Решение о восстановлении нарушенного права, взыскании недоплаченной пенсии



Дело ***

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

*** года г.Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Белоусова П.В.,

при секретаре ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ФИО0 о восстановлении нарушенного права, взыскании недоплаченной пенсии с учетом соответствующего районного коэффициента,

установил:

ФИО2 обратился в суд с иском к ФИО0, в обоснование указав, что с *** года является пенсионером Минобороны РФ. В соответствии с Законом РФ от *** г. *** «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, и их семей» военным комиссариатом пенсия назначена бессрочно (пожизненно) с применением районного коэффициента 1,3, который применялся в расчетах пенсии до *** года. Районный коэффициент 1,3 применялся к расчетам пенсии с даты назначения пенсии по *** года. С *** года ФИО0 без извещения и разъяснения причины в нарушение Закона снизил районный коэффициент с 1,3 до 1,2. Заниженный коэффициент 1,2 применяется ответчиком до настоящего времени. О снижении районного коэффициента с 1,3 до 1,2 узнал из расчетных листков пенсии в *** года. Снижение районного коэффициента произведено согласно письму первого заместителя Министра обороны РФ от *** года *** (по другим ответам военкомата от *** г. ***).

Истец проходил военную службу в отдаленных местностях и после увольнения на пенсию постоянно проживал в Амурской области, также отнесенной к отдаленной местности. Районные коэффициенты имеют целью компенсировать дополнительные материальные и физиологические затраты в связи с работой и проживанием в неблагоприятных природно - климатических условиях. Информация о снижении районного коэффициента с *** года нигде не опубликована. Разъяснений на основании каких нормативных правовых документов произведено снижение РК от военкомата он не получал. Для местности, где проходил службу истец на момент увольнения на пенсию, районный коэффициент согласно приказу Министра обороны *** от *** года установлен 1,3 и денежное довольствие истца исчислялось с применением данного коэффициента. Согласно разъяснению начальника Финансово-экономического управления ДВО от *** года коэффициент 1,3 применяется при исчислении денежного довольствия военнослужащих, проходящих службу в г. Благовещенске. Снижение районного коэффициента пенсионерам, ранее проходившим военную службу, нарушает требования о соблюдении единства основных норм денежного довольствия, которые определены Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и обязательны для исполнения Правительством РФ и органами военного управления Минобороны РФ. Согласно расчетным листкам пенсии на день увольнения на пенсию истцу был установлен районный коэффициент 1,3, который применялся в расчетах до *** года. В период с *** года по настоящее время при расчетах пенсии ответчик применяет районный коэффициент 1,2. Согласно Закону РФ от *** года *** финансирование пенсий военнослужащих осуществляется за счет средств федерального бюджета. Просит восстановить право на исчисление пенсии с районным коэффициентом 1,3, обязав ФИО0 производить исчисление пенсии на будущее время с применением районного коэффициента 1,3, взыскать с ФИО0 в его пользу недоплаченную пенсию за период с *** года по *** года согласно расчету в сумме 71768 рублей 01 копейку.

Истец, представитель ответчика в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, из письменного ходатайства истца следует, что он просит рассмотреть дело в его отсутствие, представитель ответчика о причинах неявки в судебное заседание суду не сообщил, в силу ч. 4, 5 ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Из возражения на исковое заявление, представленное представителем ответчика, следует, что ответчик иск не признал, в обоснование своей позиции указал, что истцу до *** года, как и всем пенсионерам Министерства обороны РФ, проживающим на территории Амурской области, ошибочно выплачивался районный коэффициент 1,3 с выходом Постановления Главы администрации Амурской области от *** года ***, но так как выплата районного коэффициента 1,3 должна была производиться за счет местных органов власти, которые приняли это Постановление, а при исчислении пенсий военным пенсионерам этот районный коэффициент может применяться только при условии выделения дополнительных бюджетных средств, которые не выделялись ответчику и не выделяются до настоящего времени, то с первого с *** года во исполнение указания Первого заместителя Министра обороны РФ от *** года *** и телеграммы начальника Финансово-экономического Управления Дальневосточного военного округа ***, выплата районного коэффициента была произведена в соответствие с районным коэффициентом 1,2, установленным на Федеральном уровне Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от *** года ***. Просили в иске истцу отказать в полном объеме.

Исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Судом установлено, что ФИО2 проходил действительную военную службу, является пенсионером Министерства обороны и получателем пенсии за выслугу лет с *** года.

Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных Законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров пенсий, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

В соответствии с Федеральным законом от *** года "О государственном пенсионном обеспечении" пенсионное обеспечение военнослужащих регулируется специальным законом - Законом РФ от *** года *** «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее Закон ***), которым определяются условия назначения пенсий, порядок их исчисления и размеры.

В силу ст. 43 Закона ***, пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

Из доводов истца следует, что при назначении пенсии за выслугу лет ему был установлен районный коэффициент 1,3, что ответчиком не оспаривалось, с *** года при расчете пенсии за выслугу лет применяется районный коэффициент 1,2.

В соответствии со ст. 48 Закона *** от *** года «Опенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», пенсионерам, проживающих в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих устанавливаются районные коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям и повышения, кроме предусмотренных статьей 45 настоящего закона, исчисляются с применением соответствующего районного коэффициента, установленного в данной местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

Названный закон не дает права органам государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать районные коэффициенты, применяемые при выплате пенсий из федерального бюджета военным пенсионерам.

Поскольку до настоящего времени нет федерального закона, устанавливающего размер районных коэффициентов, следует применить нормативные акты Союза ССР поскольку они не противоречат Конституции РФ и законам РФ.

Районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих непроизводственных отраслей для местностей, в которых истец проходил службу, установлен постановлением Совета Министров ССР от *** г. *** «О введении районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены», а также постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, Президиума ВЦСПС от *** г. *** «О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Восток, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения». Согласно указанным документам, районный коэффициент в Амурской области (кроме районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей) составляет 1,2. Коэффициент 1,3 в местностях, указанных в этих документах, не устанавливался.

В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от *** года *** «О некоторых мерах по социально - экономическому развитию районов Севера» Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Советов народных депутатов автономных округов по согласованию с соответствующими профсоюзными органами было предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории (автономный округ, город, район) минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. Затраты на указанные цели осуществляются за счет средств предприятий и организаций, бюджетов республик, входящих в состав РСФСР, автономных округов, местных бюджетов.

На основании данного постановления Глава Администрации Амурской области и Президиум Совета федерации профсоюзов Амурской области приняли постановление *** от *** года «О районных коэффициентах к заработной плате рабочих и служащих» согласно которому предприятиям и организациям было предоставлено право вводить к заработной плате рабочих и служащих минимальный размер районного коэффициента в размере 1,30. Там же установлено, что затраты на эти цели должны производиться за счет средств предприятий и организаций, а также средств местных бюджетов - при наличии средств, предусмотренных местными бюджетами.

Таким образом, районный коэффициент в размере 1,3 был установлен органом государственной власти субъекта Российской Федерации и не являлся единым районным коэффициентом, установленным федеральным законом. Затраты на выплату пенсий с учетом районного коэффициента в размере 1,3 при обстоятельствах, на которые ссылается истец, федеральным бюджетом не планировались.

Согласно ст. 10 Закона РФ от *** года *** финансирование пенсий военнослужащих осуществляется за счет средств федерального бюджета. Следовательно, районные коэффициенты к пенсиям военнослужащих также могут быть установлены только федеральным законодательством.

Данная правовая позиция выражена Верховным Судом Российской Федерации в решении от *** года (***).

С учетом вышеизложенного, суд находит обоснованными доводы ответчика о том, что при назначении истцу пенсии районный коэффициент в размере 1,3 был применен ошибочно.

Вместе с тем суд принимает во внимание следующие обстоятельства.

Согласно приказу министра обороны РФ от *** года *** на территории Амурской области для заработной платы гражданского персонала воинских частей был установлен районный коэффициент 1,3 в соответствии с которым и была назначена пенсия.

В соответствии со статьей 15 (часть 4) Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Согласно статье 17 (часть 1) Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от *** года *** «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» разъяснил, что права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, а также международным договорам Российской Федерации являются непосредственно действующими в пределах юрисдикции Российской Федерации. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (пункт 1).

В силу пункта 10 названного Постановления Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод признает юрисдикцию Европейского суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении Российской Федерации (статья 1 Федерального закона от *** г. *** «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней»). Поэтому применение судами вышеназванной Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Согласно ст. 1 Протокола *** к Конвенции каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права. При этом указано, что «требование» - даже относительно пенсии - может представлять собой собственность по смыслу статьи 1 Протокола *** к Конвенции, если оно в достаточной степени реализуемо.

В силу ст. 17 Конвенции ничто в настоящей Конвенции не может толковаться как означающее, что какое-то государство, какая-либо группа лиц или какое-либо лицо имеет право заниматься какой бы то ни было деятельностью или совершать какие бы то ни было действия, направленные на упразднение прав и свобод, признанных в настоящей Конвенции, или на их ограничение в большей мере, чем это предусматривается в конвенции.

Как установлено судом выше, истец получал пенсию по выслуге лет с учетом районного коэффициента 1,3 на основании Приказа МО РФ от *** года *** (в части установления на территории Амурской области районного коэффициента 1,3 к заработной плате гражданского персонала воинских частей).

Согласно ст. 49 Закона *** от *** г. в редакции, действующей по состоянию на *** года (дата изменения районного коэффициента, применяемого в расчете пенсии истца), а также в редакции, действующей на момент рассмотрения спора, пенсии военных пенсионеров подлежали пересмотру в следующих случаях: а) при повышении стоимости жизни и оплаты труда - в соответствии с законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений населения; б) при увеличении денежного довольствия военнослужащих, исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением; в) при повышении установленного Федеральным законом минимального размера пенсии по старости.

В соответствии со ст. 55 названного Закона при наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пенсий, назначенных лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, перерасчет пенсии производится с первого числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором наступили указанные обстоятельства. В случае, если пенсионер приобрел право на повышение пенсии, разница между новым и прежним размерами пенсии при несвоевременном его обращении может быть выплачена ему за прошлое время, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом пенсии.

По смыслу приведенных норм права, действующее пенсионное законодательство не предусматривает возможности пересмотра назначенной военнослужащему пенсии в сторону ее уменьшения.

Других оснований к пересмотру назначенной военнослужащему пенсии указанный Закон, а также постановление Правительства Российской Федерации от *** г. *** «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» не предусматривали.

Ведомственными актами Министерства обороны Российской Федерации данный вопрос не регулировался.

Суд считает, что уменьшение размера районного коэффициента, установленного на момент увольнения истца на пенсию, является фактическим пересмотром пенсии военнослужащего, так как влечет уменьшение сумм пенсии, которые бы причитались истцу в случае применения в расчетах ранее установленного районного коэффициента.

В соответствии со ст. 52 Закона РФ *** от *** г. заявления и поступившие вместе с ними документы для назначения пенсий лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, рассматриваются пенсионными органами не позднее десяти дней со дня поступления заявления либо не позднее десяти дней после поступления недостающих документов, не представленных при подаче заявления.

В этой связи заслуживают внимания доводы истца о том, что по смыслу положений Закона РФ от *** г. *** пенсия назначена истцу пожизненно. Ответчик официально не уведомлял истца о принятии решения об уменьшении применяемого в расчетах пенсии районного коэффициента, о причинах уменьшения коэффициента, о том, что это уменьшение будет действовать во всех дальнейших расчетах пенсии.

Доводы ответчика о том, что уведомление истца об изменении размера пенсии не требуется, суд не может принять во внимание, поскольку как установлено в судебном заседании, снижение размера районного коэффициента произведено на основании указания Первого Заместителя Министра обороны РФ от *** г. и телеграммы начальника ФЭУ ДВО, которые не являются нормативно-правовыми актами, на что ссылается ответчик.

В соответствии с п. 263 приказа МО *** за *** год «О финансовом обеспечении и особенностях бюджетного учета в вооруженных силах РФ» назначение пенсий гражданам (лицам), уволенным с военной службы, или членам семей (далее именуются - пенсионеры) осуществляется военными комиссариатами субъектов РФ на основании оформленных и представленных военными комиссариатами районов (городов) заявлений пенсионеров о назначении пенсии с приложением денежного аттестата, выписок из приказов об увольнении военнослужащего на пенсию (форма по ОКУД 6003002) и иных необходимых документов.

На основании п. 265 упомянутого Приказа военным комиссариатом субъекта РФ в 10-дневный срок рассматриваются поступившие документы для назначения пенсии.

При принятии положительного решения о назначении пенсии пенсионеру военным комиссариатом субъекта РФ составляется расчет на пенсию за выслугу лет (по инвалидности) (форма по ОКУД 6003003) или расчет на пенсию по случаю потери кормильца (форма по ОКУД 6003004), определяющий вид и размер назначенной пенсии. Указанные расчеты подписываются начальником центра (отдела) социального обеспечения или уполномоченным письменным распоряжением военного комиссара лицом, подпись скрепляется гербовой печатью военного комиссариата субъекта РФ, и они подшиваются в пенсионные дела, где сосредотачиваются все документы, послужившие основанием для назначения пенсии.

При пересмотре пенсии пенсионеру или ее перерасчете в связи с изменением условий, влияющих на ее размер, записи об этом производятся в расчете на выплату пенсии, а при переходе на другой вид пенсии составляется новый расчет на выплату пенсии.

Пенсионные дела по мере их оформления регистрируются в реестре пенсионных дел (форма по ОКУД 6003005) с присвоением номера и буквенного обозначения в порядке, определяемом Департаментом социальных гарантий Министерства обороны.

При рассмотрении дела суду не представлено доказательств, что при принятии решения об уменьшении размера пенсии, соответствующая запись была произведена в установленном порядке в расчете на выплату пенсии, и истец был уведомлен об изменении ему размера пенсии.

Таким образом, с *** года ответчик в одностороннем порядке без соблюдения процедуры пересмотра пенсии, в нарушение действующего законодательства, норм международного права и приказа МО *** ***. снизил размер пенсии истцу.

Такие действия ответчика допускают произвольное вмешательство в право истца на получение назначенной ему пенсии в полном размере, закрепленное в ст. 6 Конвенции и ст. 1 Протокола к ней, что противоречит приведенным нормам права и ст. 17 Конвенции.

Поскольку судом установлено, что в нарушении приведенных норм международного права и пенсионного обеспечения законодательства Российской Федерации ответчик незаконно уменьшил размер причитающейся к выплате истцу пенсии, требование истца о восстановлении нарушенного права обосновано и подлежит удовлетворению. На ответчика следует возложить обязанность по исчислению пенсии истца с применением районного коэффициента 1,3.

В силу ч. 2 ст. 58 Закона РФ от *** года *** сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

Между тем, расчет недоплаченной пенсии, выполненный ответчиком суд считает верным, поскольку расчет истца не соответствует данным лицевого счета. Так, в частности как следует из расчета истца, за период с *** года по *** года размер пенсии с учетом районного коэффициента 1,2 составляет 5030,8 рублей, недополученная истцом пенсия за спорный период с учетом районного коэффициента 1,3 составила 71768 рублей 01 копейку. Из расчета ответчика за указанный период, следует, что размер пенсии с учетом районного коэффициента 1,2 составляет 5394 рублей 05 копеек, что соответствует данным лицевого счета, недополученная истцом пенсия за спорный период с учетом районного коэффициента 1,3 составляет 71876 рублей 98 копеек.

В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. С учетом изложенных обстоятельств суд пришел к выводу, что исковые требования истца подлежат удовлетворению исходя из заявленных требований в размере 71768 рублей 01 копеек.

Руководствуясь ст. ст. 194,199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО2 удовлетворить.

Восстановить право ФИО2 на исчисление пенсии с районным коэффициентом 1,3, обязав ФИО0 производить исчисление пенсии ФИО2 с применением районного коэффициента в размере 1,3.

Взыскать с ФИО0 в пользу ФИО2 недоплаченную пенсию за период с *** года по *** года включительно в сумме 71768 (семьдесят одна тысяча семьсот шестьдесят восемь) рублей 01 копейку.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение 10 дней.

Судья П.В. Белоусов

-32300: transport error - HTTP status code was not 200