Решение о признании незаконным постановления, обязании повторно рассмотреть заявление



                  Дело № 2-8788/11           

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

***                                                                    город Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Щеголевой М.Э.,

при секретаре Яицком В.Е.,

с участием помощника прокурора города Благовещенска Маловичко Е.Е.,

представителей истца Гречко М.С. - Журавлевой Т.И., Дзюба В.В.,

представителя третьего лица Министерства социальной защиты населения

Амурской области - Кудриной С.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Благовещенска, действующего в интересах Гречко Марии Спиридоновны, к администрации города Благовещенска о признании незаконным постановления, обязании повторно рассмотреть заявление,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Благовещенска обратился в суд с данным иском, в обоснование указав, что прокуратурой г. Благовещенска проведена проверка по обращению вдовы участника Великой Отечественной войны Гречко Марии Спиридоновны на действия администрации г. Благовещенска в части отказа признать нуждающейся в жилом помещении. Удостоверением ***, выданным на имя Гречко М.С., подтверждается право заявителя на льготы, установленные Федеральным законом «О ветеранах» для участников Великой Отечественной войны. В ходе проверки было установлено, что *** Гречко М.С. обратилась в администрацию г. Благовещенска с заявлением о признании ее нуждающейся в жилом помещении. Из протокола *** заседания комиссии по жилищным вопросам при администрации г. Благовещенска от *** следует, что Гречко М.С. отказано в признании ее нуждающейся в жилом помещении с целью обеспечения жильем в соответствии с Федеральным законом от *** № 5-ФЗ «О ветеранах» по причине не истечения срок, предусмотренного ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации. На основании изложенного, просил признать незаконным постановление администрации города Благовещенска от *** *** «Об отказе в признании нуждающейся в жилом помещении с целью обеспечения жильем в соответствии с Федеральным законом от *** года № 5-ФЗ «О ветеранах» в части Гречко Марии Спиридоновны и обязать администрацию города Благовещенска повторно рассмотреть заявление Гречко Марии Спиридоновны о признании нуждающейся в жилом помещении с целью обеспечения жильем в соответствии с Федеральным законом от *** № 5-ФЗ «О ветеранах».

Определением суда от *** к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Министерство социальной защиты населения Амурской области.

В судебном заседании прокурор г. Благовещенска, представители истца Гречко М.С. - Журавлева Т.И., Дзюба В.В. настаивали на удовлетворении заявленных требований, суду высказали аналогичные доводы, указанные в иске, также пояснили, что продажа дома истицей была вызвана её престарелым возрастом и состоянием здоровья. В силу возраста и своего состояния здоровья, она больше не могла одна проживать в деревянном неблагоустроенном доме с печным отоплением, ей оказывалась социальная помощь на дому ( два раза в неделю к ней приходил соцработник), однако и этого со временем оказалось недостаточным, поскольку топить дом в зимнее время нужно каждый день, чего истица уже делать самостоятельно не могла, в связи с чем она переехала жить к своей дочери в г.Благовещенск, а дом в с. Новоалександровка была вынуждена продать. Денежных средств от продажи дома на приобретения отдельного жилья истице в г. Благовещенске не хватало, в связи с чем она поселилась и проживает у своей дочери Журавлевой Т.И.

Представитель третьего лица Министерства социальной защиты населения Амурской области - Кудрина С.Ю. просила разрешить заявленные требования на усмотрение суда, указав, что обязанность по доказыванию того обстоятельства, что отчуждение истцом принадлежащего ей жилого дома произведено не с целью намеренного ухудшения свои жилищные условия лежит на Гречко М.С.

В судебное заседание не явились истец Гречко М.С., представитель ответчика Администрации г. Благовещенска,     надлежащим образом извещались о времени и месте рассмотрения дела, в соответствии со ст. 113 ГПК РФ, о причинах неявки не сообщили. Истец обеспечил явку в суд своих представителей. Администрация г. Благовещенска просила о рассмотрении дела в свое отсутствие. При данных обстоятельствах руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке, в отсутствие неявившихся лиц.

