Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма



Дело ***

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

*** года г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе

председательствующего судьи Горбаконенко А.В.,

при секретаре ФИО1,

с участием истца ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ФИО7, ФИО8 о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с данным иском к ФИО9, ФИО8, в обоснование указав, что *** года он был вселен в муниципальную квартиру *** по *** нанимателем ФИО5

*** году ФИО5, улучшив свои жилищные условия, выехала из квартиры *** по *** на другое постоянное место жительства по адресу ***. Истец остался проживать в квартире *** по ***, использовал ее по назначению, нес расходы по содержанию квартиры, осуществлял ремонт, оплату за найм и предоставленные коммунальные услуги, лицевой счет был переоформлен на его имя.

*** года произошел пожар жилого дома *** по ***, в результате которого дом был уничтожен. Заключением межведомственной комиссии жилой дом был признан аварийным и подлежащим сносу. Таким образом, истец лишился единственного жилого помещения. При обращении в ФИО7 о предоставлении жилого помещения на условиях социального найма получил отказ, поскольку отсутствуют документы, подтверждающие законность вселения в ранее занимаемое жилое помещение - квартиру *** по *** области.

Просил признать за ним ранее существовавшее до *** года право пользования жилым помещением - квартирой *** по *** на условиях социального найма, обязать ФИО7 предоставить на условиях социального найма жилое помещение, общей площадью 18 кв.метров, в черте г.Благовещенска Амурской области, соответствующее установленным санитарным и техническим нормам, взамен снесенного.

В судебном заседании истец ФИО2 на заявленных исковых требованиях настаивал, в обоснование высказал аналогичные доводы, указанные в исковом заявлении, в дополнение пояснил, что в настоящее время проживает в *** в приходе в храме. С ним заключен трудовой договор на волонтерских началах, он работает юристом.

Представитель ФИО7 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства был уведомлен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил. Руководствуясь ч.3 ст. 167 ГПК РФ, суд определил: дело рассмотреть в его отсутствие.

Из письменного отзыва представителя ФИО7 ФИО4, действующей на основании доверенности *** от *** года, следует, что согласно разъяснений Конституционного Суда РФ изложенных в Определении от *** *** «По жалобе гражданина ФИО3 на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации» следует, что Конституция РФ закрепляя право каждого на жилище предполагает, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, и одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).

Из данных конституционных предписаниях, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; статья 2; статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.

В связи с чем, Конституционным судом был сделан вывод о возможности предоставления жилых помещений нуждающимся и малоимущим гражданам, как лишившимся своих жилых помещений в результате пожара, по договорам социального найма.

Однако, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что истец является малоимущим и нуждающимся.

В соответствии с положениями ст. 49 ЖК РФ малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Для реализации указанных положений ЖК РФ Амурским областным Советом народных депутатов был принят Закон Амурской области от *** *** «О жилищной политике в Амурской области».

Согласно ст. 10 Закона Амурской области от ***г. *** «О жилищной политике в Амурской области» для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, органам местного самоуправления необходимо признать гражданина нуждающимся в жилом помещении и малоимущим.

Положениями ч. 2 ст. 10 Закона Амурской области от *** *** установлен перечень документов, необходимых для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении, а ч. 3 указанной нормы права и ст. 9 данного закона, установлен перечень документов для признания гражданина малоимущим.

Из ст. 9 Закона Амурской области от *** ***, следует, что малоимущими признаются граждане, если доход, приходящийся на гражданина и на каждого члена семьи, стоимость имущества, подлежащего налогообложению, находящегося в собственности гражданина и членов семьи, в сумме не превышают величины прожиточного минимума семьи или одиноко проживающего гражданина. При этом за основу расчета берется величина прожиточного минимума для трудоспособного населения, пенсионеров, детей, устанавливаемая ежеквартально постановлением губернатора области.

Величина прожиточного минимума семьи или одиноко проживающего гражданина рассчитывается как сумма за четыре квартала, предшествующих кварталу подачи заявления.

