Дело № 2-8447/11 Именем Российской Федерации *** г. Благовещенск Благовещенский городской суд Амурской области в составе: председательствующего судьи Щеголевой М.Э., при секретаре Яицкого Е.В., с участием представителя прокуратуры г.Благовещенска - Кузнецовой Т.В., истца Супрядкиной А.В., представителя администрации г.Благовещенска Мазеиной О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Благовещенска, действующего в интересах Супрядкиной Анны Викторовны, к администрации г. Благовещенска признании незаконными бездействий, понуждении к предоставлению жилого помещения, У С Т А Н О В И Л : Прокурор г.Благовещенска, действующий в интересах Супрядкиной А.В., обратился в суд с иском к администрации г.Благовещенска, указав в обоснование следующее. Прокуратурой проведена проверка по обращению Супрядкиной А.В. - из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, по вопросу нарушения её прав на внеочередное предоставление жилья в г.Благовещенске. Супрядкина А.В. *** рождения, в возврате 7 лет осталась без попечения родителей, поскольку её мать ФИО1 была лишена родительских прав Магдагачинским районным судом Амурской области ***, отец ФИО2 находился в розыске Магдагачинского РОВД. Постановлением главы местного самоуправления Магдагачинского района Амурской области от *** *** Супрядкина А.В. была определена в детское интернатное учреждение. В *** г. Супрядкина А.В. окончила МОУ среднюю общеобразовательную школу ***, что подтверждается аттестатом об основном общем образовании. Супрядкина А.В. зарегистрирована в г.Благовещенске по месту пребывания по адресу: *** общежитие. Председателем Комитета по управлению имуществом МО г.Благовещенска Супрядкиной А.В. *** за *** был дан ответ об отказе в удовлетворении заявления о постановке на учет на внеочередное предоставление жилого помещения, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что обязанность по обеспечению её жильем во внеочередном порядке лежит на администрации Магдагачинского района Амурской области. Право лиц, из числа детей -сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление по договору социального найма жилым помещением по окончанию их пребываниям в образовательных и иных учреждениях закреплено ст. 57 ЖК РФ. В силу той же нормы права по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства. В силу положений ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ст. 4 закона Амурской области *** указанные лица однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договорам социального найма. Полагал, что нормами действующего законодательства РФ не предусмотрена обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договору социального найма именно органами самоуправления, которыми такие лица поставлены на учет как нуждающиеся в жилом помещении. Супрядкина А.В. в г.Благовещенске проживает непрерывно с *** г., с *** г. по *** г. обучалась в общеобразовательной средней школе ***, в настоящее время обучается в ГОУ НПО Амурской области ПУ ***, своего жилья не имеет, проживает в общежитии. Супрядкина А.В. имеет право на однократное обеспечение органами местного самоуправления г.Благовещенска ( по месту её жительства) вне очереди жилой площадью по договору социального найма. Факт того, что Супрядкина А.В. не была поставлена на соответствующий учет органом местного самоуправления - администрацией г. Благовещенска не имеет правового значения, поскольку возникшее право на предоставление жилого помещения у Супрядкиной А.В. не было реализовано. Супрядкина А.В. обратилась к прокурору г.Благовещенска с просьбой о защите её нарушенных прав в судебном порядке. На основании ст. 45 ГПКРФ ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ» просил обязать орган местного самоуправления в лице администрации г.Благовещенска предоставить Супрядкиной А.В. жилое помещение в черте г.Благовещенска, отвечающее санитарным и техническим условиям, общей площадью не менее 18 кв.м. по договору социального найма. Входе рассмотрения дела прокурор г.Благовещенска уточнил исковые требования, просил: признать незаконным бездействием администрации г.Благовещенска, выразившееся в непризнании Супрядкиной А.В. нуждающейся в жилом помещении как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; обязать орган местного самоуправления в лице администрации г.Благовещенска предоставить Супрядкиной А.В. жилое помещение в черте г.Благовещенска, отвечающее санитарным и техническим условиям, общей площадью не менее 18 кв.м. по договору социального найма. Определениями Благовещенского городского суда от *** и *** в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований не предмет спора, привлечены Министерство финансов Амурской области, Министерство образования и науки Амурской области, администрация Магдагачинского района. В судебном заседании представитель прокуратуры на уточненных исковых требованиях наставала, привела те же доводы, что указаны в иске. Дополнительно пояснила, что в *** г. Супрядкина А.