Дело ***
РЕШЕНИЕименем Российской Федерации
г. Благовещенск *** года
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
Председательствующего судьи Гоковой И.В.,
При секретаре ФИО0
С участием представителя истца - ФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ФИО5 о признании неправомерным решения об отказе в согласовании перепланировки жилого помещения, сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии,-
УСТАНОВИЛ:
Истица обратилась в Благовещенский городской суд Амурской области с указанным исковым заявлением к ФИО5, в обоснование заявленных требований, суду указала, что она является собственником жилого помещения в многоквартирном, жилом доме, расположенном по адресу: г. Благовещенск, ***. Без наличия на то соответствующего разрешения, в данном жилом помещении была произведена самовольная перепланировка, выразившиеся в демонтаже перегородки из кирпича между жилой комнатой и кладовой, возведении перегородки из ГКЛ, в результате чего изменилась конфигурация квартиры. На ее заявление в ФИО5 о согласовании произведенной перепланировки указанного жилого помещения был получен отказ - Решение *** от *** года. Между тем, перепланировка не нарушает надежности конструкции квартиры, а также каких-либо норм, действующих на территории РФ и обеспечивающих безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта, что подтверждается соответствующими заключениями и согласованиями проекта надзорными и контролирующими органами. Считают отказ в согласовании перепланировки жилого помещения незаконным поскольку в соответствии с ч.4 ст. 29 ЖК РФ жилое помещение может быть сохранено в перепланированном и переустроенном состоянии, если при этом не нарушаются права и законные интересы граждан, либо это не создает угрозу их жизни и здоровью.
Просит суд признать незаконным решение ФИО5 Амурской области *** от *** года об отказе в согласовании перепланировки жилого помещения - квартиры *** по *** в г. Благовещенске. Сохранить квартиру *** по *** г. Благовещенска в перепланированном состоянии.
В судебном заседании представитель истца на исковых требованиях настаивал в полном объеме, суду высказал аналогичные доводы, указанные в иске.
Истец ФИО2, а также представитель ответчика в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом, представитель ответчика о причинах неявки суду не сообщил, истица ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствии.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствии истца ФИО2, а также представитель ответчика - администрации гор. Благовещенска.
Выслушав доводы представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующим выводам.
Из свидетельства о государственной регистрации права серии *** от *** года, договора купли-продажи квартиры от *** года, усматривается, что ФИО2 является собственником жилого помещения - 3-х комнатной квартиры, общей площадью 60 кв.м., в том числе жилой 37,5 кв.м., находящейся по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, ***.
Как установлено в судебном заседании, и следует из иска, в квартире *** по *** г. Благовещенска была произведена перепланировка, выразившаяся в демонтаже перегородки из кирпича между жилой комнатой и кладовой, возведении перегородки из ГКЛ, в результате чего изменилась конфигурация квартиры.
Данная перепланировка, требующая внесения изменений в технический паспорт на жилое помещение в связи с изменением конфигурации помещения, и произведенные без согласования с органом местного самоуправления, является в силу ст.29 ч.1 ЖК РФ самовольной.
Истец обратилась в ФИО5 с заявлением о согласовании перепланировки квартиры *** по *** в г. Благовещенске.
Решением ФИО5 *** от *** года в согласовании перепланировки жилого помещения - квартиры *** по *** г. Благовещенска собственнику указанного жилого помещения было отказано, в связи с тем, что согласование органом местного самоуправления самовольной перепланировки жилого помещения действующим законодательством не предусмотрено. При этом было разъяснено, что собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование. В этих целях в соответствии с п. 3 ст. 29 ЖК РФ истцам был установлен срок - 9 месяцев со дня получения данного уведомления, в течение которого он обязан привести жилое помещение, расположенное по адресу: г. Благовещенск, *** в состояние, отраженное в проекте перепланировки «до перепланировки», о чем информировать ФИО5 и представить подтверждающие документы (технический паспорт).
В соответствии с ч.1 ст. 25 ЖК РФ, переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Согласно ч. 2 ст. 25 ЖК РФ перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
В соответствии с ч. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
По смыслу с ч.ч. 1, 2 ст. 29 Жилищного кодекса РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии согласования, являются самовольными.
Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность.
В соответствие с. ч. 4 ст. 29 ЖК РФ на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) в перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни и здоровью.
Между тем согласно разъяснениям, данным в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй *** г., положения ст. 29 ЖК РФ не содержат запрета и не исключают полномочия органа местного самоуправления, предусмотренные п. 7 ч. 1 ст. 14, ст. ст. 26 - 28 ЖК РФ, согласовать по заявлению гражданина самовольно выполненные переустройство и (или) перепланировку и сохранить жилое помещение в существующем состоянии. При этом отказ органа, уполномоченного принимать решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, может быть признан судом неправомерным, если гражданином были представлены указанные в ч. 2 ст. 26 ЖК РФ документы, а произведенные им переустройство и (или) перепланировка соответствуют требованиям законодательства.
