Дело Номер обезличен
Р Е Ш Е Н И Еименем Российской Федерации
Дата обезличена года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд ... в составе:
председательствующего судьи Рябченко Р.Г.,
при секретаре FIO0,
с участием представителя ответчика FIO1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению FIO2 к ФИО11 о восстановлении права на начисление пенсии с применением районного коэффициента 1,3, взыскании недополученной пенсии,
УСТАНОВИЛ:
FIO2 обратился в суд с настоящим иском к ФИО12 (далее ...), в обоснование которого указал, что с Дата обезличена г. является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации, получает пенсию на основании закона от Дата обезличена г. Номер обезличен, регулирующего пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу. Согласно ст.ст. 43, 48 указанного Закона, в составе денежного довольствия для начисления пенсии учитываются должностной оклад, оклад по воинскому званию, процентная надбавка за выслугу лет. При этом к установленному размеру пенсии применяется районный коэффициент. На момент увольнения на пенсию, размер пенсии был установлен с применением районного коэффициента 1,3. Но с Дата обезличена г. ответчик стал исчислять пенсию с применением районного коэффициента 1,2, ссылаясь на отсутствие федерального законодательного акта, устанавливающего размер районного коэффициента. Истец считает, что его право на исчисление пенсии с применением районного коэффициента 1,3 следует из Федерального закона Номер обезличен ФЗ от Дата обезличена г. «О статусе военнослужащих», согласно которому к денежному довольствию военнослужащих, проходящих службу по контракту в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими и экологическими условиями устанавливаются районные коэффициенты и выплачиваются процентные надбавки в размере и порядке, которые установлены федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации для граждан, работающих и проживающих в данных районах и местностях. Таким нормативным документом является постановление Правительства РФ от Дата обезличена г. Номер обезличен, которым ряду ведомств, в том числе - Министерству обороны РФ, предоставлено право применять районные коэффициенты к заработной плате гражданского персонала в пределах размеров коэффициентов, установленных для соответствующих территорий. На основании указанного постановления Правительства РФ был издан Приказ Министра Обороны Российской Федерации от Дата обезличена г. Номер обезличен, определивший, что в ... для оплаты труда гражданского персонала воинских частей применяются районные коэффициенты, иные, чем ранее были установлены органами власти СССР в 1964 и 1967 г.. В частности, для местности, где проходил службу истец на момент увольнения на пенсию, этот коэффициент согласно приказу МО РФ от Дата обезличена г. Номер обезличен, составлял 1,3. Денежное довольствие истца исчислялось с применением данного коэффициента. Кроме того, постановлением FIO3 области и Президиума Совета федерации профсоюзов ... от Дата обезличена г. Номер обезличен для ... был установлен районный коэффициент 1,3, который до настоящего времени применяется при оплате труда рабочих и служащих непроизводственных отраслей хозяйства, федеральным служащих, а также военнослужащих, проходящих службу в .... Считает, что ответчик, уменьшив размер районного коэффициента при исчислении пенсии, незаконно ограничил право истца на получение пенсии в гарантированном размере с применением районного коэффициента 1,3, установленного по последнему месту службы. В связи с этим истцу причинены убытки, вызванные недоплатой пенсии. Истец просит восстановить его право на получение пенсии с учетом районного коэффициента 1,3, обязав ответчика производить исчисление пенсии на будущее время с применением районного коэффициента 1,3, взыскать с ответчика недополученную пенсию, исчисленную с применением районного коэффициента 1,3 за период с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. в размере 38 794 рублей 20 копеек.
Истец, прокурор, привлеченный к участию в деле в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, истец в исковом заявлении просил рассмотреть дело без его участия. При таких обстоятельствах суд в соответствии с ч.ч. 3, 5 ст. 167, ч. 3 ст. 45 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие истца, прокурора.
Представитель ответчика ... по доверенности FIO1 с исковыми требованиями не согласился, в обоснование своих возражений пояснил, что на момент назначения пенсия истца подлежала исчислению с применением районного коэффициента 1,2, установленного постановлением Совета Министров ССР и Президиума ВЦСПС от Дата обезличена г. Номер обезличен П-28. В период, указанный истцом, его пенсия исчислялась в соответствии с действующим законодательством, так как при расчете пенсии применяемый районный коэффициент был уменьшен с 1,3 до 1,2, приведен в соответствие с действующим законодательством. При назначении пенсии районный коэффициент 1,3 был применен ошибочно. Кроме того, ответчику из федерального бюджета не выделялись денежные средства. Просил в удовлетворении требований отказать.
Изучив доводы искового заявления, заслушав объяснения представителя ответчика, а также исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Как установлено судом, не оспаривается ответчиком и подтверждается материалами дела, на день увольнения на пенсию истцу был установлен районный коэффициент 1,3, который применялся в расчете его пенсии до Дата обезличена г. В период с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. при расчете пенсии истца ответчик применил районный коэффициент 1,2.
Согласно ст. 39 Конституции РФ государственные пенсии устанавливаются законом.
В соответствии со ст. 48 Закона РФ Номер обезличен от Дата обезличена г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, государственной пожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», пенсионерам, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих устанавливаются районные коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям и повышения, кроме предусмотренных статьей 45 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего районного коэффициента, установленного в данной местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
Названный закон не дает права органам государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать районные коэффициенты, применяемые при выплате пенсий из федерального бюджета военным пенсионерам.
Поскольку до настоящего времени нет федерального закона, устанавливающего размер районных коэффициентов, следует применить нормативные акты Союза СССР, поскольку они не противоречат Конституции РФ и законам РФ.
Районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих непроизводственных отраслей для местностей, в которых истец проходил службу, установлен постановлением Совета Министров СССР от Дата обезличена г. Номер обезличен «О введении районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены», а также постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, Президиума ВЦСПС от Дата обезличена г. Номер обезличен / Номер обезличен «О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения». Согласно указанным документам, районный коэффициент в Амурской области (кроме районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей) составляет 1,2. Коэффициент 1,3 в местностях, указанных в этих документах, не устанавливался.
Суд не может согласиться с доводами истца о том, что его право на получение пенсии с районным коэффициентом 1,3 установлено Законом «О статусе военнослужащих», так как названный закон не устанавливает каких-либо районных коэффициентов, подлежащих применению в расчете пенсии. Из ч. 5 ст. 13 указанного закона следует, что понятие «отдаленная местность» применено относительно высокогорных районов, пустынных и безводных местностей, к которым не относятся местности, где проходил службу истец.
Само по себе получение надбавки к денежному содержанию за службу в отдаленной местности и льготное исчисление выслуги лет не свидетельствует о том, что при исчислении пенсии может применяться районный коэффициент 1,3.
Также суд не принимает ссылки истца на приказ Министра обороны РФ Номер обезличен от Дата обезличена г., поскольку данным приказом не устанавливается порядок определения размера пенсии военнослужащих. Приказ Номер обезличен издан во исполнение постановления Правительства РФ Номер обезличен от Дата обезличена г. «О расширении прав отдельных центральных органов федеральной исполнительной власти в области оплаты труда гражданского персонала», которым Министру обороны Российской Федерации было предоставлено право устанавливать районный коэффициент к заработной плате гражданского персонала (то есть лиц, не получающих денежное довольствие) в пределах размеров коэффициентов, установленных для соответствующих территорий ( ч. 4 п. 1 постановления).
Практика исполнения приказа Министра обороны от Дата обезличена г. Номер обезличен в части применения на территории Амурской области районного коэффициента 1,3 к заработной плате гражданского персонала воинских частей, а также к исчислению денежного довольствия военнослужащих, на что ссылается истец, не свидетельствует о том, что этот же районный коэффициент в отсутствие соответствующего федерального законодательства подлежал применению при исчислении пенсий военнослужащих.
В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от Дата обезличена г. Номер обезличен "О некоторых мерах по социально - экономическому развитию районов Севера" Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Советов народных депутатов автономных округов по согласованию с соответствующими профсоюзными органами было предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории (автономный округ, город, район) минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. Затраты на указанные цели осуществляются за счет средств предприятий и организаций, бюджетов республик, входящих в состав РСФСР, автономных округов, местных бюджетов.
На основании данного постановления FIO3 области и Президиум Совета федерации профсоюзов ... приняли постановление Номер обезличен от Дата обезличена г. «О районных коэффициентах к заработной плате рабочих и служащих» согласно которому предприятиям и организациям было предоставлено право вводить к заработной плате рабочих и служащих минимальный размер районного коэффициента в размере 1,30. Там же установлено, что затраты на эти цели должны производиться за счет средств предприятий и организаций, а также средств местных бюджетов - при наличии средств, предусмотренных местными бюджетами.
Таким образом, районный коэффициент в размере 1,30 был установлен органом государственной власти субъекта Российской Федерации и не являлся единым районным коэффициентом, установленным федеральным законом. Затраты на выплату пенсий с учетом районного коэффициента в размере 1,3 при обстоятельствах, на которые ссылается истец, федеральным бюджетом не планировались.
Согласно закону от Дата обезличена г. Номер обезличен финансирование пенсий военнослужащих осуществляется за счет средств федерального бюджета. Следовательно, районные коэффициенты к пенсиям военнослужащих также могут быть установлены только федеральным законодательством.
Данная правовая позиция выражена Верховным Судом Российской Федерации в решении от Дата обезличена г. (Номер обезличен).
Учитывая изложенное, суд считает обоснованными доводы ответчика о том, что при назначении истцу пенсии районный коэффициент в размере 1,3 был применен ошибочно.
Вместе с тем, суд принимает во внимание следующие обстоятельства.
В соответствии со статьей 15 (часть 4) Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Согласно статье 17 (часть 1) Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от Дата обезличена года Номер обезличен "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" разъяснил, что права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, а также международным договорам Российской Федерации являются непосредственно действующими в пределах юрисдикции Российской Федерации. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (пункт 1).
В силу пункта 10 названного Постановления Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод признает юрисдикцию Европейского суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении Российской Федерации (статья 1 Федерального закона от Дата обезличена г. Номер обезличенФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней"). Поэтому применение судами вышеназванной Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Согласно ст. 1 Протокола Номер обезличен к Конвенции каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права. При этом указано, что "требование" - даже относительно пенсии - может представлять собой собственность по смыслу статьи 1 Протокола Номер обезличен к Конвенции, если оно в достаточной степени реализуемо.
В силу ст. 17 Конвенции ничто в настоящей Конвенции не может толковаться как означающее, что какое-то государство, какая-либо группа лиц или какое-либо лицо имеет право заниматься какой бы то ни было деятельностью или совершать какие бы то ни было действия, направленные на упразднение прав и свобод, признанных в настоящей Конвенции, или на их ограничение в большей мере, чем это предусматривается в конвенции.
В соответствии со ст. 52 закона Номер обезличен от Дата обезличена г. заявления и поступившие вместе с ними документы для назначения пенсий лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, рассматриваются пенсионными органами не позднее десяти дней со дня поступления заявления либо не позднее десяти дней после поступления недостающих документов, не представленных при подаче заявления.
При наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пенсий, назначенных лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, перерасчет пенсии производится с первого числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором наступили указанные обстоятельства.
Согласно ст. 49 закона Номер обезличен от Дата обезличена г. в редакции, действующей по состоянию на Дата обезличена г. (дата изменения районного коэффициента, применяемого в расчете пенсии истца), а также в редакции, действующей на момент рассмотрения спора, пенсии военных пенсионеров подлежали пересмотру в следующих случаях:
а) при повышении стоимости жизни и оплаты труда - в соответствии с законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений населения;
б) при увеличении денежного довольствия военнослужащих, исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением;
в) при повышении установленного Федеральным законом минимального размера пенсии по старости.
Других оснований к пересмотру назначенной военнослужащему пенсии указанный Закон, а также постановление Правительства Российской Федерации от Дата обезличена г. Номер обезличен «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" не предусматривали.
Также действующее законодательство не предусматривало порядка пересмотра (уменьшения) районного коэффициента, ошибочно назначенного при определении размера пенсии военнослужащего.
Ведомственными актами Министерства обороны Российской Федерации данный вопрос не регулировался.
Суд считает, что уменьшение размера районного коэффициента, установленного на момент увольнения истца на пенсию, является фактическим пересмотром пенсии военнослужащего, так как влечет уменьшение сумм пенсии, которые бы причитались истцу в случае применения в расчетах ранее установленного районного коэффициента.
В этой связи заслуживает внимания, что по смыслу положений закона от Дата обезличена г. Номер обезличен пенсия назначена истцу пожизненно. Ответчик официально не уведомлял истца о принятии решения об уменьшении применяемого в расчетах пенсии районного коэффициента, о причинах уменьшения коэффициента, о том, что это уменьшение будет действовать во всех дальнейших расчетах пенсии.
В силу ч. 2 ст. 58 этого же закона сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Из расчета, представленного истцом, который суд считает правильным, поскольку ответчик не представил какого-либо иного расчета взыскиваемой истцом задолженности, несмотря на соответствующее предложение суда, изложенное в определении о подготовке дела к судебному заседанию, следует, что недополученная истцом за спорный период пенсия с учетом районного коэффициента 1,3 составляет 38 794 рублей 20 копеек.
Учитывая изложенное, суд считает, что ответчиком нарушено право истца на получение пенсии, исчисленной с применением районного коэффициента 1,3. Требование истца о восстановлении нарушенного права обосновано и подлежит удовлетворению. На ответчика следует возложить обязанность по исчислению пенсии истца с применением районного коэффициента 1,3.
Кроме того, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию недоплаченная пенсия в сумме 38 794 рублей 20 копеек.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования FIO2 удовлетворить.
Восстановить право FIO2 на исчисление пенсии с районным коэффициентом 1,3, обязав Военный комиссариат Амурской области производить исчисление пенсии FIO2 с применением районного коэффициента в размере 1,3.
Взыскать с Военного комиссариата Амурской области в пользу FIO2 недоплаченную пенсию за период с Дата обезличена года по Дата обезличена года включительно в сумме 38 794 рубля 20 копеек.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья: Р.Г. Рябченко