Решение об оспаривании действий, обязании признать нуждающейся в жилом помещении



Дело ***

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Благовещенск *** года

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Благова К.С.,

при секретаре ФИО0,

с участием: истца ФИО2,

представителя ФИО6 - ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к ФИО7 об оспаривании действий, обязании признать нуждающейся в жилом помещении,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с указанным иском, в котором просит признать незаконным действия ФИО7 по отказу в признании ее (заявителя) нуждающейся в жилом помещении; обязать ФИО7 признать заявителя нуждающейся в жилом помещении, включив в соответствующие списки граждан членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от *** года *** «О ветеранах».

Исковое заявление принято к производству суда согласно определению судьи от *** года, которым к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: ФИО6, ФИО8, ФИО9.

Будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился представитель ФИО7, просившая о рассмотрении дела в свое отсутствие, а также представители ФИО6, ФИО8, ФИО9, не представившие сведений о причинах неявки и доказательств уважительности этих причин. При таких обстоятельствах и на основании правил ч.ч. 3, 5 ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело при данной явке.

В обоснование заявленных требований в исковом заявлении указано, а в судебном разбирательстве истцом суду даны устные пояснения об обстоятельствах того, что истец ФИО2, являющаяся вдовой участника Великой Отечественной войны, и в этой связи имеющая право на льготы в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», обратилась в ФИО7 с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, с целью участия в долгосрочной целевой программе «Социальная работа с ветеранами (инвалидами) Великой Отечественной войны, боевых действий, военной службы и семьями погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны и боевых действий в Амурской области на *** - *** годы», утвержденной Постановлением Правительства Амурской области от *** года ***. При этом истец проживает в неблагоустроенном жилом помещении - деревянном доме с печным отоплением, в котором отсутствует водоснабжение.

Письмом ФИО7 *** от *** года ФИО2 было отказано в признании ее нуждающимся в жилом помещении. Поводом к отказу явилось принятие ФИО7 во внимание факта совершения заявителем *** года отчуждения принадлежавшей ей на праве собственности 2/3 доли жилого дома по *** г, Благовещенска, где она проживает, в пределах предусмотренного Законом *** пятилетнего срока до момента обращения с заявлением.

Оспариваемый отказ истец считает неправомерным и совершенным ФИО7 в отсутствие доказательств намеренного ухудшения ФИО2 своих жилищных условий, а также поскольку данное отчуждение было произведено до вступления в силу изменений, внесенных в Указ Президента РФ *** от *** года, указом Президента РФ *** года ***. В связи с изложенным, учитывая состояние своего здоровья, заявитель полагает себя подлежащей признанию нуждающейся в улучшении жилищных условий.

С учетом изложенного истец на удовлетворении заявленных требований настаивала.

Согласно доводам письменного отзыва от *** года, представитель ответчика ФИО7 по доверенности ФИО4 полагает иск ФИО2 не подлежащим удовлетворению. В обоснование возражений в отзыве указано, что в соответствии с положениями ст. 72 Конституции РФ, ст. 5 ЖК РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, следовательно, при принятии решений о снятии, постановке и отказе в постановке гражданам на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении органы местного самоуправления обязаны руководствоваться также и положениями Закона Амурской области от *** года *** «О жилищной политике в Амурской области». Положениями ч. 3 ст. 6 данного Закона *** определено, что при признании граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социальной: найма, учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями граждан и членов их семей, которые привели к их отчуждению ухудшению жилищных условий или уменьшению учетной нормы, совершенные в течение последних пяти лет.

*** года ФИО2 на имя мэра г. Благовещенска было подано заявление о признании ее нуждающейся в жилом помещении с целью участия в долгосрочной целевой программе «Социальная работа с ветеранами (инвалидами Великой Отечественной войны, боевых действий, военной службы и семьям погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны и боевых действий в Амурской области на ***-*** годы». К заявлению ФИО2 был представлен пакет документов, из которого следовало, что *** года ФИО2 подарила принадлежащие ей на праве собственности 2/3 доли в праве собственности на дом *** по *** г. Благовещенска. Общая площадь дома составляет 33,4 кв. метров, следовательно размер подаренной истцом доли составляет соответственно 22,26 кв. метров, что явно превышает размер учетной нормы для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Как следует из положений ст. 7 Закона Амурской области «О жилищной политике в Амурской области» для граждан, которым предоставляются жилые помещения из государственного жилищного фонда области по договору социального найма и единовременные субсидии, устанавливаются учетная норма в размере 15 кв. метров общей площади жилого помещения на одного человека.

Поскольку в соответствии с положениями п. 3 ст. 6 того же Закона, при признании граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями граждан и членов их семей, которые привели к их отчуждению, ухудшению жилищных условий или уменьшению учетной нормы, совершенные в течение последних пяти лет и учитывая тот факт, что с момента отчуждения заявителем своего жилого помещения не прошел установленный законом пяти летний срок, постольку в силу ст. 54 ЖК РФ и п. 9 ст. 10 Закона Амурской области «О жилищной политике в ***» законных оснований для постановки истицы на учет нуждающихся в жилом помещении не имелось.

В судебном заседании представитель третьего лица - ФИО6 по доверенности ФИО1 полагала иск ФИО2 не подлежащим удовлетворению. В обоснование возражений привела доводы, тождественные доводам письменного отзыва представителя ФИО7.

Выслушав пояснения истца и представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Судом установлено, что Постановлением Правительства Амурской области от *** года ***, на основании Федерального закона от *** года ***ФЗ «О ветеранах» (далее - Закон о ветеранах) и Указа Президента Российской Федерации от *** года *** «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (далее -Указ ***), была утверждена долгосрочная целевая программа «Социальная работа с ветеранами (инвалидами) Великой Отечественной войны, боевых действий, военной службы и семьями погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны и боевых действий в Амурской области на *** - *** годы» (далее - Программа).

Согласно преамбуле и пункту 1 Указа ***, Президент Российской Федерации, в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны постановил считать необходимым завершить до *** года обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до *** года ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от *** года *** «О ветеранах».

*** года Президентом Российской Федерации был издан вступающий в силу со дня его подписания Указ *** «О внесении изменений в Указ Президента РФ от *** года *** «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», которым из пункта 1 Указа *** были исключены слова «до *** года» и «вставших на учет до *** года».

Данное положение Указа *** получило свое отражение в подразделе 2.2 «Описание проблемы» упомянутой Программы. Согласно разделу IV Программы, мероприятия программы охватывают трехгодичный период, в котором предусмотрено улучшение жилищных условий участников программы, в том числе путем предоставления социальной выплаты участникам программы на улучшение жилищных условий, предоставления доплаты к социальной выплате на приобретение (строительство) жилья ветеранам (инвалидам) Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) участников и инвалидов Великой Отечественной войны, имеющим право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.

Раздел V «Механизм реализации программы» указанной Программы определяет, что предоставление социальных выплат участникам программы на улучшение жилищных условий, а также доплат к социальным выплатам на приобретение (строительство) жилья ветеранам (инвалидам) Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющим право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от *** года *** «О ветеранах», осуществляется в соответствии с порядком и на условиях, установленных постановлением Правительства области.

Согласно п. 2 ч. 3 ст. 23.2 Закона о ветеранах в редакции Федерального закона от *** года ***, объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, для категорий граждан, в числе прочих - членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны.

Часть 1 статьи 23.2 указанного Закона в той же редакции закрепляет, что полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ. В силу части 6 той же статьи форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Следовательно, для определения возможности предоставления указанной меры социальной поддержки необходимо обратиться к соответствующему нормативно-правовому акту субъекта РФ, на территории которого у члена семьи ветерана Великой Отечественной войны имеется намерение состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

По мнению суда, при таких обстоятельствах для разрешения вопроса о нуждаемости в жилом помещении претендента на участие в долгосрочной целевой программе, утвержденной Постановлением Правительства Амурской области от *** года ***, следует обратиться к Закону Амурской области от *** года *** «О жилищной политике в Амурской области» (далее - Закон ***).

В силу ст. 6 Закона *** и согласно ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющие иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, в том числе инвалиды, страдающие тяжелой формой хронического заболевания, предусмотренного перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. При признании граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями граждан и членов их семей, которые привели к их отчуждению, ухудшению жилищных условий или уменьшению учетной нормы, совершенные в течение последних пяти лет (часть 3 стать 6).

Частью 5 статьи 7 Закона *** для граждан, которым предоставляются жилые помещения из государственного жилищного фонда области по договору социального найма и единовременные субсидии, устанавливаются учетная норма в размере 15 кв. метров общей площади жилого помещения на одного человека.

Бессрочным и действующим на всей территории Российской Федерации удостоверением серии *** на имя ФИО2 подтверждается право истца, установленные ст. 21 Федерального закона «О ветеранах».

*** года ФИО2 было подано на имя мэра г. Благовещенска заявление о признании ее нуждающейся в жилом помещении с целью участия в долгосрочной целевой программе «Социальная работа с ветеранами (инвалидами) Великой Отечественной войны, боевых действий, военной службы и семьями погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны и боевых действий в Амурской области на 2009-2011 года».

Из дела следует, что отказ в признании ФИО2 нуждающейся в жилом помещении с целью участия в указанной Программе совершен согласно письму мэра г. Благовещенска от *** года за ***. Из текста письма следует, что отказ совершен на основании ст. 3 ст. 6 и ч. 5 ст. 7 Закона Амурской области от *** года *** «О жилищной политике в Амурской области» в связи с совершением истцом *** года, в пределах предусмотренного Законом ***ОЗ пятилетнего срока, сделки по отчуждению принадлежащих ей 2/3 долей в праве собственности на дом *** по *** г. Благовещенска, равных 22,26 кв. метров, что превышало установленную норму для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях.

Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок. (подп. 2 и 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ).

В силу ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в своем Определении от *** года *** «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО5 на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации», по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

В силу презумпции разумности действий и добросовестности участников гражданских правоотношений бремя обратного доказывания лежит на стороне утверждающей о злоупотреблении правом.

Как следует из буквального толкования ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, данная норма предусматривает последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий, однако содержание понятия «намеренные действия» не раскрывает. По мнению суда, положения данной статьи направлены на предотвращение злоупотреблений, которые возможны со стороны граждан, претендующих на получение социального жилья. Так, если лицо, которое с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении совершило действия, в результате которых такой гражданин может быть признан нуждающимся в жилом помещении, обратится с заявлением о принятии на учет в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма до истечения пяти лет со дня совершения указанных действий, то ему будет отказано в принятии на учет на основании п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ. Закон Амурской области от *** года *** «О жилищной политике в Амурской области» фактически дублирует положения ЖК РФ в части обоснования отказа в постановке на учет (п. 9 ст. 10) и также определяет, что решение об отказе должно содержать основание такого отказа (п. 10 ст. 10).

Как видно из представленных суду письменных доказательств, к заявлению от *** года ФИО2 был приложен пакет документов, согласно которым по договору дарения от *** года она подарила принадлежащие ей 2/3 доли в праве собственности на дом *** по *** г. Благовещенска ФИО3

В соответствии с пунктом 9 статьи 10 Закона ***, отказ в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении допускается в случаях, когда: не представлены все необходимые для постановки на учет документы; представлены документы, на основании которых гражданин не может быть признан нуждающимся в жилом помещении; не истек срок, предусмотренный частью 3 статьи 6 настоящего Закона.

По мнению суда, в рассматриваемом правоотношении не имеется оснований утверждать о том, что безвозмездное отчуждение ФИО2 принадлежавших ей 2/3 долей в праве собственности на дом *** по *** г. Благовещенска по договору дарения от *** года явилось следствием умышленных и недобросовестных действий заявителя, совершенных именно в намерении приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

При этом суд учитывает, что изменения, внесенные в Указ Президента Российской Федерации *** «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» Указом *** от *** года, гарантирующие обеспечение жильем всех нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, а не только вставших на учет до *** года, вступили в силу именно *** года, то есть позднее момента совершения заявителем договора дарения от *** года. Суд находит, что данное обстоятельство не позволяет утверждать о том, что ФИО2 произвела отчуждение принадлежащей ей доли в праве собственности на недвижимое имущество именно с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в рамках упомянутой выше Программы.

При этом в качестве заслуживающего внимание обстоятельства дела суд учитывает нахождение заявителя ФИО2, 1937 года рождения, в престарелом возрасте, а также то, что в оспариваемом им отказе ФИО7 в постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в качестве мотива к вынесению такого решения указано лишь на обстоятельства наличия совершенного ей договора дарения только от *** года.

Из представленной суду выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от *** года *** следует, что зарегистрированными правами на какие-либо объекты недвижимости (жилые помещения) ФИО2 не обладает.

Одновременно суд учитывает, что решение ФИО7 об отказе в постановке заявителя на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, согласно письму от *** года ***, не содержит обоснований, свидетельствующих о том, что именно в результате намеренных (умышленных) действий ФИО2 ухудшила свои жилищные условия в целях постановки на учет нуждающихся в получении жилого помещения. Доказательств наличия признаков злоупотребления правом в действия истца представителем ответчика суду в порядке ст. 56 ГПК РФ не представлено.

При таких обстоятельствах суд находит заявленные ФИО2 требования законными и обоснованными, а потому подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Признавая незаконным отказ ФИО7 в принятии ФИО2 на учет нуждающихся в жилом помещении с целью участия в долгосрочной целевой программе «Социальная работа с ветеранами (инвалидами) Великой Отечественной войны, боевых действий, военной службы и семьями погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны и боевых действий в Амурской области на ***-*** года», суд в порядке устранения нарушенного права заявителя и согласно ст. ст. 11, 12 ГК РФ полагает необходимым обязать ФИО7 признать ФИО2 нуждающейся в жилом помещении и включить ее в списки граждан - членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от *** года *** «О ветеранах».

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление ФИО2 удовлетворить.

Признать незаконными действия ФИО7 по отказу в признании ФИО2 нуждающейся в жилом помещении.

Обязать ФИО7 признать ФИО2 нуждающейся в жилом помещении и включить ФИО2 в списки граждан - членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от *** года *** «О ветеранах».

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья К.С. Благов

-32300: transport error - HTTP status code was not 200