В. обратилась в администрацию г.Благовещенска с заявлением о постановке её на учет на внеочередное получение жилого помещения в г.Благовещенске как лицу из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Ответом Комитета по управлению имуществом МО г.Благовещенска ей было разъяснено, что для решения вопроса по обеспечению жилым помещением ей нужно обратиться в Магдагачинскую районную администрацию. Постановлением Ушумунской поселковой администрации *** от *** г. Супрядкина А.В. поставлена на учет для получения во внеочередном порядке жилой площади по договору социального найма. Однако Ушумунская поселковая администрация Магдагачинского района обязательства по предоставлению жилого помещения Супрядкиной А.В. по договору социального найма не исполнила до настоящего времени. Дети -сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, вправе реализовать свое право на получение жилого помещения по договору социального найма по своему усмотрению, исходя из места своего жительства. Супрядкиной А.В. местом жительства избран г.Благовещенск, в связи с чем она именно здесь желает получить жилое помещение по договору социального найма. Она обратилась в администрация г.Благовещенска с заявлением о признании её нуждающейся в жилом помещении именно в г. Благовещенске, но администрация незаконно уклонилась от признании истицы нуждающейся в жилом помещении именно в г.Благовещенске. Просила уточненные исковые требования удовлетворить. В судебном заседании Супрядкина А.В. на уточненых исковых требованиях настаивала, указала, что её родители были лишены родительских прав в отношении неё. С *** года она проживает в г.Благовещенске, окончила здесь среднюю школу. Сейчас обучается в ПУ ***. Избрала местом жительства г.Благовещенск и здесь желает получить жилое помещение как лицо, из числа детей -сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. В *** г. она обратилась в администрацию г.Благовещенска с просьбой принять её на учет нуждающихся в получении жилья как сироту, но получила ответ, что ей нужно обратиться в Магдагачинскую районную администрацию. Заявление о принятии её на учет в Ушумунской поселковой администрацию она не писала, обеспечиваться жилым помещением в Магдагачинском районе не желает, т.к. считает своим местом жительством г.Благовещенск. Просила заявленные требования удовлетворить. Представитель администрации г.Благовещенска в судебном заседании против заявленных требований возражала, указав следующее. В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее по тексту - сироты), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Согласно материалов дела следует, что Супрядкина А.В. *** обратилась с заявлением о признании ее нуждающейся по категории детей -сирот. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях регулирует ст. 52 Жилищного кодекса РФ. Пунктом 3 указанной нормы права установлено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В положениях ст. 20 ГК РФ, ст. 2 Закон РФ от *** N *** "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" даны определения понятий «место пребывания» и «место жительства». Место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно. Место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. В соответствии с положениями ст. 3 Закона РФ от *** N 5242-1 в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Как следует из представленных в прокуратуру Супрядкиной А.В. документов она зарегистрирован по месту пребывания в ***, общежитие на период учебы. Кроме того, из представленных в орган местного самоуправления документов следовало, что Постановлением Ушумунской поселковой администрацией от *** *** Супрядкина А.В. поставлена на учет, на внеочередное получение жилой площади в Магдагачинском районе. Из анализа действующего законодательства, в том числе о дополнительных гарантиях социальной защиты детей - сирот следует, что обязанность по обеспечению жилым помещением во внеочередном порядке Супрядкиной А.В. лежит на Ушумунской поселковой администрацией Магдагачинского района Амурской области, которая должна была предоставить ей жилое помещение по окончании в 2007 года учебного заведения. В соответствии с положениями ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей. Таким образом, обязательства по обеспечению истицы вне очереди жилым помещением после окончания учебного заведения возникли у Ушумунской поселковой администрацией Магдагачинского района. Из положений ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Однако, как следует из материалов дела, указанные обязательства по обеспечению истца жильем не были исполнены должным образом Ушумунской поселковой администрацией Магдагачинского района, в связи с чем, истица по настоящее время не обеспечена жилым помещением. Кроме того, в силу положений ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом, следовательно, обязательства по обеспечению истицы жилым помещением Ушумунской поселковой администрацией Магдагачинского района не были прекращены. В связи с чем, администрация города Благовещенска полагает, что у администрации города Благовещенска не возникло обязанности по предоставлению истицы жилого помещения как ребенку, оставшемуся без попечения родителей в виду наличия данного обязательства у Ушумунской поселковой администрации Магдагачинского района. Согласно п. 3 ст. 4 Закона Амурской области от *** *** «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Закона Амурской области от *** ***), на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления. В рамках реализации переданных полномочий было принято Постановление Правительства Амурской области от *** *** "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2011-2013 годы".