Решение о восстановлении нарушенного права



Дело ***

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

*** года г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Фирсовой Е.А.,

при секретаре ФИО0,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФИО2 о восстановлении нарушенного права, взыскании недоплаченной пенсии с учетом соответствующего районного коэффициента,

У с т а н о в и л:

ФИО1 обратилась в суд с данным иском к ФИО2, в обоснование указав, что с *** года является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации, получает пенсию на основании закона от *** г. *** «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…, и их семей», регулирующего пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу. Согласно ст.ст. 43, 48 указанного Закона, в составе денежного довольствия для начисления пенсии учитываются должностной оклад, оклад по воинскому званию, процентная надбавка за выслугу лет. При этом к установленному размеру пенсии применяется районный коэффициент. На момент увольнения на пенсию размер пенсии был установлен с применением районного коэффициента 1,3. Но с *** года ответчик стал исчислять пенсию с применением районного коэффициента 1,2, ссылаясь на отсутствие федерального законодательного акта, устанавливающего размер районного коэффициента. Истец считает, что ее право на исчисление пенсии с применением районного коэффициента 1,3 следует из Федерального закона *** от *** г. «О статусе военнослужащих», согласно которому к денежному довольствию военнослужащих, проходящих службу по контракту в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими и экологическими условиями устанавливаются районные коэффициенты и выплачиваются процентные надбавки в размере и порядке, которые установлены федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации для граждан, работающих и проживающих в данных районах и местностях. Таким нормативным документом является постановление Правительства РФ от *** г. ***, которым ряду ведомств, в том числе Министерству обороны РФ предоставлено право применять районные коэффициенты к заработной плате гражданского персонала в пределах размеров коэффициентов, установленных для соответствующих территорий. На основании указанного постановления Правительства РФ был издан Приказ Министра Обороны Российской Федерации от *** г. ***, определивший, что в Амурской области для оплаты труда гражданского персонала воинских частей применяются районные коэффициенты, иные, чем ранее были установлены органами власти СССР в *** и *** годах. В частности, для местности, где проходил службу истец на момент увольнения на пенсию, этот коэффициент согласно приказу МО РФ от *** г. ***, составлял 1,3. Денежное довольствие истца исчислялось с применением данного коэффициента. Кроме того, постановлением Главы Администрации Амурской области и Президиума Совета федерации профсоюзов Амурской области от *** г. *** для г. Благовещенска был установлен районный коэффициент 1,3, который до настоящего времени применяется при оплате труда рабочих и служащих непроизводственных отраслей хозяйства, федеральным служащих, а также военнослужащих, проходящих службу в ***. Истец считает, что ответчик, уменьшив размер районного коэффициента при исчислении пенсии, незаконно ограничил ее право на получение пенсии в гарантированном размере с применением районного коэффициента 1,3, установленного по последнему месту службы. В связи с этим истцу причинены убытки, вызванные недоплатой пенсии и ростом индекса потребительских цен. Истец просит восстановить ее право на получение пенсии с учетом районного коэффициента 1,3, взыскать с ответчика недополученную пенсию, исчисленную с применением районного коэффициента 1,3 за период с *** года по *** года в размере 18 606 рублей 82 копейки.

Из возражения на исковое заявление, представленное представителем ответчика, следует, что ответчик иск не признал, в обоснование своей позиции указал, что истец не проходил службу в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, поэтому оснований для назначения ему пенсии с районным коэффициентом 1,3, установленным постановлением Совета Министров СССР, Президиума ВЦСПС от *** г. ***, не имелось. На момент назначения пенсия истца подлежала исчислению с применением районного коэффициента 1,2, установленного постановлением Совета Министров ССР и Президиума ВЦСПС от *** г. ***. В период, указанный истцом, его пенсия исчислялась в соответствии с действующим законодательством, так как при расчете пенсии применяемый районный коэффициент был уменьшен с 1,3 до 1,2, приведен в соответствие с действующим законодательством. При назначении пенсии районный коэффициент 1,3 был применен ошибочно. Выплата истцу пенсии с применением районного коэффициента 1,2 с *** г. соответствует действующему законодательству и не является нарушением социальных гарантий истца. Просили в иске истцу отказать в полном объеме.

Решением Благовещенского городского суда от *** года исковые требования ФИО1 были удовлетворены, восстановлено право ФИО1 на исчисление пенсии с районным коэффициентом 1,3, на ФИО2 возложена обязанность производить ФИО1 исчисление пенсии с применением районного коэффициента 1,3, с ФИО2 в пользу ФИО1 взыскана недоплаченная пенсия за период с *** года по *** года в размере 18 606 рублей 82 копеек.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от *** года решение Благовещенского городского суда было отменено, дело направлено на новое рассмотрение.

Истец, представитель ответчика в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, из письменного ходатайства истца следует, что она просит рассмотреть дело в её отсутствие, представитель ответчика о причинах неявки в судебное заседание суду не сообщил, в силу ч. 4, 5 ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы гражданского дела и пенсионного дела *** ФИО1, суд пришел к следующим выводам.

Согласно удостоверению серии *** от *** года ФИО1 является военным пенсионером, ей назначена пенсия с *** года.

