Решение об обязании предоставить жилое помещение



Дело ***

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

*** года г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Горбаконенко А.В.,

при секретаре ФИО0,

с участием помощника прокурора г. Благовещенска Маловичко Е.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора г. Благовещенска, в интересах ФИО7 к ФИО15 об обязании предоставить жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Благовещенска в защиту прав и законных интересов лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ФИО7 в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в Благовещенский городской суд Амурской области с данным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что ***г. в прокуратуру г.Благовещенска поступило заявление ФИО7., *** г.р. о нарушении администрацией *** ее жилищных прав (как сироты) в связи с непредоставлением жилья, а также с просьбой о защите его жилищных прав и интересов в судебном порядке. Из данного заявления следует, что живет она в квартире опекуна, окончила в *** года ГОУ СПО Амурский педагогический колледж.

Проведенной проверкой установлено, что мать истицы ФИО1 умерла ***, отец - ФИО3 умер *** года. Постановлением мэра г. Благовещенска от *** г. *** установлена опека над ФИО7 ее бабушкой - ФИО2, истица включена в списки на внеочередное предоставление жилого помещения по достижению совершеннолетия либо по окончанию учебного заведения.

В *** году она закончила ФИО16, жилья на праве собственности не имеет, зарегистрирована в квартире опекуна.

В силу пункта 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. До настоящего времени ФИО15 не выполнила обязанность по предоставлению истице жилья во внеочередном порядке, в вязи с чем нарушило ее жилищные права.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от *** года ***, статьей 45 ГПК РФ, статьей 27 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов граждан может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; обеспечение права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. В соответствии со ст. 11,12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

На основании изложенного просит обязать органы местного самоуправления в лице ФИО15 предоставить ФИО7 жилое помещение в черте города Благовещенска, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв. метров по договору социального найма.

В судебном заседании помощник прокурора г. Благовещенска и истец на удовлетворении заявленного требования настаивали, пояснив об обстоятельствах, изложенных в исковом заявлении.

Представитель ФИО15 в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в отзыве просит рассмотреть дело без его участия. В силу ч.5 ст. 167 ГПК РФ суд определил: рассмотреть дело при данной явке.

В обоснование своей позиции представитель ФИО15 представил письменный отзыв, из которого следует, что ФИО15 с требованиями не согласна и считает их не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 5 Федерального закона от *** *** «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Обеспечение жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во внеочередном порядке к исключительным случаям, предусмотренным вводным законом, не относятся, следовательно, данные правоотношения регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации.

В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее по тексту - сироты), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.

В силу требований ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, п.6 ч.1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в компетенции органов местного самоуправления городских округов находится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством. Законом Амурской области от *** *** муниципальное образование город Благовещенск наделен статусом городского округа. Таким образом, в соответствии со ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение жильем сирот в перечень вопросов муниципального образования города Благовещенска не входит.

Обеспечение сирот жильем относится к дополнительным гарантиям по социальной защите сирот и в первую очередь регулируется Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ***г. ***. Статьями 5 и 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции Федерального закона от *** *** предусмотрено, что дополнительные гарантии сиротам на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от *** года *** "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В соответствии с частью 6 его статьи 19 наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации, которые в обязательном порядке должны содержать: 1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями; 2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий; 3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, включая региональные государственные минимальные социальные стандарты; 4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня; 5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий; 6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль; 7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий. В развитие указанных предписаний Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются -за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.

Такой порядок является обязательным во всех случаях. Соответственно, частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Из приведенных законоположений следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно п.3 ст. 4 Закона Амурской области от ***г. *** «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Закона Амурской области от ***г. ***), на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления. Впервые денежные средства на реализацию переданных в ***. полномочий по обеспечению жильем детей сирот были выделены в ***., однако их оказалось недостаточно для приобретения жилых помещений детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в связи с чем, объявленные аукционы в 2008г. были признаны не состоявшимися.

На *** год в областном бюджете было предусмотрено и выделено муниципальному образованию г. Благовещенск 155 826 500 рублей (Приложение *** к *** от *** N 281-ОЗ). Согласно объявленному аукциону в газете «Благовещенск» *** от *** администрацией города было приобретено всего 11 жилых помещений и реализованы выделенные из областного бюджета средства. Квартиры предоставлены *** года сиротам: ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО6, ФИО12, ФИО5, ФИО13, ФИО4, ФИО17, ФИО14

Исходя из конституционно-правового смысла, изложенного в Определении Конституционного суда РФ от ***г. *** следует, что переданные органу местного самоуправления полномочия, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Поскольку в настоящее время на учете в качестве нуждающихся по категории сирот стоит около 100 человек, следовательно, выделенных денежных средств на обеспечения всех сирот недостаточно.

Поскольку, ФИО15 в силу закона, исполняет переданные полномочия лишь в переделах выделенных на их реализацию денежных средств, учитывая, что на настоящий момент сирот нуждающихся в жилом помещении около 100 человек в г. Благовещенске, а выделенные ФИО15 субвенции в ***. на реализацию переданных полномочий уже реализованы на приобретение 11 жилых помещений (которые распределены между сиротами и сироты сняты с учета), следовательно, предусмотренных законом оснований для возложения на ФИО15 обязанности по обеспечению жильем истца в отсутствии объективной возможности у муниципалитета, не имеется.

