Дело №2-8813/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
*** г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
Председательствующего судьи Фирсовой Е.А.
При секретаре Кузнецовой Ю.М.,
С участием истца Усачевой Н.В., представителя ГУ УПФР в г. Благовещенске Губер Ж.Ю.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Усачевой Надежды Владимировны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Благовещенске Амурской области о нарушении права на досрочное назначение пенсии, взыскании судебных издержек,
УСТАНОВИЛ:
Усачева Н.В. обратилась в суд с настоящим иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в г. Благовещенске Амурской области (далее ГУ УПФР в г. Благовещенске), в обоснование которого указала, что в *** года она обратилась в Управление Пенсионного фонда г. Благовещенска с заявлением о назначении пенсии. *** ГУ УПФР в г. Благовещенске было принято решение об отказе в назначении трудовой пенсии по причине отсутствия требуемого специального стажа на дату назначения пенсии. При определении права рассмотрены и не включены в стаж период работы с *** по *** в должности ***, так как наименование структурного подразделения не предусмотрено Номенклатурой должностей и учреждений Здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от *** ***, п. 1 Правил ***, п. 6 Правил 781. С принятым решение истец не согласна, поскольку для зачёта в специальный стаж по статье 27 п. 1 п.20 Федерального закона РФ *** от *** до *** применяется Список *** от ***, утверждённый Постановлением Совмина РСФСР, и Номенклатура учреждений здравоохранения МВД России, утверждённая 206 приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от ***, где в п. 1 «Лечебно-профилактические учреждения» предусмотрена - медицинская часть. Согласно Списку и Номенклатуре трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья население в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, проработавших не менее 30 лет в городах, независимо от их возраста. В перечне должностей, содержащихся в утверждённом Списке, должность врача-специалиста предусмотрена. Правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью пользуются лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья население в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и в поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в посёлках городского типа только в городах, независимо от возраста. Страховой стаж составляет: 23 года 02 месяца 19 дней (на ***). Специальный стаж, исчисленный в соответствие с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Закона от ***. *** составил: 25 лет 07 месяцев 02 дня. Если учитывать трудовой медицинский стаж в медицинской части лечебно-трудового профилактория в должности *** - 04 года 08 месяцев 16 дней, то специальный стаж истца будет более 30 лет. Усачева Н.В. просит суд признать незаконным протокол заседания Комиссии ГУ УПФР в городе Благовещенске Амурской области по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан *** от *** в части не включения в подсчёт специального стажа период работы с *** по *** (04 г. 08 м. 16 дн.) в должности врача-стоматолога медицинской части лечебно-трудового профилактория УВД Амурского Облисполкома; обязать ГУ УПФР в г. Благовещенске включить в специальный стаж по статье 27 п.1 п.п. 20 Федерального закона РФ *** от *** период работы в должности врача-стоматолога с *** по *** в медицинской части лечебно-трудового профилактория; обязать ГУ УПФР в г. Благовещенске назначить трудовую пенсию по старости со снижением возраста с ***.
В ходе судебного разбирательства истец на требованиях настаивала, поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика ГУ УПФР в г. Благовещенске с исковыми требованиями не согласилась, в обоснование своих возражений пояснила, что специальный стаж истца менее 30 лет, спорный период не включен, так как истец осуществляла деятельность в лечебно-трудовом профилактории, который не предусмотрен Номенклатурой должностей и учреждений здравоохранения, кроме того, в трудовой книжке истца сделана запись по данному периоду как «Служба», которая не засчитывается в трудовой стаж. Просила в удовлетворении исковых требований Усачевой Н.В. отказать.
Выслушав пояснения сторон, свидетеля, изучив материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено в судебном заседании, не оспаривается сторонами и подтверждается заявлением Усачевой Н.В., протоколом заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан *** от ***, *** истец обратилась в ГУ УПФР в г. Благовещенске с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.
Пенсия со снижением возраста в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения согласно п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от *** *** устанавливается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с п. 2 указанной статьи списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Решением комиссии ГУ УПФ РФ в г. Благовещенске от *** Усачевой Н.В. в подсчет специального стажа не был включен период ее работы: с *** по *** (***) - служба в органах внутренних дел УВД Амурского облисполкома в должности врача-стоматолога лечебно-трудового профилактория, так как Федеральным Законом «О трудовых пенсиях в Российской федерации» от *** *** при определении порядка сохранения пенсионных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет и устанавливая правило о включении периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в страховой стаж, не предусмотрен зачет периодов в специальный стаж, в том числе в стаж работы, связанной с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Наименование структурного подразделения «лечебно-трудовой профилакторий» не предусмотрено Номенклатурой должностей и учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от *** ***, п. 1 Правил ***, п. 6 Правил ***.
Данным решением установлено, что страховой стаж Усачевой Н.В. на дату подачи заявления составил 23 года 02 месяца 19 дней, специальный стаж - 25 лет 07 месяцев 02 дня, в связи с чем в назначении досрочной пенсии истцу было отказано.
С указанным решением ГУ УПФР в г. Благовещенске Усачева Н.В. в части не включения в ее специальный стаж периода работы, указанного выше, в льготном исчислении не согласилась, в связи с чем обратилась в суд с настоящим иском, полагая, что данный период подлежит включению в ее специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.
Рассматривая обоснованность не включения ответчиком в специальный стаж Усачевой Н.В. периода ее работы с *** по *** - службы в органах внутренних дел в должности врача-стоматолога лечебно-трудового профилактория, суд приходит к следующему.
