Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма



Дело ***

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

*** года город Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Никитина В.Г.,

при секретаре ФИО0,

с участием помощника прокурора города Благовещенска Маловичко Е.Е., истца ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Благовещенска, действующего в интересах ФИО3, к ФИО5 о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Благовещенска, действуя в защиту прав и законных интересов лица из числа детей и детей, оставшихся без попечения родителей, ФИО3 в порядке ст. 45 ГПК РФ, обратился в Благовещенский городской суд Амурской области с данным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что *** года в прокуратуру г.Благовещенска поступило заявление ФИО3, *** года. рождения о нарушении ФИО5 её жилищных прав (как сироты) в связи с непредоставлением жилья, а также с просьбой о защите её жилищных прав и интересов в судебном порядке.

Проведенной проверкой установлено, что ФИО3 осталась без попечения родителей, так как отец ФИО4 решением Благовещенского городского суда от *** года лишен родительских прав, мать ФИО2 умерла *** года. Родители своего жилья не имели, поэтому за несовершеннолетней жилье не закреплялось.

Постановлением мэра г.Благовещенска от *** г. *** ФИО3 определена в детское государственное учреждение и включена в списки на внеочередное предоставление жилого помещения по окончанию учёбы.

С *** по *** год ФИО3 обучалась в ФГОУ СПО Благовещенский техникум физической культуры г.Благовещенска. На основании приказа *** от *** года была отчислена.

Однако до настоящего времени ФИО5 не выполнила обязанность по предоставлению ФИО3 жилья во внеочередном порядке, в связи с чем, нарушило её жилищные права.

На основании изложенного просит обязать органы местного самоуправления в лице ФИО5 предоставить ФИО3 жилое помещение в черте города Благовещенска, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв. метров по договору социального найма.

В судебном заседании помощник прокурора г.Благовещенска на удовлетворении заявленного требования настаивал, пояснив об обстоятельствах, изложенных в исковом заявлении.

Истица ФИО3 в судебном заседании заявленные в ее интересах требования прокурора поддержала, подтвердив, что своего жилья не имеет, в настоящее время с ребенком проживает временно у посторонних лиц.

Представитель ФИО5 в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в отзыве просит рассмотреть дело без его участия.

В обоснование своей позиции представитель ФИО5 представил письменный отзыв, из которого следует, что администрация *** с требованиями прокурора не согласна, поскольку обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно п.3 ст. 4 Закона Амурской области от ***г. *** «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Закона Амурской области от ***г. ***), на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления.

На *** год городу Благовещенску предусмотрено субвенций в сумме 15826,5 тысяч рублей (Приложение *** к Закону Амурской области от *** года ***), в связи с чем, ФИО5 в газете «Благовещенск *** от ***-*** объявлен аукцион на приобретение 11 жилых помещений на указанную выше сумму. Указанные 11 жилых помещений были приобретены и предоставлены *** года 11 сиротам.

Поскольку в настоящее время на учете в качестве нуждающихся по категории сирот стоит около 100 человек, выделенные денежные средства на *** год городу Благовещенску реализованы, а приобретенные квартиры распределены между сиротами, следовательно ФИО5 является не надлежащим ответчиком по делу, поскольку ФИО5 в силу закона исполняет переданные ей полномочия лишь в пределах выделенных на их реализацию денежных средств.

Таким образом, ФИО5, действуя в пределах полномочий, предоставленных ей законом, осуществляет все юридически значимые действия для приобретения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в пределах выделенных субвенций. Вины органа местного самоуправления в том, что указанных денежных средств в *** г. выделено ФИО5 недостаточно, в связи с чем, ФИО3 не обеспечена жилым помещением, нет. На основании вышеизложенного, ФИО5 просит суд в иске прокурору г. Благовещенска, действующему в интересах ФИО3 - отказать.

Представители третьих лиц - Министерства Финансов Амурской области, Министерства образования и науки Амурской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. В силу ч.3 ст. 167 ГПК РФ суд определил: рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от *** года ***, статьей 45 ГПК РФ, статьей 27 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов граждан может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; обеспечение права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Как следует из имеющихся материалов дела, настоящее исковое заявление подано в суд в интересах ФИО3 на основании ее обращения в прокуратуру города Благовещенска с просьбой о защите ее жилищных прав. В этой связи прокурор города Благовещенска имеет право на подачу настоящего иска.

В судебном заседании установлено, что ФИО3 *** года рождения осталась без попечения родителей, так как отец ФИО4 решением Благовещенского городского суда от *** года лишен родительских прав, мать ФИО2 умерла *** года, что подтверждается свидетельством о смерти ***, выданным *** года отделом ЗАГСа по г.Благовещенску и Благовещенскому району. Родители своего жилья не имели, поэтому за несовершеннолетней жилье не закреплялось.

На основании постановления мэра *** от *** г. *** ФИО3 определена в детское государственное учреждение и включена в списки на внеочередное предоставление жилого помещения по окончанию учёбы.

С *** по *** год ФИО3 обучалась в ФГОУ СПО Благовещенский техникум физической культуры г.Благовещенска. На основании приказа *** от *** года была отчислена.

По сообщению Управления Росреестра по Амурской области от *** года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за ФИО3 права на объекты недвижимого имущества не зарегистрированы.

Согласно ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев (ч.1). Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (ч.2). По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (ч.5).

Право таких лиц на получение жилого помещения конкретизировано Федеральным законом от *** года *** "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», как указано в его преамбуле, определяет меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. К последним названный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.

Согласно ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Однако в судебном заседании установлено, что жилое помещение истцу до настоящего времени не предоставлено, что не оспаривалось представителем ФИО5

Как указано в приведенной выше ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», такие дети жилой площадью обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства.

Прокурор просит обязать ответчика предоставить истцу жилое помещение в г.Благовещенске.

Согласно ст.20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Поскольку истец осталась без попечения родителей, проживает в г.Благовещенске, следовательно, она имеет право на обеспечение жилым помещением в г.Благовещенске.

Согласно ч.3 ст.4 Закона Амурской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством) однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства жилой площадью за счет средств областного бюджета.

Таким образом, суд приходит к выводу, что иск обоснованно предъявлен прокурором г.Благовещенска в защиту прав ФИО3 к органу местного самоуправления.

Как следует из доводов представителя ответчика, на *** год в областном бюджете предусмотрено и выделено муниципальному образованию г.Благовещенск 15 826 500 рублей. На основании объявленных аукционов в газетах «Благовещенск» *** от *** - *** ФИО5 приобретено 11 жилых помещений, которые предоставлены *** года 11 детям-сиротам. Таким образом, выделенные из областного бюджета средства реализованы. Поскольку ФИО5 в силу закона исполняет переданные полномочия лишь в пределах выделенных на их реализацию денежных средств, учитывая, что выделенные субвенции в *** году на реализацию переданных полномочий уже реализованы, следовательно, предусмотренных законом оснований для возложения на ФИО5 обязанности по обеспечению жильем истца не имеется.

Однако суд не может согласиться с приведенными возражениями, поскольку Закон Амурской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также иные нормативные правовые акты, на которые представитель ответчика ссылается, не устанавливают, что в случае отсутствия либо недостаточности финансирования органы местного самоуправления освобождаются от обязанности обеспечения жилыми помещениями.

Кроме того, вопросы финансирования касаются исключительно отношений между субъектом Российской Федерации - Амурской областью и органом местного самоуправления г.Благовещенска, участниками которых граждане не являются.

В силу ст.15, 18 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии со ст.5 ЖК РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.

Таким образом, недостаточность средств из областного бюджета на приобретение жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не может служить основанием ограничения указанных прав этих детей.

В соответствии со ст.50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Постановлением мэра г.Благовещенска от *** года *** установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма в размере 18,0 кв. метра на одного члена семьи.

Таким образом, ФИО3 имеет право на предоставление ей по договору социального найма жилого помещения в г.Благовещенске не менее 18 кв. метров.

В соответствии с ч.2 ст.15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам).

Иных требований к жилому помещению, предоставляемому по договору социального найма, ЖК РФ не предусматривает.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что требования истца о предоставлении ей по договору социального найма отвечающего установленным требованиям жилого помещения в г.Благовещенске общей площадью не менее 18 кв. метров подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора города Благовещенска, действующего в интересах ФИО3, удовлетворить.

Обязать ФИО5 предоставить ФИО3 жилое помещение в черте города Благовещенска, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 18 квадратных метров на условиях социального найма.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято *** года.

Председательствующий Никитин В.Г.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200