Таким образом, в соответствии с положениями ст. 9 Закона Амурской области от *** *** при расчете дохода членов семьи гражданина для признания их малоимущими учитываются все виды доходов, полученных каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме за двенадцать месяцев, в том числе:

а) все предусмотренные системой оплаты труда выплаты, учитываемые при расчете среднего заработка в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации, регулирующим особенности порядка исчисления средней заработной платы;

б) средний заработок, сохраняемый в случаях, предусмотренных трудовым
законодательством;

в) компенсация, выплачиваемая государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей:

г) выходное пособие, выплачиваемое при увольнении, компенсация при выходе в отставку, заработная плата, сохраняемая на период трудоустройства при увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников;

д) социальные выплаты из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников, к которым относятся:

пенсии, компенсационные выплаты (кроме компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами) и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение пенсионеров;

ежемесячное пожизненное содержание судей, вышедших в отставку;

стипендии, выплачиваемые обучающимся в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, аспирантам и докторантам, обучающимся с отрывом от производства в аспирантуре и докторантуре при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научно-исследовательских учреждениях, слушателям духовных учебных заведений, а также компенсационные выплаты указанным категориям граждан в период их нахождения в академическом отпуске по медицинским
показаниям;

пособие по безработице, материальная помощь и иные выплаты безработным гражданам, а также стипендия и материальная помощь, выплачиваемые гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, выплаты безработным гражданам, принимающим участие в общественных работах, и безработным гражданам, особо нуждающимся в социальной защите, в период их участия во временных работах, а также выплаты несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет в период их участия во временных работах;

пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, а также единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

ежемесячное пособие на ребенка;

ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и ежемесячные компенсационные выплаты гражданам, состоящим в трудовых отношениях на условиях трудового договора и находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста;

ежемесячное пособие супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в период их проживания с супругами в местностях, где они вынуждены не работать или не могут трудоустроиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства по специальности и были признаны в установленном порядке безработными, а также в период, когда супруги военнослужащих вынуждены не работать по состоянию здоровья детей, связанному с условиями проживания по месту воинской службы супруга, если по заключению учреждения здравоохранения их дети до достижения возраста 18 лет нуждаются в постороннем уходе;

ежемесячная компенсационная выплата неработающим женам лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации в отдаленных гарнизонах и местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства;

ежемесячные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

надбавки и доплаты ко всем видам выплат, указанных в настоящем подпункте, и иные социальные выплаты, установленные органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями;

е) доходы от имущества, принадлежащего на праве собственности семье (отдельным ее членам) или одиноко проживающему гражданину, к которым относятся доходы от реализации и сдачи в аренду (наем) недвижимого имущества (земельных участков, домов, квартир, дач, гаражей), транспортных и иных механических средств, средств переработки и хранения продуктов;

ж) другие доходы семьи или одиноко проживающего гражданина, в которые
включаются:

денежное довольствие военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов федеральной службы исполнения наказаний, федеральной таможенной службы и других органов правоохранительной службы, а также дополнительные выплаты, носящие постоянный характер, и продовольственное обеспечение (денежная компенсация взамен продовольственного пайка), установленные законодательством Российской Федерации;

единовременное пособие при увольнении с военной службы, из органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации, других органов правоохранительной службы;

оплата работ по договорам, заключаемым в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации;

материальная помощь, оказываемая работодателями своим работникам, в том числе бывшим, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту;

авторские вознаграждения, получаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и смежных правах, в том числе по авторским договорам наследования;

доходы от занятий предпринимательской деятельностью, включая доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе хозяйства без образования юридического лица;

доходы по акциям и другие доходы от участия в управлении собственностью организации;

алименты, получаемые членами семьи;

проценты по банковским вкладам;

наследуемые и подаренные денежные средства;

денежные эквиваленты полученных членами семьи льгот и социальных гарантий, установленных органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями.

Кроме того, документы об имуществе, принадлежащем на праве собственности членам семьи или одиноко проживающему гражданину и подлежащем налогообложению, представляются в органы местного самоуправления по месту жительства за пять лет, предшествующих подаче заявления о признании гражданина малоимущим и предоставлении ему по договору социального найма жилых помещений.

