Дело ***
Р Е Ш Е Н И Еименем Российской Федерации
*** года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
Председательствующего Пасютиной Т.В.,
При секретаре ФИО0,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФИО3 о признании незаконным отказа в согласовании границ земельного участка, возложении обязанности согласовать границы земельного участка
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась в Благовещенский городской суд Амурской области с исковым заявлением к ФИО3 о признании незаконным отказа от *** года в согласовании границ земельного участка с кадастровым номером ***, возложении обязанности согласовать местоположение границ земельного участка с кадастровым номером ***, путем подписания акта согласования местоположения границ земельного участка. В обоснование заявленных требований истица указала, что на основании свидетельства о государственной регистрации права от *** года ей и ее брату ФИО2 на праве общей долевой собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: гор. Благовещенск, ***. На основании заявления истицы обществом с ограниченной ответственностью «Земельный вопрос» был подготовлен межевой план в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером ***. В соответствии со ст. 40 ФЗ от *** года *** - ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ, личных подписей всех заинтересованных лиц и их представителей. Письмом от *** года *** ФИО3 было отказано в согласовании границ земельного участка в связи с тем, что на сегодняшний день территория квартала 392, в границах которой расположен жилой дом, не обеспечена проектом планировки и проектом межевания. Ответчик, отказываясь от согласования границ участка, препятствует оформлению земельного участка в собственность. На основании изложенного, истица просила удовлетворить заявленные требования.
Стороны, а также третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО2 в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела, лица, участвующие в судебном разбирательстве извещены надлежащим образом в соответствии со ст. 113 ГПК РФ. В материалах дела имеются заявления указанных лиц о рассмотрении настоящего гражданского дела в их отсутствие. Дело рассмотрено в соответствие со ст. 167 ГПК РФ в отсутствие истицы, представителя ответчика, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Правовая позиция ответчика изложена в представленных *** года возражениях, согласно которым обращение ФИО1 подлежит рассмотрению с учетом особенностей Главы 25 ГПК РФ. По совокупности положений ст.ст. 254 - 258 главы 25 ГПК РФ заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления подлежит удовлетворению при наличии одновременно двух обязательных условий: 1) нарушение оспариваемым решением, действием (бездействием) требований закона; 2) нарушение, как результат нарушения требований закон, прав и свобод заявителя, создание препятствий к их осуществлению либо незаконное возложение на заявителя какой - либо обязанности или привлечение его к ответственности. ФИО3 полагает, что заявителем не представлено доказательств, подтверждающих незаконность оспариваемого решения, позволяющих сделать вывод о том, что заключение от *** года *** вынесено с нарушением требований действующего законодательства. По совокупности положений главы 5 Градостроительного кодекса РФ границы застроенных и незастроенных земельных участков определяются в соответствии с проектом планировки и межевания территории. Согласно положениям ст. 41 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков. Проект планировки является основой для разработки проекта межевания территорий. В соответствии с п. 2 ч.1 ст. 30 главы 4 Градостроительного кодекса РФ планировка территории осуществляется на основании правил землепользования и застройки - документа градостроительного зонирования, в котором устанавливаются в том числе территориальные и градостроительные регламенты, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт - Петербурга. Правила землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска утверждены решением Благовещенской городской Думы Амурской области от *** года ***. При этом, согласно плану реализации Генерального плана города Благовещенска на *** - *** годы, подготовка проекта планировки территории, в границах которой расположены запрашиваемые земельные участки, включена в перечень мероприятий, обеспечивающих подготовку документов градостроительного зонирования и планировки территории (постановление мэра города Благовещенска от *** года ***). Таким образом, отсутствие документации по планировке территории квартала 392 явилось объективным препятствием для осуществления процедуры установления границ земельных участков и их согласования в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ. На основании изложенного, ФИО3 полагала, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что спор между сторонами возник по поводу согласования ФИО3 границ земельного участка, расположенного под принадлежащим истице на праве собственности объектом недвижимости.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от *** года *** ФИО1 и ФИО2 являются собственниками жилого дома, расположенного по адресу: ***.
Также установлено и не оспаривается лицами, участвующими в разбирательстве дела, что с целью постановки земельного участка на государственный кадастровый учет, ФИО1 обратилась в специализированную организацию с целью изготовления межевого плана в отношении земельного участка.
Изготовленный межевой план был представлен в ФИО3 с целью согласования границ формируемого земельного участка. На указанное обращение ФИО1 было получено заключение от *** года ***, согласно которому в соответствии со ст. 42, 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, границы застроенных и незастроенных земельных участков определяются проектами планировки и проектами межевания территории. В связи с тем, что на сегодняшний день территория квартала ***, в границах которой расположен жилой дом, находящийся по адресу: *** не обеспечена проектом планировки и проектом межевания территории, ФИО1 отказано в согласовании предоставленного межевого плана земельного участка.