Основная цель принятой Постановлением Правительства Амурской области от *** *** программы - усовершенствовать систему государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем строительства быстровозводимых жилых помещений, для более мобильного и в кратчайшие сроки решения жилищных проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. До принятия данной Программы действовал порядок, утвержденный Постановлением Губернатора Амурской области от *** ***, а также Порядок, утвержденный Постановлением Губернатора Амурской области от *** ***, в соответствии с которыми органы местного самоуправления по месту жительства лиц, относящихся к категории детей -сирот, направляли в министерство образования и науки Амурской области документы для выделения денежных средств из областного бюджета для приобретения жилого помещения в соответствии с нормами предоставления жилых помещений, в том числе, список лиц, которые состоят на учете в органе местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма; документы, подтверждающие отношение лиц, к категории детей - сирот, документы, подтверждающие постановку данных лиц на учет, органом местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; документы, подтверждающие право этих лиц состоять на учете в органе местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Данные законоположения распространяют свое действие на все органы местного самоуправления в Амурской области, а не только на муниципальное образование города Благовещенска. В связи с чем, у администрации города Благовещенска нет обязанности предоставлять Супрядкиной А.В. жилое помещение по договору социального найма из муниципального жилищного фонда города Благовещенска. В части требований о признании незаконным бездействий администрации выразившихся в непризнании истицы нуждающейся в жилом помещении как лица из числа детей -сироти детей, оставшихся без попечения родителей также просила отказать. Поскольку незаконного бездействия со стороны администрации г. Благовещенска не было. Заявление Супрядкиной А.В. было рассмотрено на заседании жилищной комиссии, по существу заявления Супрядкиной А.В. был дан письменный ответ. Основания для признания Супрядкиной А.В. нуждающейся в жилом помещении именно в г.Благовещенске не имелось, поскольку с заявлениями о признании нуждающимися в жилом помещении граждане должны обращаться в органы местного самоуправления по месту жительства. Супрядкина А.В. по месту жительства в г.Благовещенске не зарегистрирована, поставлена на учет как сирота для предоставления жилья во внеочередном порядке Ушумунской поселковой администрацией Магдагачинского района, оснований признавать её нуждающиеся в жилом помещении именно в г.Благовещенске не имелось. Просила в иске отказать. В судебное заседание не явились представители Минфина Амурской области. Мин Минобрнауки Амурской области, администрация Магдагачинского района - о дате и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, о причинах неявки не сообщили, представитель Минобрнауки Амурской области просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В силу положений ст. 167 ГПКРФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц. Из отзыва Минобрнауки Амурской области следует, что в соответствии с абзацами первым и четвертым статьи 5 Закона Амурской области от *** *** «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в том числе администрация города Благовещенска, наделяются государственными полномочиями на неограниченный срок по предоставлению социальной поддержки, установленной частями 1, 6, 9 статьи 2 и частью 3 статьи 4 указанного Закона, а средства на реализацию передаваемых полномочий предусматриваются в составе фонда компенсации областного бюджета в виде субвенции. Вместе с тем, на основании части 3 статьи 4 Закона Амурской области от *** *** «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями) лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления, и в порядке, определенном губернатором области. Порядок обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), детей, переданных в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденный постановлением губернатора области от *** *** определяет главным распорядителем средств, выделяемых для финансового обеспечения жилой площадью указанных лиц министерство образования и науки Амурской области (далее - министерство).