Определение о взыскании суммы неполученной пенсии



Дело № 11-239/2011 мировой судья АВ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

***

Благовещенский городской суд Амурской области в составе

председательствующего судьи Г.В. Фандеевой

при секретаре А.А. Гальцевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе Шрама Николая Николаевича

дело по иску Шрама Николая Николаевича к Военному комиссариату Амурской области о взыскании суммы неполученной пенсии,-

УСТАНОВИЛ

Шрам Н.Н. обратился в суд с иском к Военкомату Амурской области с требованиями о взыскании суммы невыплаченной пенсии, указав, что с *** является пенсионером Министерства обороны РФ и получает пенсию на основании ФЗ от ***. На день увольнения имел воинское звание - майор.

Истец считает, что за период с *** по *** ему недоплачивалась пенсия по воинскому званию и воинской должности, размер которой составил *** рублей *** копеек.

Доводы о недоплате пенсии связывает с невыполнением ответчиком требований п. 2 ст. 12, п. 1 ст. 29 Закона «О статусе военнослужащих», согласно которым оклады по воинской должности, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, не могут быть менее пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда и эти оклады должны быть установлены в течение *** г. В спорный период Военкоматом при расчете его пенсии оклад по воинской должности рассчитывался в меньшем размере, в нарушение принципа единства системы денежного довольствия военнослужащих.

Кроме того, п. 2 ст. 12 «О статусе военнослужащих», предусмотрено, что оклады по воинским званиям военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, не могут быть менее половины окладов по воинским должностям

Требовал взыскать с Военного комиссариата Амурской области недоплаченную пенсию с учетом роста индекса потребительских цен за период с *** по *** в размере *** рублей *** копеек.

Применение индекса роста потребительских цен в расчете недоплаченной пенсии истец обосновывает требованием о возмещении убытков, причиненных несвоевременной выплатой пенсии, уменьшением покупательской способности денежных средств.

Ответчик иск не признал, в своих письменных возражениях на иск указал, что правила установления размеров окладов по воинским должностям и воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и дополнительных выплат определяются Правительством РФ по представлению Министерства обороны РФ или иного федерального органа исполнительной власти. Военный комиссариат таким правом не наделен, границы оклада по воинской должности установлены законом для первичных воинских должностей, в то время как истец уволен со службы на пенсию в офицерском звании.

Решением мирового судьи Амурской области по Благовещенскому городскому судебному участку *** от *** в пользу Шрама Н.Н. с Военкомата Амурской области взыскана сумма недоплаты пенсии по воинскому званию за период с *** по *** с учетом индекса потребительских цен в размере *** руб. 15 коп. В иске в остальной части отказано.

В апелляционной жалобе истец требует решение мирового судьи отменить, как необоснованное. Указывает, что его требования о взыскании недополученной пенсии основаны на законе.

В суд апелляционной инстанции стороны не явились, о слушании дела извещены.

Изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Как следует из удостоверения серии ***, Шрам Н.Н. является пенсионером Министерства обороны РФ с ***. На момент увольнения на пенсию истец имел воинское звание «майор».

Как видно из дела, истец получает пенсию на основании Закона РФ *** от *** «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», то есть, исходя из денежного довольствия военнослужащих.

Согласно ст. 43, ст. 14 указанного Закона для исчисления пенсии учитываются, в том числе - оклады по воинской должности, воинскому или специальному званию. Размер пенсии определяется в процентном отношении от денежного довольствия. Порядок исчисления пенсии определяется Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 49 Закона от *** ***, пенсии, назначенные лицам, указанным в ст. 1 настоящего закона (к этим лицам относится истец), подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, одновременно с его увеличением.

В соответствии со ст. 12 Федерального Закона «О статусе военнослужащих» ***, как в редакции от *** года, так и в редакции, действующей на настоящий момент денежное довольствие военнослужащих состоит из месячного оклада по воинской должности и месячного оклада по воинскому званию, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащих, месячных и иных дополнительных выплат.

Размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, окладов по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и дополнительных выплат определяются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).

В соответствии со ст. 6, ст. 19 Конституции РФ, каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории равными правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией. Постановлением Правительства РФ от *** *** «О повышении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Министерства юстиции Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и Федеральных органов налоговой полиции» с *** установлены месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями военнослужащим (кроме солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву) согласно приложению N 1 (п. 2 постановления).

Решением Верховного суда Российской Федерации от *** *** признан недействительным (незаконным) п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от *** *** «О повышении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно - исполнительной системы Министерства Юстиции Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и федеральных органов налоговой полиции» в части повышения военнослужащим окладов по воинским званиям лишь с *** как не соответствующий абзацу второму пункта 12 статьи 12 Закона Российской Федерации от *** *** «О статусе военнослужащих», установлено, что в соответствии с п. 2 ст. 12 Закона Российской Федерации от *** *** «О статусе военнослужащих» размеры окладов по воинским должностям, окладов по воинским званиям и дополнительных выплат определяются правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба). При этом Закон РФ «О статусе военнослужащих» предусматривает определенные пределы для установления Правительством Российской Федерации размеров окладов лишь по первичным воинским должностям солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту.

Таким образом, размеры окладов по воинским должностям и воинским званиям других военнослужащих определяются Правительством РФ в отсутствие указаний в Законе о границах такого определения. Законом от *** *** устанавливались минимальные должностные оклады и оклады по воинским званиям только по первичным воинским должностям солдат и матросов. Воинская должность истца не была первичной, следовательно, минимальный должностной оклад и оклад по воинской должности для нее не устанавливался.

Согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона от *** *** «О статусе военнослужащих» (в редакции, действовавшей со дня опубликования Закона до ***) размеры окладов по воинским должностям, окладов по воинским званиям и дополнительных выплат определяются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) с соблюдением условия единства основных норм денежного довольствия военнослужащих. При этом оклады по первичным воинским должностям солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда, а оклады по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее половины окладов по воинским должностям. Оклад денежного содержания военнослужащих повышается Правительством Российской Федерации пропорционально увеличению минимального размера оплаты труда в течение года с того срока, с которого федеральным законом устанавливается минимальный размер оплаты труда.

Минимальный размер оплаты труда установлен Федеральным законом от *** и составляет *** рубля *** копеек. Из этого следует, что не позднее чем с *** месячный оклад по первичной должности должен быть не менее *** рублей *** копеек (*** руб. х 5), а оклад по воинскому званию не менее *** рублей *** копеек (*** руб. : 2).

Однако истцу выплачивался оклад по воинскому званию в размере *** руб., по воинской должности в размере *** руб. В связи с чем, оснований для удовлетворения требований истца о взыскании задолженности по воинскому званию за период с *** по *** - нет.

Указом Президента Российской Федерации «О повышении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и денежного содержания сотрудников федеральных органов налоговой полиции» *** от *** в целях повышения денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно - исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и денежного содержания сотрудников федеральных органов налоговой полиции постановлено повысить с *** в 2,02 раза месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями военнослужащим, оклады по присвоенным специальным званиям сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно - исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и федеральных органов налоговой полиции.

Решением Верховного суда Российской Федерации от *** *** установлено, что размеры окладов военнослужащих по воинскому званию были установлены Постановлением Правительства РФ от *** и в дальнейшем повышались в кратном порядке постановлениями Правительства РФ, а конкретные размеры указывались в приказах Министра обороны РФ. К моменту издания Указа *** и Постановления *** размеры окладов военнослужащих Вооруженных Сил РФ были указаны в Приказе Министра обороны РФ от *** ***. Именно эти оклады, по представлению Министра обороны РФ, согласованному с руководителями других органов исполнительной власти, где предусмотрена военная служба, положены в основу определения окладов, указанных в приложении ***. Сопоставление окладов по воинскому званию, установленных ранее и приложением ***, свидетельствует о том, что Правительством РФ не в полной мере выполнено поручение Президента РФ, чем ущемлены законные права военнослужащих.

Учитывая, что в соответствии со ст. 90 Конституции РФ указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, а постановления Правительства РФ, согласно ст. 115 Конституции РФ и ст. 33 Закона РФ от *** ***, не могут противоречить указам Президента РФ, приложение *** в той мере, в которой оно ущемляет право военнослужащих на получение оклада по воинскому званию в соответствии с Указом ***, не может быть признано законным. Указанным решением приложение *** к постановлению Правительства РФ от *** *** признано незаконным и недействительным со дня издания в той мере, в которой месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями военнослужащим установлены в меньших размерах, чем предписано правительству Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от *** ***.

Однако, несмотря на данные обстоятельства, истцу перерасчет пенсии на основании постановления Правительства РФ *** от *** произведен с ***, при перерасчете пенсии применено приложение *** к постановлению Правительства РФ от *** ***, которое решением Верховного суда Российской Федерации от *** *** признано незаконным и недействительным со дня издания в той мере, в которой месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями военнослужащим установлены в меньших размерах, чем предписано Правительству Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от ***.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования истца о взыскании недоплаченной пенсии по воинскому званию за период с *** по *** подлежат удовлетворению, в остальной части иска следует отказать, поскольку согласно п. 1 ст. 29 Закона РФ «О статусе военнослужащих» Правительство РФ было обязано в течение *** года повысить месячные оклады по воинским должностям и воинским званиям до уровня, установленного п. 2 ст. 12 Закона, то есть не позднее чем с ***. В связи с чем, требования истца о взыскании недоплаченной пенсии по воинскому званию за период с *** по *** удовлетворению не подлежат. Кроме того, требования истца о взыскании недоплаченной пенсии по воинской должности за период с *** по *** удовлетворению не подлежат, поскольку постановление Правительства *** от *** в части повышения окладов по должности не признано незаконным, кроме того истец уволен с офицерской должности.

В силу абз. 25 п. 12 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента РФ от *** ***, военный комиссариат организует работу по пенсионному обеспечению и социальному обслуживанию лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, назначение указанным лицам предусмотренных для них законодательством Российской Федерации пенсий, пособий и компенсаций и осуществляет контроль за правильностью и своевременностью их выплаты.

Анализ данной нормы закона позволяет сделать вывод о том, что именно военный комиссариат является непосредственным плательщиком пенсии пенсионерам РФ, организует работу по социальному обеспечению и является надлежащим ответчиком. В связи с чем, судом отвергается довод представителя ответчика о том, что Военный комиссариат Амурской области является ненадлежащим ответчиком по делу.

Таким образом, сумма, взысканная с ответчика в пользу истца, подлежит индексации. Проверив расчет, представленный истцом и ответчиком, мировой судья обоснованно пришел к выводу о взыскании в пользу истца с ответчика сумму недоплаченной пенсии в размере ***. *** коп.

Решение мирового судьи законно и обоснованно, оснований для его отмены или изменения, предусмотренных ст. 362 - 364 ГПК РФ, у суда не имеется.

Руководствуясь ст., ст. 224, 225, 329 ГПК РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Решение мирового судьи Амурской области по Благовещенскому городскому судебному участку *** от *** - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Шрама Николая Николаевича - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в кассационном порядке не подлежит. Может быть обжаловано в порядке надзора в Амурский областной суд в течение шести месяцев.

Председательствующий судья Г.В. Фандеева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200