Как видно из дела, и не оспаривается ответчиком, на день увольнения на пенсию истцу был установлен районный коэффициент 1,2, который применяется при расчете пенсии истца ответчиком до настоящего времени. Указанные обстоятельства также подтверждаются расчетом на пенсию за выслугу лет от *** года, подписанного военным комиссаром, и расчетами пенсии истца, что подтверждается личным дело истца. Служба истца до увольнения на пенсию проходила в районах Амурской области, не относящихся к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, что истцом не оспаривалось в судебном заседании.

Согласно ст. 39 Конституции РФ государственные пенсии устанавливаются законом.

В соответствии со ст. 48 Закона РФ *** от *** г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, государственной пожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», пенсионерам, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих устанавливаются районные коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям и повышения, кроме предусмотренных статьей 45 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего районного коэффициента, установленного в данной местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

Названный Закон не дает права органам государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать районные коэффициенты, применяемые при выплате пенсий из федерального бюджета военным пенсионерам.

Поскольку до настоящего времени нет федерального закона, устанавливающего размер районных коэффициентов, следует применить нормативные акты Союза СССР, поскольку они не противоречат Конституции РФ и законам РФ.

Районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих непроизводственных отраслей для местностей, в которых истец проходил службу, установлен постановлением Совета Министров СССР от *** г. *** «О введении районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены», а также постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, Президиума ВЦСПС от *** г. *** «О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения». Согласно указанным документам, районный коэффициент в Амурской области (кроме районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей) составляет 1,2.

Суд не может согласиться с доводами истца о том, что его право на получение пенсии с районным коэффициентом 1,3 установлено Законом «О статусе военнослужащих», так как названный Закон не устанавливает каких-либо районных коэффициентов, подлежащих применению в расчете пенсии. Из ч. 5 ст. 13 указанного Закона следует, что понятие «отдаленная местность» применено относительно высокогорных районов, пустынных и безводных местностей, к которым не относятся местности, в которых проходил военную службу истец.

Само по себе получение надбавки к денежному содержанию за службу в отдаленной местности и льготное исчисление выслуги лет не свидетельствует о том, что при исчислении пенсии может применяться районный коэффициент 1,3.

В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от *** г. *** "О некоторых мерах по социально - экономическому развитию районов Севера" Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Советов народных депутатов автономных округов по согласованию с соответствующими профсоюзными органами было предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории (автономный округ, город, район) минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов.

В этом же документе предусмотрено, что затраты на указанные цели осуществляются за счет средств предприятий и организаций, бюджетов республик, входящих в состав РСФСР, автономных округов, местных бюджетов.

На основании данного постановления Главой Администрации Амурской области и Президиумом Совета федерации профсоюзов Амурской области принято постановление *** от *** г. «О районных коэффициентах к заработной плате рабочих и служащих», согласно которому предприятиям и организациям было предоставлено право вводить к заработной плате рабочих и служащих минимальный размер районного коэффициента в размере 1,30. Там же установлено, что затраты на эти цели должны производиться за счет средств предприятий и организаций, а также средств местных бюджетов - при наличии средств, предусмотренных местными бюджетами.

Таким образом, районный коэффициент в размере 1,3 был установлен органом государственной власти субъекта Российской Федерации и не являлся единым районным коэффициентом, установленным федеральным законом. Затраты на выплату пенсий с учетом районного коэффициента в размере 1,3 при обстоятельствах, на которые ссылается истец, федеральным бюджетом не планировались.

Согласно Закону от *** г. *** финансирование пенсий военнослужащих осуществляется за счет средств федерального бюджета. Следовательно, районные коэффициенты к пенсиям военнослужащих также могут быть установлены только федеральным законодательством.

Данная правовая позиция выражена Верховным Судом Российской Федерации в решении от *** г. (***).

Учитывая изложенное, суд считает обоснованными доводы ответчика о том, что при назначении истцу пенсии с *** года районный коэффициент в размере 1,2 был применен обоснованно, в соответствии с действующим законодательством.

Учитывая, что установление размера районного коэффициента 1,2 при исчислении пенсии за выслугу лет истца произведено в соответствии с требованиями законодательства, оснований для применения повышенного районного коэффициента для исчисления пенсии по выслуге лет истца не имеется, суд приходит к выводу, что доводы истца о нарушении ее прав неверным исчислении пенсии за выслугу лет не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела по существу, в связи с чем в удовлетворении требований ФИО1 о восстановлении права на исчисление пенсии с учетом соответствующего районного коэффициента 1,3, взыскании недоплаченной пенсии с учетом соответствующего районного коэффициента за период с *** года по *** года в размере 18 606 рублей 82 копеек следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ФИО2 о восстановлении нарушенного права на исчислении пенсии с учетом районного коэффициента 1,3, обязании производить начисление пенсии на будущее время с применением районного коэффициента 1,3, взыскании недополученной пенсии за период с *** года по *** года в сумме 18 606 рублей 82 копеек - отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение десяти дней с момента принятия в окончательной форме, то есть *** года.

Председательствующий: Е.А. Фирсова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200