Согласно представленного письменного отзыва администрации г. Благовещенска следует, что в соответствии с положениями ст. 72 Конституции РФ, ст. 5 ЖК РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, следовательно, при принятии решений о снятии, постановке и отказе в постановке гражданам на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении органы местного самоуправления обязаны руководствоваться также и положениями Закона Амурской области от *** N 38-03 «О жилищной политике в Амурской области». Согласно положениям ст. 51 ЖК РФ, ст. 6 Закона Амурской области от *** *** «О жилищной политике в Амурской области» следует, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1.) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2). являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3)проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4)являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется
больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющие иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, в том числе инвалиды, страдающие тяжелой формой хронического заболевания, предусмотренного перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. *** Гречко М.С. в орган местного самоуправления было подано заявление о признании ее нуждающейся в жилом помещении с целью обеспечения жильем как вдовы ветерана ВОВ. К заявлению Гречко М.С. в орган местного самоуправления был представлен пакет документов, из которого следовало, что Гречко М.С. зарегистрирована и проживает в г. Благовещенске по ул. Кантемирова, 6 кв. 21 комн. 3, 6, общей площадью 52,1 кв.м. В данных двух комнатах в трехкомнатной коммунальной квартире зарегистрированы: Гречко М.С, дочь ФИО6, внук ФИО2, внук ФИО5, правнук ФИО3 Собственниками этих комнат являются дочь Журавлева Т.И., внуки ФИО5 и ФИО2 на основании договора приватизации от *** ***. При принятии решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся был учтен факт отчуждения Гречко М.С. в *** году принадлежащего ей жилого дома, расположенного в ***, общей площадью 30,8 кв.м. Согласно ч. 3 ст. 6 Закона Амурской области от *** N 38-03 "О жилищной политике в Амурской области" при признании граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями граждан и членов их семей, которые привели к их отчуждению, ухудшению жилищных условий или уменьшению учетной нормы, совершенные в течение последних пяти лет. Поскольку в соответствии с положениями ст. 53 ЖК РФ, п. 3 ст. 6 Закона Амурской области «О жилищной политике в Амурской области», при признании граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями граждан и членов их семей, которые привели к их отчуждению, ухудшению жилищных условий или уменьшению учетной нормы, совершенные в течение последних пяти лет. При таких обстоятельствах Постановление администрации города Благовещенска как от *** *** вынесено в рамках действующего законодательства. На основании администрация г. Благовещенска просила в удовлетворении требований прокурору г. Благовещенска, действующему в интересах Гречко М.С. отказать.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц и исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что Гречко М.С.,*** года рождения, является вдовой участника Великой Отечественной войны - ФИО1, что подтверждается соответствующими удостоверениями.

Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).

Согласно части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

В силу части 3 названной статьи Кодекса жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно пункта 4 части 1 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах» от *** № 5-ФЗ члены семьи погибших ( умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения за счет средств федерального бюджета жильем.

В соответствии с частью 1 статьи 23.2 названного Закона полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, переданы Российской Федерацией с необходимым финансированием субъектам Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В силу части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (часть 2).

Для реализация права на получения жилья в соответствии с пункта 4 части 1 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах» от *** № 5-ФЗ Гречко М.С. в лице своего представителя Журавлевой Т.И. обратилась *** к исполняющему обязанности главы администрации г.Благовещенска с заявлением о признании ее нуждающейся в жилом помещении.

Как следует из выписки протокола *** заседания комиссии по жилищным вопросам при администрации *** от *** было установлено, что Гречко М.С. с *** года по *** была зарегистрирована и проживала в ***. Дом принадлежал ей на праве собственности на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ***, общая площадь дома составляла 30, 8 кв.м. *** дом был продан. С *** Гречко М.С. зарегистрирована и проживает в *** ком. 3,6. В данных двух комнатах в трехкомнатной коммунальной квартире зарегистрированы заявительница, дочь Журавлева Т.И., внук ФИО2, внук ФИО5 и правнук ФИО3 Сособственниками комнат являются дочь Журавлева Т.И. и внуки ФИО2, ФИО5 на основании договора приватизации от *** ***, занимаемая общая площадь равна 52,1 кв.м., членом семьи заявительницы является дочь Журавлева Т.И., которой принадлежит 1/3 доля, т.е 17.36 кв.м. Было принято решение отказать Гречко М.С. в признании её нуждающейся в жилом помещении с целью обеспечения жильем в соответствии с ФЗ «О ветеранах» на основании ст. 53, 54 ЖК РФ, ч. 9 ст. 10 Закона Амурской области от *** ***-ОЗ «О жилищной политике в Амурской области», т.к. не истек срок, предусмотренный ст. 53 ЖК РФ. Переезд совершен Гречко М.С. в период действия Указа Президента от *** *** «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».

Постановлением администрации г.Благовещенска *** от *** Гречко М.С. отказано в признании нуждающейся в жилом помещении с целью обеспечения жильем в соответствии с ФЗ от *** № 5-ФЗ «О ветеранах», т.к. не истек срок, предусмотренный ст. 53 ЖКРФ.

В силу ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобрести право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Анализ приведенной нормы права свидетельствует о том, по истечению пяти лет с момента совершения намеренных действий, ухудшающих жилищные условия, подлежат постановке на учет нуждающихся граждане, совершившие такие намеренные действия с целью приобретения права стоять на таком учете.

В силу ч.9 ст. 10 Закона Амурской области от *** ***-ОЗ «О жилищной политике в Амурской области» отказ в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении допускается в случаях, когда: не представлены все необходимые для постановки на учет документы; представлены документы, на основании которых гражданин не может быть признан нуждающимся в жилом помещении; не истек срок, предусмотренный частью 3 статьи 6 настоящего Закона.

Частью 3 ст. 6 Закона Амурской области от *** ***-ОЗ «О жилищной политике в Амурской области» предусмотрено, что при признании граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями граждан и членов их семей, которые привели к их отчуждению, ухудшению жилищных условий или уменьшению учетной нормы, совершенные в течение последних пяти лет.

Таким образом, законодательство Амурской области допускает в качестве основания отказа в признании гражданина нуждающимся в жилом помещении любые совершенные им гражданско-правовые сделки, приведшие к отчуждению, ухудшению жилищных условий, уменьшению учетной нормы, совершенные в течение пяти последних лет, без учета намерений (совершенные с целью) приобретения права состоять на учете нуждающихся.

В соответствии со ст. 5 ЖК РФ и положениями Конституции РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов РФ могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании ЖК РФ, принятые в соответствии с ЖК РФ и другими федеральными законами. Вместе с тем в случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям ЖК РФ применяются положения ЖК РФ.

С учетом положений ч. 8 ст. 5 ЖК РФ суд приходит к выводу, что при проверке законности оспариваемого постановления администрации г.Благовещенска следует руководствоваться именно положениями ст. 53 ЖК РФ.

Следовательно, основанием для отказа Гречко М.С. в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении должно было являться не просто совершение ею сделки по отчуждению жилого дома, а именно совершение этой сделки с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Судом установлено, что Гречко М.С., *** года рождения, имела на праве собственности жилой дом, общей площадью 30.8 кв.м, и земельный участок, расположенные в ***. До *** г. Гречко М.С. проживала в данном доме и имела регистрацию в нём по месту жительства.

По договору купли-продажи от *** г. Гречко М.С. продала принадлежащий ей жилой дом и земельный участок в *** ФИО4

Именно указанная сделка была расценена органом местного самоуправления     как сделка, совершенная истицей с целью ухудшения своих жилищных условий (приведшая к отчуждению жилого помещения), и явилась основанием для отказа в признании Гречко М.С. нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Из справок администрации Новоалександровского сельсовета *** от *** и от *** усматривается, что Гречко М.С. до *** г. проживала по адресу: ***, имела в собственности дом, деревянный, ветхий неблагоустроенный *** года постройки, с печным отоплением, по состоянию здоровья была вынуждена переехать к родственникам в ***.