На основании изложенного, учитывая положения п. 7 ч. 1 ст. 14, ст. 26-28 ЖК РФ о том, что согласование переустройства и перепланировки жилых помещений относится к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений, положения ч. 4 ст. 29 ЖК РФ о возможности сохранения жилого помещения в перепланированном состоянии в судебном порядке, которые не содержат запрета и не исключают указанные полномочия органа местного самоуправления по согласованию перепланировки и переустройства, а также основания к отказу в согласовании перепланировки и переустройства, изложенные в ст.27 ЖК РФ, суд приходит к выводу, что ФИО5 неправомерно отказано истцу в согласовании перепланировки в связи с подачей документов в ненадлежащий орган, поскольку ФИО5 является органом, полномочным на согласование перепланировки и переустройства.
Таким образом, принимая во внимание указанные выше законоположения и правовую позицию верховного Суда РФ, суд приходит к выводу, что требования истца о признании указанного решения незаконным, подлежат удовлетворению.
В соответствие с ч. 2 ст. 26 ЖК РФ для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения представляет: 1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; 2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; 4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; 5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма); 6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
При этом правила ст. 29 ЖК РФ о возможности сохранения спорного жилого помещения в переустроенном и перепланированном состоянии по решению суда, в их системном толковании с другими нормами ЖК РФ, по мнению суда, не освобождают истца от обязанности представления предусмотренных законом документов, необходимых для проведения перепланировки, равно как и от получения необходимых согласований и разрешений в целях предотвращения нарушения прав и законных интересов граждан, а также обеспечения отсутствия угрозы их жизни и здоровью.
Во исполнение требований ч. 2 ст. 26 ЖК РФ истцом представлен суду подготовленный и оформленный в установленном порядке проект перепланировки жилого помещения - квартиры *** по *** г. Благовещенска; технический паспорт на перепланированное жилое помещение.
Постановлением мэра г. Благовещенска *** от ***г., в соответствии со ст. 14 ЖК РФ в целях упорядочения рассмотрения вопросов, связанных с переводом жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения, а также переустройством и перепланировкой жилых помещений, утверждено Положение по оформлению проектной документации по вопросам переустройства, перепланировки и перевода жилых/нежилых помещений в нежилые/жилые.
В силу п. 1.2. указанного положения - подготовка проектной документации осуществляется физическими или юридическими лицами, которые соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, осуществляющим архитектурно-строительное проектирование (лица, осуществляющие подготовку проекта) с обязательным ведением авторского надзора.
В соответствии с п. 1.3. Положения, проектная документация должна соответствовать требованиям пожарных, санитарно-гигиенических норм, экологических и иных установленных законодательством требований, в том числе требованиям к использованию нежилых помещений в многоквартирных домах.
При подготовке проектной документации по вопросам переустройства и (или) перепланировки жилых помещений при устройстве балконов (лоджий) необходимо учитывать следующие условия:
- устройство балконов (лоджий) на фасадах многоквартирных жилых домов, выходящих на улицы города, допускается только в случае реконструкции всего дома;
- устройство единичных балконов (лоджий) допускается в случаях их размещения на фасадах многоквартирных жилых домов, выходящих внутрь квартала, при этом архитектурное и цветовое решение балкона (лоджии) должно соответствовать единому решению (архитектурному и цветовому) жилого дома и ранее пристроенным балконам (лоджиям);
- материал строительства и отделки балконов (лоджий) должен соответствовать материалам строительства существующих балконов (лоджий);
- размеры балкона (лоджии) не должны превышать размеры существующих вышерасположенных балконов (лоджий);
- не допускается устройство балконов (лоджий) в случае, если на фасаде отсутствуют вышерасположенные балконы (п. 1.6 Положения).
В силу п. 2.1. Положения, проектная документация по вопросам переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подлежит согласованию лицом, предоставляющим услуги по содержанию и ремонту многоквартирного дома.
Проектная документация по вопросам переустройства и (или) перепланировки жилого помещения при устройстве балконов (лоджий) подлежит обязательному согласованию:
- управлением главного архитектора ФИО5;
- ОАО "Амургаз". (п. 2.2 Положения).
В силу п. 2.3. Положения, в случае если перепланировка и (или) переустройство жилого помещения затрагивают общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заказчик выносит на рассмотрение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме вопрос о согласовании проектной документации по перепланировке и (или) переустройству в полном объеме в порядке, предусмотренном главой 6 Жилищного кодекса РФ. По результатам рассмотрения общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме выносит решение о согласовании либо отказе в согласовании проектной документации с указанием перечня работ, при проведении которых затрагивается общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме.
Одновременно с решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме заказчик представляет информацию:
- о зарегистрированных правах собственности на все объекты недвижимого имущества, расположенные в данном многоквартирном доме, представленную Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области;
- о многоквартирном доме (год постройки, количество квартир, этажность, общая площадь, жилая площадь, процент износа), представленную организацией (органом), осуществляющей технический учет недвижимого имущества либо предоставляющей услуги по содержанию и ремонту многоквартирного дома (п. 2.4. Положения).