Однако, в материалах дела отсутствуют допустимые доказательства подтверждающие малоимущность и нуждаемость истца в жилом помещении.

В связи с чем, оснований для удовлетворения требований о понуждении предоставить жилое помещение не имеется. На основании изложенного, просит суд в удовлетворении требований ФИО2- отказать.

Представитель ФИО8 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства был уведомлен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил. Руководствуясь ч.3 ст. 167 ГПК РФ, суд определил: дело рассмотреть в отсутствии представителя ФИО8.

Согласно письменному отзыву представителя ФИО8 ФИО6, действующей на основании доверенности *** от *** года, Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Благовещенска вынесло решение *** от *** года. *** года ФИО8 обратился к председателю городской межведомственной комиссии по признанию помещения муниципального жилищного фонда жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания, и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

*** года городской межведомственной комиссией по признанию помещения муниципального жилищного фонда жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и не подлежащим сносу вынесено заключение о признании многоквартирного дома по адресу *** аварийным и подлежащим сносу.

В соответствии со справкой МУП «Белогорсктехинвентаризация» *** от ***года на момент инвентаризации от *** г. жилой дом, общей площадью 554,8 кв.м., расположенный по адресу: ***, снесен. Во исполнение постановления мэра города Благовещенска *** от *** года об исключении из состава муниципальной казны жилого дома, расположенного по адресу: *** вынесено распоряжение ФИО8 *** от ***года. ФИО2 был вселен по заявлению ФИО5. В соответствии со ст. 54 Жилищного кодекса РСФСР наниматель вправе в установленном порядке вселить в занимаемое им жилое помещение своего супруга, детей, родителей, других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и иных лиц, получив на это письменное согласие всех совершеннолетних членов своей семьи. На вселение к родителям их детей недостигших совершеннолетия, не требуется согласия остальных членов семьи. Граждане, вселенные нанимателем в соответствии с правилами настоящей статьи, приобретают равное с нанимателем и остальными членами его семьи право пользования жилым помещением, если эти граждане являются или признаются членами его семьи (статья 53) и если при вселении между этими гражданами, нанимателем и проживающими с ним членами его семьи не было иного соглашения о порядке пользования жилым помещением. Доказательств, подтверждающих родственные отношения ФИО2 и ФИО5 не представлено.

Представитель Управления жилищно-коммунального хозяйства ФИО7 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства был уведомлен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил. Руководствуясь ч.3 ст. 167 ГПК РФ, суд определил: дело рассмотреть в отсутствии указанного лица.

Выслушав пояснения истца, показания свидетеля, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что квартира *** по *** находилась в муниципальной собственности, пользование которой осуществлялось на условиях социального найма.

Из материалов дела следует и подтверждается справкой начальника ОД отдела ГПН по г. Благовещенску ***от *** года, факт пожара, произошедшего *** года по адресу ***.

Заключением городской межведомственной комиссии по признанию помещения муниципального жилищного фонда жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания, и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу *** от *** года жилые помещения, расположенные в жилом доме по адресу *** признаны непригодными для проживания, а указанный дом аварийным и подлежащим сносу.

Решением Комиссии по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности г.Благовещенска *** от *** года Управлению ЖКХ ФИО7 предложено обеспечить мероприятия по сносу жилого дома по адресу ***.

Постановлением мэра г.Благовещенска *** от *** года жилой дом *** по *** исключен из состава муниципальной казны, ФИО8 предписано внести изменения в реестр муниципальной собственности.

Из справки начальника МУП «Белогорсктехинвентаризация» *** от *** года следует, что на момент инвентаризации от *** года жилой дом *** по *** снесен.

Согласно поквартирной карточке и карточек прописки в квартире *** по *** были зарегистрированы: с *** года ФИО5 и с *** года ФИО2

В соответствии с ч.2 ст.57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Распоряжением председателя ФИО8 *** от *** года жилой дом *** по *** был исключен из реестра муниципальной собственности.

Жилищный кодекс РФ предусматривает, что жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению (ст.1 ЖК РФ).

