Дело ***РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
*** года
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
Судьи Калиниченко Т.В.,
при секретаре ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Благовещенске гражданское дело по иску ФИО2 к ФИО12 о восстановлении права на пенсию с применением районного коэффициента 1,3, взыскании недополученной пенсии,
у с т а н о в и л:
ФИО2 обратился в суд с настоящим иском, в обоснование которого указал, что является пенсионером Министерства обороны РФ с *** г. и получает пенсию на основании Закона РФ *** от *** г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…». Пенсионное обеспечение осуществляется ФИО13. Согласно ст. 43 Закона РФ *** от *** г., в составе денежного довольствия для исчисления пенсии учитываются должностной оклад, оклад по воинскому званию и процентная надбавка за выслугу лет. А согласно ст. 48 Закона РФ *** от *** г. к размерам пенсий применяется районный коэффициент. В первоначальной редакции ст. 48 определено, дословно «пенсионерам из числа лиц, указанных в ст. 1 настоящего Закона, и членов их семей, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих устанавливаются районные коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям и повышения, кроме предусмотренных ст. 45 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего районного коэффициента, установленного в данной местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей». При увольнении из рядов Вооруженных Сил РФ он встал на воинский учет в ФИО14 (г. Благовещенск) и ему назначена пенсия с районным коэффициентов 1,3. Это подтверждают распечатки его пенсии по состоянию на *** г. и последующие распечатки вплоть до *** г., где указан РК 1.3. Его служба проходила в отдаленной местности Амурской области, для которой районный коэффициент в размере 1.2 законом РФ не установлен. С января 1999 г. по непонятным причинам ФИО15 уменьшает ему РК с 1.3 до 1.2, и с таким уменьшенным РК он получает пенсию по сегодняшний день. Все эти действия осуществлялись ФИО16 без уведомления и объяснения ему причин. О снижении районного коэффициента с 1.3 до 1.2 он узнал совершенно случайно из распечатки своей пенсии. На основании ст. 53 Конституции РФ истец имеет право на полное возмещение убытков, причиненных военкоматом из-за несвоевременного перерасчета пенсии и недополученной пенсии за период с *** г. по *** г. Вследствие инфляции покупательская способность невыплаченной истцу денежной суммы пенсии снизилась. На основании этого просил восстановить его право на исчисление пенсии с учетом соответствующего районного коэффициента 1.3 в соответствии со ст. 48 Закона РФ *** от *** г., взыскать с ответчика в его пользу недоплаченную пенсию с учетом соответствующего районного коэффициента и с учетом индекса потребительских цен за период с *** г. по *** г. в размере 74 933,22 рублей.
В судебное заседание истец и представитель ответчика не явились, истец просил рассмотреть дело в его отсутствие. Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие сторон.
Из письменного отзыва представителя ответчика следует, что согласно п. 2 ст. 39 Конституции РФ государственные пенсии устанавливаются Законом. Пенсионное обеспечение военнослужащих как специального субъекта права осуществляется в соответствии с Законом, носящим специальный характер и регулирующий правоотношения определенной категории граждан, а именно Законом «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» от *** г. ***, который содержит в себе ряд принципиальных особенностей и отличий от пенсионного обеспечения граждан. В соответствии с ч. 1 ст. 48 этого закона пенсионерам из числа военнослужащих, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих устанавливаются районные коэффициенты на период проживания их в этих местностях пенсии, назначенные в соответствии с настоящим законом выплачиваются с учетом соответствующего районного коэффициента, установленного в данной местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей. Таким образом, обязательным условием начисления пенсии с учетом районного коэффициента, является проживание в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих устанавливаются районные коэффициенты. В соответствии с постановлением Правительства РФ от *** г. за пенсионерами из числа военнослужащих, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, которым пенсия была исчислена с применением ч. 1 ст. 48 Закона РФ от *** г. ***, при выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства в местности, в которых к заработной плате рабочих и служащих районный коэффициент не установлен или установлен в меньшем размере сохраняется размер пенсии, исчисленный с учетом соответствующего районного коэффициента. Право на сохранение размера пенсии, исчисленной с учетом соответствующего районного коэффициента предоставляется пенсионерам из числа военнослужащих с *** г. при условии, что непосредственно перед увольнением с военной службы военнослужащий проходил военную службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, где им была назначена и выплачивалась пенсия за выслугу лет или по инвалидности, исчисленная с применением соответствующего районного коэффициента. Истец не проходил военную службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Согласно Приложения к постановлению Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС о *** г. *** установлен районный коэффициент 1.3 к заработной плате работников отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население в Амурской области, это Тындинский, Зейский и Селемджинский районы, которые приравнены к районам Крайнего Севера. Согласно Приложения к постановлению Государственного комитета Совета министров ССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от *** г. *** в остальных районах Амурской области установлен районный коэффициент в размере 1.2. В связи с изложенным приведение выплаты районного коэффициента с *** г. в соответствие с действующим законодательством не является нарушением социальных гарантий истца. Перерасчет районного коэффициента с 1,3 на 1,2 приведен в соответствии со ст. 15 постановления Правительства РФ*** *** г. Все внесенные изменения в ст. 48 ФЗ от *** г. ***ФЗ распространяются только на военнослужащих прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, соответственно 15 и 20 календарных лет. Пункт 6 ст. 13 ФЗ «О статусе военнослужащих» распространяется на военнослужащих проходящих военную службу, которым выплата районного коэффициента к денежному довольствию производится согласно приказу Министра обороны РФ *** 1993 г. и отношения к закону о пенсионном обеспечении не имеет. В связи с этим, выплата районного коэффициента в размере 1,2 к пенсии истца производится в соответствии с действующим законодательством. На основании этого просил в удовлетворении требований отказать.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что ФИО2 проходил действительную военную службу с *** года по *** года, является пенсионером Министерства обороны и получателем пенсии за выслугу лет с *** г.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных Законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров пенсий, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
В соответствии с Федеральным законом от *** года "О государственном пенсионном обеспечении" пенсионное обеспечение военнослужащих регулируется специальным законом - Законом РФ от *** года *** «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее Закон ***), которым определяются условия назначения пенсий, порядок их исчисления и размеры.
В силу ст. 43 Закона ***, пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
В соответствии со ст. 48 Закона *** (в первоначальной редакции) пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членов их семей, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих устанавливаются районные коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям и повышения, кроме предусмотренных статьей 45 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего районного коэффициента, установленного в данной местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
Таким образом, применение районного коэффициента к пенсии за выслугу лет военным пенсионерам допускается только если они проживают в местностях, в которых к заработной плате рабочих и служащих непроизводственных отраслей установлены районные коэффициента.
Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» от *** года ***ФЗ, ст. 48 Закона РФ *** дополнена частью второй, устанавливающей правило о сохранении за пенсионерами, прослужившими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, но выехавшими из этих районов и местностей, размера пенсии, исчисленного с применением районного коэффициента.
Норма, содержащаяся в ч. 2 ст. 48 Закона РФ *** от *** года была введена в действие с *** года и распространяется лишь на тех пенсионеров, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, которым пенсия с применением районного коэффициента уже была назначена. При этом свидетельствует о том, что пенсионерам, непосредственно проходившим службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 и 20 календарных лет соответственно, установленного для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, при выезде на новое место жительство, за ними сохраняется установленный районный коэффициент, если на новом месте жительства он не установлен или установлен в меньшем размере. Какого-либо отношения к пенсионерам, проживающим в неблагоприятных местностях, в которых установлены районные коэффициента, данное положение не имеет.
Частью 3 ст. 48 Закона РФ *** от *** года (в редакции от *** года), вступившей в силу с *** года, предусмотрено, что военным пенсионерам, послужившим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих районный коэффициент не установлен или установлен в меньшем размере, чем по последнему месту службы этих лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсии, назначаемые в соответствии с данным Законом, исчисляются с применением районного коэффициента (его предельный размер составляет 1,5) независимо от времени обращения за назначением пенсии.
Правовое регулирование вопроса об установлении размера районного коэффициента не относится к вопросам пенсионного обеспечения военнослужащих, а регулируется специальным законодательством об этом.
Названный закон не дает права органам государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать районные коэффициенты, применяемые при выплате пенсий из федерального бюджета военным пенсионерам.
Законом РФ от *** г *** «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» предусмотрено, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства от *** г. *** «О районных коэффициентах, применяемых при установлении трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями», установлено, что впредь до установления размера районного коэффициента и порядка его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, применяются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации применялись при увеличении размеров этих пенсий для граждан, проживавших в указанных районах и местностях, по состоянию на *** г., а также действовавший на указанную дату порядок их применения.
Таким образом, законодательно не установлены районные коэффициенты к размерам пенсий, а применяются соответствующие районные коэффициенты к заработной плате.
Районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих непроизводственных отраслей установлен постановлением Совета Министров ССР от *** г. *** «О введении районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены», а также постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, Президиума ВЦСПС от *** г. *** «О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Восток, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения». Согласно указанным документам, районный коэффициент в Амурской области (кроме районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей) составляет 1,2. Коэффициент 1,3 в местностях, указанных в этих документах, не устанавливался.
