Решение о ликвидации некоммерческой организации



          Дело №2 -8294/11г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

*** г.              г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области

В составе председательствующего судьи Щеголевой М.Э.,

При секретаре                                                 Яицком В.Е.,

С участием представителя истца - Управления Министерства юстиции РФ по Амурской области - Павленко М.Н.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Министерства юстиции РФ по Амурской области к Некоммерческому Амурскому областному фонду поддержки спорта и молодежи «СЛАЛОМ» о ликвидации некоммерческой организации,

У С Т А Н О В И Л:

     Управление Минюста России по Амурской области обратилось в суд с иском к Некоммерческому Амурскому областному фонду поддержки спорта и молодежи «СЛАЛОМ» о ликвидации некоммерческой организации. В обосновании заявленных требований указало, что ответчик зарегистрирован как некоммерческая организация Управлением Федеральной регистрационной службы по Амурской области, ведомственный номер ***. Ответчиком неоднократно не представлены формы ежегодной отчетности в Управление Министерства юстиции Российской Федерации оРза ***, ***, *** года, и обновленные сведения о лице, имеющим право действовать без доверенности от имени организации и видах экономической деятельности для внесения в ЕГРЮЛ. Организацией не выполнены п.п. «а» п.2 постановления Правительства Российской Федерации от *** *** «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организацией» по представлению документов, содержащих сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества. В том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Ежегодно не позднее *** года, следующего за отчетным. В соответствии п.3.1. ст. 32 Закона *** некоммерческие организации представляют в уполномоченный орган Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области- заявление, подтверждающее их соответствие настоящему закону и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности. На основании п.3.2. ст.32 Закона *** некоммерческая организация обязана размещать в сети Интернет или предоставлять средствам массовой информации для опубликования информацию (отчет) о продолжении своей деятельности. Однако, в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области сведений об отчетности от организации, не поступали: отчеты в произвольной форме о продолжении своей деятельности за ***, ***, *** года; сведения о размещении в сети Интернет или в средствах массовой информации сообщения о продолжении своей деятельности за *** год. За непредставление ежегодных отчетов в адрес организации вынесено предупреждение от *** ***, которое до настоящего времени не устранено. Кроме того, в соответствии с п. 7 ст. 32 Закона ***, некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в п.1 ст.5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в течение трех дней с момента таких изменений. На основании п.4.5. Устава организации и протокола Общего собрания от ***, президент Организации избирается Общим собранием сроком на 3 года. На основании указанного протокола председателем избран ВВ. Полномочия которого истекли ***. До настоящего времени сведения о подтверждении полномочий лица, имеющего право действовать без доверенности от имени организации не представлены. На основании ст. 24 Закона *** некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности организации, которые предусмотрены ее учредительными документами. Организацией сведения о видах экономической деятельности, согласно Общероссийского классификатора кодов экономической деятельности, утвержденного постановление Госстандарта от *** *** внесены в ЕГРЮЛ, однако применение в деятельности данных видов является не законным: - ***. - образование для взрослых и прочие виды образования, не включенные в другие группировки, противоречит ст. ст. 11, 12 Закона
Российской Федерации от *** *** «Об образовании»,
поскольку образовательной деятельностью могут заниматься только
учреждения и автономные некоммерческие организации, зарегистрированные в установленном законом порядке. За непредставление обновленных сведений о видах экономической деятельности организации вынесено предупреждение от *** ***, которое до настоящего времени не устранено. На основании приказа органа, принимающего решение о государственной регистрации некоммерческой организации от *** *** *** состоялась выездная проверка по юридическому адресу данной организации: г.Благовещенск ***, в ходе которой установлено, что организация не находится по указанному адресу. В результате чего составлена служебная записка о противодействии проведению проверки уполномоченного органа. В нарушение п.1 ст.5 Закона *** и п.7 ст.32 Закона *** организацией не внесены обновленные сведения в Единый государственный реестр юридических лиц по руководителю, юридическому адресу и видам экономической деятельности. В соответствии с п. 10 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации. В соответствии с п.З ст.61 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 21 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», ст. 19 Федерального закона «О некоммерческих организациях» после вынесения судом решения о ликвидации, ликвидационная комиссия некоммерческой организации, соблюдая порядок ликвидации, направляет соответствующие документы в регистрирующий орган. На основании изложенного, истец просил вынести решение о ликвидации Некоммерческого Амурского областного фонда поддержки спорта и молодежи «СЛАЛОМ».

Определением Благовещенского городского суда от *** к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление ФНС по Амурской области.

В судебном заседании представитель истца на исковых требованиях наставала, привела те же доводы, что изложены в иске, настаивала на принятии судом решения о ликвидации Некоммерческого Амурского областного фонда поддержки спорта и молодежи «СЛАЛОМ».

В судебное заседание не явился ответчик- извещался судом по юридическому адресу с учетом положений ч. 5 ст. 113 ГПК РФ, при этом корреспонденция, адресованная ответчику, возвращена в адрес суда, как следует из докладной записки курьера суда, ответчик по адресу пер. Волошина, 4 не находится. Суд полагает свою обязанность по извещению ответчика выполненной надлежаще, поведение ответчика расценивает как уклонение от исполнения обязанности по получению судебных извещений и с учетом положений ч. 2 ст.117 ГПК РФ, ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

В судебное заседание так же не явился представитель третьего лица Управления ФНС по Амурской области, извещен надлежаще, ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствии. В силу ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя третьего лица.

Из письменного отзыва Управления ФНС России по Амурской области усматривается, что в соответствии с положениями пункта 1 статьи 11 Федерального закона от *** *** ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр является Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом. Постановлением Правительства РФ от *** *** «Об утверждении Положения о федеральной налоговой службе» установлено, что налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств. Таким образом, единственным органом, который наделен правами внесения записи в ЕГРЮЛ, в том числе в отношении общественных организаций, является налоговый орган. Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) в пункте 8 статьи 63 установлено положение согласно которого юридическое лицо считается прекратившим свое существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ. Согласно вынесенного распоряжения истца о признании юридического лица прекратившим свою деятельность и исключении юридического лица из единого государственного реестра, налоговый орган в соответствии с наделенными полномочиями обязан до исключения организации из ЕГРЮЛ проверить полноту выполнения организацией налоговых обязательств (уплата налогов, сборов, пеней штрафов) во избежание нарушений со стороны общественной организации, а также прав и законных интересов лиц, работающих по найму. Следовательно, решение суда и как следствие распоряжение истца о прекращении деятельности юридического лица и исключении его из единого государственного реестра не дают возможности Управлению ФНС России по Амурской области реализовать свои непосредственные функции, возложенные государством. Федеральным законом от *** *** «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в статье 21.1 предусмотрен упрощенный порядок исключения из ЕГРЮЛ юридического лица, прекратившего свою деятельность (при условии отсутствия денежных требований со стороны третьих лиц). В соответствии с данной нормой юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном Федеральным законом ***. Вместе с тем, положениями статей 61-65 ГК РФ определен общий порядок ликвидации юридических лиц независимо от цели их создания. Законодателем определено, что ликвидация юридического лица возможна только после: опубликования информации о ликвидации организации; формирования реестра дебиторского и кредиторского расчета с кредиторами, а так же ликвидационного баланса. Итогом ликвидационной процедуры является внесение соответствующей записи о ликвидации юридического лица в ЕГРЮЛ. Таким образом, действующее законодательство не допускает осуществления ликвидации юридического лица, в том числе общественной организации, с последующим исключением ее из ЕГРЮЛ без выполнения предусмотренных законом процедур, установленных ст. 61, 62,63, 64, 65 ГК РФ, поскольку это может повлечь нарушение прав и законных интересов кредиторов, в том числе и государства. Принятие судом решения об исключении из единого государственного реестра юридического лица, без соблюдения процедуры информирования третьих лиц является недопустимым, противоречит требованиям, установленным действующему законодательству Российской Федерации и может повлечь нарушение частных интересов. На основании изложенного, просил в исковых требованиях истцу отказать в полном объеме.

Заслушав объяснение представителя истца, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Из материалов дела, учредительных документов усматривается, чтоНекоммерческий Амурский областной фонд поддержки спорта и молодежи «Слалом» зарегистрирована как некоммерческая организация Управлением Федеральной регистрационной службы по Амурской области и присвоен ведомственный номер ***. В качестве местонахождения данной организации в Уставе и заявлении о государственной регистрации некоммерческой организации от *** указан адрес: г. Благовещенск, ***.

Из пояснений представителя истца следует, что в соответствии с требованиями ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях» принято решение о проведении с *** по *** выездной проверки деятельности Некоммерческого Амурского областного фонда поддержки спорта и молодежи «Слалом» по месту нахождения и осуществления контроля за соответствием деятельности организации уставным целям и задачам, а так же за соблюдением законодательства РФ, подтверждается приказом Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области *** от ***.

Согласно служебной записки от *** *** комиссией Управления Минюста РФ по Амурской области, в результате проверки установлено, что Некоммерческий Амурский областной фонд поддержки спорта и молодежи «Слалом» по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, *** указанному как юридический, не находиться. В результате этот факт привел к невозможности проверки в целом.

При этом, так же следует отметить в адрес Некоммерческого Амурского областного фонда поддержки спорта и молодежи «Слалом» неоднократно в выносились предупреждения о недопустимости нарушения Федерального закона от *** *** «О некоммерческих организациях», что подтверждается предупреждениями от *** *** и ***.

В соответствии с п. 3 ст. 32 ФЗ от *** *** «О некоммерческих организациях», некоммерческая организация обязана предоставлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а так же документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 ФЗ от *** *** «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в том числе об изменении адреса (места нахождения) постоянно действующего исполнительного органа лица, их в течение трех дней с момента таких изменений.

Как усматривается из материалов дела и подтверждается пояснениями представителя истца Некоммерческим Амурским областным фондом поддержки спорта и молодежи «Слалом» допущены нарушения в виде непредставления ежегодной отчетности о продолжении своей деятельности и изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 ФЗ от *** *** «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», сведений о соответствии деятельности уставу некоммерческой организации, о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, включая полученные от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, отчет о деятельности и сведения о персональном составе руководящих органов, которые до настоящего времени не устранены.

Пунктом 2 ст. 61 ГК РФ предусмотрено, что юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

В силу п. 10 ст. 32 ФЗ от *** *** «О некоммерческих организациях» неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что допущенные нарушения Некоммерческим Амурским областным фондом поддержки спорта и молодежи «Слалом» требований ст. 32, ФЗ от *** *** « О некоммерческих организациях», а именно не предоставление с момента своей регистрации в Управление Министерства юстиции РФ по Амурской области отчетов о своей деятельности, сведений о персональном составе руководящих органов, документов о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, сведений о соответствии своей деятельности уставу некоммерческой организации, а также не сообщение сведений об изменении места нахождения постоянно действующего исполнительного органа, сведения о полномочиях лица имеющим право действовать без доверенности от имени организации, дают основания для удовлетворения заявленных исковых требований о ликвидации некоммерческой организации.

При этом, суд не находит состоятельными доводы представителя Управления ФНС по Амурской области, поскольку истцом заявлены исковые требования о ликвидации Некоммерческого Амурского областного фонда поддержки спорта и молодежи «Слалом», а не требования о признании общественной организации прекратившей свою деятельность и исключении из ЕГРЮЛ, предполагающие проведение процедуры ликвидации, с учетом положений ст. 61-65 ГК РФ.

          Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

          Исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области удовлетворить.

          Ликвидировать Некоммерческий Амурский областной фонд поддержки спорта и молодежи «Слалом».

           Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме, т.е. ***

Председательствующий: