Дело ***
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации*** года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Горбаконенко А.В.,
при секретаре ФИО1,
с участием представителя истца ФИО2,
представителя ответчика ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО4 к ФИО10 о признании незаконным решения об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата, обязании выдать государственный жилищный сертификат,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО4 обратилась в суд с указанным исковым заявлением, в обоснование заявленных требований указав, что на основании её обращения от *** г. в ФИО11 ей было отказано в получении государственного жилищного сертификата.
*** года ответчиком в её адрес направлено уведомление (которое она получила *** года) об отказе в получении государственного жилищного сертификата на том основании, что согласно Обзору судебной практики ВС РФ за *** года от *** года, она не имеет льгот, предусмотренных ст.108 ЖК РФ до *** года, т.к. брак с бывшим мужем - ФИО5 был прекращен *** года, т.е. после *** года. Таким образом, по мнению ответчика, действие ст.108 ЖК РФ на неё и её детей не распространяются.
Ранее, ею подавалось заявление на имя начальника службы в г.ФИО34 ФИО6, о включении её и членов её семьи (в том числе малолетнего) в программу на получение государственного жилищного сертификата. Все необходимые документы для участия в федеральной целевой программы "Жилище" на *** годы ею были предоставлены. Заседанием жилищной комиссии в *** года она была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и согласно исх. *** решение данной комиссии было направлено ответчику для участия в Программе получения государственного жилищного сертификата.
В настоящий момент она и члены её семьи проживают в военном городке, который входит в перечень закрытых военных городков на основании Распоряжения Правительства России от ***г. *** «Об утверждении перечня имеющих жилой фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил России и органов Федеральной службы безопасности».
За весь период прохождения военной службы её мужем - ФИО5, она и её дети не имели постоянного жилья, а также жилья в собственности. Всегда семья стояла в очереди на улучшение жилищных условий. После развода с бывшим мужем, она и дети остались проживать в закрытом военном городке, т.к. иного жилья не имеют, идти им некуда.
В соответствии с п.22 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на *** годы основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является:
а) не соответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил;
б) не представление или неполное представление документов, указанных в п.19 настоящих Правил;
в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;
г) реализация ранее права на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты за счет федерального бюджета.
Таким образом, оснований отказа ей и членам её семьи, в получении государственного жилищного сертификата, у ответчика не имеется. Данным решением об отказе в предоставлении государственного жилищного сертификата её и её детям, нарушаются права, предусмотренные ст.40 Конституции ПФ о праве на жилище, а также создания условий для обеспечения права на жилище.
Истец считает, что ФИО12 незаконно отказало ей и членам её семьи в получении государственного жилищного сертификата, так как согласно президентской подпрограмме «Государственные жилищные сертификаты» федеральной целевой программы «Жилище» на *** годы п. 5 п.п. «б» она является участником программы как гражданин, подлежащий отселению с территории закрытого военного городка. Прекращение брака с ФИО5не является основанием для отказа в получении государственного жилищного сертификата, а также ссылка на ст.108 ЖК РФ незаконна.
*** г. ею получено уведомление о выселении её и её малолетнего ребенка из квартиры по окончанию отопительного сезона с *** г., в котором требуют перерегистрироваться её и членов её семьи по новому месту жительства и сдать квартиру Службе в гФИО35 в десятидневный срок. Только не указывают новое место жительства. В связи с тем, что она не является военнослужащей, ей не предоставляют сведения о заседании жилищной комиссии в *** года, которой она признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Просит признать решение ФИО13 об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата незаконным, обязать ответчика выдать государственный жилищный сертификат ей и членам её семьи.
В судебное заседание не явилась истица ФИО4, о времени и месте судебного разбирательства уведомлена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие, обеспечила явку представителя. С учётом мнения лиц, участвующих в деле, не возражавших против рассмотрения дела в отсутствие истца, в соответствии с ч. 5 ст.167 ГПК РФ суд определил: рассмотреть дело в отсутствие неявившейся истицы.
В судебном заседании представитель истца на иске настаивала, подтвердила доводы, указанные в исковом заявлении. Считает, что поскольку официального отказа в предоставлении жилищного сертификата истице из г. Москвы из ФСБ России нет, ФИО15 является надлежащим ответчиком.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал, в обоснование своих доводов пояснил, что истец состояла в браке с военнослужащим ФИО16 ФИО5 и проживала с ним по адресу: Амурская обл., ..., ..., ..., .... Указанное жилое помещение находится в закрытом военном городке в соответствии с распоряжением правительства Российской Федерации от *** г. ***. В *** году ФИО5 убыл из Пограничного управления для дальнейшего прохождения военной службы в другой орган безопасности в ... *** г. брак истца с ФИО5 был расторгнут.
Жилые помещения в закрытых военных городках являются служебными жилыми помещениями в силу закона (п. 1 ст. 15 Федерального закона от *** *** «О статусе военнослужащих»; ст. 4 Закона РФ от *** г. *** «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»).
