Решение об обязании включить в единый список ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в жилье, и обеспечить жильем путем предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения



Дело № 2-8938/11

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

      ***                  г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Афанасьева Д.Н.,

при секретаре Новожиловой А.В.,

с участием прокурора по делу Кадацкой О.А., представителя ответчика Министерства социальной защиты населения Амурской области - Кудриной С.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора *** Амурской области, действующего в интересах Грибовской Раисы Денисовны к Министерству социальной защиты населения Амурской области об обязании включить в единый список ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в жилье, и обеспечить жильем путем предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения,

                                                   УСТАНОВИЛ:

Прокурор *** Амурской области обратился в суд с указанным иском в защиту интересов Грибовской Р.Д., в обоснование которого указал, что *** Управлением социальной защиты населения по *** Амурской области Грибовской Р.Д. было выдано удостоверение, дающее право на льготы и преимущества, установленные для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны. Грибовская Р.Д. в установленном законом порядке на основании постановления главы Черемховского сельсовета от *** *** была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет на внеочередное улучшение жилищных условий. Однако, управлением социальной защиты населения по *** было отказано Грибовской Р.Д. в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета. Данное решение считает незаконным и свидетельствующим о нарушении конституционного права на жилище, допущенном в отношении лица, относящегося к особо охраняемой государством категории граждан. Такие действия влекут создание социальной напряженности в обществе, негативно влияют на авторитет государства. Исключение Грибовской Р.Д. из указанного списка противоречит Указу Президента РФ от *** *** «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов», пункту 8 ст. 154 Федерального закона от *** *** «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 15, 23.2 Федерального закона «О ветеранах», из которых следует, что бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. В перечень таких мер поддержки в соответствии с названными законами включено также и обеспечение жильем. На основании изложенного, просит суд обязать Министерство социальной защиты населения *** включить Грибовскую Раису Денисовну в единый список ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в жилье, и обеспечить жильем путем предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.

В судебном заседании помощник прокурора *** Амурской области настаивала на удовлетворении заявленных требований, высказала доводы, аналогичные указанные в иске.

Представитель Министерства социальной защиты населения Амурской области иск не признала, сославшись на доводы письменного отзыва, приобщенного к материалам дела, из которого следует, что в соответствии со ст. 2 Закона Амурской области от *** *** «О социальной поддержке по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории Амурской области» вопросы предоставления гражданам социальной поддержки по обеспечению жильем находятся в компетенции министерства. Государственные бюджетные учреждения - управления социальной защиты населения являются самостоятельными юридическими лицами и, находясь в ведомственном подчинении министерства, не имеют право принимать решения об отказе в предоставлении гражданам мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем. В соответствии с Порядком предоставления и использования единовременной денежной выплаты, социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения ветеранам, инвалидам семьям, имеющим детей-инвалидов, утвержденным постановлением Правительства Амурской области от *** ***, граждане, претендующие на получение единовременной денежной выплаты, социальной выплаты представляют в ГБУ УСЗН по месту жительства пакет необходимых документов, ГБУ-УСН направляют все документы в министерство. Пунктом 10 порядка установлено, что сведения и документы, полученные от ГБУ УСЗН и органов местного самоуправления, рассматриваются на заседании комиссии по предоставлению социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. По итогам заседания комиссия принимает решение о предоставлении (отказе в предоставлении) единовременной денежной выплаты. Таким образом, документы Грибовской Р.Д. на заседании комиссии Министерства не рассматривались, решение об отказе в предоставлении единовременной денежной выплате Грибовской Р.Д. Министерством не принималось. Письмо ГБУ-УСЗН, направленное в адрес Грибовской Р.Д. *** носит информационный характер. На основании изложенного, просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

В судебное заседание не явились надлежаще уведомленные о времени и месте рассмотрения дела: истец Грибовская Р.Д., представитель Администрации *** Амурской области, представитель Правительства Амурской области, представитель Министерства регионального развития РФ, представитель министерства финансов Амурской области, представитель ГБУ Управления социальной защиты населения по ***, сведений о причинах неявки и доказательств уважительности таких причин суду не представили. При таких обстоятельствах и на основании правил ч. 5,3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц и исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Грибовская Р.Д. имеет статус бывшего несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, что подтверждается удостоверение серии Р *** от ***.

Постановлением главы муниципального образования *** Амурской области от *** *** Грибовская Раиса Денисовна, *** года рождения, признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и была поставлена на учет на внеочередное улучшение жилищных условий.

Как усматривается из сообщения Государственного бюджетного учреждения - Управления социальной защиты населения по *** от *** ***, после проверки личного дела Грибовской Р.Д. Министерство социальной защиты населения отказало ей в постановке на учет, сославшись на то, что материалы, содержащиеся в учетном деле Грибовской Р.Д., не свидетельствуют о правомерности признании ее нуждающейся, а также на то, что данная категория граждан не подлежит обеспечению жильем в рамках Указа Президента РФ от *** *** «Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной воны 1941-1945г.г.».

В своем письме от *** *** Министерство социальной защиты населения *** указало, что не имеет правовых оснований для включения Грибовской Р.Д. в сводный список ветеранов Великой Отечественной войны, сославшись на то, что по статусу бывшие несовершеннолетние узники приравнены к участникам Великой Отечественной войны, однако нормативными актами Российской Федерации не обеспечена передача субъектам Российской Федерации полномочий и финансовых средств на обеспечение жильем граждан, относящихся к категории «бывшие несовершеннолетние узники фашизма», следовательно, бывшие несовершеннолетние узники фашизма, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жильем в соответствии с ЖК РФ, то есть в порядке общей очереди, а так же на то, что из материалов, содержащихся в учетном деле Грибовской Р.Д., не усматривается оснований признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В силу пп.1 п.1 ст. 2 Федерального закона от *** *** «О ветеранах» участники Великой Отечественной войны относятся к ветеранам Великой Отечественной войны.

Согласно Указу Президента РФ от *** *** «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны» бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

Данный указ фактически утратил свою силу в части установления льгот в связи с вступлением в силу с *** Федерального закона от *** *** «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных Фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны признанным инвалидам вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих».

Меры социальной поддержки для участников Великой Отечественной войны предусмотрены ст. 15 Федерального закона от *** *** «О ветеранах», среди которых и меры по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 Федерального закона от *** *** «О ветеранах»

Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Согласно ст. 23.2. указанного Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по беспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с ч.3 ст. 23.2 Закона объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, Грибовская Р.Д. имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, поскольку бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей и других мест принудительного содержание, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, приравнены по объему предоставляемых мер социальной поддержки и льгот к участникам Великой Отечественной войны.

При этом, действующее правовое регулирование не содержит норм, предусматривающих исключение для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, такой меры социальной поддержек - как обеспечение жильем.

Как следует из материалов дела Грибовская Р.Д. зарегистрирована и проживает совместно с *** ИИ, *** ЕА и *** ВИ и ИИ в квартире ***, расположенной по адресу: Амурская область, ***.

В соответствии с протоколом жилищной комиссии *** от ***, проведя выездное обследование жилого помещения, расположенного по адресу: Амурская область, *** в котором проживает Грибовская Р.Д., комиссия признала Грибовскую Р.Д. нуждающейся в улучшении жилищных условий, руководствуясь ЖК РФ, Законом Амурской области *** от *** «О жилищной политике в Амурской области», ст. 6 ч.1 п.2 о соответствии жилого помещения предъявляемым требованиям норм проживания в жилых помещениях.

Согласно справке Администрации *** Амурской области от *** ***, Грибовская Р.Д. по настоящее время право приватизации не использовала, собственного и приватизированного жилья на территории муниципального образования *** Амурской области не имеет.

По сообщению ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» от *** *** сведения о наличии жилого имущества, принадлежащего Грибовской Р.Д. в *** Амурской области в архиве *** Амурского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» отсутствуют.

Постановлением администрации *** Амурской области *** от *** Грибовская Р.Д. была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий с постановкой на очередь на улучшение жилищных условий.

В соответствии со ст. 2 Закона Амурской области от *** *** (ред. от ***) "О социальной поддержке по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории Амурской области" социальная поддержка по обеспечению жильем, в том числе и участников Великой Отечественной войны осуществляется в формах: 1) предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (далее единовременная денежная выплата), размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Амурской области, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации; 2) предоставления жилого помещения в собственность. Выбор формы социальной поддержки по обеспечению жильем осуществляется гражданами самостоятельно путем подачи письменного заявления.

При таких обстоятельствах, учитывая наличие выраженной Грибовской Р.Д. воли на получение жилья в собственность, отсутствия жилого помещения, суд усматривает основания для включения Грибовской Р.Д. в единый список ветеранов Великой отечественной войны, нуждающихся в жилье, и предоставления ей единовременной денежной выплаты.

Таким образом, решение Министерство социальной защиты населения Амурской области об отказе во включении Грибовской Р.Д. в список ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в жилье, выраженное в ответе Министерства социальной защиты населения Амурской области от ***, исх. ***, адресованном ГБУ-УСЗН по ***, не основано на действующем законодательстве.

При этом, суд принимает во внимание, что указанное решение явилось основанием для возвращения учетного дела Грибовской Р.Д. в адрес Министерства социальной защиты населения по *** Амурской области.

С учетом изложенного, суд считает, что исковые требования прокурора *** Амурской области, действующего в интересах Грибовской Р.Д., о включении ее в список ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в жилье, и обеспечиении жильем путем предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд

                                                      

РЕШИЛ:

Заявление прокурора *** Амурской области, действующего в интересах Грибовской Раисы Денисовны, к Министерству социальной защиты населения Амурской области об обязании включить Грибовску Раису Денисовну в единый список ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в жилье, и обеспечить её жильем путем предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения - удовлетворить.

Обязать Министерство социальной защиты населения Амурской области включить Грибовскую Раису Денисовну в список ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в жилье и обеспечить жильем путем предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья Д.Н. Афанасьев