Решение о признании незаконным предписания



Дело ***РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

*** года

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

Судьи Калиниченко Т.В.,

при секретаре ФИО1,

с участием представителя заявителя ФИО0, заинтересованных лиц - ФИО10, ФИО6, ФИО11, ФИО4, ФИО3, ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Благовещенске гражданское дело по заявлению ФИО12 о признании незаконным предписания,

у с т а н о в и л:

ФИО12 обратилось в суд с настоящим заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ, в обоснование которого указав, что *** г. на основании акта проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ФИО13 главному управляющему директору ФИО12 ФИО7 выдано предписание ***, в соответствии с которым в срок до *** г. необходимо оплатить работникам ФИО10, ФИО6, ФИО11, ФИО9, ФИО4, ФИО3, ФИО2 средний заработок за 4,5,6 месяца с момента увольнения по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в порядке, предусмотренном п. 14 постановления Совета министров РСФСР от *** г. *** «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов севера». Считает вышеуказанное предписание незаконным. В соответствии со ст. 178 ТК РФ, постановлением *** Совета Министров РСФСР «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Крайнего Севера», постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от *** г. *** «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Дальнего Востока, Бурятской АССР и Читинской области», на граждан Амурской области распространяется положение о необходимости сохранения заработной платы при увольнении работников в случае ликвидации предприятия на срок до шести месяцев, необходимое условие: решение из центра занятости о том, что работник не трудоустроен. Согласно записи в трудовых книжках и приказах об увольнении работники филиала Амуркоммунсервис уволены в связи с ликвидацией филиала, в связи с чем, гарантии для работников уволенных по ликвидации предприятия на них не распространяются. Кроме того, филиалы и представительства юридическими лицами не являются, поэтому их ликвидация влечет за собой изменение штатного расписания организации, из него исключается штатная численность работников обособленного структурного подразделения юридического лица, но организация в целом не ликвидируется. Следовательно, прекращение деятельности филиала, представительства не является основанием для прекращения трудового договора с работником по п. 1 ст. 81 ТК РФ, работники увольняются по п. 2 ст. 81 (сокращение численности или штата). Исключением из этого правила являются случаи прекращения деятельности филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, расположенного в другой местности. Тогда расторжение трудового договора в соответствии с ч. 4 ст. 81 ТК РФ производится по правилам, предусмотренным для случаев ликвидации организации. В связи с тем, что ликвидированный филиал «Амуркоммунсервис» находился в одной местности с юридическим лицом, действие данного пункта на работников филиала не распространяется. *** г. главным управляющим директором ФИО7 ФИО12 был издан приказ *** «О внесении изменений в штатное расписание», которым были внесены изменения в штатное расписание филиала ФИО14 и ФИО15, которые предполагали создание структурных подразделений с входящими в них штатными единицами. В соответствии с данным приказом во вновь созданные структурные подразделения филиала ФИО14 и ФИО15 были приняты в порядке перевода работники, должности которых были выведены из штатного расписания филиала ФИО14. На основании приказа *** от *** г. директором филиала ФИО14 ФИО5 был издан приказ *** «О внесении изменений в штатное расписание», которым из штатного расписания филиала ФИО14 были выведены должности главного инженера, инженера по охране труда, эколога, инспектора отдела кадров, секретаря, вед. инженера производственного отдела, инженера производственного отдела, нач. гаража, инженера по снабжению, кладовщика, водителей (3 ед.), уборщиков (2 ед.). Таким образом, перечисленные приказы были направлены именно на проведение обществом мероприятий по сокращению штата. Соответственно работникам, подлежащим сокращению *** г. были вручены уведомления о предстоящем сокращении по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (сокращение численности), из чего следовало увольнение по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Однако инспектором отдела кадров ФИО14 ФИО6 были изданы приказы о расторжении трудового договора и внесены записи в трудовые книжки работников, уволенных по сокращению в нарушении приказов общества, таким образом, в результате неверной записи, работники уволены по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в связи с ликвидацией филиала. В соответствии с п. 14 Постановления Правительства РФ от *** г. *** «О трудовых книжках» записи в трудовую книжку о причинах прекращения трудового договора вносятся в точном соответствии с формулировками Трудового кодекса Российской Федерации или иного федерального закона. Трудовой кодекс не предусматривает прекращение трудового договора в связи с ликвидацией филиала, следовательно, приказы об увольнении и записи в трудовых книжках противоречат Трудовому кодексу РФ. При обнаружении несоответствия записей сделанных в трудовых книжках уволенных работников Трудовому кодексу РФ ФИО12 направило письма данным работникам с просьбой явки в отдел кадров Общества для исправления неверно внесенной записи, в соответствии с приказом *** от *** г. «Об изменении записи в трудовых книжках». В ходе проверки проводимой в обществе государственным инспектором с *** по *** г. обществом вышеперечисленные основания с подтверждающими документами были представлены, однако инспектором не исследованы в полном объеме. Таким образом, ФИО12 не усматривает обязанности выплачивать работникам, уволенным по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (сокращение численности) средний заработок за 4,5,6 месяц с момента увольнения, который предусмотрен п. 14 Постановления Совета министров РСФСР от *** г. *** «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов севера». На основании этого просил признать незаконным Предписание *** от *** г., выданное ФИО13

В судебном заседании представитель заявителя на требованиях настаивал, подтвердил доводы, изложенные в заявлении, суду пояснил, что фактически работодателем проводились меры по сокращению численности общества, поэтому увольнение работников филиала Амуркоммунсервис должно быть произведено по п. 2 части 1 ст. 81 ТК РФ. Приказом *** от *** г. предписано внести изменения записи об основаниях увольнения в трудовые книжки работников, однако никто из них не пришел. В связи с этим, оснований для выплаты работником сохраняемого заработка за 4,5 и 6 месяцы со дня увольнения не имеется. Просил требования удовлетворить.

ФИО13, чьи действия обжалуются, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен. Определением суда от *** г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена ФИО16, представитель которой в судебное заседание также не явился. Определением суда от *** г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФИО10, ФИО6, ФИО11, ФИО9, ФИО4, ФИО3, ФИО2, из которых в судебное заседание не явилась ФИО9, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще. Суд в соответствии со ст. 167, 257 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Из объяснений ФИО13 в судебном заседании *** г.следует, что в ходе проведения проверки было установлено, что работники уволены по п. 1 части 1 ст. 81 ТК РФ в связи с ликвидацией организации, поэтому работодателю было выдано предписание о выплате работникам среднемесячного заработка за 4,5,6 месяцы.

Заинтересованное лица ФИО6 в судебном заседании пояснила, что была уволена приказом *** от *** г. по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ как и иные работники. *** г. по электронной почте поступили уведомления о сокращении должностей, она позвонила в отдел кадров ФИО12 узнать, на основании какого приказа эти уведомления, ей ответили, что приказа еще нет. Потом она обратилась к директору филиала и был издан приказ *** на основании приказа *** от *** г., но самого приказа *** до *** г. она не видела. *** г. поступил по электронной почте приказ ***. Потом она пыталась выяснить как увольнять работников по ликвидации или сокращению, ей ответили, что как хотите, так и пишите. Она подготовила приказы, показала их директору филиала, он сказал увольнять по ликвидации. После этого она сделала записи в трудовые книжки всем работникам об увольнении по п. 1 части 1 ст. 81 ТК РФ. *** г. пришел приказ ***, в котором указано про сокращение. После увольнения она обратилась в Центр занятости, где узнала, что ей положены выплаты среднемесячного заработка в течение шести месяцев. Также пояснила, что ей приходило письмо об изменении записи в трудовой книжке, с чем она не согласна.

Заинтересованное лицо ФИО2 в судебном заседании не согласился с требованиями заявления, суду пояснил, что до момента увольнения никто не показывал приказ о сокращении, увольнение произведено по ликвидации, в связи с чем, он не согласен на изменение формулировки увольнения, предложенной работодателем.

Заинтересованные лица ФИО3, ФИО4, ФИО10, ФИО11 в судебном заседании высказали аналогичные доводы.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 353 ТК РФ государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда, которая в силу ст. 354 ТК РФ представляет собой единую централизованную систему, состоящую из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

Согласно ст. 355 ТК РФ основными задачами федеральной инспекции труда являются, в том числе обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В соответствии со ст. 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников.

Как установлено в судебном заседании, подтверждается материалами дела, в период с 12 мая по *** г. ФИО13 проводилась внеплановая документарная проверка в отношении ФИО12 по коллективному обращению работников ликвидированного филиала ФИО14, в ходе которой установлено, что работникам ФИО10, ФИО6, ФИО11, ФИО9, ФИО4, ФИО3, ФИО2, уволенным с *** г. из филиала ФИО14 по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (ликвидация предприятия), не выплачен заработок за 4,5,6 месяцы со дня увольнения, о чем составлен акт проверки соблюдения трудового законодательства от *** г. *** а также вынесено предписание *** от *** г., обязывающее главного управляющего ФИО12 оплатить названным работникам средний заработок за 4,5,6 месяца с момента увольнения по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в порядке, предусмотренном п. 14 Постановления Совета министров РСФСР от *** г. *** «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера».

В соответствии с Уставом, ФИО12 является юридическим лицом, имеет филиалы, в том числе ФИО14, руководство текущей деятельностью Общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества - генеральным директором, в полномочия которого входит утверждение штатного расписания, осуществление в отношении работников общества прав и обязанностей работодателя.

Советом директоров ФИО12 от *** г. принято решение филиал ФИО12 ФИО14 ликвидировать с *** г.

*** г. главным управляющим ФИО12 издан приказ *** о внесении изменений в устав общества, начальнику отдела кадров ФИО8 предписано организовать процедуру уведомления персонала филиала ФИО14 согласно действующему законодательству РФ в срок до *** г.

На основании приказа ФИО12 от *** г. *** директором филиала ФИО14 *** г. издан приказ *** о выведении из штатного расписания с *** г. должностей по приведенному перечню, инспектору отдела кадров ФИО6 внести соответствующие изменения, провести процедуру уведомления персонала согласно действующему законодательству РФ в срок до *** г.

Уведомлениями от *** г. ФИО3 (получено *** г.), ФИО2 (получено *** г.), ФИО4 (получено *** г.), ФИО9 (получено *** г.), ФИО10 (получено *** г.), ФИО6 (получено *** г.), ФИО11 (получено *** г.) предупреждены о предстоящем расторжении трудового договора по пункту 2 части 1 ст. 81 ТК РФ в связи с сокращением численности работников организации.

Приказами директора филиала ФИО14 от *** г. *** ФИО9, *** ФИО10, *** ФИО6, *** ФИО2, *** ФИО11, *** ФИО4, *** ФИО3, были уволены *** г. в связи с ликвидацией филиала по п. 1 части первой ст. 81 ТК РФ, в основание приказов указан приказ *** от *** г. Аналогичная запись об основаниях увольнения произведена в трудовые книжки указанных уволенных работников.

Право директора филиала на увольнение работников филиала подтверждается доверенностью ***, выданной *** г. главным управляющим ФИО12 ФИО7 на имя директора филиала Амуркоммунсервис ФИО5

В силу п. 1 части первой ст. 81 ТК РФ - трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.

В соответствии со ст. 84.1 ТК РФ прекращение трудового договора оформляется приказом (распоряжением) работодателя. Запись в трудовую книжку об основании и о причине прекращения трудового договора должна производиться в точном соответствии с формулировками настоящего Кодекса или иного федерального закона и со ссылкой на соответствующие статью, часть статьи, пункт статьи настоящего Кодекса или иного федерального закона.