При изменении размера общего имущества в коммунальной квартире путем ее перепланировки и (или) переустройства заказчик представляет письменное согласие всех собственников комнат в данной квартире, удостоверенное нотариусом (п. 2.5 Положения).
Истцом представлен проект перепланировки квартиры *** по *** г. Благовещенска, выполненный ИП ФИО4 (лицензия ***).
В силу п.п. 1.3., 1.4, 2.1, 2.2 Положения по оформлению проектной документации по вопросам переустройства, перепланировки и перевода жилых/нежилых помещений в нежилые/жилые, при перепланировке проектная документация должна соответствовать требованиям пожарных, санитарно-гигиенических норм, экологических и иных установленных законодательством требований, в том числе требований к использованию нежилых помещений в многоквартирных домах.
В состав проектной документации входят: план до перепланировки; план после перепланировки; чертежи архитектурных элементов фасадов (при устройстве входов, тамбуров входов); конструктивные детали и узлы (при необходимости); решения по внутреннему инженерному оборудованию (при необходимости); план благоустройства (при необходимости).
Проектная документация по вопросам переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подлежит согласованию лицом, предоставляющим услуги по содержанию и ремонту многоквартирного дома.
В случае если перепланировка и (или) переустройство жилого помещения затрагивают общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заказчик представляет на рассмотрение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме вопрос о согласовании проектной документации по перепланировке и (или) переустройству в полном объеме в порядке, предусмотренном главой 6 Жилищного кодекса РФ. По результатам рассмотрения общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме выносит решение о согласовании либо отказе в согласовании проектной документации с указанием перечня работ, при которых затрагивается общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме.
При изменении размера общего имущества в коммунальной квартире путем ее перепланировки и (или) переустройства заказчик представляет письменное согласие всех собственников комнат, удостоверенное нотариусом.
По мнению суда, для решения вопроса о сохранении квартиры в перепланированном состоянии необходимо представление аналогичных согласований.
Согласно проекту переустройства и перепланировки квартиры *** по *** г. Благовещенска, в ней выполнены следующие работы: демонтирована перегородка из кирпича между жилой комнатой и кладовой. Площадь комнаты увеличена за счет части площади кладовой.
Перепланировка указанного жилого помещения не влияет на надежность и устойчивость конструкций.
Согласование проекта перепланировки квартиры *** по *** г. Благовещенска с Управлением архитектуры и градостроительства г. Благовещенска не требуется, в соответствии с Постановлением мэра г. Благовещенска *** от ***г.
Кроме того, судом учитывается, что в соответствии с изменениями, внесенными в ст.12 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Федеральным законом от *** г. ***ФЗ и вступившими в силу с *** года, в настоящее время наличие санитарно-эпидемиологического заключения на переустроенный и перепланированный объект не требуется, в связи с чем, по мнению суда, согласование проектной документации с территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области также не требуется.
Согласование отделом ГПН по г. Благовещенску ГУ МЧС России по Амурской области в данном случае не требуется, поскольку на проекте перепланировки квартиры *** по *** гор. Благовещенска имеется отметка о соответствии его противопожарным нормам.
Кроме того, проект перепланировки жилого помещения - квартиры *** по *** г. Благовещенска согласован *** года с обслуживающей организацией - ФИО3.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что истцом были получены и представлены суду все документы и согласования, необходимые для проведения перепланировки указанного жилого помещения.
Согласно, техническому заключению ИП ФИО4 от ***г., проведено обследование жилого помещения - квартиры *** по *** г. Благовещенска на предмет технического состояния строительных конструкций после перепланировки квартиры и возможности обеспечения ими прочности, надежности и устойчивости здания при дальнейшей эксплуатации. Данная перепланировка квартиры не снижает несущей способности строительных конструкций существующего здания и обеспечивает безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта.
Учитывая отсутствие в связи с осуществлением перепланировки нарушения, прав и законных интересов граждан, равно как и создания, этой перепланировкой, угрозы их жизни или здоровью, а также то обстоятельство, что решением ФИО5 об отказе в согласовании перепланировки нарушаются права и законные интересы истца на получение в установленном законом порядке согласования перепланировки жилого помещения и создаются препятствия для внесения изменений в технический паспорт жилого помещения, суд полагает исковые требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд, -
РЕШИЛ:
Признать решение ФИО5 *** от *** года об отказе в согласовании перепланировки жилого помещения - квартиры *** по *** г. Благовещенска Амурской области незаконным.
Сохранить квартиру *** по *** г. Благовещенска Амурской области в перепланированном состоянии.
Данное решение является основанием для внесения органами, осуществляющими технический учет недвижимого имущества, изменений в техническую документацию на жилое помещение, расположенное по адресу: Амурская область г. Благовещенск, ***.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: