Решение о предоставлении жилого помещения



              Дело № 2-9171/11

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

***                           г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Фирсовой Е.А.,

при секретаре                              Красавцевой О.Н.,

с участием: помощника прокурора г. Благовещенска - Потаповой Е.А.,

Алтуховой Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Благовещенска в защиту прав и законных интересов Алтуховой Дианы Андреевны к Администрации г. Благовещенска о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Благовещенска, выступающий в защиту прав и законных интересов Алтуховой Д.А., как лица из числа детей-сирот, обратился в суд с указанным иском к Администрации г. Благовещенска, в обоснование которого указал, что Алтухова Д.А осталась без попечения родителей, так как мать ФИО2 решением Благовещенского городского суда от *** лишена родительских прав, сведения об отце в свидетельстве о рождении указаны со слов матери. Постановлением администрации г. Благовещенска от *** *** Алтухова Д.А. включена в списки на внеочередное предоставление жилого помещения по окончании обучения в учебном заведении. Согласно свидетельству от *** *** Алтухова Д.А. обучалась в ГОУ НПО Амурской области «Профессиональное училище ***», ей присвоена квалификация - швея третьего разряда. В настоящее время Алтухова Д.А. в собственности жилья не имеет, жилье истцу не предоставлено, что является нарушением ее прав и действующего законодательства, а именно Федерального закона от *** № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 57 ЖК РФ, Закона Амурской области от *** ***-ОЗ «О жилищной политике в Амурской области». На основании изложенного, прокурор г. Благовещенска просит обязать орган местного самоуправления в лице Администрации г. Благовещенска предоставить Алтуховой Д.А. жилое помещение в черте г. Благовещенска, отвечающее санитарным и техническим условиям, общей площадью не менее 18 кв. метров по договору социального найма.

В судебном заседании представитель прокуратуры г. Благовещенска, истец Алтухова Д.А. на требованиях настаивали, пояснили об обстоятельствах, изложенных в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации г. Благовещенска, привлеченные для участия в деле определением суда от *** в качестве третьих лиц представители Министерства финансов Амурской области, Министерства образования и науки Амурской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, представитель администрации г. Благовещенска ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствие, о причинах неявки в судебное заседание представителя Министерства финансов Амурской области, Министерства образования и науки Амурской области не известно. В силу ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело при данной явке.

Из письменного отзыва представителя Администрации г. Благовещенска, поступившего в суд ***, следует, что ответчик иск не признает. В обоснование возражений указано, что согласно ст. 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе и учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. В силу требований ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, п.6 ч.1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в компетенции органов местного самоуправления городских округов находится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством. Законом Амурской области от *** *** муниципальное образование город Благовещенск наделен статусом городского округа. Таким образом, по мнению представителя ответчика, в соответствии со ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение жильем сирот в перечень вопросов муниципального образования города Благовещенска не входит. Статьями 5 и 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции Федерального закона от *** № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что дополнительные гарантии сиротам на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Согласно п. 3 ст. 4 Закона Амурской области от *** ***-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Закона Амурской области от *** ***-ОЗ), на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления. В рамках реализации переданных полномочий было принято Постановление Правительства Амурской области от *** N 638 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на *** -*** годы". Основная цель принятой Постановлением Правительства Амурской области от *** N 638 программы - усовершенствовать систему государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем строительства быстровозводимых жилых помещений, для более мобильного и в кратчайшие сроки решения жилищных проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно механизму реализации программы Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства области является главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для реализации программы, в части определения строительных площадок, обеспечения строительства малоэтажных быстровозводимых жилых домов, отвечающих требованиям энергоэффективности и экологичности, с квартирами общей площадью каждой квартиры в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых будет осуществляться строительство. Министерство имущественных отношений области осуществляет передачу жилых помещений, построенных за счет средств областного бюджета, в собственность муниципальных образований для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Органы местного самоуправления оформляют переданные министерством имущественных отношений области жилые помещения в муниципальную собственность и передают детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем заключения с этими лицами договоров социального найма. Однако, до настоящего времени, в собственность муниципального образования г. Благовещенска министерством имущественных отношений области жилые помещения для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не переданы, в связи с чем администрация города Благовещенска лишена возможности исполнить переданные полномочия по предоставлению жилья указанной категории граждан. Таким образом, администрация города Благовещенска является не надлежащим ответчиком по делу, поскольку субъектом РФ органу местного самоуправления не переданы необходимые для предоставления жилые помещения. На основании вышеизложенного, Администрация города Благовещенска просит суд в иске прокурору города Благовещенска, действующему в интересах Алтуховой Д.А., - отказать.

Выслушав пояснения помощника прокурора и Алтуховой Д.А., изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от *** ***-О, осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан (детей - сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (статья 39, часть 2, Конституции Российской Федерации), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально - экономического развития финансовых и иных средств и возможностей. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. К последним названный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите (абзац четвертый статьи 1).

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации, ст. 5 Закона РФ от *** *** «Об основах федеральной жилищной политики» (в ред. Федеральных законов от *** № 9-ФЗ, от *** № 68-ФЗ, от *** № 29-ФЗ, от *** № 113-ФЗ, от *** № 152-ФЗ, от *** № 179-ФЗ, от *** № 52-ФЗ), граждане Российской Федерации имеют право на жилище.

Судом по делу установлено, что Алтухова Д.А., *** года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей.

Из свидетельства о рождении Алтуховой Д.А. следует, что ее родителями указаны ФИО1 и ФИО2.

Согласно справке о рождении *** от *** сведения об отце ФИО1 внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка.

Из материалов дела видно, что решением Благовещенского городского суда от *** ФИО2 была лишена родительских прав в отношении дочери Алтуховой Д.А. и сына ФИО3

На основании Постановления мэра г. Благовещенска *** от *** Алтухова Д.А. и ФИО3 были определены в детское государственное учреждение. Отделу по учету и распределению жилья было предписано включить несовершеннолетних Алтухову Д.А. и ФИО3 в списки на внеочередное предоставление жилого помещения по достижении совершеннолетия либо по окончании учебного заведения.

Также из материалов дела усматривается, что *** Алтухова Д.А. окончила Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования Амурской области «Профессиональный лицей ***».

Обстоятельства отсутствия у Алтуховой Д.А. в собственности жилого помещения подтверждаются имеющимися в материалах дела уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним *** от *** и Комитетом по управлению имуществом муниципального образования г. Благовещенска. Также в деле не имеется сведений о наличии закрепленного за Алтуховой Д.А. жилого помещения.

Из искового заявления и пояснений истца следует, что в настоящее время она жилья не имеет, вынуждена снимать жилье.

Таким образом, Алтухова Д.А. является лицом, имеющим право на внеочередное получение жилого помещения.

Как указано в п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе и учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. При этом по смыслу указанной статьи такая обязанность возложена на органы местного самоуправления.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ч. 8 Федерального закона РФ № 159-ФЗ от *** «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от ***) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно абз. 1 ч. 3 ст. 4 Закона Амурской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ***-ОЗ от *** (в редакции от ***) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети, переданные в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления, и в порядке, определенном губернатором области.

Таким образом, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ ФИО4 имеет право на внеочередное предоставление ему органом местного самоуправления жилого помещения.

Предусмотренные указанным ранее Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации (ст. 5).

Постановлением Правительства Амурской области от *** *** был утвержден Порядок расходования субвенций, предоставляемой бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение жилыми помещениями детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что органы местного самоуправления после поступления субвенций осуществляют юридически значимые действия по приобретению жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма.

Постановлением Правительства Амурской области от *** *** утверждена долгосрочная целевая программа «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на *** - *** годы».

Согласно механизму реализации программы органы местного самоуправления: направляют в министерство образования и науки области документы граждан, подтверждающие их право на получение жилья в соответствии с порядком, утвержденным губернатором области, исходя из количества заявлений, представленных детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; определяют населенные пункты, в которых планируется строительство; в срок до 15 декабря года, предшествующего строительству, представляют в министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства области сведения о наличии земельных участков (кадастровый номер, площадь), предназначенных для строительства малоэтажных быстровозводимых жилых домов для вышеуказанной категории лиц в планируемом году, с указанием уровня обеспеченности данных земельных участков инженерной инфраструктурой.

Министерство образования и науки области за 25 дней до начала года, в котором планируется строительство, направляет в министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства областина основании представленных органами местного самоуправления документов граждан сведения о потребности в строительстве жилья для вышеуказанной категории лиц в разрезе муниципальных образований области согласно приложению к программе.

Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства области является главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для реализации программы,в части определения строительных площадок, обеспечения строительства малоэтажных быстровозводимых жилых домов, отвечающих требованиям энергоэффективности и экологичности, с квартирами общей площадью каждой квартиры в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых будет осуществляться строительство.

Министерство имущественных отношений области осуществляет передачу жилых помещений, построенных за счет средств областного бюджета, в собственность муниципальных образований для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Органы местного самоуправления оформляют переданные министерством имущественных отношений области жилые помещения в муниципальную собственность и передают детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем заключения с этими лицами договоров социального найма.

Таким образом, по мнению суда, обязанность по внеочередному однократному предоставлению жилого помещения истцу по договору социального найма лежит на органе местного самоуправления, то есть на Администрации г. Благовещенска, в связи с чем именно указанное лицо является надлежащим ответчиком по делу.

Однако, как установлено судом и не оспаривается представителем ответчика, до настоящего времени жилое помещение истцу Алтуховой Д.А. органом местного самоуправления - Администрацией г. Благовещенска, осуществившей постановку истца, как сироты, на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не предоставлено.

При этом общая площадь подлежащего предоставлению истцу жилого помещения, в силу ч. 5 ст. 57 Жилищного кодекса РФ и постановления мэра г. Благовещенска от *** *** «О норме предоставления жилого помещения по договору социального найма» не может быть менее 18 кв. метров. Указанную обязанность ответчик с момента постановки Алтуховой Д.А. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, и вплоть до настоящего времени надлежащим образом не исполнил.

С учетом изложенного, суд считает требование прокурора г. Благовещенска о предоставлении Алтуховой Д.А. жилого помещения в г. Благовещенске по договору социального найма - обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Доводы представителя ответчика о том, что Администрацией г. Благовещенска осуществила все юридически значимые действия по исполнению утвержденной Постановлением Правительства Амурской области от *** *** программы «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на *** - *** годы», и ее вины, как органа местного самоуправления, в неисполнении органом власти Амурской области обязанности по передаче в собственность муниципального образования г. Благовещенска жилых помещений для детей-сирот, не поступлении средств в бюджет г. Благовещенска на эти цели в *** году и в не поступлении достаточных средств в *** году, не имеется, - не могут быть приняты судом во внимание ввиду несостоятельности.

По мнению суда, само по себе наличие указанных обстоятельств не освобождает Администрацию г. Благовещенска от имеющейся у нее законной обязанности по предоставлению жилого помещения истцу, как лицу, отнесенному к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку необходимость исполнения органами местного самоуправления обязанности по внеочередному предоставлению жилья указанным категориям граждан, возложенной на них действующим жилищным законодательством РФ, не ставится в зависимость от размера поступающих субвенций из бюджетов иных уровней либо в зависимость от передачи субъектом РФ в собственность муниципального образования жилых помещений для этих целей.

Кроме того, в данном случае вопросы финансирования являются исключительно межбюджетными отношениями, возникающими между органами государственной власти и органами местного самоуправления, участниками которых граждане, в том числе и истец Алтухова Д.А., не являются.

Одновременно суд учитывает, что жилое помещение истцу должно быть предоставлено во внеочередном порядке. Внеочередной порядок означает отсутствие какой-либо очереди, поэтому доводы ответчика о наличии неудовлетворенной потребности в жилых помещений иных лиц из той же социальной категории, судом признаются несостоятельными. Реализация жилищных прав истицы не могут в данном случае быть поставлены в зависимость от обеспечения жильем иных лиц из числа сирот и оставшихся без попечения родителей.

При этом суд учитывает, что действующее жилищное законодательство признает жилым помещением (ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса РФ) изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, то есть отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Таким образом, иск прокурора г. Благовещенска, действующего в интересах Алтуховой Д.А., следует удовлетворить, обязав Администрацию г. Благовещенска предоставить Алтуховой Диане Андреевне жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, в г. Благовещенске, общей площадью не менее 18 кв. метров, по договору социального найма.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора г. Благовещенска, обратившегося в защиту прав и законных интересов Алтуховой Дианы Андреевны, удовлетворить.

Обязать Администрацию г. Благовещенска предоставить Алтуховой Диане Андреевне жилое помещение в черте г. Благовещенска, отвечающее санитарным и техническим условиям, общей площадью не менее 18 кв. метров, по договору социального найма.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме, то есть ***.

Председательствующий судья       Е.А. Фирсова