До настоящего времени истец жилым помещением на условиях социального найма не обеспечен. Иного жилья в собственности не имеет, что подтверждается сведениями, представленными УФРС по Амурской области, а также ***.

Согласно ст.87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

В соответствии со ст.89 ЖК РФ, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

Согласно п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

Разрешая спорное правоотношение, суд учитывает правую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от *** года *** «По жалобе гр-на ФИО3 на нарушение его конституционный прав п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации». Как указал Конституционный суд в указанном Определении, Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2). Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от *** года ***, Определение от *** года ***). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества. Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).

Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).

Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; статья 2; статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.

При этом ни из статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ни из каких-либо других его положений не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания. Закрепление такого условия применительно к ситуациям непредвиденной утраты пригодного для проживания жилого помещения противоречило бы принципам равенства и справедливости как конституционным критериям правомерного регулирования прав и свобод человека и гражданина, поскольку означало бы предъявление гражданам, относящимся к данной категории нуждающихся в жилье (к которой относится и заявитель), объективно невыполнимых требований для целей реализации их права на жилище и тем самым ставило бы их в положение объекта государственно-властной деятельности.

Таким образом, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, лишившимся жилища в результате пожара, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Решение же вопроса о признании конкретных лиц нуждающимися в жилье по причине утраты пригодного для проживания жилого помещения в результате пожара в соответствии с предусмотренными Жилищным кодексом Российской Федерации основаниями относится к компетенции правоприменительных органов, включая суды общей юрисдикции, которые при этом должны принимать во внимание весь комплекс юридически значимых фактических обстоятельств, включая характер действий, приведших к уничтожению жилого помещения, наличие договора о страховании жилого помещения, объем страховых выплат и т.п.

Определяя характер действий, приведших к уничтожению жилого дома по ***, суд приходит к выводу о том, что главной причиной, по которой данный дом был снесен, явился пожар, произошедший *** года. Как следует из выше установленных судом обстоятельств, снос этого дома был санкционирован органом местного самоуправления, которым возложенные на него обязанности по обеспечению сохранности и восстановления жилого дома *** по ***, равно как и обязанности по переселению граждан утративших в результате такого сноса жилые помещения, пользование которыми осуществлялось ими на условиях социального найма, надлежащим образом исполнены не были.

При этом, отсутствие по делу доказательств признания дома *** по *** аварийным и непригодным для проживания компетентным органом в порядке установленном Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от *** года ***, при наличии выше установленных судом обстоятельств, существенного правового значения для дела не имеет.

Разрешая спорное правоотношение с применением изложенной выше правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, суд признает наличие у истца, непредвиденно лишившегося жилого помещения принадлежащего ему на условиях социального найма, правомочия требовать предоставления им жилого помещения взамен утраченного. Между тем, это право истца на получение иного жилого помещения, не является безусловным. Во-первых, возможность предоставления гражданам жилых помещений в такой ситуации предусматривается во внеочередном порядке только по договорам социального найма (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации). Во-вторых, возможность предоставления обусловлена соблюдением общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма, а также необходимостью подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно ч.2 ст.49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

В силу положений ст. ст. 6, 7, 9 и 10 Закона Амурской области от *** года *** «О жилищной политике в Амурской области»: Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в числе прочих, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. При признании граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями граждан и членов их семей, которые привели к их отчуждению, ухудшению жилищных условий или уменьшению учетной нормы, совершенные в течение последних пяти лет. К членам семьи относятся проживающие совместно с гражданином его супруг, а также дети и родители.

Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Малоимущими признаются граждане, если доход, приходящийся на гражданина и на каждого члена семьи, стоимость имущества, подлежащего налогообложению, находящегося в собственности гражданина и членов семьи, в сумме не превышают величины прожиточного минимума семьи или одиноко проживающего гражданина. За основу расчета берется величина прожиточного минимума для трудоспособного населения, пенсионеров, детей, устанавливаемая ежеквартально постановлением губернатора области. Величина прожиточного минимума семьи или одиноко проживающего гражданина рассчитывается как сумма за четыре квартала, предшествующих кварталу подачи заявления. При расчете дохода членов семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими учитываются все виды доходов, полученных каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме за двенадцать месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления, в том числе: средний заработок, сохраняемый в случаях, предусмотренных трудовым законодательством; ежемесячное пособие на ребенка. Документы об имуществе, принадлежащем на праве собственности членам семьи или одиноко проживающему гражданину и подлежащем налогообложению, представляются в органы местного самоуправления по месту жительства за пять лет, предшествующих подаче заявления о признании гражданина малоимущим и предоставлении ему по договору социального найма жилых помещений.

Для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, органам местного самоуправления необходимо признать гражданина нуждающимся в жилом помещении и малоимущим. Для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях в орган местного самоуправления по месту жительства необходимо представить документы, к числу которых относятся документы, подтверждающие право быть признанным нуждающимся в жилом помещении: справка органов государственной регистрации, технической инвентаризации о наличии или отсутствии жилых помещений в собственности. Гражданин, претендующий на признание его малоимущим (далее - заявитель), представляет в органы местного самоуправления следующие документы: справку о доходах заявителя и членов его семьи, для безработных, состоящих не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту постоянного проживания, - справку органов службы занятости населения о признании заявителя и членов его семьи в установленном порядке безработными; справку органов государственной регистрации и органов технической инвентаризации о наличии или отсутствии в собственности у заявителя и членов его семьи недвижимого и движимого имущества, транспортных средств, подлежащих налогообложению; документ, подтверждающий среднерыночную стоимость имущества, находящегося в собственности заявителя и членов семьи и подлежащего налогообложению. Поступившее заявление рассматривается жилищной комиссией, создаваемой органами местного самоуправления. Жилищная комиссия осуществляет проверку жилищных условий, по результатам которой составляет акт установленной формы.

Обсуждая с применением данных правовых норм вопрос о возможности отнесения истца ФИО2 к категории малоимущих граждан, нуждающихся в жилом помещении, суд приходит к следующему.

Из представленных суду ФИО10 и ФИО8 усматривается, что в собственности либо на условиях социального найма жилых помещений у истца не имеется.

Согласно Постановлению Губернатора Амурской области от *** года *** была установлена величина прожиточного минимума за *** года по Амурской области в среднем на душу населения - 5688 рублей, для трудоспособного населения - 6069 рублей, пенсионеров - 4484 рубля, детей - 5430 рублей.

Согласно Постановлению Губернатора Амурской области от *** года *** была установлена величина прожиточного минимума за *** года по Амурской области в среднем на душу населения - 6190 рубля, для трудоспособного населения - 6605 рублей, пенсионеров - 4933 рубля, детей - 5894 рубля.

Постановлением Губернатора Амурской области от *** года *** была установлена величина прожиточного минимума за *** года по Амурской области в среднем на душу населения - 6366 рублей, для трудоспособного населения - 6803 рубля, пенсионеров -5057 рублей, детей - 6044 рубля.

Постановлением Губернатора Амурской области от *** года *** была установлена величина прожиточного минимума за *** года по Амурской области в среднем на душу населения - 6393 рубля, для трудоспособного населения - 6838 рублей, пенсионеров - 5065 рублей, детей - 6059 рублей.

Постановлением Губернатора Амурской области от *** года *** была установлена величина прожиточного минимума за *** года, по Амурской области в среднем на душу населения - 6402 рубля, для трудоспособного населения - 6848 рублей, пенсионеров - 5071 рубль, детей - 6069 рублей.

Таким образом, величина прожиточного минимума для истца применительно к положениям ЖК РФ, за 12 месяцев до момента обращения в суд составила 64 740,46 рублей:

- За *** года - 2 535,03 рублей (5 688 руб.:92 дн. = 61,83руб.; 61,83руб. х 41дн=2 535,03 руб.

- За *** года - 18 570 рублей (6190 руб. х 3)

- За *** года - 19098 рублей (6366 руб. х 3),

- За *** года - 19 179 рублей (6393 руб. х 3).

