнего возраста, законно находящимся на территории Российской Федерации, в территориальный орган ФМС России по предполагаемому месту временного проживания. В случае нахождения иностранного гражданина в государстве своего постоянного проживания заявление подаётся в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве постоянного проживания. По вопросу оформления разрешения на временное проживание в Российской Федерации гражданину *** Чжан Байшунь необходимо обратиться в МО УФМС России по Амурской области в г.Благовещенске по адресу: г.Благовещенск ***, кабинет ***. Приёмные дни и часы приёма: вторник, четверг - с 15.00 до 17.00 среда, пятница - с 11.00 до 13.00.

Не согласившись с решением УФМС России по Амурской области о возвращении материала по оформлению разрешения на временное проживание, гражданин *** Чжан Байшунь обратился в суд с настоящим заявлением, просит признать приведенное решение УФМС по Амурской области от *** *** незаконным, обязать УФМС по Амурской области рассмотреть заявление о выдаче разрешения на временное проживание от *** по существу.

В силу ст.254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

К решениям, которые могут быть обжалованы в порядке главы 25 ГПК РФ, относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. Письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме, так и в произвольной.

По правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены решения, действия (бездействие) органов государственной власти субъекта Российской Федерации: законодательного (представительного) органа, высшего исполнительного органа и иных органов государственной власти, образуемых в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и на основании нормативного правового акта органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации и (или) его высшего должностного лица. Таким образом, решение УФМС России по Амурской области от *** *** может быть оспорено в порядке главы 25 ГПК РФ.

Как уже указывалось, основанием возвращения заявления гражданина КНР Чжан Байшунь без исполнения послужило его не соответствие п.37 Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, утверждённого Приказом ФМС России от *** ***, а именно то, что заявление о выдаче разрешения на временное проживание подано заявителем не лично.

Представитель заявителя в обоснование своих требований указывает на то, что поданное через нотариуса заявление не подменяет личного обращения Чжан Байшуня, кроме того, такой порядок обращения вызван действиями Управления ФМС России по Амурской области, ограничивающими выдачу количества квитанций в день на прием к должностному лицу миграционной службы.

Таким образом, рассматривая заявленные требования по существу, суд приходит к следующему.

Правовое положение иностранных граждан Российской Федерации, а также регулирование отношений между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов - с другой стороны, возникающих в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности, регламентировано Федеральным законом от *** *** «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Временное проживание иностранных граждан в Российской Федерации регулируется ст.6 Федерального закона от *** ***.

Так, согласно п.4 ст.6 Федерального закона от *** *** «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», разрешение на временное проживание либо отказ в выдаче такого разрешения выдается иностранному гражданину Территориальный органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по заявлению, поданному в указанный орган временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином, либо по заявлению, поданному иностранным гражданином в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве проживания этого гражданина.

В приведенной норме разъясняется, что заявление может быть подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе, сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Порядок выдачи разрешения на временное проживание и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п.8 ст.6 ФЗ от *** ***).

Такой порядок утвержден Приказом ФМС РФ от *** *** «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации».

Административный регламент по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) Федеральной миграционной службы, территориальных органов ФМС России и их структурных подразделений, а также порядок взаимодействия ФМС России, ее территориальных органов и их структурных подразделений с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации.

Основанием для начала предоставления государственной услуги является подача иностранным гражданином заявления на бумажном носителе непосредственно в территориальный орган ФМС России в двух экземплярах на бланках установленной формы (приложение *** или *** к Административному регламенту) с приложением всех необходимых документов либо в электронной форме с использованием единого портала в порядке, установленном подразделом «Особенности осуществления административных процедур при подаче заявления в электронной форме» настоящего раздела. Заявление подается лично иностранным гражданином, достигшим 18-летнего возраста, законно находящимся на территории Российской Федерации, в территориальный орган ФМС России по предполагаемому месту временного проживания (п. п. 36-37 Административного регламента).

Учитывая, что Федеральным законом от *** *** «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» прямо не предусмотрено, что заявление о выдаче разрешения на временное проживание подается иностранным гражданином лично, но поскольку федеральный закон в части порядка выдачи разрешения на временное проживание имеет отсылочную норму к Административному регламенту, утвержденному Приказом ФМС РФ от *** *** «Об утверждении», который в свою очередь предписывает, что такое заявление подается иностранным гражданином лично, суду, для рассмотрения настоящего дела по существу надлежит установить - является ли поданное гражданином КНР Чжан Байшунем через нотариуса заявление его, заявителя, личным обращением.

Обращение (заявление) гражданина по своей правовой природе, это важное конституционно-правовое средство, направленное на реализацию права или законного интереса гражданина.

В рамках настоящего дела обращение гражданина *** Чжан Байшунь, не связанно с нарушением его прав и интересов, а направлено на признание за лицом определенного статуса, прав, то есть право либо статус возникают непосредственно у лица обратившегося.

В соответствии с п.3 ст.62 Конституции РФ, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Согласно ст.1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (утвержденных ВС РФ *** ***), нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, настоящими Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.

