Решение о ликвидации некоммерческой организации



Дело ***

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

*** года г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области

В составе:

Председательствующего судьи Кузьминой Е.В.

При секретаре ФИО0

С участием: представителя истца ФИО6 ФИО1,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО6 к ФИО5 о ликвидации некоммерческой организации,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО6 обратилось в суд с указанными исковыми требованиями к ответчику, в обоснование своих требований указав, что ФИО5 зарегистрирован как некоммерческая организация ФИО7 *** года за основным государственным регистрационным номером ***, ведомственный номер ***. Согласно уставным документам президентом организации избран ФИО2, юридическим адресом организации является г. Благовещенск, ***. Основным нормативным актом, регулирующим деятельность некоммерческих организаций, является Федеральный закон «О некоммерческих организациях», в соответствии с п. 3 ст. 23 которого некоммерческая организация обязана предоставлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. За период с *** года по *** год ответчиком не предоставлялись сведения о продолжении деятельности в форме и сроки, установленные Постановлением Правительства РФ от *** года ***, а именно: отчет о деятельности некоммерческой организации и сведения о персональном составе руководящих органов; уведомление о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, включая полученные от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Также ответчиком не были представлены сведения о видах экономической деятельности согласно Общероссийского классификатора кодов экономической деятельности, утвержденного постановлением Госстандарта от *** года ***, подлежащие обязательному включению в Единый государственный реестр юридических лиц. Согласно ст. 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством РФ и соответствующих целям деятельности организации, которые предусмотрены ее учредительными документами. В соответствии с п. 7 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в течение трех дней со дня наступления таких изменений. Пунктами 6.1, 6.2 Устава организации предусмотрено, что руководство текущей деятельностью Фонда осуществляет Президент, который избирается сроком на три года. Президент был избран собранием учредителей *** года и до настоящего времени полномочия Президента фонда не подтверждены. Кроме того, ответчику были направлены информация о необходимости регистрации видов экономической деятельности от *** года и уведомление о проведении плановой выездной проверки от *** года на юридический адрес, но письма были возвращены с отметкой «организация не значится». *** года на домашний адрес президента организации были направлены предупреждение о недопустимости нарушения законодательства, но письмо вернулось за истечением срока хранения. Таким образом, ответчиком неоднократно нарушались положения ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», что в соответствии с п. 10 ст. 32 данного Федерального закона является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации.

На основании изложенного, истец просил суд вынести решение о ликвидации ФИО5 и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.

В судебном заседании представитель истца поддержала заявленные исковые требования, настаивала на их удовлетворении, привела доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика - ФИО5 - в судебное заседание не явился, причины неявки не известны, о времени и месте рассмотрения дела ФИО5 извещался надлежащим образом с соблюдением требований ст. 113 ГПК РФ по последнему известному месту нахождения, согласно Уставу некоммерческой организации, выписки из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на *** года - г. Благовещенск, ***, однако судебное извещение возвращено в суд с отметкой о том, что организация по данному адресу не значится. На основании изложенного, в силу ст. 118 ГПК РФ суд расценивает извещение ответчика как надлежащее, в связи с чем, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие его представителя.

Третьи лица ФИО4, ФИО2, ФИО3 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом по последним известным местам жительства с соблюдением требований ст. 113 ГПК РФ, однако судебные извещения, направленные ФИО4, ФИО2 заказным письмом с уведомлением о вручении, возвращены в адрес суда по истечению срока хранения; согласно адресной справки Отдела адресно-справочной работы УФМС по Амурской области от *** года ФИО3 умер. Таким образом, судом принимались надлежащие меры к извещению третьих лиц о времени и месте рассмотрения дела, а, следовательно, должным образом выполнены требования ст. 113 ГПК РФ. При данных обстоятельствах, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся третьих лиц.

Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Судом установлено, что *** г. состоялось собрание учредителей ФИО5, на котором было принято решение о создании указанной некоммерческой организации, утвержден Устав организации, сформированы руководящие органы.

По результатам рассмотрения документов, представленных для регистрации некоммерческой организации ее учредителями, *** года ФИО7 было принято решение о регистрации некоммерческой организации, основной государственный регистрационный номер ***, ведомственный номер 314. При этом согласно Уставу ФИО5, местонахождением некоммерческой организации является г. Благовещенск, ***.

Согласно ч. 3 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от *** года *** "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере исполнения уголовных наказаний, регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния.

При этом формы и сроки предоставления документов, указанных в ч. 3 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» установлены Постановлением Правительства РФ от *** г. *** «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций».

Между тем, как следует из содержания искового заявления, подтверждается пояснениями представителя истца, в нарушение ст. 56 ГПК РФ не опровергнуто соответствующими доказательствами, с *** года по *** год ФИО5 в Управление Министерства юстиции по Амурской области не предоставлялись документы, содержащие отчет о деятельности организации, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства по форме и в сроки, установленные Постановлением Правительства РФ от *** г. ***.

Ввиду отсутствия отчетов о деятельности некоммерческой организации за период с *** года по *** год согласно форм, утвержденных Постановлением Правительства РФ, *** года за исх. *** в адрес ФИО5 было направлено предупреждение в порядке ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» о недопустимости нарушения сроков представления сведений об отчетности и необходимости в срок до *** года устранить выявленные нарушения действующего законодательства.

Однако до настоящего времени нарушения действующего законодательства организацией не устранены, необходимые сведения не представлены.

Кроме того, на основании приказа Управления Министерства юстиции по Амурской области от *** года *** в период с *** года по *** года была проведена плановая выездная проверка по месту нахождения и осуществления деятельности ФИО5.

В целях проведения проверки *** года за исх. *** в адрес ФИО5 по адресу: г. Благовещенск, ***, указанному как юридический, было направлено уведомление о проведении плановой выездной проверки, которое было возвращено в адрес Управления Министерства юстиции РФ по Амурской области с отметкой о том, что организация по указанному адресу не значится, что привело к невозможности проведения проверки в целом, о чем *** года была составлена служебная записка ***.

Помимо этого, на основании ст. 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности не запрещенных законодательством РФ и соответствующих целям деятельности организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.

*** года за исх. *** Управлением Федеральной регистрационной службы по Амурской области в адрес ФИО5 было направлено уведомление о необходимости в срок до *** года направить в Управление сведения о видах экономической деятельности. Однако в установленный срок соответствующие сведения представлены не были.

*** года за исх. *** в адрес ФИО5 по месту жительства Президента Фонда было направлено предупреждение в порядке ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» о необходимости во исполнение п.п. «п» п. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Постановления Правительства РФ от *** года *** «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» в срок до *** года направить в Управление сведения о видах экономической деятельности. Однако предупреждение возвращено в адрес Управления по истечению срока хранения, до настоящего времени сведения о видах экономической деятельности согласно Общероссийского классификатора кодов экономической деятельности, утвержденного Постановлением Госстандарта от *** года ***ст, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц не представлены.

В соответствии с п. 7 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» организация обязана информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в течение трех дней со дня наступления таких изменений.

В соответствии с п.п. 6.1, 6.2 Устава ФИО5 руководство текущей деятельностью Фонда, оперативное управление Фондом и исполнение решений Собрания, руководство Правлением осуществляет единоличный исполнительный орган - Президент Фонда. Президент назначается Собранием в порядке, предусмотренном настоящим Уставом. Срок полномочий Президента составляет 3 года.

Согласно протокола Собрания учредителей от *** года *** Президентом Фонда был избран ФИО2 Однако на данный момент полномочия Президента Фонда документально не подтверждены.

В связи с изложенным, а также выявленными в ходе проведения проверки обстоятельствами отсутствия организации по юридическому адресу: г. Благовещенск, ***, *** года за исх. *** и *** в адрес общественной организации по месту жительства Президента Фонда были вынесены предупреждения в порядке ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» о необходимости в срок до *** года устранения нарушений действующего законодательства, но до настоящего времени соответствующих документов на государственную регистрацию организацией не представлено; предупреждения, направленные ответчику заказным письмом, возвращены в адрес Управления Министерства юстиции РФ по Амурской области за истечением срока хранения.

В силу ч. 10 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

В соответствии с п.п. 10.4, 10.5 Устава ФИО5 фонд может быть ликвидирован на основании и в порядке, предусмотренном ГК РФ, федеральными законами и настоящим Уставом. Решение о ликвидации Фонда может быть принято судом по заявлению заинтересованных лиц. Фонд может быть ликвидирован также в случае, предусмотренном п. 2 ст. 65 ГК РФ.

Согласно ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Юридическое лицо может быть ликвидировано: по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано; по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

В соответствии с ч. 2 ст. 119 ГК РФ решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. Фонд может быть ликвидирован: 1) если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна; 2) если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены; 3) в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных уставом; 4) в других случаях, предусмотренных законом.

Аналогичные по своему содержанию и правовому значению положения содержаться в ч. 2 ст. 18 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от *** года ***.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Заявление в суд о ликвидации некоммерческой организации вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от *** года ***), уполномоченным органом или его территориальным органом.

В силу ст. 21 указанного Федерального закона ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация - прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

В соответствии с п.п. 37, 39, 81 п. 6 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) РФ, утвержденного приказом Министерства юстиции РФ от *** г. ***, Управление принимает решение о государственной регистрации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений и их структурных подразделений, местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта РФ, религиозных учреждений и организаций, образованных указанными централизованными религиозными организациями, а также иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций); выдает свидетельства о государственной регистрации и иные документы, подтверждающие факт государственной регистрации региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций, а также иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций); осуществляет контроль за соблюдением региональными отделениями и иными структурными подразделениями политических партий законодательства РФ и соответствием их деятельности положениям, целям и задачам, предусмотренным уставом политических партий, за соответствием деятельности общественных объединений и их структурных подразделений, осуществляющих деятельность на территории одного субъекта РФ, их уставным целям, за соответствием деятельности иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций) целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству РФ; обращается в суд с заявлениями о ликвидации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций, о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица.

Таким образом, учитывая, что с *** года ФИО5 прекратил предоставление в уполномоченный орган в установленные сроки сведений, предусмотренных ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», в частности документов, содержащих отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документов о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, доказательств обратного в нарушение ст. 56 ГПК РФ суду не представлено, суд приходит к выводу, что требования ФИО6 о ликвидации указанной некоммерческой организации и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Кроме того, судом учитывается, что как установлено в ходе судебного разбирательства, лица, работающие в некоммерческой организации по найму, отсутствуют, собственного имущества у организации не имеется, доказательств обратного не представлено. При этом принимая во внимание, что в соответствии с действующим налоговым законодательством полномочия по взысканию недоимок, а также пени и штрафов возложены на налоговые органы, которые вправе были вынести решение о взыскании налога, штрафа, пени либо обратиться в установленный законом срок (в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, штрафа, пени) в суд с иском о взыскании с налогоплательщика - организации причитающейся к уплате суммы налога, штрафа, пени, суд приходит к выводу, что числящаяся за общественным объединением согласно ответу ФИО7 от *** года недоимка по штрафам в размере 200 рублей, в настоящее время не имеет правового значения при решении вопроса о ликвидации некоммерческой организации и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц, в связи с истечением указанного выше срока.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Ликвидировать ФИО5.

Исключить ФИО5 из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд в течение 10 дней через Благовещенский городской суд с момента изготовления решения суда в окончательной форме, - с *** года.

Председательствующий:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200