- *** года - 5 358,43 рублей (6402 руб.: 92 дн.= 69,59руб); (69,59 руб. х 177дн.= 5358,43 руб).

Согласно справке ФИО11 ФИО2 работает в ФИО11 в качестве ФИО12 на волонтерских началах. Заработную плату не получал. Данный факт подтверждается трудовым договором с работником на волонтерских началах от ***г., трудовой книжкой истца, показаниями свидетеля ФИО13

Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО0 пояснил, что знаком с истцом с *** года. Он возглавляет ФИО11 с *** года. ФИО2 Работал там в качестве подсобного рабочего и также был послушником при храме. В свободное время он помогал на стройке. Он заключил с ним трудовой договор на волонтерских началах.

Представленными суду документами также подтверждаются обстоятельства отсутствия у истца: иных источников доходов, в том числе и от имущества и занятий предпринимательской деятельностью, а также иного имущества подлежащего налогообложению (кроме денежных средств в сумме 20 рублей 24 коп. на счету в Сберегательном банке РФ).

Таким образом, отсутствие у истца постоянного дохода указывает на наличие достаточных оснований для констатации судом вывода о возможности отнесения истцов к категории малоимущих граждан, обладающих правом состояния на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом на условиях социального найма.

Применительно к рассматриваемой ситуации, учитывая наличие установленных судом обстоятельств неисполнения органом местного самоуправления обязанности по обеспечению сохранности и восстановлению жилого дома *** по ***, в результате чего произошел его снос, на этот орган должна быть возложена обязанность по предоставлению выселенным из него гражданам другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что требование истца о возложении на ФИО7 обязанности предоставить ему жилое помещение по договору социального найма подлежит удовлетворению.

В силу статьи 89 Жилищного кодекса РФ, предоставляемое гражданам в соответствии со статьями 86 - 88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

По смыслу указанной правовой нормы, предоставляемое гражданам по основанию, предусмотренному ст.86 ЖК РФ, жилое помещение должно быть, во-первых, благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, поскольку разные населенные пункты имеют разную степень благоустроенности.

Во-вторых, жилое помещение должно отвечать установленным требованиям. Так, например, санитарно-эпидемиологические требования к жилым помещениям содержатся в Федеральном законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в соответствии со ст.23 которого жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции (освещению солнечными лучами), микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарным правилам в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от срока.

В-третьих, жилое помещение должно находиться в черте данного населенного пункта. Чертой населенного пункта, в пределах которого должно предоставляться другое жилое помещение, является административная граница того или иного поселения.

В-четвертых, предоставляемое жилое помещение должно быть равным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению. Это обусловлено тем, что в соответствии с действующим жилищным законодательством РФ в случае предоставления жилого помещения в порядке ст.ст. 86 - 88 ЖК РФ, не должно происходить улучшения жилищных условий в обход общей очереди нуждающихся в получении жилья по социальному найму. Фактически при таком предоставлении происходит замена жилого помещения на равноценное, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ). Данное толкование указанной правовой нормы также отражено в разъяснениях, содержащихся в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за *** года и Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от *** года *** «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ».

Согласно справке выписки из реестра объектов муниципальной собственности на ***г. квартира *** по *** представляла собой квартиру общей площадью 18,9 кв. метров, жилой площадью 14,3 кв.м.

На основании изложенного, исходя из конкретных обстоятельств дела и принимая во внимание, что в рассматриваемом случае требования истца о предоставлении им жилого помещения взамен утраченного им являются законными и обоснованными, с учетом положения ч.3 ст. 196 ГПК РФ, суд полагает необходимым возложить на ФИО7 обязанность предоставить ему жилое помещение на условиях договора социального найма, расположенное в черте г.Благовещенска, отвечающее установленным требованиям, общей площадью не менее 18 кв. метров, подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Обязать ФИО7 предоставить ФИО2 на условиях социального найма вне очереди жилое помещение в г.Благовещенске общей площадью не менее 18 кв. метров, отвечающее установленным требованиям взамен снесенного.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья А.В. Горбаконенко

Решение в окончательной форме принято *** г. А.В. Горбаконенко

-32300: transport error - HTTP status code was not 200