Постановлением Правительства РФ от *** г. *** «О трудовых книжках» утверждены Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, пунктом 10 которого предусмотрено, что все записи об увольнении должны вноситься в трудовую книжку на основании соответствующего приказа работодателя и должны точно соответствовать тексту приказа.

Учитывая, что приказами директора филиала, изданными и подписанными в пределах его полномочий, увольнение работников произведено по п. 1 части 1 ст. 81 ТК РФ, оснований для внесения работодателем в трудовые книжки уволенных работников исправлений формулировки основания увольнения по п. 1 части 1 ст. 81 ТК РФ на п. 2 части 1 ст. 81 ТК РФ не имеется. Как не имеется оснований полагать, что расторжение трудовых отношений работников произведено по иному основанию, чем это указано в приказах об увольнении работников и в их трудовых книжках.

Верховный Суд РФ в Обзоре судебной практики от ***, *** г. «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за *** года», указал, что Трудовой кодекс Российской Федерации не предоставляет работодателю право изменять дату увольнения работника, равно как и совершать иные юридически значимые действия, затрагивающие права и интересы работника, без его предварительного согласия и после того, как трудовые отношения между работодателем и работником уже прекращены по инициативе самого работодателя.

*** г. главным управляющим директором ФИО12 издан приказ *** «Об изменении записи в трудовых книжках», согласно которому в связи с обращениями работников о выплате среднего заработка за 4,5,6 месяцы после увольнения из ликвидированного филиала ФИО14 обнаружены неправильные записи в трудовых книжках, а именно основания увольнения по п. 1 ч.1 ст. 81 ТК РФ. На основании приказа ФИО12 от *** г. *** «О внесении изменений в штатное расписание», приказа ФИО14 от *** г. *** «О внесении изменений в штатное расписание», уведомлений о предстоящем сокращении работники должны были быть уволены по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. На основании этого начальнику отдела управления персоналом при обращении работников в добровольном порядке с заявлением о внесении исправлений в трудовую книжку исправить неверную запись в соответствие с порядком, предусмотрены Инструкцией по заполнению трудовых книжек, основанием увольнения указать «уволен в связи с сокращением штата работников организации п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ».

Как установлено в судебном заседании, работники, уволенные по п. 1 части 1 ст. 81 ТК РФ, являющиеся при рассмотрении настоящего дела заинтересованными лицами, не выразили согласия на изменение формулировки увольнения, при таких обстоятельствах, учитывая, что увольнение ФИО10, ФИО6, ФИО11, ФИО9, ФИО4, ФИО3, ФИО2 произведено работодателем по п. 1 части 1 ст. 81 ТК РФ, отсутствие у работодателя права на изменение формулировки основания увольнения после прекращения с работниками трудовых отношений при отсутствия согласия на это самих работников, у суда отсутствуют основания считать ФИО10, ФИО6, ФИО11, ФИО9, ФИО4, ФИО3, ФИО2 уволенными по иным основаниям.

Доводы заявителя о том, что работником отдела кадров ФИО6 допущена техническая ошибка при издании приказов об увольнении, суд не может считать обоснованной, поскольку приказы об увольнении ФИО10, ФИО6, ФИО11, ФИО9, ФИО4, ФИО3, ФИО2 подписаны руководителем филиала при наличии у него полномочий на увольнение работников.

Ссылки заявителя на часть 4 ст. 81 ТК РФ о прекращении деятельности филиала по правилам ликвидации организации только в случае расположения филиала в другой местности, на приказ *** от *** года о выведении должностей из штатного расписания, суд не может принять во внимание, поскольку юридически значимым обстоятельством при рассмотрении настоящего дела являются основания увольнения работников, указанные как в приказе об увольнении, так и в трудовых книжках работников.