Согласно приложению ***.1 к Закону Амурской области от *** *** «Об областном бюджете на *** год» (с изменениями от ***) муниципальному образованию город Благовещенск запланирована субвенция на обеспечение жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения в размере *** рублей. По состоянию на *** на счета финансового управления администрации города Благовещенск вышеуказанная сумма перечислена в полном объеме, следовательно, обязанности министерства образования и науки Амурской области, как главного распорядителя средств субвенции в *** году перед муниципальным образованием город Благовещенск исполняются своевременно. Таким образом, обязанности министерства образования и науки Амурской области, как главного распорядителя средств субвенции в *** году исполнены перед муниципальным образованием город Благовещенск в полном объеме. Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные документы, суд приходит к следующим выводам. Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от *** ***-О, осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (статья 39, часть 2, Конституции Российской Федерации), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально - экономического развития финансовых и иных средств и возможностей. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. К последним названный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите (абзац четвертый статьи 1). В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации, ст. 5 Закона РФ от *** *** «Об основах федеральной жилищной политики» (в ред. Федеральных законов от *** № 9-ФЗ, от *** № 68-ФЗ, от *** № 29-ФЗ, от *** № 113-ФЗ, от *** № 152-ФЗ, от *** № 179-ФЗ, от *** № 52-ФЗ), граждане Российской Федерации имеют право на жилище. Судом по делу установлено, что Супрядкина Анна Викторовна, *** года рождения является лицом, оставшимся без попечения родителей. Из свидетельства о рождении Супрядкиной А.В. следует, что её родителями являются ФИО2 и ФИО1. Решением Магдагачинского районного суда от *** ФИО1 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних детей, в том числе в отношении дочери Супрядкиной А.В. Решением Свободненского городского суда от *** ФИО2 лишен родительских прав в отношении несовершеннолетних детей, в том числе Супрядкиной А.В., *** года рождения. Постановлением главы местно самоуправления Магдагачинского района *** от *** несовершеннолетняя Супрядкина А. как лицо, оставшееся без попечения родителей, определена в интернатное учреждение. Постановлением главы поселковой администрации *** *** от *** Супрядкина А.В. поставлена на учет для получения жилой площади во внеочередной льготный список по месту жительства в виду того, что её родители лишены родительских прав и на день лишения не имели жилья в поселке. Как следует из ответа администрации Магдагачинского района от *** Супрядкина А.В. находится на внеочередном учете для получения жилого помещения как лицо из категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в орган опеки и попечительства отдела образования Супрядкина А.В. с заявлением о предоставлении жилой площади не обращалась. Судом установлено, что в *** году Супрядкина А.В. окончила муниципальное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу *** г.Благовещенска, что подтверждается аттестатом об основном общем образовании. В период с *** по *** Супрядкина обучалась в ГОУ НПО Амурской области ПУ ***, отчислена как самовольно ушедшая ( справка училища *** от *** В настоящее время Супрядкина А.В. обучается в ГОУ НПО Амурской области ***, срок окончания обучения - ***( справка училища *** от ***) В настоящее время Супрядкина А.В. зарегистрирована по месту пребывания с г.Благовещенске по *** по адресу : *** общежитие. Обстоятельства отсутствия у Супрядкиной А.В. в собственности жилого помещения подтверждаются имеющейся в материалах дела уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним *** от ***, а также сведениями представленными Комитетом по управлению имуществом МО г.Благовещенска от ***, что не оспаривалось ответчиком. Таким образом, Супрядкина А.В., *** года рождения, является лицом, имеющим право на внеочередное получение жилого помещения. Как указано в п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе и учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. При этом по смыслу указанной статьи такая обязанность возложена на органы местного самоуправления. В соответствии с п. 2 ч. 1 ч. 8 Федерального закона РФ № 159-ФЗ от *** «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от ***) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно абз. 1 ч. 3 ст. 4 Закона Амурской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ***-ОЗ от *** (в редакции от ***) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети, переданные в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления, и в порядке, определенном губернатором области. Таким образом, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, Супрядкина А.