Дело ***
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации*** года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе: председательствующего судьи Бабича В.В., при секретаре ФИО0
С участием: представителя истца ФИО2
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФИО9 о внесении изменений в расчет размера социальной выплаты по государственному жилищному сертификату,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 в обоснование иска указал, что является пенсионером МВД РФ, уволенным в запас по состоянию здоровья, и вместе с членами семьи имеет право на льготное получение жилой площади посредством государственного жилищного сертификата (субсидии) на приобретение жилья на семью, состоящую из пяти человек. Согласно списку военнослужащих, уволенных в запас или отставку и стоящих в очереди на улучшение жилищных условий, в муниципальном образовании ***, ФИО1 состоит в очереди под ***. Истец и члены его семьи являются участниками подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты на ***-*** годы», входящей в состав Федеральной целевой программы «Жилье» на ***-*** годы. В состав семьи истца входят ФИО4 (жена), ФИО7 (дочь), ФИО3 (дочь), ФИО8 (внук). *** года ФИО9 на имя истца был оформлен Государственный жилищный сертификат о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья серии *** и направлен для вручения через ФИО10 Амурской области. Однако во время ознакомления с содержанием сведений, указанных в сертификате, выяснилось, что расчетный показатель общей площади жилого помещения на истца с учетом четырех совместно проживающих с ним членов семьи составил 21,9 кв.м. общей площади жилого помещения. Исходя из этого, размер социальной выплаты на приобретение жилья, составил 735840 руб. исходя из расчета 28000 руб. (норматив стоимости 1 кв.м. общей площади жилья на *** года по Российской Федерации) х 1,2 (коэффициент к нормативу стоимости 1 кв. м общей площади жилья) х 21,9 кв.м. (показатель общей площади жилья). После ознакомления, истец потребовал у представителя ФИО10 направить сертификат в ФИО9 для внесения изменений, однако получил немотивированный отказ. После этого, истец отказался получать данный сертификат. В соответствии с Порядком выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выделяемых военнослужащим, увольняемым с военной службы, гражданам, уволенным с военной службы, а также гражданам, подлежащим переселению из закрытых и обособленных военных городков, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от *** года *** (действующим в редакции постановления Правительства Российской Федерации от *** года ***), сертификаты выпускаются и погашаются Министерством финансов Российской Федерации. Выпуск и распределение бланков сертификатов осуществляются на основании приказа Министерства финансов Российской Федерации по заявке государственного заказчика Программы в пределах бюджетных назначений, предусмотренных на эти цели. Согласно указанному выше порядку, показатель общей площади жилого помещения для семьи ФИО1 составляет 90 кв.м. (18 х 5). Поэтому истец просит обязать ФИО9 в 3-х дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу внести изменения в расчет размера социальной выплаты на приобретение жилья по государственному жилищному сертификату серии ГУ *** в части определения показателя общей площади жилого помещения, указав в расчете вместо 21,9 кв.м., 90 кв.м. общей площади жилого помещения.
В судебном заседании представитель истца ФИО2 на иске настаивал. Суду пояснил, что семья истца состоит из пяти человек, поэтому показатель общей площади жилого помещения для семьи ФИО1 должен составлять 90 кв.м. При расторжении брака, дочерью истца было произведено отчуждение принадлежавшей ей квартиры в пользу бывшего супруга. Однако эти действия были произведены в *** году, то есть до утверждения Постановлением Правительства РФ от *** года *** Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на *** - *** годы, которыми установлены последствия отчуждения жилого помещения участниками программы. Кроме того, после отчуждения дочерью истца жилого помещения прошло более пяти лет.
Истец ФИО1, представитель ответчика ФИО9, представитель третьего лица ФИО10 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом. Истец, воспользовавшись правом, предоставленным ч. 1 ст. 48 ГПК РФ, обеспечил явку в суд представителя. Представитель ответчика в телефонограмме просит рассмотреть дело без своего участия. Представитель третьего лица о причинах неявки не сообщил, доказательств уважительности причин неявки не представил. Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
В телефонограмме от *** года представитель ответчика ФИО9 ФИО6 указал, что расчет размера социальной выплаты причитающейся ФИО1 на приобретение жилья по государственному жилищному сертификату был рассчитан исходя из показателя жилой площади 21,9 кв.м., в связи с отчуждением его дочерью в *** году принадлежавшей ей квартиры, общей площадью 68,1 кв.м. (90 кв.м. (5х18) - 68,1 кв.м.).
Выслушав доводы представителя истца, исследовав представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела ФИО1 проходил военную службу и *** года уволен с военной службы по состоянию здоровья.
В соответствии со ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до *** года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством, а также за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ч.2).
Из материалов дела следует, что ФИО1 признан нуждающимся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и состоит в очереди с *** года в ФИО10.
Постановлением Правительства Российской Федерации от *** года *** утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на *** *** годы.
В рамках указанной программы была принята подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".
Формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на *** - *** годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от *** года ***, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на *** - *** годы установлен Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на *** *** годы, утвержденными Постановлением Правительства РФ от *** года *** (далее - Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов).
Из материалов дела следует, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от *** года *** ФИО1 включен в число участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы «Жилище» на *** *** годы по категории военнослужащих, уволенных с военной службы в запас.
*** года ФИО1 обратился на имя мэра г.Тынды с заявлением (рапортом) о выдаче государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории Амурской области на состав семьи четыре человека, с учетом жены - ФИО4, дочери ФИО3, дочери ФИО3, внука ФИО8
На основании договора социального найма ФИО1 и члены его семьи занимают 2-х комнатную квартиру, площадью 54,5 кв.м., по адресу: ***
*** года ФИО1 написано обязательство об освобождении в 2-х месячный срок с даты приобретения им жилого помещения посредством реализации государственного жилищного сертификата со всеми совместно проживающими с ним членами семьи жилого помещения по адресу: ***, занимаемого по договору социального найма.
*** года ФИО9 на имя ФИО5 оформлен государственный жилищный сертификат о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья серии ГУ ***.
Согласно данному сертификату ФИО1 предоставлена социальная выплата для приобретения жилого помещения в размере 735840 руб., исходя из показателя общей площади жилого помещения 21,9 кв.м.
Заявитель с данным решением не согласен. Полагает подлежащей применению при расчете размера социальной выплаты для приобретения жилья по государственному жилищному сертификату общую площадь жилья исходя из расчета 90 кв.м. (18 кв.м. х 5).
В соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов размер социальной выплаты рассчитывается соответствующим федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 12).
Социальная выплата предоставляется в размере, эквивалентном расчетной стоимости жилого помещения исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности (п. 13).
Из материалов дела следует, что семья ФИО1 состоит из пяти человек, в том числе жена ФИО4, дочь ФИО7, дочь ФИО3, внук ФИО8
Решением Тындинского районного суда от *** года ФИО8 признан членом семьи ФИО1 применительно к подпрограмме «Государственные жилищные сертификаты» на ***-*** гг., входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на ***-*** годы.
В соответствии с п. 16.2. Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в случае отчуждения гражданином - участником подпрограммы, указанным в подпунктах "а" - "ж" пункта 5 настоящих Правил, жилого помещения, принадлежащего ему и (или) членам его семьи на праве собственности (за исключением случая, указанного в подпункте "в" пункта 16.1 настоящих Правил), или принятия ими решения не отчуждать такое жилое помещение, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и общей площадью жилого помещения, отчужденного или оставленного для дальнейшего проживания.
Согласно доводам представителя ответчика расчет размера социальной выплаты причитающейся ФИО1 на приобретение жилья по государственному жилищному сертификату был рассчитан исходя из показателя жилой площади 21,9 кв.м., в связи с отчуждением его дочерью в *** году принадлежавшей ей квартиры, общей площадью 68,1 кв.м. (90 кв.м. (5х18) - 68,1 кв.м.).
Представителем истца данные доводы не оспаривались.
Между тем, Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, содержащие положение, регламентирующее порядок расчета размера социальной выплаты в случае отчуждения гражданином - участником программы принадлежащего ему жилого помещения (п. 16.2) были утверждены Постановлением Правительства РФ - *** года, то есть по истечении двух лет после отчуждения членом семьи истца - участника подпрограммы принадлежавшего ей жилого помещения.
Также после отчуждения членом семьи истца жилого помещения введен действие с ***г. ЖК РФ, предусматривающий, что при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет (ч.8 ст.57 ЖК РФ).
Ранее действующее законодательство таких положений не предусматривало.
Поскольку нормы гражданского, в том числе жилищного законодательства по общему правилу не распространяют свое действие на отношения, возникшие до их вступления в силу, если иное не установлено этим актом (ст.4 ГК РФ, ст.6 ЖК РФ), следовательно оснований для применения при расчете размера социальной выплаты по государственному жилищному сертификату для приобретения ФИО1 жилого помещения положения п. 16.2. Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов к сделке, совершенной до введения в действие данного положения, не имелось.
Следовательно на ФИО9 в трехдневный срок со дня вступления решения в законную силу подлежит возложению обязанность внести изменения в расчет размера социальной выплаты, причитающейся ФИО1 на приобретение жилья по государственному жилищному сертификату, заменив показатель общей площади жилого помещения на 90 кв.м.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ
РЕШИЛ:
Обязать ФИО9 в трехдневный срок со дня вступления решения в законную силу внести изменения в расчет размера социальной выплаты, причитающейся ФИО1 на приобретение жилья по государственному жилищному сертификату, заменив показатель общей площади жилого помещения на 90 кв. метров.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд в течение десяти дней через Благовещенский городской суд.
Председательствующий В.В. Бабич