Как следует из приказа ФИО12 *** от *** г. из штатного расписания ФИО14 с *** г. выводились структурные подразделения с входящими в них штатными единицами, в связи с чем, инспектору отдела кадров ФИО6 предписано внести соответствующие изменения, провести процедуру уведомления персонала согласно действующему законодательству в срок до *** г.

Согласно объяснениям ФИО6 в судебном заседании, данный приказ был доведен до филиала *** г. после издания приказов об увольнении работников по ликвидации организации. Кроме того, согласно произведенным на приказе *** от *** г. отметкам, в филиал ФИО14 приказ поступил *** г., по резолюции руководителя отделу кадров к исполнению данный приказ передан *** г., получен ФИО6 *** *** образом, на момент издания и подписания руководителем филиала ФИО14 приказов об увольнении работников филиала по ликвидации организации, приказ *** от *** г. в филиале ФИО14 отсутствовал, доказательств обратного стороной заявителя в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено.

Таким образом, суд приходит к выводу, что увольнение ФИО10, ФИО6, ФИО11, ФИО9, ФИО4, ФИО3, ФИО2 произведено работодателем по п. 1 части 1 ст. 81 ТК РФ - по ликвидации организации, оснований полагать иное у суда не имеется.

Гарантии, предоставляемые работникам в связи с расторжением трудового договора, ставятся законодателем в зависимость от оснований увольнения.

Согласно ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Статья 318 ТК РФ предоставляет дополнительные гарантии для лиц, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по ликвидации организации либо по сокращению численности или штата работников, закрепляя за ними право на получение среднего заработка за три месяца со дня увольнения, а в исключительных случаях среднего заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Указанная правовая норма предусматривает дополнительные гарантии как для лиц, уволенных по сокращению численности или штата работников, так и по ликвидации организации, при одном условии - нахождении организации в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Судом установлено, подтверждается расчетными листками, что уволенным работникам было выплачено выходное пособие при увольнении, а также средний заработок за второй и третий месяцы со дня увольнения, что соответствует требованиям ст. 318 ТК РФ.

Советом Министров РСФСР при осуществлении полномочий в социальной сфере в целях защиты трудовых прав граждан *** года было принято постановление N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Крайнего Севера", пунктом 14 которого предусмотрено, что за работниками, высвобождаемыми в связи с реорганизацией, ликвидацией объединений, предприятий, организаций и учреждений, сохраняется на период трудоустройства, но не свыше 6 месяцев непрерывный стаж и заработная плата по прежнему месту работы, расположенных не только в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, но и в том числе в районах и местностях, где надбавки выплачиваются в порядке и на условиях, определенных Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от *** года N ***.

В настоящее время федеральный закон, регулирующий предоставление гарантий и компенсаций лицам, проживающим в районах с дискомфортными условиями, не принят.

В силу ч. 2 ст. 423 ТК РФ - изданные до введения в действие настоящего Кодекса нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.

Указанное свидетельствует, что ФИО10, ФИО6, ФИО11, ФИО9, ФИО4, ФИО3, ФИО2, исходя из оснований расторжения с ними трудовых отношений, указанных как в приказе об увольнении, так и в трудовой книжке - п. 1 части 1 ст. 81 ТК РФ имеют право на сохранение за ними среднего заработка на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что предписание ФИО13 *** от *** г. соответствует требованиям закона, оснований для признания его незаконным не имеется, в связи с чем, в удовлетворении требований ФИО12 следует отказать.

В силу ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

На основании ст. 98 ГПК РФ не подлежат удовлетворению требования ФИО12 о возврате из бюджета государственной пошлины.

Руководствуясь ст. ст. 194,198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

ФИО12 в удовлетворении заявления о признании незаконным предписания *** от *** года, выданного ФИО13, возврате из бюджета государственной пошлины - отказать.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение 10 дней.

Председательствующий

-32300: transport error - HTTP status code was not 200