Дело ***
Р Е Ш Е Н И Еименем Российской Федерации
*** года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Афанасьева Д.Н.,
при секретаре Новожиловой А.В.,
с участием представителя истца Крючковой С.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ФИО3 о ликвидации некоммерческой организации,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилось в суд с настоящим иском, в обоснование заявленных требований указало, что ФИО3 зарегистрирована как некоммерческая организация Администрацией г. Благовещенска *** года, регистрационный номер ***. Сведения о присвоении организации основного регистрационного номера отсутствуют. За период с *** года по *** года ответчиком не представлялись сведения о продолжении деятельности, обновленные сведения о видах экономической деятельности, подлежащие обязательному включению в Единый государственный реестр юридических лиц. В частности, в соответствии с п.3 ст.32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», некоммерческая организация обязана предоставлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Кроме того, организацией не выполнены нормы п.п. «а» п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от *** года *** «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организации» представлению документов, содержащих сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным. В нарушении указанных норм права в ФИО2 от организации за *** - *** годы не представлены отчет о деятельности некоммерческой организации и сведения о персональном составе руководящих органов (форма ***); уведомление о расходовании некоммерческой организацией денежных средств и об использовании иного имущества, включая полученные от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства (форма ***).Так же организацией не представлялись сведения о видах экономической деятельности, согласно Общероссийскому классификатору кодов экономической деятельности, утвержденного постановлением Госстандарта от *** года ***, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц. В соответствии с п.7 ст.32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 Федерального закона от *** года *** «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в течение трех дней со дня наступления таких изменений. Пунктом 7.9 устава организации, председатель фонда назначается сроком на три года. Согласно протоколу от *** года председателем был назначен ФИО1, но до настоящего времени полномочия председателя не подтверждены. Кроме того, *** года на основании приказа ***, ответчику было направлено уведомление о проведении плановой выездной проверки по месту нахождения и осуществления деятельности, но письмо было возвращено с отметкой «организация не значится». В адрес ответчика так же было направлено предупреждение об устранении нарушений законодательства от *** года ***, но письмо возвратилось за истечением срока хранения. Таким образом, организация по юридическому адресу не находится и сведения о новом адресе не представляла. Ответчиком неоднократно нарушались положения ст.32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», что в соответствии с п. 10 данного Закона, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации. Просит суд принять решение о ликвидации ФИО3 и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.
Представитель истца в судебном заседании поддержала заявленные требования, в обосновании пояснив об обстоятельствах, изложенных в иске.
В судебное заседание не явились представитель ответчика, третьего лица - ФИО4, о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского извещены надлежащим образом. Представитель третьего лица ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
При этом правовая позиция ФИО4 относительно исковых требований изложена в представленном письменном отзыве, в котором представитель третьего лица пояснил, что по Положению о федеральной налоговой службе, утвержденному Постановлением Правительства РФ от *** года ***, налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств. Статья 13.1 Федерального закона *** устанавливает, что некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от *** года *** «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного настоящим Федеральным законом порядка государственной регистрации некоммерческих организаций. Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций, или его территориальных органом. Таким органом является Министерство юстиции РФ, действующее на основании Положения о Министерстве юстиции РФ, утвержденного Указом Президента РФ от *** года ***, которое наделено правом принятия решения о государственной регистрации некоммерческих организаций. На основании данного решения вноситься соответствующая запись в соответствующий государственный реестр. Согласно п. 3 ст. 13.1 Федерального закона *** внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется в соответствии со ст.2 Федерального закона *** уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ФНС России в лице ее территориальных органов) на основании принимаемого уполномоченным органом или его территориальным органом решения о государственной регистрации. Единственным органом, который наделен правами внесения соответствующих записей в ЕГРЮЛ, в том числе в отношении некоммерческих организация, выступает налоговый орган - ФИО4. По распоряжению, выносимому ФИО2 о ликвидации юридического лица и исключении юридического лица из Единого государственного реестра, налоговый орган в соответствии с наделенными полномочиями обязан до исключения организации из ЕГРЮЛ проверить полноту выполнения организацией налоговых обязательств, во избежание нарушения организацией последних, а также прав и законных интересов лиц, работающих по найму. Следовательно, решение суда и как следствие распоряжение истца о ликвидации юридического лица и исключении его из единого государственного реестра не дают возможности ФИО4 реализовать свои непосредственные функции возложенные государством. Порядок ликвидации юридического лица определен ст.ст. 61-65 ГК РФ. Считает, что при отсутствии доказательства наличия факта неоднократных и существенных нарушений ответчиком закона и его вины в совершении данных нарушений, отсутствуют обстоятельства, указывающие на необходимость принятия в отношении ответчика крайней меры ликвидации. По данным ФИО4, сведения о присвоении ФИО3 основного государственного регистрационного номер (ОГРН), отсутствуют. По данным ФИО4 ответчик состоит на учете, по состоянию на *** года имеет задолженность по налоговым платежам, общий размер которой составляет 266 рублей 57 копеек. Просит отказать в удовлетворении требований.
Настоящее гражданское дело рассмотрено при данной явке в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на создание, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией некоммерческих организаций регулируются Федеральным законом от *** года *** «О некоммерческих организациях».