Нотариус, в соответствии со ст. ст. 15, 35, 86 Основ, имеет право совершать предусмотренные настоящими Основами нотариальные действия в интересах физических и юридических лиц, обратившихся к нему, за исключением случаев, когда место совершения нотариального действия определено законодательством Российской Федерации или международными договорами; составлять проекты сделок, заявлений и других документов, изготовлять копии документов и выписки из них, а также давать разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий, а также нотариусы свидетельствуют верность копий документов и выписок из них; свидетельствуют подлинность подписи на документах; свидетельствуют верность перевода документов с одного языка на другой; передают заявления физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам.

В силу ст. ст. 16, 48 Основ, нотариус обязан оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять им права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий с тем, чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред. Нотариус обязан отказать в совершении нотариального действия в случае его несоответствия, противоречия законодательству Российской Федерации или международным договорам.

При совершении нотариального действия нотариус, в силу ст. ст. 42, 44 Основ, устанавливает личность обратившегося за совершением нотариального действия гражданина. Документы, оформляемые в нотариальном порядке, подписываются в присутствии нотариуса.

Таким образом, нотариус наделяется правом совершать предусмотренные законодательными актами нотариальные действия от имени Российской Федерации, в частности, составлять проекты заявлений, изготовлять копии документов и выписки из них, свидетельствовать верность копий документов и выписок из них; свидетельствовать подлинность подписи на документах; верность перевода документов с одного языка на другой; передавать заявления физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам и тем самым обеспечивает доступность для граждан данного вида квалифицированной юридической помощи, гарантированной ст.48 ч.1 Конституции Российской Федерации.

Заявление гражданина *** Чжан Байшунь от ***, поданное через нотариуса Благовещенского нотариального округа Пшенникова В.Я., было оформлено на установленном Административным регламентом бланке, подписано заявителем, в заявлении Чжан Байшунь просит выдать ему разрешение на временное проживание в Российской Федерации, при этом нотариусом в рамках своих полномочий была засвидетельствована подлинность подписи заявителя и осуществлено направление заявления с прилагаемыми документами в миграционный орган.

Таким образом, суд приходит к выводу, что действия нотариуса в данном случае сводились к процессуальному оформлению и направлению заявления, не изменяя установленного порядка личного обращения гражданина, не порождая для нотариуса каких-либо прав, обязанностей. При этом судом учитывается, что в силу ст.47 Основ, законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных ВС РФ *** ***, нотариус не вправе совершать нотариальные действия на свое имя и от своего имени, на имя и от имени своих супругов, их и своих родственников (родителей, детей, внуков).

Статьей 255 ГПК РФ предусмотрено, что к решениям, действиям(бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Анализируя действующие законодательство в рамках предоставления государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, также предусматривающее направление заявления в электронной форме с использованием единого портала, информационно-телекоммуникационной сети общего пользования, в том числе, сети Интернет, суд приходит к выводу, что подача заявления через нотариуса не подменяет личное обращение заявителя в государственный орган, в связи с чем, требования Чжан Байшунь о признании решения УФМС по Амурской области от *** ***, как нарушающего его права, создающего препятствия к осуществлению его прав, незаконным, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Кроме того, решение УФМС России по Амурской области от *** *** не соответствует требованиям действующего законодательства в связи со следующим.

Пунктом 24 Административного регламента, утвержденного Приказом ФМС РФ от *** ***, предусмотрено, что результатом предоставления государственной услуги являются: выдача иностранному гражданину разрешения, которое оформляется в виде отметки в документе, удостоверяющем его личность, либо в виде документа «Разрешение на временное проживание лица без гражданства в Российской Федерации»., выдаваемого лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего личность; принятие решения об отказе в выдаче разрешения и выдача соответствующего уведомления. Такого результата предоставления государственной услуги, как возвращение материала по оформлению разрешения на временное проживание без исполнения действующим законодательством не предусмотрено.

Из доводов представителя УФМС России по Амурской области следует, что помимо допущенного нарушения представленное заявление и пакет документов не соответствует требованиям законодательства. Однако в рамках настоящего заявления суд не может давать правовую оценку данным доводам, поскольку документы заявителю Чжан Байшунь возвращены по иным основаниям, и государственный орган к рассмотрению заявления по существу не приступал, соответственно, представленные с заявлением документы на соответствие требованиям закона не проверял.

В силу ст.258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

На основании изложенного, суд полагает необходимым возложить на УФМС России по Амурской области обязанность рассмотреть заявление гражданина *** Чжан Байшунь, *** года рождения, поданное через нотариуса Благовещенского нотариального округа Пшенникова В.Я., по существу.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Требования Чжан Байшунь - удовлетворить.

Признать решение Управления Федеральной миграционной службы по Амурской области от *** *** о возвращении без рассмотрения по существу заявления гражданина *** Чжан Байшунь, поданного через нотариуса Благовещенского нотариального округа Пшенникова В.Я. - незаконным.

Обязать Управление Федеральной миграционной службы по Амурской области рассмотреть заявление гражданина *** Чжан Байшунь, *** года рождения, поданного через нотариуса Благовещенского нотариального округа Пшенникова В.Я., по существу.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение 10 дней, срок исчисляя с даты изготовления мотивированного решения суда.

Председательствующий                                                                                С.В. Беляева