В. имеет право на внеочередное предоставление ей органом местного самоуправления жилого помещения. Предусмотренные указанным ранее Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации (ст. 5). Постановлением Правительства Амурской области от *** *** утверждена долгосрочная целевая программа «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2011 - 2013 годы». Согласно механизму реализации программы органы местного самоуправления: направляют в министерство образования и науки области документы граждан, подтверждающие их право на получение жилья в соответствии с порядком, утвержденным губернатором области, исходя из количества заявлений, представленных детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; определяют населенные пункты, в которых планируется строительство; в срок до 15 декабря года, предшествующего строительству, представляют в министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства области сведения о наличии земельных участков (кадастровый номер, площадь), предназначенных для строительства малоэтажных быстровозводимых жилых домов для вышеуказанной категории лиц в планируемом году, с указанием уровня обеспеченности данных земельных участков инженерной инфраструктурой. Министерство образования и науки области за 25 дней до начала года, в котором планируется строительство, направляет в министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства областина основании представленных органами местного самоуправления документов граждан сведения о потребности в строительстве жилья для вышеуказанной категории лиц в разрезе муниципальных образований области согласно приложению к программе. Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства области является главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для реализации программы,в части определения строительных площадок, обеспечения строительства малоэтажных быстровозводимых жилых домов, отвечающих требованиям энергоэффективности и экологичности, с квартирами общей площадью каждой квартиры в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых будет осуществляться строительство. Министерство имущественных отношений области осуществляет передачу жилых помещений, построенных за счет средств областного бюджета, в собственность муниципальных образований для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Органы местного самоуправления оформляют переданные министерством имущественных отношений области жилые помещения в муниципальную собственность и передают детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем заключения с этими лицами договоров социального найма. В силу ч. 2 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Пунктом 1 ст. 8 Федерального закона от *** N 159-ФЗ (ред. от ***) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Анализ приведенных норм права, свидетельствует, что лица, из числа -детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей обеспечиваются жилой площадью именно по месту своего жительства. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. В судебном заседании Супрядкина А.В. подтвердила, что избрала местом своего жительства город Благовещенск, в связи с чем желает реализовать свое право на однократное предоставление ей жилого помещения по договору социального найма как лицо, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, именно путем предоставления жилья в г.Благовещенске. При этом правового значения, по мнению суда, не имеет то обстоятельство, что Супрядкина А.В. зарегистрирована в г.Благовещенске именно по месту пребывания, а не по месту жительства, поскольку регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации ( ст. 3 Закон РФ от *** N 5242-1 (ред. от ***) "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"). *** Супрядкина А.В. обратилась с заявлением к мэру г.Благовещенска с просьбой поставить её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении во внеочередном порядке как лицо из числа детей - сирот. Выпиской их протокола *** заседания комиссии по жилищным вопросам при администрации г.Благовещенска от *** подтверждается, что заявление Супрядкиной А.В. было рассмотрено и решено разъяснить ей, что для решения вопроса обеспечения её жилым помещением в соответствии с Законом Амурской области от *** ***-ОЗ ей необходимо обратиться в Магдагачинскую районную администрацию Амурской области. В силу положений ч. 5 ст. 52 ЖК РФ результатом рассмотрения заявления лица о принятии на учет нуждающихся в жилом помещении является либо принятие на учет либо решение об отказе в принятии на учет. По результатам рассмотрения заявления Супрядкиной А.В. о признании её нуждающейся и принятии на учет на внеочередное предоставление жилья как лицу, из числа детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, адресованного именно администрации г.Благовещенска ( т.е. по месту жительства истицы), орган местного самоуправления - администрация г.Благовещенска не приняла ни одно из решений, предусмотренное ч. 5 ст. 52 ЖК РФ, следовательно, имело место незаконной бездействие, поскольку оснований для отказа Супрядкиной А.В. в принятии на такой учет именно в г.Благовещенске не имелось. Доводы представителя ответчика о том, что Супрядкина А.В. состоит на учете нуждающихся в *** и должна быть обеспечена жилым помещением именно указанным органом местного самоуправления, суд не может признать обоснованным. Во-первых, Супрядкина А.В. избрала местом жительств г.Благовещенск, о чем заявила в судебном заседании, при этом доказательств того, что местом жительства Супрядкиной А.В. является ***, суд также не располагает. Во-вторых, принятие истицы на учет органами местного самоуправления *** было произведено без выражения волеизъявления Супрядкиной А.В., в настоящее время истец определилась с местом своего жительства и хочет быть обеспечена жильем именно в ***, для чего обратилась в орган местного самоуправления с просьбой принять её на учет на внеочередное предоставление жилья именно в г.Благовещенске. В-третьих, истица в Магдагачинском районе жильем как лицо, оставшееся без попечения родителей, фактически не обеспечена и желания быть обеспеченной им именно в Магдагачинском районе не высказывала, что подтверждается её пояснениями и ответом администрации Магдагачинского района. Таким образом, по мнению суда, обязанность по внеочередному однократному предоставлению жилого помещения истцу по договору социального найма лежит на органе местного самоуправления по избранному Супрядкиной А.В. месту жительства (г.Благовещенск), то есть на администрации г. Благовещенска. Однако, как установлено судом и не оспаривается представителем ответчика, что Супрядкина А.В. окончила в *** г. одно учебное заведение в г.Благовещенске - муниципальное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу *** г.Благовещенска, в *** г. обратилась с заявление к ответчику о принятии на учет на внеочередное предоставление жилья как сироте в г.Благовещенске, до настоящего времени жилое помещение истцу Супрядкиной А.В. органом местного самоуправления - Администрацией г. Благовещенска, не предоставлено. При этом, по мнению суда, права истицы нарушены и бездействием администрации г.Благовещенска, выразившимся в непризнании истицы нуждающейся в жилом помещении как лица, оставшегося без попечения родителей, именно в г.Благовещенске. В связи с изложенным требования прокурора о признании незаконными бездействий администрации г.Благовещенска в отношении Супрядкиной А.В. подлежат удовлетворению. В качестве способа восстановления нарушенного права истца суд полагает возможным обязать орган местного самоуправления г.Благовещенска в лице администрации города предоставить Супрядкиной А.В. жилое помещение в г.Благовещенске по договору социального найма, поскольку истица имеет право на внеочередное предоставление жилья по избранному месту жительства, т.е. без нахождения в какой-либо очереди. При этом общая площадь подлежащего предоставлению истцу жилого помещения, в силу ч. 5 ст. 57 Жилищного кодекса РФ и постановления мэра г. Благовещенска от *** *** «О норме предоставления жилого помещения по договору социального найма» не может быть менее 18 кв. метров. Указанную обязанность ответчик в отношении Супрядкиной А.В. и вплоть до настоящего времени надлежащим образом не исполнил. При этом суд учитывает, что действующее жилищное законодательство признает жилым помещением (ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса РФ) изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, то есть отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Таким образом, иск прокурора г. Благовещенска, действующего в интересах Супрядкиной А.В., следует удовлетворить, признать незаконными бездействия администрации г.Благовещенска, выразившееся в непризнании Супрдякиной А.В. нуждающейся в жилом помещении как лица из числа детей -сироти детей, оставшихся без попечения родителей, обязав Администрацию г. Благовещенска предоставить Супрядкиной А.В. жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, в г. Благовещенске, общей площадью не менее 18 кв. метров, по договору социального найма. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Требования прокурора г.Благовещенска, действующего в интересах Супрядкиной Анны Викторовны, - удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации г.Благовещенска, выразившееся в непризнании Супрдякиной Анны Викторовны нуждающейся в жилом помещении как лица из числа детей -сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Обязать администрацию г. Благовещенска предоставить Супрядкиной Анне Викторовне жилое помещение в черте г.Благовещенска, отвечающее санитарным и техническим условиям, общей площадью не менее 18 кв.м. по договору социального найма. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме, т.е. *** Председательствующий: