Решение о востановлении права на начисление пенсии



Дело № Номер обезличен

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Дата обезличена года г.Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области, в составе:

председательствующего судьи Матюхановой Н.Н.,

при секретаре ФИО2.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к ФИО4 о восстановлении права на начисление пенсии с применением районного коэффициента 1,3, взыскании недополученной пенсии, -

у с т а н о в и л :

ФИО5 обратился в суд с иском к ФИО6, указав, что является пенсионером Министерства обороны РФ с Дата обезличена Дата обезличена года и получает пенсию на основании Закона РФ № Номер обезличен от Дата обезличена года. Пенсионное обеспечение осуществляется ФИО7. Согласно ст.ст. 43, 48 указанного Закона, в составе денежного довольствия для начисления пенсии учитываются должностной оклад, оклад по воинскому званию, процентная надбавка за выслугу лет. При этом к установленному размеру пенсии применяется районный коэффициент. На момент увольнения на пенсию, размер пенсии был установлен с применением районного коэффициента 1,3. Но с Дата обезличена года ответчик без предварительного уведомления стал производить выплату пенсии с применением районного коэффициента 1,2, ссылаясь на отсутствие федерального законодательного акта, устанавливающего размер районного коэффициента. Между тем, его служба проходила в отдаленной местности Амурской области, для которой районный коэффициент в размере 1,2 Законом РФ не установлен. Его право на исчисление пенсии с применением районного коэффициента 1,3 следует из п. п. 3, 5 ст. 13 Федерального закона Номер обезличен от Дата обезличена года, согласно которым выплата пособия военнослужащим, проходящим военную службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с неблагоприятными климатическими и экологическими условиями, в том числе отдаленных (как у него), где к их денежному довольствию уставлены районные коэффициенты, проводится с учетом указанных районных коэффициентов. К денежному довольствию военнослужащих, проходящих службу по контракту в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими и экологическими условиями устанавливаются районные коэффициенты и выплачиваются процентные надбавки в размере и порядке, которые установлены федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации для граждан, работающих и проживающих в данных районах и местностях. Таким нормативным документом является постановление Правительства РФ от Дата обезличена Номер обезличен «О расширении прав отдельных органов исполнительной власти области оплаты труда гражданского персонала», которым Министерству обороны РФ разрешено увеличивать для гражданского персонала воинских частей единую тарифную сетку по оплате труда работников организаций бюджетной сферы и для гражданского персонала. На основании указанного Постановления Правительства РФ был издан Приказ Министра Обороны Российской Федерации от Дата обезличена Номер обезличен, определивший, что в Амурской области для оплаты труда гражданского персонала воинских частей применяются районные коэффициенты, иные, чем ранее были установлены органами власти СССР в Дата обезличена г.. В частности, для местности, где он проходил службу на момент увольнения на пенсию, этот коэффициент согласно приказу МО РФ от Дата обезличена года Номер обезличен, составлял 1,3. Его денежное довольствие исчислялось с применением данного коэффициента. Постановлением СМ РСФСР от Дата обезличена года Номер обезличен «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера» п.13 предоставлено право органам местной государственной власти устанавливать районные коэффициента к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на территориях минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. Постановлением Правительства РФ от Дата обезличена Номер обезличен (приложение Номер обезличен к приказу МО РФ Номер обезличен) в Амурской области к заработной плате гражданского персонала установлен районный коэффициент 1,3, который фактически применяется. Кроме того, постановлением Главы Администрации Амурской области и Президиума Совета федерации профсоюзов Амурской области от Дата обезличена года Номер обезличен для г. Благовещенска был установлен районный коэффициент 1,3, который до настоящего времени применяется при оплате труда рабочих и служащих непроизводственных отраслей хозяйства, федеральным служащих, государственным служащим области, муниципальным служащим, сотрудникам органов УВД, суда прокуратуры. Первоначальная редакция ст. 48 Закона РФ Номер обезличен от Дата обезличена года была дополнена ч. 2 Федерального закона Номер обезличен от Дата обезличена года, вступившим в законную силу с Дата обезличена года, и ч. 3 Федерального закона Номер обезличен от Дата обезличена года, вступившим в законную силу с Дата обезличена года. Определено, что пенсионерам, прослужившим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям соответственно 15 и 20 календарных лет при выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства сохраняется размер пенсии, исчисленный с учетом соответствующего районного коэффициента, в порядке определяемом Правительством РФ. Ответчик, уменьшив размер районного коэффициента при исчислении пенсии, незаконно ограничил его право на получение пенсии в гарантированном размере с применением районного коэффициента 1,3, установленного по последнему месту службы. В связи с этим ему причинены убытки, вызванные недоплатой пенсии и ростом индекса потребительских цен. Поэтому просит обязать Военный комиссариат Амурской области восстановить его право на исчисление пенсии с учетом соответствующего районного коэффициента 1,3, в соответствии со ст. 48 Закона РФ Номер обезличен от Дата обезличена года, взыскать с ответчика в его (истца) пользу недоплаченную пенсию с учетом соответствующего районного коэффициента и с учетом индекса потребительских цен за период с Дата обезличена года по Дата обезличена года в размере 31147 рублей 26 копеек.

Истец и представитель ответчика в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, в исковом заявлении содержится просьба истца о рассмотрении дела в его отсутствии, сведений о причинах неявки и уважительности таких причин от представителя ответчика в суд не поступило. Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Как следует из письменных возражений на иск Военного комиссариата Амурской области, подписанных Ворошиловым А.М., действующим по доверенности, Военный комиссариат Амурской области с заявленными требованиями не согласен, поскольку истец не проходил военную службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, поэтому он не имеет право на получение пенсии с районным коэффициентом 1,3, установленным постановлением Совмином СССР, Президиумом ВЦСПС от Дата обезличена года Номер обезличен. Пенсия должна исчисляться с учетом районного коэффициента - 1,2, установленного постановлением Совмина СССР и Президиума ВЦСПС от Дата обезличена года Номер обезличен. При установлении истцу пенсии изначально был неправильно применен районный коэффициент 1,3. Перерасчет районного коэффициента приведен в соответствии со ст. 15 Постановления Правительства РФ, Дата обезличена. Номер обезличен. Просил в удовлетворении требований отказать.

Исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что истец проходил действительную военную службу с Дата обезличена года по Дата обезличена года, так с Дата обезличена года по Дата обезличена года - в/ч Номер обезличен, с Дата обезличена года по Дата обезличена года - школа прапорщиков, с Дата обезличена года по Дата обезличена года - в/ч Номер обезличен ... - 2 Амурской области. Является пенсионером Министерства обороны РФ и получателем пенсии за выслугу лет с Дата обезличена года.

На день увольнения на пенсию истцу был установлен районный коэффициент 1,3 на основании приказа Министра обороны РФ Номер обезличен от Дата обезличена года, который применялся при расчете пенсии до Дата обезличена года. В период с Дата обезличена года по настоящее время при расчете пенсии истца ответчик применил районный коэффициент 1,2.

Конституция РФ, в соответствии с целями социального государства (ст.7, ч.1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных Законом (ст. 39, ч.1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров пенсий, к компетенции законодателя (ст. 39,ч.2).

В соответствии с Федеральным законом от Дата обезличена года Номер обезличен «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсионное обеспечение военнослужащих регулируется специальным законом - Законом РФ от Дата обезличена года Номер обезличен «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, государственной пожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее - Закон РФ от Дата обезличена года Номер обезличен), которым определяются условия назначения пенсий, порядок их исчисления и размеры.

В силу ст. 43 Закона РФ Номер обезличен от Дата обезличена года пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

Согласно расчету пенсии за выслугу лет, пенсия истцу как военному пенсионеру была рассчитана исходя из должностного оклада, оклада по воинскому званию, надбавки за выслугу лет, продпайка, районного коэффициента в размере 1,3.

В соответствии со ст. 48 Закона РФ Номер обезличен от Дата обезличена года (в первоначальной редакции) пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членов их семей, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих устанавливаются районные коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям и повышения, кроме предусмотренных статьей 45 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего районного коэффициента, установленного в данной местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

Таким образом, применение районного коэффициента к пенсии за выслугу лет военным пенсионерам допускается только если они проживают в местностях, в которых к заработной плате рабочих и служащих непроизводственных отраслей установлены районные коэффициента.

Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» от Дата обезличена года Номер обезличен, ст. 48 Закона РФ Номер обезличен дополнена частью второй, устанавливающей правило о сохранении за пенсионерами, прослужившими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, но выехавшими из этих районов и местностей, размера пенсии, исчисленного с применением районного коэффициента.

Норма, содержащаяся в ч. 2 ст. 48 Закона РФ Номер обезличен от Дата обезличена года была введена в действие с Дата обезличена года и распространяется лишь на тех пенсионеров, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, которым пенсия с применением районного коэффициента уже была назначена. При этом свидетельствует о том, что пенсионерам, непосредственно проходившим службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 и 20 календарных лет соответственно, установленного для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, при выезде на новое место жительство, за ними сохраняется установленный районный коэффициент, если на новом месте жительства он не установлен или установлен в меньшем размере. Какого-либо отношения к пенсионерам, проживающим в неблагоприятных местностях, в которых установлены районные коэффициента, данное положение не имеет.

Частью 3 ст. 48 Закона РФ Номер обезличен от Дата обезличена года (в редакции от Дата обезличена года), вступившей в силу с Дата обезличена года, предусмотрено, что военным пенсионерам, послужившим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих районный коэффициент не установлен или установлен в меньшем размере, чем по последнему месту службы этих лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсии, назначаемые в соответствии с данным Законом, исчисляются с применением районного коэффициента (его предельный размер составляет 1,5) независимо от времени обращения за назначением пенсии.

Правовое регулирование вопроса об установлении размера районного коэффициента не относится к вопросам пенсионного обеспечения военнослужащих, а регулируется специальным законодательством об этом.

Названный закон не дает права органам государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать районные коэффициенты, применяемые при выплате пенсий из федерального бюджета военным пенсионерам.

Поскольку до настоящего времени нет федерального закона, устанавливающего размер районных коэффициентов, следует применить нормативные акты Союза СССР, поскольку они не противоречат Конституции РФ и законам РФ.

Как установлено судом выше, истец в период с Дата обезличена года по Дата обезличена года проходил службу в в/ч Номер обезличен ... - 2 Амурской области.

Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей утвержден постановлением Совмина Министров СССР от Дата обезличена года Номер обезличен «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от Дата обезличена года «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», в который включена Амурская область - районы Зейский, Селемджинский и Тындинский, города Зея и Тында с территорией, находящейся в административном подчинении Тындинского городского совета народных депутатов.

Таким образом, с. Среднебелое - 2 Амурской области не отнесено к районам Крайнего Севера и приравненных к нему местностей.

Соответственно ссылки истца на ч. 2 и 3 ст. 48 Закона РФ Номер обезличен от Дата обезличена года являются необоснованными, а довод истца, что понятие «отдаленные районы» неразрывно связано с понятием Крайнего Севера и приравненных к нему районов противоречит закону.

Районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих непроизводственных отраслей для местностей, в которых истец проходил службу, установлен постановлением Совета Министров СССР от Дата обезличена года Номер обезличен «О введении районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены», а также постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, Президиума ВЦСПС от Дата обезличена года Номер обезличен «О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения». Согласно указанным документам, районный коэффициент в Амурской области (кроме районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей) составляет 1,2. Коэффициент 1,3 в местностях, указанных в этих документах, не устанавливался.

Федерального закона или иного нормативного акта, устанавливающего повышенный размер оплаты труда работникам, занятым в местностях с особыми климатическими условиями, которым могло бы противоречить Постановление от Дата обезличена года Номер обезличен и Постановление от Дата обезличена года Номер обезличен в настоящее время не имеется.

Таким образом, при исчислении пенсии за выслугу лет истцу в соответствии с ч. 1 ст. 48 Закона РФ Номер обезличен от Дата обезличена года следует руководствоваться постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, Президиума ВЦСПС от Дата обезличена года Номер обезличен, которым для Амурской области установлен районный коэффициент 1,2.

Суд не может согласиться с доводами истца о том, что его право на получение пенсии с районным коэффициентом 1,3 установлено Законом «О статусе военнослужащих» от Дата обезличена года Номер обезличен, так как названный закон не устанавливает каких-либо районных коэффициентов, подлежащих применению в расчете пенсии. Из ч. 5 ст. 13 указанного закона следует, что понятие «отдаленная местность» применено относительно высокогорных районов, пустынных и безводных местностей, к которым не относятся местности, где проходил службу истец.

Само по себе получение надбавки к денежному содержанию за службу в отдаленной местности и льготное исчисление выслуги лет не свидетельствует о том, что при исчислении пенсии может применяться районный коэффициент 1,3.

Также суд не принимает ссылки истца на приказ Министра обороны РФ Номер обезличен от Дата обезличена года, поскольку данным приказом не устанавливается порядок определения размера пенсии военнослужащих. Приказ Номер обезличен издан во исполнение постановления Правительства РФ Номер обезличен от Дата обезличена года «О расширении прав отдельных центральных органов федеральной исполнительной власти в области оплаты труда гражданского персонала», которым Министру обороны Российской Федерации было предоставлено право устанавливать районный коэффициент к заработной плате гражданского персонала (то есть лиц, не получающих денежное довольствие) в пределах размеров коэффициентов, установленных для соответствующих территорий (ч. 4 п. 1 постановления).

Практика исполнения приказа Министра обороны от Дата обезличена года Номер обезличен в части применения на территории Амурской области районного коэффициента 1,3 к заработной плате гражданского персонала воинских частей, а также к исчислению денежного довольствия военнослужащих, на что ссылается истец, не свидетельствует о том, что этот же районный коэффициент в отсутствие соответствующего федерального законодательства подлежал применению при исчислении пенсий военнослужащих.

В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от Дата обезличена года Номер обезличен «О некоторых мерах по социально - экономическому развитию районов Севера» Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Советов народных депутатов автономных округов по согласованию с соответствующими профсоюзными органами было предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории (автономный округ, город, район) минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. Затраты на указанные цели осуществляются за счет средств предприятий и организаций, бюджетов республик, входящих в состав РСФСР, автономных округов, местных бюджетов.

На основании данного постановления Глава Администрации Амурской области и Президиум Совета федерации профсоюзов Амурской области приняли постановление Номер обезличен от Дата обезличена года «О районных коэффициентах к заработной плате рабочих и служащих» согласно которому предприятиям и организациям было предоставлено право вводить к заработной плате рабочих и служащих минимальный размер районного коэффициента в размере 1,30. Там же установлено, что затраты на эти цели должны производиться за счет средств предприятий и организаций, а также средств местных бюджетов - при наличии средств, предусмотренных местными бюджетами.

Таким образом, районный коэффициент в размере 1,30 был установлен органом государственной власти субъекта Российской Федерации и не являлся единым районным коэффициентом, установленным федеральным законом. Затраты на выплату пенсий с учетом районного коэффициента в размере 1,3 при обстоятельствах, на которые ссылается истец, федеральным бюджетом не планировались.

Согласно ст. 10 Закона РФ от Дата обезличена года Номер обезличен финансирование пенсий военнослужащих осуществляется за счет средств федерального бюджета. Следовательно, районные коэффициенты к пенсиям военнослужащих также могут быть установлены только федеральным законодательством.

Данная правовая позиция выражена Верховным Судом Российской Федерации в решении от Дата обезличена года (Номер обезличен).

С учетом вышеизложенного, суд находит обоснованными доводы ответчика о том, что при назначении истцу пенсии районный коэффициент в размере 1,3 был применен ошибочно.

В соответствии со статьей 15 (часть 4) Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Согласно статье 17 (часть 1) Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от Дата обезличена года Номер обезличен «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» разъяснил, что права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, а также международным договорам Российской Федерации являются непосредственно действующими в пределах юрисдикции Российской Федерации. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (пункт 1).

В силу пункта 10 названного Постановления Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод признает юрисдикцию Европейского суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении Российской Федерации (статья 1 Федерального закона от Дата обезличена г. Номер обезличен «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней»). Поэтому применение судами вышеназванной Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В соответствии с позицией Европейского Суда право на судебное разбирательство, гарантированное пунктом 1 ст. 6 Конвенции, должно толковаться в свете Преамбулы к Конвенции, в соответствующей части которой принцип господства права признается частью общего наследия Договаривающихся Государств. Одним из основополагающих аспектов господства права является принцип правовой определенности.

Согласно ст. 1 Протокола Номер обезличен к Конвенции каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права. При этом указано, что «требование» - даже относительно пенсии - может представлять собой собственность по смыслу статьи 1 Протокола Номер обезличен к Конвенции, если оно в достаточной степени реализуемо.

В силу ст. 17 Конвенции ничто в настоящей Конвенции не может толковаться как означающее, что какое-то государство, какая-либо группа лиц или какое-либо лицо имеет право заниматься какой бы то ни было деятельностью или совершать какие бы то ни было действия, направленные на упразднение прав и свобод, признанных в настоящей Конвенции, или на их ограничение в большей мере, чем это предусматривается в конвенции.

Как установлено судом выше, истец получал пенсию по выслуге лет как пенсионер Министерства обороны РФ с Дата обезличена года, при этом размер пенсии был установлен с учетом районного коэффициента для исчислении пенсии 1,3 на основании Приказа МО РФ от Дата обезличена года Номер обезличен (в части установления на территории Амурской области районного коэффициента 1,3 к заработной плате гражданского персонала воинских частей).

В силу ст. 49 Закона РФ Номер обезличен от Дата обезличена года (в редакции Федерального закона от Дата обезличена года Номер обезличен) пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, при увеличении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы подлежат пересмотру исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников одновременно с его увеличением. Минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные настоящим Законом, при увеличении расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона, подлежат пересмотру одновременно с увеличением указанного расчетного размера пенсии. Пенсии, минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий подлежат пересмотру при возникновении любого из оснований, указанных в настоящей статье, в том числе возникших одновременно.

В соответствии со ст. Номер обезличен названного Закона при наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пенсий, назначенных лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, перерасчет пенсии производится с первого числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором наступили указанные обстоятельства. В случае, если пенсионер приобрел право на повышение пенсии, разница между новым и прежним размерами пенсии при несвоевременном его обращении может быть выплачена ему за прошлое время, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом пенсии.

По смыслу приведенных норм права, действующее пенсионное законодательство не предусматривает возможности пересмотра назначенной военнослужащему пенсии в сторону ее уменьшения.

Согласно ст. 49 Закона Номер обезличен от Дата обезличена г. в редакции, действующей по состоянию на Дата обезличена год (дата изменения районного коэффициента, применяемого в расчете пенсии истца), а также в редакции, действующей на момент рассмотрения спора, пенсии военных пенсионеров подлежали пересмотру в следующих случаях: а) при повышении стоимости жизни и оплаты труда - в соответствии с законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений населения; б) при увеличении денежного довольствия военнослужащих, исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением; в) при повышении установленного Федеральным законом минимального размера пенсии по старости.

Других оснований к пересмотру назначенной военнослужащему пенсии указанный Закон, а также постановление Правительства Российской Федерации от Дата обезличена г. Номер обезличен «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» не предусматривали.

Суд считает, что уменьшение размера районного коэффициента, установленного на момент увольнения истца на пенсию, является фактическим пересмотром пенсии военнослужащего, так как влечет уменьшение сумм пенсии, которые бы причитались истцу в случае применения в расчетах ранее установленного районного коэффициента.

В соответствии со ст. 52 Закона РФ Номер обезличен от Дата обезличена г. заявления и поступившие вместе с ними документы для назначения пенсий лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, рассматриваются пенсионными органами не позднее десяти дней со дня поступления заявления либо не позднее десяти дней после поступления недостающих документов, не представленных при подаче заявления.

В этой связи заслуживает внимания, что по смыслу положений Закона РФ от Дата обезличена г. Номер обезличен пенсия назначена истцу пожизненно. Ответчик официально не уведомлял истца о принятии решения об уменьшении применяемого в расчетах пенсии районного коэффициента, о причинах уменьшения коэффициента, о том, что это уменьшение будет действовать во всех дальнейших расчетах пенсии.

В соответствии с п. 263 приказа МО Номер обезличен за Дата обезличена год «О финансовом обеспечении и особенностях бюджетного учета в вооруженных силах РФ» назначение пенсий гражданам (лицам), уволенным с военной службы, или членам семей (далее именуются - пенсионеры) осуществляется военными комиссариатами субъектов РФ на основании оформленных и представленных военными комиссариатами районов (городов) заявлений пенсионеров о назначении пенсии с приложением денежного аттестата, выписок из приказов об увольнении военнослужащего на пенсию (форма по ОКУД Номер обезличен) и иных необходимых документов.

На основании п. 265 упомянутого Приказа военным комиссариатом субъекта РФ в 10-дневный срок рассматриваются поступившие документы для назначения пенсии.

При принятии положительного решения о назначении пенсии пенсионеру военным комиссариатом субъекта РФ составляется расчет на пенсию за выслугу лет (по инвалидности) (форма по ОКУД Номер обезличен) или расчет на пенсию по случаю потери кормильца (форма по ОКУД Номер обезличен), определяющий вид и размер назначенной пенсии. Указанные расчеты подписываются начальником центра (отдела) социального обеспечения или уполномоченным письменным распоряжением военного комиссара лицом, подпись скрепляется гербовой печатью военного комиссариата субъекта РФ, и они подшиваются в пенсионные дела, где сосредотачиваются все документы, послужившие основанием для назначения пенсии.

При пересмотре пенсии пенсионеру или ее перерасчете в связи с изменением условий, влияющих на ее размер, записи об этом производятся в расчете на выплату пенсии, а при переходе на другой вид пенсии составляется новый расчет на выплату пенсии.

Пенсионные дела по мере их оформления регистрируются в реестре пенсионных дел (форма по ОКУД Номер обезличен) с присвоением номера и буквенного обозначения в порядке, определяемом Департаментом социальных гарантий Министерства обороны.

При рассмотрении дела суду не представлено доказательств, что при принятии решения об уменьшении размера пенсии, соответствующая запись была произведена в установленном порядке в расчете на выплату пенсии, и истец был уведомлен об изменении ему размера пенсии.

Таким образом, с Дата обезличена года ответчик в одностороннем порядке без соблюдения процедуры пересмотра пенсии, в нарушение действующего законодательства, норм международного права и приказа МО Номер обезличен Дата обезличена. снизил размер пенсии истцу.

Такие действия ответчика допускают произвольное вмешательство в право истца на получение назначенной ему пенсии в полном размере, закрепленное в ст. 6 Конвенции и ст. 1 Протокола к ней, что противоречит приведенным нормам права и ст. 17 Конвенции.

Поскольку судом установлено, что в нарушении приведенных норм международного права и пенсионного обеспечения законодательства Российской Федерации ответчик незаконно уменьшил размер причитающейся к выплате истцу пенсии, требование истца о восстановлении нарушенного права обосновано и подлежит удовлетворению. На ответчика следует возложить обязанность по исчислению пенсии истца с применением районного коэффициента 1,3.

В силу ч. 2 ст. 58 Закона РФ от Дата обезличена года Номер обезличен сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

Из расчета, представленного истцом, который в части определения истцом разницы в пенсии, исчисленной с районным коэффициентом 1,3 и с районным коэффициентом 1,2 за период с Дата обезличена года по Дата обезличена года (графа Номер обезличен), суд считает правильным, поскольку ответчик не представил какого-либо иного расчета взыскиваемой истцом задолженности, несмотря на соответствующее предложение суда, изложенное в определении о подготовке дела к судебному заседанию, следует, что недополученная истцом за спорный период пенсия с учетом районного коэффициента 1,3 составляет 22478 рублей 92 копейки.

Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию недоплаченная пенсия за период с Дата обезличена года по Дата обезличена года включительно в сумме 22478 рублей 92 копейки.

Применение индекса роста потребительских цен в данном споре является способом расчета убытков.

Согласно ч. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.

Принимая во внимание, что районный коэффициент в размере 1,3 при назначении пенсии был установлен истцу ошибочно, что действующее законодательство на момент назначения истцу пенсии и в настоящее время не предусматривало права истца на исчисление пенсии с применением районного коэффициента 1,3, суд считает, что истец не понес каких-либо реальных убытков, поэтому оснований для взыскания недополученных сумм с применением индекса роста потребительских цен не имеется. В данной части иск не подлежит удовлетворению.

Доводы и ссылки истца на разрешение вопроса о применении районного коэффициента к военному пенсионеру ФИО8 на ответ генерала ФИО9 от Дата обезличена года, на решение Верховного Суда РФ от Дата обезличена года, Определение Конституционного Суда РФ Номер обезличен от Дата обезличена года, суд находит не обоснованными, не имеющими отношения к рассмотрению настоящего дела и не подлежащими применению к спорным правоотношениям.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования ФИО10 удовлетворить в части.

Восстановить право ФИО11 на исчисление пенсии с районным коэффициентом 1,3, обязав ФИО13 производить исчисление пенсии ФИО14 с применением районного коэффициента в размере 1,3.

Взыскать с ФИО15 в пользу ФИО16 недоплаченную пенсию за период с Дата обезличена года по Дата обезличена года включительно в сумме 22478 рублей 92 копеек, в остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Н.Н. Матюханова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200