Из технического паспорта на индивидуальный жилой дом по *** усматривается, что дом построен в *** году, на *** г. имел 50 % износа, являлся деревянным, имел электроосвещение, печное отопление.

Из представленной суду выписки из амбулаторной карты Гречко М.С. *** усматривается, что наблюдалась до *** года в Новоалександровской участковой больнице в диагнозом ИБС, стенокардия, артериальная гипертония, артрит левого коленного сустава, тромбофлебит глубоких вен левой голени, ш/грудной остеохондроз, МКБ, хр. пилонефрит, камень правой почки, постоянно получала амбулаторное и стационарное лечение, направлялась на консультацию ООД онколога, гинеколога, уролога, нуждалась в постоянном уходе.

Из выписки амбулаторной карты Гречко М.С. по состоянию на *** усматривается, что у больной отмечается остеоартроз коленных и тазобедренных суставов, постоянный болевой синдром, нарушение функции передвижения.

Договором на оказание бесплатных социально-бытовых услуг от ***, а также договором на оказание платных социальных услуг от *** г. подтверждается, что Гречко М.С. с *** г. оказывались социальные услуги в виде посещения социальным работником 2 раза в неделю и выполнялись следующие услуги: покупка и доставка продуктов питания, помощь в организация мед. помощи, оказание помощи в личной гигиене, уборка квартиры, оплата коммунальных услуг, содействие в получение льгот, помощь в оформлении документов, с *** г. ей также оказывались платные социальные услуги в виде доставка на дом продуктов питания 1 раз, засыпка угля в ведра 1 раз 2 ведра, оплата за квартиру, доставка лекарств.

Анализ приведенных доказательств свидетельствует, что переезд Гречко М.С. из *** на постоянное место жительство в *** и последующая продажи жилого дома в указанном селе по *** были вызваны тем, что истец не могла проживать одна в жилом доме без необходимых коммунальных удобств и самостоятельно вести хозяйство в виду своего преклонного возраста и состояния здоровья, характеризующегося наличием ряда хронических заболеваний, затрудняющих ее самостоятельность ухода за собой и жилым помещением.

Таким образом, продажа жилого дома Гречко М.С. не преследовала целью ухудшить ее жилищные условия и намерение приобрести право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

С учетом изложенного, суд находит незаконным постановление администрации г. Благовещенска *** от *** об отказе в признании Гречко М.С.нуждающейся в жилом помещении с целью обеспечения жильем по мотивам не истечение срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ, в связи с чем, требования прокурора г.Благовещенска, действующего в интересах Гречко М.С., подлежат удовлетворению в полном объеме.

В качестве способа восстановления нарушенного права истца Гречко М.С. суд полагает возможным обязать администрацию г.Благовещенска повторно рассмотреть вопрос о признании истицы нуждающейся в жилом помещении в соответствии с ФЗ от *** № 5-ФЗ «О ветеранах».

С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора г. Благовещенска, действующего в интересах Гречко Марии Спиридоновны, - удовлетворить.

Признать незаконным постановление главы администрации города Благовещенска от *** *** «Об отказе в признании нуждающейся в жилом помещении с целью обеспечения жильем в соответствии с Федеральным законом от *** № 5-ФЗ «О ветеранах» в части Гречко Марии Спиридоновны.

Обязать администрацию города Благовещенска повторно рассмотреть заявление Гречко Марии Спиридоновны о признании нуждающейся в жилом помещении с целью обеспечения жильем в соответствии с Федеральным законом от *** № 5-ФЗ «О ветеранах».

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме, т.е. ***.

Председательствующий                                                                       М.Э. Щеголева