Таким образом, ФИО15, действуя в пределах полномочий, предоставленных ей законом, осуществляет все юридически значимые действия для приобретения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в пределах выделенных субвенций. Вины органа местного самоуправления в том, что указанных денежных средств в ***. выделено ФИО15 недостаточно, в связи с чем, ФИО7 не обеспечена жилым помещением, нет, ФИО15 является ненадлежащим ответчиком.

Представители третьих лиц - ФИО18, ФИО19 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. В силу ч.3 ст. 167 ГПК РФ суд определил: рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав помощника прокурора г. Благовещенска, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со свидетельством о рождении серии *** родителями ФИО7 *** года рождения, являются ФИО3, умерший *** года (свидетельство о смерти выдано ***. ***), ФИО1, умершая *** года (свидетельство о смерти выдано *** г. ***).

Постановлением мэра г. Благовещенска от *** г. *** установлена опека над ФИО7 ее бабушкой - ФИО2, истица включена в списки на внеочередное предоставление жилого помещения по достижению совершеннолетия либо по окончанию учебного заведения.

В *** году она закончила ***, ей выдан диплом о среднем профессиональном образовании *** от *** года.

*** года она обратилась в ФИО15 с заявлением о предоставлении ей жилья, однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено. Зарегистрирована она в квартире бывшего опекуна по ***.

По сообщению управления федеральной регистрационной службы по Амурской области от ***г. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за ФИО7 права на объекты недвижимого имущества не зарегистрированы.

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», как указано в его преамбуле, определяет меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. К последним названный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.

При этом в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за *** года (вопрос ***) разъяснено, что достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 23-летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение. Следовательно, достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, основанием для отказа компетентными органами во внеочередном предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма не является.

Жилищный кодекс РФ регламентирует порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма.

Согласно ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев (ч.1). Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (ч.2). По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (ч.5).

Право таких лиц на получение жилого помещения конкретизировано Федеральным законом от *** года *** "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Согласно ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Однако в судебном заседании установлено, что жилое помещение истице до настоящего времени не предоставлено, что не оспаривалось представителем ФИО15.

Как указано в приведенной выше ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», такие дети жилой площадью обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства.

Прокурор просит обязать ответчика предоставить истцу жилое помещение в г.Благовещенске.

Согласно ст.20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Как следует из доводов истца в судебном заседании, по завершении учебы в учебном заведении жилое помещение истице ФИО15 предоставлено не было. В настоящее время она проживает в квартире опекуна в г. Благовещенске.

Поскольку истица проживает в г.Благовещенска и по месту жительства поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, следовательно она имеет право на обеспечение жилым помещением в г.Благовещенске.

Согласно ч.3 ст.4 Закона Амурской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством) однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства жилой площадью за счет средств областного бюджета.

Таким образом, суд приходит к выводу, что иск обоснованно предъявлен прокурором г.Благовещенска в защиту прав ФИО7 к органу местного самоуправления.

Как следует из доводов представителя ответчика, представленных в обоснование данных доводов документов, на 2010 год в областном бюджете было предусмотрено и выделено муниципальному образованию г. Благовещенск 155 826 500 рублей, на которые приобретено 11 квартир для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Поскольку ФИО15 в силу закона исполняет переданные полномочия лишь в пределах выделенных на их реализацию денежных средств, учитывая, что выделенные субвенции в 2010 году на реализацию переданных полномочий уже реализованы, следовательно, предусмотренных законом оснований для возложения на ФИО15 обязанности по обеспечению жильем истца не имеется.

Однако суд не может согласиться с приведенными возражениями, поскольку Закон Амурской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также иные нормативные правовые акты, на которые представитель ответчика ссылается, не устанавливают, что в случае отсутствия либо недостаточности финансирования органы местного самоуправления освобождаются от обязанности обеспечения жилыми помещениями.

Кроме того, вопросы финансирования касаются исключительно отношений между субъектом Российской Федерации - Амурской областью и органом местного самоуправления г.Благовещенска, участниками которых граждане не являются.

В силу ст.15, 18 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии со ст.5 ЖК РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.

Таким образом, недостаточность средств из областного бюджета на приобретение жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не может служить основанием ограничения указанных прав этих детей.

В соответствии со ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Постановлением мэра г.Благовещенска от *** года *** установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма в размере 18,0 кв. метра на одного члена семьи.

Таким образом ФИО7 имеет право на предоставление ей по договору социального найма жилого помещения в г.Благовещенске не менее 18 кв. метров.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам).

Иных требований к жилому помещению, предоставляемому по договору социального найма, ЖК РФ не предусматривает.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что требования прокурора г. Благовещенска в защиту интересов истицы о предоставлении ей по договору социального найма отвечающего установленным требованиям жилого помещения в г.Благовещенске общей площадью не менее 18 кв. метров подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора г. Благовещенска в интересах ФИО7 удовлетворить.

Обязать ФИО15 вне очереди предоставить ФИО7 жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, в г. Благовещенске, общей площадью не менее 18 кв. метров, в пользование по договору социального найма.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение десяти дней.

Судья А.В. Горбаконенко

-32300: transport error - HTTP status code was not 200