Дело ***
именем Российской Федерации
г. Благовещенск *** года
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Благова К.С.,
при секретаре ФИО0,
с участием: истца ФИО3 и его представителя ФИО1,
представителя ФИО14 - ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО3 к ФИО9 об оспаривании решения комиссии по жилищным вопросам, обязании признать нуждающимся в жилом помещении,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратился в суд с указанным иском, в котором просит признать незаконным решение ФИО10 об отказе в признании его нуждающимся в жилом помещении, выраженное в письме *** от *** года; обязать ФИО9 признать его (истца) нуждающимся в жилом помещении.
Исковое заявление принято к производству суда определением судьи от *** года, которым к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: ФИО14, ФИО11, ФИО12.
Будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились: представитель ФИО9, просившая о рассмотрении дела в свое отсутствие, и представители ФИО11, ФИО12, не представившие сведений о причинах неявки и доказательств уважительности этих причин. При таких обстоятельствах и на основании правил ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело при данной явке.
В обоснование заявленных требований в заявлении указано, а в судебном разбирательстве заявителем и его представителем суду были даны устные пояснения об обстоятельствах того, истец ФИО3, являющийся ветераном Великой Отечественной войны, и в этой связи имеющий право на льготы в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», обратился в ФИО9 с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, с целью участия в долгосрочной целевой программе «Социальная работа с ветеранами (инвалидами) Великой Отечественной войны, боевых действий, военной службы и семьями погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны и боевых действий в Амурской области на *** - *** годы», утвержденной Постановлением Правительства Амурской области от *** года ***.
Письмом ФИО9 ***от *** года ФИО3 было отказано в признании его нуждающимся в жилом помещении. Поводом к отказу явилось принятие ФИО9 во внимание того, что проживающие совместно с истцом - сын и два внука не являются членами его семьи по смыслу жилищного законодательства РФ.
Оспариваемый отказ истец считает неправомерным и совершенным ФИО9 без наличия к тому достаточных правовых оснований, поскольку проживающие совместно с ним (истцом) его сын и два совершеннолетних внука были вселены в данную квартиру для ухода за истцом, который является инвалидом второй группы, в связи с чем ограничен в некоторых возможностях и часто нуждается в посторонней помощи. Данные лица являются совместно проживающими с истцом, как собственником жилого помещения, членами его семьи в соответствии со ст. 31ЖК РФ и ч. 4 ст. 6 Закона Амурской области от *** года *** «О жилищной политике в Амурской области». Общая площадь квартиры, в которой проживает истец и члены его семьи, составляет 52 кв. метра, то есть на одного члена семьи приходится по 13 кв. метров, что свидетельствует о наличии оснований для признания истца нуждающимся в улучшении жилищных условий. С учетом изложенного истец и его представитель настаивали на удовлетворении заявленных требований, просили удовлетворить их в полном объеме.
Согласно доводам письменного отзыва от *** года, представитель ответчика ФИО9 по доверенности ФИО5 полагает заявление ФИО3 не подлежащим удовлетворению. В обоснование возражений в отзыве указано, что в соответствии с положениями ст. 72 Конституции РФ, ст. 5 ЖК РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, следовательно, при принятии решений о снятии, постановке и отказе в постановке гражданам на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении органы местного самоуправления обязаны руководствоваться также и положениями Закона Амурской области от *** года *** «О жилищной политике в Амурской области». Положениями ч. 3 ст. 6 данного Закона *** определено, что при признании граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социальной: найма, учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями граждан и членов их семей, которые привели к их отчуждению ухудшению жилищных условий или уменьшению учетной нормы, совершенные в течение последних пяти лет.
*** года ФИО3 на имя мэра г. Благовещенска было подано заявление о признании его нуждающимся в жилом помещении с целью участия в долгосрочной целевой программе «Социальная работа с ветеранами (инвалидами Великой Отечественной войны, боевых действий, военной службы и семьям погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны и боевых действий в Амурской области на ***-*** годы». К заявлению ФИО3 был представлен пакет документов, из которого следовало, что он зарегистрирован и проживает в квартире *** по ***, г. Благовещенска, являющейся его собственностью; совместно с ним проживают, но не зарегистрированы его внуки - ФИО8 и ФИО7 В связи с тем, что размер учетной нормы на одного проживающего в данной квартире превышал 14 кв. метров, в удовлетворении заявления ФИО3 было отказано. *** года ФИО3 повторно обратился с аналогичным заявлением, из прилагаемых к которому документов следовало, что в квартире помимо него зарегистрированы и проживают два его внука и сын ФИО6, также являющийся собственником дома *** по *** г. Благовещенска.
Как следует из положений ст. 7 Закона Амурской области «О жилищной политике в Амурской области» для граждан, которым предоставляются жилые помещения из государственного жилищного фонда области по договору социального найма и единовременные субсидии, устанавливаются учетная норма в размере 15 кв. метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Изложенное, в своей совокупности, явилось основанием для отказа истцу в постановке его на очередь, поскольку его действия по регистрации в принадлежащем ему жилом помещении в том числе и своего сына, являющегося собственником иного жилого помещения, свидетельствуют о злоупотреблении им своими правами.
В судебном заседании представитель третьего лица Министерства социальной защиты населения Амурской области по доверенности ФИО2 полагала заявление ФИО3 не подлежащим удовлетворению. В обоснование возражений привела доводы, тождественные доводам письменного отзыва представителя ФИО9.
Выслушав пояснения истца и его представителя, а также представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Судом установлено, что Постановлением Правительства Амурской области от *** года ***, на основании Федерального закона от *** года *** «О ветеранах» (далее - Закон о ветеранах) и Указа Президента Российской Федерации от *** года *** «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (далее -Указ ***), была утверждена долгосрочная целевая программа «Социальная работа с ветеранами (инвалидами) Великой Отечественной войны, боевых действий, военной службы и семьями погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны и боевых действий в Амурской области на *** - *** годы» (далее - Программа).
Согласно преамбуле и пункту 1 Указа ***, Президент Российской Федерации, в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны постановил считать необходимым завершить до *** года обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до *** года ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от *** года *** «О ветеранах».
*** года Президентом Российской Федерации был издан вступающий в силу со дня его подписания Указ *** «О внесении изменений в Указ Президента РФ от *** года *** «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», которым из пункта 1 Указа *** были исключены слова «до *** года» и «вставших на учет до *** года».
Данное положение Указа *** получило свое отражение в подразделе 2.2 «Описание проблемы» упомянутой Программы. Согласно разделу IV Программы, мероприятия программы охватывают трехгодичный период, в котором предусмотрено улучшение жилищных условий участников программы, в том числе путем предоставления социальной выплаты участникам программы на улучшение жилищных условий, предоставления доплаты к социальной выплате на приобретение (строительство) жилья ветеранам (инвалидам) Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) участников и инвалидов Великой Отечественной войны, имеющим право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Раздел V «Механизм реализации программы» указанной Программы определяет, что предоставление социальных выплат участникам программы на улучшение жилищных условий, а также доплат к социальным выплатам на приобретение (строительство) жилья ветеранам (инвалидам) Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющим право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от *** года *** «О ветеранах», осуществляется в соответствии с порядком и на условиях, установленных постановлением Правительства области.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 23.2 Закона о ветеранах в редакции Федерального закона от *** года ***, объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, для категорий граждан, в числе прочих - членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны.
Часть 1 статьи 23.2 указанного Закона в той же редакции закрепляет, что полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ. В силу части 6 той же статьи форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Следовательно, для определения возможности предоставления указанной меры социальной поддержки необходимо обратиться к соответствующему нормативно-правовому акту субъекта РФ, на территории которого у ветерана Великой Отечественной войны имеется намерение состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
По мнению суда, при таких обстоятельствах для разрешения вопроса о нуждаемости в жилом помещении претендента на участие в долгосрочной целевой программе, утвержденной Постановлением Правительства Амурской области от *** года ***, следует обратиться к Закону Амурской области от *** года *** «О жилищной политике в Амурской области» (далее - Закон ***).
В силу ст. 6 Закона *** и согласно ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющие иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, в том числе инвалиды, страдающие тяжелой формой хронического заболевания, предусмотренного перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. При признании граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями граждан и членов их семей, которые привели к их отчуждению, ухудшению жилищных условий или уменьшению учетной нормы, совершенные в течение последних пяти лет (часть 3 стать 6).
Частью 5 статьи 7 Закона *** для граждан, которым предоставляются жилые помещения из государственного жилищного фонда области по договору социального найма и единовременные субсидии, устанавливаются учетная норма в размере 15 кв. метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Бессрочным и действующим на всей территории Российской Федерации удостоверением серии *** на имя ФИО3 подтверждается право заявителя на льготы, установленные Федеральным законом «О ветеранах» для участников Великой Отечественной войны.
*** года ФИО3 было подано на имя мэра г. Благовещенска заявление о признании его нуждающимся в жилом помещении с целью участия в долгосрочной целевой программе «Социальная работа с ветеранами (инвалидами) Великой Отечественной войны, боевых действий, военной службы и семьями погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны и боевых действий в Амурской области на ***-*** года».
Из дела следует, что отказ в признании ФИО3 нуждающимся в жилом помещении с целью участия в указанной Программе совершен согласно письму от *** года ***. Из текста письма следует, что отказ совершен по причине превышения общей площади жилого помещения принадлежащего истцу размера учетной нормы необходимой для постановки на учет, поскольку проживающие совместно с истцом внуки не являются членами его семьи по смыслу ст. 31 ЖК РФ.
Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (подп. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Как видно из представленных суду письменных доказательств, к заявлению от *** года ФИО3 был приложен пакет документов, согласно которым он является собственником квартиры ***, расположенной в доме *** по *** г. Благовещенска, в которой помимо него проживают его сын - ФИО6, *** г.р., внуки - ФИО7, *** г.р., ФИО8, *** г.р.
Обстоятельства действительного проживания истца, а также его сына и внуков в указанном жилом помещении, площадь которого составляет 52 кв. метра, и того, что фактически на каждого из проживающих в данной квартире приходится по 13 кв. метров общей площади жилого помещения, подтверждаются материалами дела и не оспаривались представителями ответчиков.
При этом судом учитывается, что понятие места жительства, с которым законодатель связывает реализацию гражданами ряда принадлежащим им прав и обязанностей, в том числе права на жилище, раскрывается в ст. 20 ГК РФ, ст. 2 Закона РФ от *** года «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и других нормативных актах. В частности, в Правилах регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от *** года ***, под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение.
По смыслу указанных правовых актов, регистрация гражданина по месту жительства (или по месту пребывания) не входит в понятие места жительства и является одним из доказательств, отражающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства. Отсутствие регистрации не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других данных, не обязательно исходящих от органов регистрационного учета.
В силу ст. 3 названного Закона РФ от *** года регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан. Данное положение подтверждено Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от *** года по делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московский области, Ставропольского края, Воронежской области, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы.
В этой связи, при наличии установленного судом обстоятельства действительного совместного проживания с истцом его сына и внуков, отсутствие регистрации указанных лиц в квартире истца как по основному месту жительства суд полагает не имеющим существенного правового значения для рассматриваемого спора.
В соответствии с пунктом 9 статьи 10 Закона ***, отказ в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении допускается в случаях, когда: не представлены все необходимые для постановки на учет документы; представлены документы, на основании которых гражданин не может быть признан нуждающимся в жилом помещении.
По мнению суда, в рассматриваемом правоотношении не имеется оснований утверждать о том, что вселение истцом в принадлежащую ему квартиру в качестве членов своей семьи своего сына и двоих внуков совершенно именно в намерении приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При этом в качестве заслуживающего внимание обстоятельства дела суд учитывает нахождение заявителя ФИО3, *** года рождения, в престарелом возрасте, а также то, что в оспариваемом им отказе в постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в качестве мотива к вынесению такого решения указано лишь на отсутствие оснований для признания членами его семьи по смыслу ст. 31 ЖК РФ проживающих совместно с ним сына и двоих внуков. Также судом учитывается, что обстоятельства вселения истцом в принадлежащее ему жилое помещение указанных лиц, в качестве основания для отказа заявителю в постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в его (отказа) тексте не упомянуты, в связи с чем не могут рассматриваться как злоупотребление непосредственно заявителем своими правами на обращение за постановкой его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Из представленной суду выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от *** года *** следует, что зарегистрированными правами на какие-либо иные объекты недвижимости (жилые помещения) ФИО3 не обладает.
Доказательств наличия признаков злоупотребления правом в действия заявителя представителями ответчика и третьих лиц суду в порядке ст. 56 ГПК РФ не представлено.
При таких обстоятельствах суд находит заявленные ФИО3 требования законными и обоснованными, а потому подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Признавая незаконным отказ Администрации г. Благовещенска в принятии ФИО3 на учет нуждающихся в жилом помещении с целью участия в долгосрочной целевой программе «Социальная работа с ветеранами (инвалидами) Великой Отечественной войны, боевых действий, военной службы и семьями погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны и боевых действий в Амурской области на ***-*** года», суд в порядке устранения нарушенного права заявителя и согласно ст. ст. 11, 12 ГК РФ, ст. 258 ГПК РФ полагает необходимым обязать Администрацию г. Благовещенска принять ФИО3 на учет нуждающихся в жилом помещении.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО3 удовлетворить.
Признать незаконным решение ФИО9 об отказе в признании ФИО3 нуждающимся в жилом помещении, выраженное в письме *** от *** года.
Обязать ФИО9 признать ФИО3 нуждающимся в жилом помещении, с целью участия в долгосрочной целевой программе «Социальная работа с ветеранами (инвалидами) Великой Отечественной войны, боевых действий, военной службы и семьями погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны и боевых действий в Амурской области на ***-*** годы».
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья К.С. Благов