Как следует из материалов дела, справки ответчика, пенсия за выслугу лет истцу рассчитывалась с применением районного коэффициента 1,3, с *** года по настоящее время при расчете и выплате пенсии за выслугу лет применяется районный коэффициент 1,2.
Федерального закона или иного нормативного акта, устанавливающего повышенный размер оплаты труда работникам, занятым в местностях с особыми климатическими условиями, которым могло бы противоречить Постановление от *** года *** и Постановление от *** года *** в настоящее время не имеется.
Таким образом, при исчислении пенсии за выслугу лет истцу в соответствии с ч. 1 ст. 48 Закона РФ *** от *** года следует руководствоваться постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, Президиума ВЦСПС от *** года ***, которым для Амурской области установлен районный коэффициент 1,2.
Суд не может согласиться с доводами истца о том, что его право на получение пенсии с районным коэффициентом 1,3 установлено Законом «О статусе военнослужащих» от *** года ***, так как названный закон не устанавливает каких-либо районных коэффициентов, подлежащих применению в расчете пенсии. Из ч. 5 ст. 13 указанного закона следует, что понятие «отдаленная местность» применено относительно высокогорных районов, пустынных и безводных местностей, к которым не относятся местности, где проходил службу истец.
Само по себе получение надбавки к денежному содержанию за службу в отдаленной местности и льготное исчисление выслуги лет не свидетельствует о том, что при исчислении пенсии может применяться районный коэффициент 1,3.
Также суд не принимает ссылки истца на приказ Министра обороны РФ *** от *** года, поскольку данным приказом не устанавливается порядок определения размера пенсии военнослужащих. Приказ *** издан во исполнение постановления Правительства РФ *** от *** года «О расширении прав отдельных центральных органов федеральной исполнительной власти в области оплаты труда гражданского персонала», которым Министру обороны Российской Федерации было предоставлено право устанавливать районный коэффициент к заработной плате гражданского персонала (то есть лиц, не получающих денежное довольствие) в пределах размеров коэффициентов, установленных для соответствующих территорий (ч. 4 п. 1 постановления).
Практика исполнения приказа Министра обороны от *** года *** в части применения на территории Амурской области районного коэффициента 1,3 к заработной плате гражданского персонала воинских частей, а также к исчислению денежного довольствия военнослужащих, на что ссылается истец, не свидетельствует о том, что этот же районный коэффициент в отсутствие соответствующего федерального законодательства подлежал применению при исчислении пенсий военнослужащих.
В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от *** года *** «О некоторых мерах по социально - экономическому развитию районов Севера» Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Советов народных депутатов автономных округов по согласованию с соответствующими профсоюзными органами было предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории (автономный округ, город, район) минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. Затраты на указанные цели осуществляются за счет средств предприятий и организаций, бюджетов республик, входящих в состав РСФСР, автономных округов, местных бюджетов.
На основании данного постановления Глава Администрации Амурской области и Президиум Совета федерации профсоюзов Амурской области приняли постановление *** от *** года «О районных коэффициентах к заработной плате рабочих и служащих» согласно которому предприятиям и организациям было предоставлено право вводить к заработной плате рабочих и служащих минимальный размер районного коэффициента в размере 1,30. Там же установлено, что затраты на эти цели должны производиться за счет средств предприятий и организаций, а также средств местных бюджетов - при наличии средств, предусмотренных местными бюджетами.
Таким образом, районный коэффициент в размере 1,3 был установлен органом государственной власти субъекта Российской Федерации и не являлся единым районным коэффициентом, установленным федеральным законом. Затраты на выплату пенсий с учетом районного коэффициента в размере 1,3 при обстоятельствах, на которые ссылается истец, федеральным бюджетом не планировались.
Согласно ст. 10 Закона РФ от *** года *** финансирование пенсий военнослужащих осуществляется за счет средств федерального бюджета. Следовательно, районные коэффициенты к пенсиям военнослужащих также могут быть установлены только федеральным законодательством.
Данная правовая позиция выражена Верховным Судом Российской Федерации в решении от *** года (***).
С учетом вышеизложенного, суд находит обоснованными доводы ответчика о том, что при назначении истцу пенсии районный коэффициент в размере 1,3 был применен ошибочно.
В соответствии со статьей 15 (часть 4) Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Согласно статье 17 (часть 1) Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от *** года *** «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» разъяснил, что права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, а также международным договорам Российской Федерации являются непосредственно действующими в пределах юрисдикции Российской Федерации. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (пункт 1).
В силу пункта 10 названного Постановления Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод признает юрисдикцию Европейского суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении Российской Федерации (статья 1 Федерального закона от *** г. *** «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней»). Поэтому применение судами вышеназванной Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В соответствии с позицией Европейского Суда право на судебное разбирательство, гарантированное пунктом 1 ст. 6 Конвенции, должно толковаться в свете Преамбулы к Конвенции, в соответствующей части которой принцип господства права признается частью общего наследия Договаривающихся Государств. Одним из основополагающих аспектов господства права является принцип правовой определенности.
Согласно ст. 1 Протокола *** к Конвенции каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права. При этом указано, что «требование» - даже относительно пенсии - может представлять собой собственность по смыслу статьи 1 Протокола *** к Конвенции, если оно в достаточной степени реализуемо.
В силу ст. 17 Конвенции ничто в настоящей Конвенции не может толковаться как означающее, что какое-то государство, какая-либо группа лиц или какое-либо лицо имеет право заниматься какой бы то ни было деятельностью или совершать какие бы то ни было действия, направленные на упразднение прав и свобод, признанных в настоящей Конвенции, или на их ограничение в большей мере, чем это предусматривается в конвенции.
Как установлено судом выше, истец получал пенсию по выслуге лет как пенсионер Министерства обороны РФ с *** года, при этом размер пенсии был установлен с учетом районного коэффициента для исчислении пенсии 1,3 на основании Приказа МО РФ от *** года *** (в части установления на территории Амурской области районного коэффициента 1,3 к заработной плате гражданского персонала воинских частей).
В силу ст. 49 Закона РФ *** от *** года (в редакции Федерального закона от *** года ***) пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, при увеличении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы подлежат пересмотру исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников одновременно с его увеличением. Минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные настоящим Законом, при увеличении расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона, подлежат пересмотру одновременно с увеличением указанного расчетного размера пенсии. Пенсии, минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий подлежат пересмотру при возникновении любого из оснований, указанных в настоящей статье, в том числе возникших одновременно.
В соответствии со ст. 55 названного Закона при наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пенсий, назначенных лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, перерасчет пенсии производится с первого числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором наступили указанные обстоятельства. В случае, если пенсионер приобрел право на повышение пенсии, разница между новым и прежним размерами пенсии при несвоевременном его обращении может быть выплачена ему за прошлое время, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом пенсии.
По смыслу приведенных норм права, действующее пенсионное законодательство не предусматривает возможности пересмотра назначенной военнослужащему пенсии в сторону ее уменьшения.
Согласно ст. 49 Закона *** от *** г. в редакции, действующей по состоянию на *** года (дата изменения районного коэффициента, применяемого в расчете пенсии истца), а также в редакции, действующей на момент рассмотрения спора, пенсии военных пенсионеров подлежали пересмотру в следующих случаях: а) при повышении стоимости жизни и оплаты труда - в соответствии с законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений населения; б) при увеличении денежного довольствия военнослужащих, исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением; в) при повышении установленного Федеральным законом минимального размера пенсии по старости.
Других оснований к пересмотру назначенной военнослужащему пенсии указанный Закон, а также постановление Правительства Российской Федерации от *** г. *** «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» не предусматривали.
Суд считает, что уменьшение размера районного коэффициента, установленного на момент увольнения истца на пенсию, является фактическим пересмотром пенсии военнослужащего, так как влечет уменьшение сумм пенсии, которые бы причитались истцу в случае применения в расчетах ранее установленного районного коэффициента.
В соответствии со ст. 52 Закона РФ *** от *** г. заявления и поступившие вместе с ними документы для назначения пенсий лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, рассматриваются пенсионными органами не позднее десяти дней со дня поступления заявления либо не позднее десяти дней после поступления недостающих документов, не представленных при подаче заявления.
В этой связи заслуживает внимание, что по смыслу положений Закона РФ от *** г. *** пенсия назначена истцу пожизненно. Ответчик официально не уведомлял истца о принятии решения об уменьшении применяемого в расчетах пенсии районного коэффициента, о причинах уменьшения коэффициента, о том, что это уменьшение будет действовать во всех дальнейших расчетах пенсии.
В соответствии с п. 263 приказа МО *** за *** год «О финансовом обеспечении и особенностях бюджетного учета в вооруженных силах РФ» назначение пенсий гражданам (лицам), уволенным с военной службы, или членам семей (далее именуются - пенсионеры) осуществляется военными комиссариатами субъектов РФ на основании оформленных и представленных военными комиссариатами районов (городов) заявлений пенсионеров о назначении пенсии с приложением денежного аттестата, выписок из приказов об увольнении военнослужащего на пенсию (форма по ОКУД ***) и иных необходимых документов.
На основании п. 265 упомянутого Приказа военным комиссариатом субъекта РФ в 10-дневный срок рассматриваются поступившие документы для назначения пенсии.
При принятии положительного решения о назначении пенсии пенсионеру военным комиссариатом субъекта РФ составляется расчет на пенсию за выслугу лет (по инвалидности) (форма по ОКУД ***) или расчет на пенсию по случаю потери кормильца (форма по ОКУД ***), определяющий вид и размер назначенной пенсии. Указанные расчеты подписываются начальником центра (отдела) социального обеспечения или уполномоченным письменным распоряжением военного комиссара лицом, подпись скрепляется гербовой печатью военного комиссариата субъекта РФ, и они подшиваются в пенсионные дела, где сосредотачиваются все документы, послужившие основанием для назначения пенсии.
При пересмотре пенсии пенсионеру или ее перерасчете в связи с изменением условий, влияющих на ее размер, записи об этом производятся в расчете на выплату пенсии, а при переходе на другой вид пенсии составляется новый расчет на выплату пенсии.
Пенсионные дела по мере их оформления регистрируются в реестре пенсионных дел (форма по ОКУД ***) с присвоением номера и буквенного обозначения в порядке, определяемом Департаментом социальных гарантий Министерства обороны.
При рассмотрении дела суду не представлено доказательств, что при принятии решения об уменьшении размера пенсии, соответствующая запись была произведена в установленном порядке в расчете на выплату пенсии, и истец был уведомлен об изменении ему размера пенсии.
Таким образом, с *** года ответчик в одностороннем порядке без соблюдения процедуры пересмотра пенсии, в нарушение действующего законодательства, норм международного права и приказа МО *** ***. снизил размер пенсии истцу.
Такие действия ответчика допускают произвольное вмешательство в право истца на получение назначенной ему пенсии в полном размере, закрепленное в ст. 6 Конвенции и ст. 1 Протокола к ней, что противоречит приведенным нормам права и ст. 17 Конвенции.
Поскольку судом установлено, что в нарушении приведенных норм международного права и пенсионного обеспечения законодательства Российской Федерации ответчик незаконно уменьшил размер причитающейся к выплате истцу пенсии, требование истца о восстановлении нарушенного права обосновано и подлежит удовлетворению. На ответчика следует возложить обязанность по исчислению пенсии истца с применением районного коэффициента 1,3.
В силу ч. 2 ст. 58 Закона РФ от *** года *** сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Из сравнительного анализа расчетов, представленных сторонами в части разницы в пенсии, исчисленной с районным коэффициентом 1.3 за период с *** года по *** года, следует, что они идентичны, в связи с чем, в пользу истца подлежит взысканию недоплаченная пенсия в сумме 54933,98 рублей.
Применение индекса роста потребительских цен в данном споре является способом расчета убытков.
Согласно ч. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.
Принимая во внимание, что районный коэффициент в размере 1,3 при назначении пенсии был установлен истцу ошибочно, что действующее законодательство на момент назначения истцу пенсии и в настоящее время не предусматривало права истца на исчисление пенсии с применением районного коэффициента 1,3, суд считает, что истец не понес каких-либо реальных убытков, поэтому оснований для взыскания недополученных сумм с применением индекса роста потребительских цен не имеется. В данной части иск не подлежит удовлетворению.
Доводы и ссылки истца на разрешение вопроса о применении районного коэффициента к военному пенсионеру ФИО11, на ответ генерала ФИО17. от *** года, на решение Верховного Суда РФ от *** года, Определение Конституционного Суда РФ ***О от *** года, суд находит не обоснованными, не имеющими отношения к рассмотрению настоящего дела и не подлежащими применению к спорным правоотношениям.
Руководствуясь ст. ст. 194,198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования ФИО2 удовлетворить частично.
Восстановить право ФИО2 на исчисление пенсии с районным коэффициентом 1,3, обязав ФИО18 производить исчисление пенсии ФИО2 с применением районного коэффициента 1,3.
Взыскать с ФИО19 в пользу ФИО2 недоплаченную пенсию за период с *** года по *** года 54 933 (пятьдесят четыре тысячи девятьсот тридцать три) рубля 98 копеек.
В удовлетворении требований ФИО2 о взыскании недоплаченной пенсии с учетом индекса потребительских цен - отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение 10 дней.
Председательствующий