Согласно ст. 2 указанного закона некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.
Статьей 7 Федерального закона от *** года *** определено понятие фонда, которым признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.
Судом установлено, что *** года состоялось учредительное собрание некоммерческой организации Амурского Фонда развития балета «Галатея», на котором было принято решение о создании указанной некоммерческой организации, был утвержден Устав организации и выбраны руководящие председатель Фонда - ФИО1, заместитель председателя Фонда - ФИО0
Учредители ФИО3 обратились в администрацию г.Благовещенска с заявлением о государственной регистрации фонда, представив соответствующий пакет учредительных документов.
По результатам рассмотрения представленных документов администрацией г.Благовещенска зарегистрирована некоммерческая организации Амурского Фонда развития балета «Галатея», регистрационный номер *** от 04*** года.
С *** года Указом Президента РФ от *** года *** в Положение о Министерстве юстиции РФ, утвержденного Указом Президента РФ от *** года *** внесены дополнения, согласно которым организация деятельности по государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций вменена Минюсту России.
Согласно п. 3, п. 7 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», некоммерческая организация обязана представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в п.1 ст. 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. В частности, к таким сведениям относятся: адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом; дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, или в случаях, установленных законом, дата получения регистрирующим органом уведомления об изменениях, внесенных в учредительные документы; фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии; идентификационный номер налогоплательщика, код причины и дата постановки на учет юридического лица в налоговом органе; коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.
В силу п.п. «а» п. 2 Постановления Правительства РФ от *** года *** «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организации» срок предоставления документов, содержащих сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
В нарушении указанных норм права, как следует из искового заявления, в ФИО2 от организации за *** - *** годы не представлены отчет о деятельности некоммерческой организации и сведения о персональном составе руководящих органов (форма ***); уведомление о расходовании некоммерческой организацией денежных средств и об использовании иного имущества, включая полученные от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства (форма ***). Так же организацией не представлялись сведения о видах экономической деятельности, согласно Общероссийскому классификатору кодов экономической деятельности, утвержденного постановлением Госстандарта от *** года ***ст, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц. Не подтверждены полномочия председателя Фонда ФИО1, назначенного на основании протокола от *** года, который избирается согласно п. 7.9 устава сроком на три года. Кроме того, организация не представила сведения о новом адресе, поскольку уведомление о проведении плановой выездной проверки, предупреждение об устранении нарушений законодательства от *** года ***, направленные по месту нахождения и осуществления деятельности, возвращены с отметками «организация не значится», « за истечением срока хранения».
Из материалов дела следует, что сведения о включении в базу данных Единого государственного реестра юридических лиц регионального уровня и присвоении основного государственного номера (ОГРН) в отношении ФИО3 отсутствуют.
Согласно информации ФИО4, ФИО3 состоит на налоговом учете инспекции.
В соответствии с п.п. 37, 38, 43, 81 п. 6 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) РФ, утвержденного приказом Министерства юстиции РФ от *** года ***, Управление принимает решение о государственной регистрации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений и их структурных подразделений, местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, религиозных учреждений и организаций, образованных указанными централизованными религиозными организациями, а также иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций); выдает зарегистрированной некоммерческой организации свидетельство о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц, полученное от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию юридических лиц, а также свидетельство о государственной регистрации, подтверждающие факт государственной регистрации региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций, а также иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций); ведет реестр зарегистрированных некоммерческих организаций, в том числе отделений и иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений и их структурных подразделений, местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, религиозных учреждений и организаций, образованных указанными централизованными религиозными организациями, а также иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций) в соответствующем субъекте Российской Федерации; обращается в суд с заявлениями о ликвидации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций, о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица.
При этом судом не могут быть приняты во внимание доводы представителя ФИО4 о невозможности удовлетворения требований ФИО2 об исключении общественной организации из Единого государственного реестра юридических лиц, по основаниям того, что сведения о включении в базу данных ЕГРЮЛ и присвоения основного государственного регистрационного номера (ОГРН) в отношении ФИО3 отсутствуют.
Как было установлено судом, сведения о ФИО3 не были внесены в Единый государственный реестр юридических лиц в связи с чем, исключение недействующего юридического лица (фонда) из Единого государственного реестра юридических лиц в результате исполнения судебного решения о ликвидации фонда осуществляется путем внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Кроме того, полномочия органа, принявшего решение о государственной регистрации некоммерческой организации, которым в данном случае является ФИО2, на обращение в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации в случае неоднократного непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», прямо регламентируется положениями данного закона.
Учитывая изложенное, а так же принимая во внимание, что в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ ответчиком не представлены суду доказательства информирования уполномоченного органа, осуществляющего контроль за соответствием деятельности некоммерческой организации целям, предусмотренным ее учредительными документами, и законодательству Российской Федерации, о своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, данных о руководителях, документов, содержащих сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, в связи с чем, суд полагает, что исковые требования ФИО2 подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление ФИО2 удовлетворить.
Ликвидировать ФИО3, зарегистрированный Администрацией г. Благовещенска *** года, регистрационный номер ***.
Исключить запись о регистрации ФИО3 из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий Д.Н. Афанасьев