Согласно протоколу *** от *** об отказе в назначении пенсии оспариваемый истцом период не был включен в подсчет специального стажа, поскольку наименование структурного подразделения не предусмотрено Номенклатурой должностей учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от *** ***, а также перечнем должностей, структурных подразделений (положение к правилам ***, ***).
В соответствии с п.п. 11 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста имеют право на пенсию ранее достижения возраста, установленного ст. 7 этого же Федерального закона. Пунктом 3 ст. 28 того же Федерального закона установлено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.п. 11 п. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от *** *** «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ», утвержден список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья, и порядок исчисления сроков выслуги лет для назначения указанной пенсии. В указанный список включены врачи - специалисты всех наименований, больницы и поликлиники всех типов.
В судебном заседании ответчиком не оспаривался факт осуществления истцом лечебной деятельности в период с *** по ***, служба в органах внутренних дел в должности врача стоматолога лечебно-трудового профилактория, однако оспаривается исчисление этого периода работы в льготном порядке как год за год и шесть месяцев ввиду несоответствия наименования структурного подразделения, где работала истец в указанный период.
Согласно п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от *** ***, периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В указанный перечень включена работа врачей медико-санитарной части.
Между тем по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона ***, периоды работы до *** могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
По состоянию на *** пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от *** *** "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения".
Пунктом 1 Постановления ***, вступившего в силу с ***, был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
Согласно п. 3 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим в должностях в структурных подразделениях согласно Приложению, один год работы засчитывается за один год и 6 месяцев при условии занятости в соответствующих должностях в течение полного рабочего дня.
В соответствии с пунктом 3 Постановления *** в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до *** засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от *** ***.
В указанных правовых актах - Постановлении Совета Министров РСФСР от *** *** и Постановлении Правительства Российской Федерации от *** *** имелось аналогичное положение о льготном исчислении выслуги врачей медицинской части.
Закрепляя в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, осуществляемой на протяжении длительного периода).
Как следует из трудовой книжки истца, в период *** по *** она служила в органах внутренних дел УВД Амурского облисполкома непрерывно пять лет, три месяца, двадцать девять дней; в льготном исчислении шесть лет, девять месяцев, четырнадцать дней.
Справкой УВД по Амурской области от *** года *** подтверждается служба в лечебно-трудовом профилактории в должности врача-стоматолога Медицинской части.
Как следует из архивной справки ФСИН России Управления по Амурской области от *** *** в лицевых счетах на выдачу денежного довольствия с *** по *** Усачева Н.В. значится в должности врача-стоматолога лечебно трудового профилактория УВД по Амурской области.
Данные обстоятельства также были подтверждены в судебном заседании показаниями свидетеля Свидетель 1, работавшей с истцом в спорный период с *** года до закрытия в ***-м году. Так, из пояснений свидетеля Свидетель 1 следует, что истец работала в лечебно-трудовом профилактории врачом стоматологом, в её обязанности входило лечение зубов, к ней также обращались сотрудники. Усачева Н.В. работала ежедневно, наполняемость больными была большой.
При таких обстоятельствах, учитывая, что законодателем установлено название Медицинская часть, неверное название структурного подразделения работодателем не может повлиять на право истца на досрочное назначение трудовой пенсии, поскольку факт исполнения ею лечебной функции в особых условиях нашел свое подтверждение в судебном заседании, это дает истцу право на льготное исчисление выслуги лет.
На основании изложенного, суд считает установленным тот факт, что в спорный период истец осуществляла лечебную деятельность в медицинской части органов внутренних дел на условиях полного рабочего дня, выполняя лечебную работу в должности врача-стоматолога, как в ином другом структурном подразделении государственного (муниципального) лечебного учреждения здравоохранения, стаж ее работы в спорный период подлежит включению в выслугу лет для назначения пенсии по льготным основаниям в связи с лечебной деятельностью - один год за один год и шесть месяцев.
При рассмотрении настоящего спора суд учитывает и положения п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ *** от *** «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», согласно которому в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Учитывая, что период работы истца в должности врача-стоматолога лечебно трудового профилактория УВД Амурского облисполкома с *** по *** подлежит исчислению на льготных условиях, Протокол *** от *** заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в г. Благовещенске Амурской области, решением которой указанный период работы истца не включен в специальный стаж, является незаконным, и на ответчика следует возложить обязанность включить указанный период работы истца в ее специальный стаж.
Таким образом, поскольку специальный стаж Усачевой Н.В. с учетом необоснованно не включенного в него ответчиком вышеуказанного периода составил более 30 лет, что дает ей право для назначения пенсии по старости в соответствии п.п. 11 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от *** ***, суд полагает, что требования истца о возложении на ответчика обязанности назначить истцу трудовую пенсию по старости со снижением возраста с момента обращения с ***, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Усачевой Надежды Владимировны удовлетворить.
Признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда в г. Благовещенске Амурской области *** от *** в части невключения в подсчет специального стажа Усачевой Надежды Владимировны периода работы в должности *** УВД Амурского Облисполкома с *** по ***.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в г. Благовещенске Амурской области включить в льготный стаж для назначения трудовой пенсии по старости со снижением возраста период работы Усачевой Надежды Владимировны в должности *** УВД Амурского Облисполкома с *** по ***.
Обязать Государственное учреждение - Управления Пенсионного фонда в г. Благовещенске Амурской области назначить Усачевой Надежде Владимировне трудовую пенсию по старости со снижением возраста с ***.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме, то есть ***.
Председательствующий судья: Е.А. Фирсова