Законодательством установлены особые правила пользования служебными жилыми помещениями. К пользованию служебными жилыми помещениями применяются лишь некоторые правила о договоре найма жилого помещения, установленные ЖК РФ и другими актами жилищного законодательства. Так в п.5 ст.100 ЖК РФ сказано, что к пользованию служебными жилыми помещениями по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2-4 ст. 31 ЖК РФ. В п.4 ст.31 ЖК РФ, сказано, что в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи. Вышесказанное означает, что правовое положение лиц, проживающих в служебных жилых помещениях, существенно отличается от положения лиц, пользующихся жилым помещением в соответствии с договором социального найма жилого помещения. Члены семьи лица, получившего служебное жилое помещение, не приобретают самостоятельного права пользования этим помещением. Их права являются производными от права лица, которое получило служебное жилое помещение в связи с трудовыми отношениями. Они вправе пользоваться помещением наравне с последним до тех пор, пока работник не утратил трудовой связи с организацией, предоставившей это помещение (кроме случаев, указанных в законе).
Согласно п.12 Типового договора найма служебного жилого помещения, утвержденного в соответствии со ст.100 ЖК РФ постановлением Правительства РФ от *** г. ***, в случае прекращения семейных отношений с нанимателем право пользования жилым помещением за бывшими членами семьи не сохраняется, если иное не установлено соглашением между нанимателем и бывшими членами его семьи. А согласно подп.12 п.7 того же Типового договора при расторжении или прекращении договора найма служебного жилого помещения наниматель обязан освободить жилое помещение. В случае отказа освободить жилое помещение наниматель и члены его семьи подлежат выселению в судебном порядке.
В связи с выездом ФИО5 из ... в другое место жительства, договор найма служебного жилого помещения по адресу: Амурская обл., ..., ..., ..., ... считается расторгнутым со дня выезда.
В соответствии со ст.103 ЖК РФ в случае расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения, указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи. Анализ названных норм позволяет сделать вывод, что на гражданку ФИО4 указанные случаи не распространяются.
В соответствии с п.18 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на *** годы, утвержденных постановлением Правительства РФ от *** г. *** (далее - Правила), выдачу сертификатов гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подп. «б» пункта 5 Правил, осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (далее - федеральные органы исполнительной власти).
Организация работы по выдаче сертификатов осуществляется согласно гл.3 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов Государственный заказчик подпрограммы на основании заявок на выпуск сертификатов и с учетом графика выпуска и распределения сертификатов издает приказ о выдаче сертификатов и направляет соответствующее количество бланков сертификатов в органы исполнительной власти, которым в данном случаи является ФСБ России. Они, в свою очередь, в двухмесячный срок с даты получения бланков сертификатов производят их оформление на имя граждан - участников подпрограммы и передают сертификаты Пограничным управлениям для вручения указанным гражданам. Следовательно, Пограничное управление не оформляет сертификаты и самостоятельно не регулирует этот порядок.
Согласно п.19 Правил для участия в подпрограмме граждане подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) заявление с необходимыми документами.
Указанные документы и списки граждан-получателей подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» в которых за *** указана истица *** г. *** направлены в соответствии с требованиями приказа ФСБ России от *** г. *** в уполномоченный орган ФИО19 для принятия решения о выдачи.
В соответствии с п.21 Правил органы исполнительной власти (ФСБ России) организуют работу по проверке подразделениями документов, представленных в соответствии с пунктом 19 Правил. По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы. О принятом решении гражданин уведомляется в порядке, установленном органом исполнительной власти.
Согласно п.22 Правил одним из оснований для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 Правил.
В ходе проверки представленных указанной Службой документов на участие ФИО4 в названной программе Пограничным управлением было установлено, что истец в служебных правоотношениях с ФИО18 области не состоит, оснований сохранения права пользования служебным жилым помещением не имеет. Следовательно, она и члены ее семьи продолжают проживать в указанном жилом помещении без установленных законом оснований.
По этой причине и на основании подп.«а» п.22 Правил ФИО4 было отказано в участии в программе государственных жилищных сертификатов, как не соответствующей требованиям подп.«б» п.5 Правил, поскольку она подлежит выселению с членами своей семьи из занимаемого ею жилого помещения без предоставления другого жилого помещения. О принятом решении истец была уведомлена в установленном порядке.
В судебном заседании представитель ответчика показал, что ФИО20 включило истцу в число лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, посчитав, что она должна получить жилищный сертификат. Когда из ФСБ России стали приходить сертификаты на других лиц, участвующих, как и истица в этой программе, а ей такой сертификат не пришел, позвонили в г. Москву, сотрудник ФСБ России устно объяснил, что истице сертификат не положен, мотивировав его. Этот ответ и был передан ей в письменном оформлении. Впоследствии был осуществлен письменный запрос в г. Москва в ФСБ России для получения от них письменного отказа в предоставлении сертификата истице, но ответа до сих пор нет. Полномочий по отказу в выдаче сертификатов и их изготовлению - у ответчика нет, иск заявлен к ненадлежащему ответчику.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что истица состояла в браке с военнослужащим ФИО22 области ФИО5 и проживала с ним в закрытом военном городке по адресу: Амурская обл., ..., ..., ..., .... В *** году ФИО5 убыл из ФИО24 для дальнейшего прохождения военной службы в другой орган безопасности в ..., *** года брак истицы с ФИО5 был расторгнут, ФИО4 и её дети остались жить в указанной квартире в г.Шимановске.
Согласно п.18 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на *** годы, утвержденных постановлением Правительства РФ от *** г. ***, выдача сертификатов гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подп.«б» пункта 5 указанных Правил, в соответствии с которым право на участие в подпрограмме имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, к которым в силу положений Федерального закона *** от *** года, относится, в том числе, ФСБ России.
Согласно п.19 Правил для участия в подпрограмме граждане подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти заявления с необходимыми документами.
В соответствии с п.21 Правил органы исполнительной власти (ФСБ России) организуют работу по проверке подразделениями документов, представленных в соответствии с пунктом 19 Правил. По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы. О принятом решении гражданин уведомляется в порядке, установленном органом исполнительной власти.
*** года ФИО4 обратилась к начальнику Службы в г.Шимановске с заявлением о признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку она и члены её семьи жилых помещений для постоянного проживания на территории РФ не имеют. В этот же день ФИО4 обратилась к начальнику Службы в г.Шимановске с заявлением о включении её и членов её семьи (состав семьи 3 человека) в состав участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», поскольку, в соответствии с Постановлением правительства РФ от *** года *** она и члены её семьи относятся в категории граждан, подлежащих к отселению из закрытого военного городка за счет средств федерального бюджета для приобретения жилого помещения на территории Московской области.
Согласно протоколу *** заседания жилищной комиссии Службы в г.Шимановске от *** года, ФИО4 и члены её семьи (состав семьи 3 человека) признаны участниками федеральной целевой программы «Жилище», как граждане подлежащие отселению из закрытого военного городка.
Из протокола*** заседания жилищной комиссии Службы в г.Шимановске от *** года ФИО4 и члены её семьи (состав семьи 3 человека) вновь признаны участниками программы «Выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем военнослужащих в рамках федеральной целевой программы «Жилище»», как граждане подлежащие отселению из закрытого военного городка.
Из списка граждан-получателей государственных жилищных сертификатов ФИО26, утвержденного *** года начальником управления, следует, что ФИО4 на основании отселения из закрытого военного городка, включена в указанный список под номером ***.
Как следует из материалов дела, документы истицы вместе со списком граждан-получателей подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты», направлены в уполномоченный орган ФИО27 для принятия решения по существу.
*** года ФИО4 обратилась к начальнику ФИО28 области ФИО9 с заявлением, в котором она просила дать ей письменное подтверждение отказа в получении государственного жилищного сертификата.
*** года по результатам рассмотрения данного заявления, начальником ФИО29 области ФИО9 в адрес заявителя направлен ответ, из которого следует, что, учитывая требования «Обзора судебной практики Верховного суда РФ за второй квартал *** года», принимая во внимание, что брак между ФИО4 прекращен ***, то есть после *** года, заявление ФИО4 оставлено без удовлетворения.
Из запроса *** от *** года заместителя начальника ФИО30 области, следует, что в соответствии с Приказом ФСБ от *** года *** в адрес начальника отдела мониторинга состояния материально - технического обеспечения пограничных органов ПС ФСБ России представлены списки граждан - получателей государственных жилищных сертификатов, в том числе ФИО4, ответчик просил письменно подтвердить отказ в предоставлении жилищного сертификата ФИО4
Уд констатирует, что решение ответчиком об отказе в выдаче сертификата истцу не принималось, поскольку он на это не уполномочен законом. Ответ начальника ФИО32 ФИО9 от *** года следует рассчитывать, как передачу информации, полученной из ФСБ России, но не собственное мнение под данному вопросу.
Таким образом, судом принимаются доводы представителя ответчика о том, что ответчик не является надлежащим, так как не уполномочен принимать решения ни в части изготовления сертификатов (что касается требований истца об обязании выдать сертификат), ни в части принятия решений об их выдаче или отказе в этом.
Суд считает, что истцу надлежит обратиться в федеральный орган исполнительной власти, в котором законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба. Судебном заседании представитель истца отказался от замены ответчика.
Учитывая изложенное, в удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата, об обязании выдать государственный жилищный сертификат следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
ФИО4 к ФИО33 в удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата, обязании выдать государственный жилищный сертификат - отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд в течение десяти дней через Благовещенский городской суд со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья А.В. ГорбаконенкоРешение в окончательной форме принято *** г. А.В. Горбаконенко