Проверяя законность и обоснованность данного отказа, суд отмечает, что согласование границ земельного участка относится к числу необходимых действий, совершаемых при постановке земельного участка на кадастровый учет. В связи с чем, возникшие между сторонами правоотношения регулируются специальным законом - Федеральным Законом «О государственном кадастре недвижимости».
Согласно ч.ч.1 - 3 ст. 39 Федерального Закона «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.
Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:
1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);
2) пожизненного наследуемого владения;
3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);
4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона *** от *** года «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно п. 1 ч.1 ст. 6 Закона Амурской области «О регулировании отдельных вопросов в сфере земельных отношений на территории Амурской области» *** от *** года органы местного самоуправления в соответствии с федеральным и областным законодательством осуществляют следующие полномочия: управляют и распоряжаются земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не установлено федеральным законодательством об автомобильных дорогах и дорожной деятельности и настоящим Законом.
Исходя из названных норм, суд установил, что полномочия по управлению и распоряжению спорным земельным участком принадлежат Администрации гор. Благовещенска.
Таким образом, не обладая какими - либо административными функциями в данной сфере, орган местного управления при согласовании границ выступает равноправным субъектом земельных правоотношений от лица собственника земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. Это предполагает осуществление органом местного самоуправления проверки расположения границ формируемого земельного участка, являющихся одновременно границами земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. При этом, суд обращает внимание, что требуется именно согласование границ земельного участка, а не согласование всего межевого плана.
При этом, по смыслу положений закона, отказ в согласовании межевого плана, возможен при наличии нарушения прав смежного землепользователя расположением границы. По существу орган местного самоуправления руководствуясь положениями ст. 42, 43. Градостроительного кодекса РФ вообще не стал осуществлять проверку соблюдения своих прав размещением границ спорного земельного участка, сославшись на невозможность такой проверки при отсутствии проектов планировки и межевания квартала ***.
В соответствии с ч.ч. 1,2 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.
Согласно ч.1,9 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры. Проект планировки территории является основой для разработки проектов межевания территорий.
В силу ч.1,2,5 ст. 42 Градостроительного кодекса РФ подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры, установленных проектами планировки территорий. Подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения.
Проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются:
1) красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории;
2) линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений;
3) границы застроенных земельных участков, в том числе границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты;
4) границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства;
5) границы земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения;
6) границы территорий объектов культурного наследия;
7) границы зон с особыми условиями использования территорий;
8) границы зон действия публичных сервитутов.
Анализируя приведенные положения закона, учитывая, что правоотношения сторон регулируются также ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» суд обращает внимание, что ни положения указанного закона, ни положения Градостроительного кодекса Российской Федерации не содержат в себе императивных положений указывающих на невозможность установления границ земельного участка только при наличии проектов планировки и межевании территории. Соответствующие выводы ФИО3 не основаны на положениях действующего законодательства и создают препятствия владельцу земельного участка в реализации его прав, в том числе и предусмотренных положениями ст. 36 ЗК РФ.
Из содержания положений ст. 42 Градостроительного кодекса РФ усматривается, что при подготовке проекта межевания территории в него включаются сведения о границах застроенных земельных участков. Данные положения прямо указывают на возможность установления границ земельных участков до утверждения проектов межевания и планировки соответствующих территорий. Напротив невозможность установления границ земельных участков до принятия соответствующих документов создает препятствия в реализации прав в отношении земельных участков неограниченному кругу лицу на неопределенный период времени (до принятия соответствующих актов), что является прямым нарушением прав граждан на приобретение и распоряжение земельными участками.
Выступая равноправным субъектом земельных правоотношений, в данном случае, отказ в согласовании границ земельного участка ФИО3 могла мотивировать только нарушением расположением границ своих прав как смежного землепользователя. Между тем, в нарушение ст. 56 ГПК РФ доказательств таких нарушений орган местного самоуправления не представил. Более того, из материалов дела усматривается, что проверка соблюдения прав органом местного самоуправления не проводилась вообще. При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым признать незаконным отказ ФИО3 *** от *** года в согласовании межевого плана земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по *** и обязать ФИО3 рассмотреть вопрос о согласовании границ земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по ***.
Довод ФИО3 о необходимости рассмотрения настоящего гражданского дела по правилам гл. 25 ГПК РФ судом во внимание не принимается, поскольку из материалов дела усматривается наличие между сторонами спора о возможности согласования границ земельного участка.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным отказ ФИО3 *** от *** года в согласовании межевого плана земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по ***.
Обязать ФИО3 рассмотреть вопрос о согласовании границ земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по ***.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий: